0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Французский истребитель dassault rafale

Французский многоцелевой истребитель Dassault Rafale

Dassault Rafale — французский многоцелевой истребитель 4-го поколения, разработанный компанией Dassault Aviation. Данная машина является полностью французским проектом – двигатели, вооружение, авионика, а также собственное производство и на данный момент является крайним самолетом, созданным без американской или другой иностранной помощи. Разработку самолета Rafale начали в 1983 году, за 2 года до того как во Франции официально вышла из программы создания перспективного европейского истребителя FEFA, который позже получил название Eurofighter 2000. Rafale, как и Eurofighter, предназначен для использования в качестве ударного истребителя-бомбардировщика и перехватчика, способного выполнять задачи завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны, а также нанесения бомбовых ударов по наземным объектам.

В 1983 году фирмой «Dassault» в рамках национальной программы был разработан экспериментальный боевой самолет Avion de Combat Experimentale (ACX). Франция из проекта EFA вышла из-за того, что ее вооруженные силы, и особенно военно-морской флот, хотели получить компактную и легкую машину, масса которой составляла около 8 тыс. кг. Демонстрационный прототип ACX весом 9,5 тыс. кг в то время доводился. Впервые в воздух он поднялся 4 июля 1986 г. и помог проверить аэродинамическую схему, характеристики, конфигурацию, систему дистанционного управления, а также конструкцию с широким применением композитных материалов для проекта Avion de Combat Tactique.

Позже ACX переименовали в Rafale A. Первоначально он оснащался двумя двухконтурными турбореактивными двигателями General Electric F404-GE-400. После 460 испытательных полетов, которые включали посадку на палубу авианосца «Клемансо» (касание и уход на второй круг), один двигатель (левый) заменили на SNECMA M88-2, который был разработан специально для Rafale.

Истребитель Rafale выполнили по схеме «утка», имеет среднерасположенное треугольное крыло, с высокорасположенным передним горизонтальным оперением. Крыло оснащено двухсекционными предкрылками и односекционными элевонами.

Основным материалом для крыла служат углепластики. Законцовки консолей и обтекатель стыка крыла и фюзеляжа изготовлены из кевлара – предкрылки из титановых сплавов. 50% фюзеляжа сделано из углепластиков; для боковых панелей обшивки использован алюминиево-литиевый сплавов. Всего в конструкции планера Rafale на долю композитов приходится 20% по площади и 25% по массе. В результате, масса планера уменьшилась на 300 килограмм.

Для военно-морских сил Франции был разработан палубный вариант истребителя получивший обозначение Rafale М. Он отличается усиленной конструкцией шасси и планера, наличием под хвостовой частью фюзеляжа тормозного гака, встроенной выдвижной лестницей и так далее. На конце киля установлена система Telemir, которая обеспечивает обмен данными между навигационным оборудованием авианосца и навигационной системой самолета. Истребитель Rafale М в результате всех доработок стал тяжелее Rafale С на 500 кг.

Самолеты Rafale оснащаются шасси, выпускаемым компанией Messier-Dowty. На самолетах Rafale модификаций С и В основные опоры имеют по одному пневматику, а передняя – два пневматика. На палубном Rafale М передняя опора самоориентирующаяся. При буксировке она разворачивается почти на 360 градусов.

На истребителях Rafale все опоры убираются вперед. Все колеса оснащаются углеродными тормозами производства Messier-Bugatti.

На одноместных Rafale С и М кабина оборудуется катапультным креслом Martin-Baker Mk.16, которое обеспечивает безопасное покидание самолета на земле при стоянке. Фонарь открывается в правую сторону на шарнирах вбок. В кабине управления на приборной доске располагается три цифровых жидкокристаллических многофункциональных дисплея. В центре расположен тактический дисплей, служащий для вывода пилотажно-навигационной информации и информации, получаемой от различных датчиков. По бокам расположены дисплеи отображающих информацию о работе двигателей, гидравлической, топливной, кислородной и электрической систем, а также другого оборудования.

Силовая установка Rafale – два двухконтурных турбореактивных двигателя Snecma М88-2Е4. Тяга каждого 4970 кгс (на форсажном режиме — 7445 кгс). Для фирмы Snecma разработка двигателя М88 была достаточно сложной задачей. Заказчику был необходим двигатель, способный надежно работать при маневренном воздушном бое и при скоростном прорыве системы противовоздушной обороны на малой высоте. Тех. требованиями предусматривалось большой ресурс, низкий расход топлива на различных режимах полета и высокое отношение тяги и массы. Snecma предпочла двухвальный двигатель, который впоследствии должен был стать родоначальником двигателей третьего поколения французского производства.

Официально программа разработки двигателя М88 началась в 1986 году. В феврале 1989 года состоялось первое стендовое испытание двигателя, а в феврале 1990 года были начаты летные испытания на демонстрационном Rafale А. Окончательная сертификация произошла в 1996 году.

Для получения двигателя с высокими характеристиками разработчики использовали в конструкции двигателя различные передовые технологии. Например, диски компрессора изготавливали монолитно с лопатками, в конструкции турбины высокого давления применялись монокристаллические лопатки, для изготовления дисков турбин применили порошковую технологию. В конструкции двигателя использованы керамические покрытия, малоэмиссионная камера сгорания и композиционные материалы. Перед создателями ТРДДФ поставили задачу по обеспечению минимально возможной тепловой заметности истребителя и уменьшению дымления, чтобы снизить визуальную заметность.

При создании двигателя был использован многоэтапный подход.

На одноместных истребителях Rafale С и М во внутренних баках размещается 5900 литров топлива, а на двухместном Rafale В – 5300 литров. На 5 из 14 узлов внешней подвески возможно размещение подвесных топливных баков различной емкости. На 4 подкрыльевых узлах подвешиваются топливные баки емкостью по 1250 литров, а на центральном – емкостью 2000 литров.

Пушечное вооружение самолетов Rafale из 30-миллиметровой пушки Nexter DEFA 791B скорострельность которой составляет 2500 выстрелов в минуту. Боезапас — 125 бронебойно-зажигательных трассирующих патронов OPIT с донным взрывателем.

Ракетное вооружение состоит из:
— ракет класса «воздух—воздух»: AIM-9, AIM-132, AIM-120, MICA, «Мажик» II, MBDA Meteor;
— ракет класса «воздух—поверхность»: «Апач», Storm Shadow, AM.39, AASM, ASMP с ядерной боеголовкой.

Испытания и боевое применение

Экспериментальный истребитель Rafale А совершил первый полет в июле 1986 года. Первый самолет в варианте Rafale С (одноместный истребитель-перехватчик) в воздух поднялся в мае 1991 г., а первый палубный самолет Rafale М, предназначающийся для вооружения французских авианосцев, взлетел в декабре того же года. Согласно плану серийного производства ВМС и ВВС Франции будет поставлено 86 и 235 самолетов соответственно.

Первое боевое применение Rafale состоялось в марте 2007 г. во время натовской операции в Афганистане. Кроме того данные самолеты начиная с марта 2011 г. самолеты использовались в операции НАТО в Ливии против войск Каддафи.

Эксплуатация Rafale не обошлась без происшествий.
6 декабря 2007 года выполнявший тренировочный полет истребитель модификации Rafale B, летевший с военно-воздушной базы Сен-Дизье, в 18:30 разбился около населенного пункта Невик (центральная часть Франции). Причиной крушения стал сбой в электродистанционной системе управления полетом. Капитан Эммануэль Морьюзе – пилот самолета погиб.

24 сентября 2009 года два истребителя модификации Rafale M в 30 километрах от города Перпиньян упали в результате столкновения в Средиземное море. Авария произошла в 18:10, во время возвращения машин на авианосец «Шарль де Голль». Причиной катастрофы, согласно информации Бюро расследований происшествий при минобороны, стал человеческий фактор. Пилот одного истребителя, капитан второго ранга Франсуа Дюфло погиб. Пилот второго, капитан третьего ранга Жан Бофиль катапультировался.

28 ноября 2010 года истребитель модификации Rafale M, возвращаясь на «Шарль де Голль» упал в Аравийское море после выполнения боевого задания заключавшегося в поддержке коалиционных сил в Афганистане. Авария случилась в 100 километрах от побережья Пакистана. Причиной послужила техническая неисправность. Катапультировавшегося пилота подобрал спасательный вертолет.

2 июля 2012 года Французский палубный истребитель Rafale во время учений разбился. Инцидент произошел в Средиземном море с машиной, базировавшейся на «Шарль де Голле». Пилот катапультировался и был подобран американским вертолетом. В Средиземноморье осуществлялись совместные учения французских и американских авианосцев.

Rafale стоит на вооружении ВВС и ВМС Франции.
Военно-воздушные силы приняли самолет на вооружение в 2006 году. По состоянию на 2012 год принято 38 машин модификации Rafale В и 37 машин Rafale С.

Военно-морские силы приняли на вооружение Rafale М в 2004 году. По состоянию на 2012 год имелось 36 самолетов.

Кроме этого Rafale выиграл в индийском тендере, принимал участие в тендерах на поставку истребителей в Бразилию и ОАЭ. 31 января 2012 года Rafale одержал победу в международном тендере MMRCA

Читать еще:  Парадоксальная реальность. ВПО-208 (.366 ТКМ)

Модификации:
Rafale A – опытно-демонстрационный Rafale. Был несколько больше и тяжелее, по сравнению с самолетами Rafale C/M. Оснащался парой двигателями F404-GE-400 имеющих тягу 6800 кг (16 тыс. фунтов), на их базе разработали двигатель М88.
Rafale B – двухместный, наземного базирования. Заказывался как учебно-тренировочный вариант Rafale C, с сохранением всех функциональных возможностей.
Rafale C – многоцелевой боевой самолет наземного базирования. Первоначальное обозначение Rafale D, переименован в 1990 году. Военно-воздушные силы Франции затребовали 250 машин в одноместном и двухместном вариантах.
Rafale M – одноместный многоцелевой самолет авианосного базирования. Схож с Rafale C, но оснащается посадочным крюком, а также модифицированной носовой стойкой с изменяемой длиной. Военно-морские силы затребовали 86 машин.

Летно-технические характеристики Rafale:
Экипаж – 1—2 человека;
Длина самолета – 15,3 м;
Высота – 5,3 м;
Размах крыла – 10,9 м;
Площадь крыла – 45,7 м²;
Масса пустого самолета – 10000 кг;
Нормальная взлетная масса – 14710 кг;
Максимальная взлётная масса – 24500 кг;
Масса полезной нагрузки – 9500 кг;
Масса топлива – 4700 кг;
Масса топлива в подвесных топливных двигателей – 6700 кг;
Двигатель – 2 двухконтурных турбореактивных SNECMA M88-2 с форсажной камерой;
Сухая масса двигателя – 897 кг;
Максимальная тяга – 5100 кгс каждого двигателя;
Тяга на форсаже – 7500 кгс каждого двигателя;
Температура газов перед турбиной – 1577 °C;
Максимальная скорость – 1,8 Маха (1900 км/ч);
Боевой радиус (в варианте истребителя-перехватчика) – 1093 км;
Боевой радиус – 1800 км
Практический потолок – 15240 м;
Скороподъёмность – 305 м/с.

Dassault Rafale ─ грозный «Шквал» из прошлого века в современном небе

Ведущие военные разработчики разных стран почти одновременно, в 1980…90-ых годах прошлого века, пришли к мысли о необходимости создания среднего многоцелевого истребителя. Так в Европе появился проект Eurofighter Typhoon, в СССР начались работы над будущим МиГ-35. Однако французские военные конструкторы посчитали, что им необходим более легкий самолёт, способный выполнять те же функции и нести практически такое же вооружение.

Франция отказалась от дальнейшего участия её фирм в общеевропейском проекте Еврофайтер-2000 («Тайфун») и фирма Dassault Aviation начала разрабатывать истребитель «Шквал», прославившийся впоследствии как Dassault Rafale ─ грозная многоцелевая воздушная машина четвертого поколения, полностью разработанная французами.

История создания

Rafale, французский боевой самолёт, появился благодаря расхождениям военных доктрин западных стран: Германия и Англия хотели видеть в Еврофайтере-2000 могучее средство ПВО, новейший перехватчик, а Франция предпочла разработку самолёта, который смог бы заменить штурмовые «Миражи» серии «2000 D/N» или Étendard, Этандер (также разработанный фирмой «Дассо»).

Новейший истребитель и штурмовик должен был использоваться не только в обороне, но и для завоевания господства в воздухе, штурмовых ударов по наземным целям, завоевания воздушного превосходства.

Разработки нового «Боевого Экспериментального Самолета» (фр. «Avionde Combat Experimentale» или ACX) начались на выпускавшей Этандеры фирме еще до выхода Франции из общеевропейской программы Еврофайтер.

Сжато историю появления одной из лучших многоцелевых воздушных машин современности можно представить так:

  • 1983, фирма «Дассо» начинает разработки многоцелевого истребителя на базе «Тактического Военного Самолета»;
  • 1985, проекту присваивается название «АСХ»;
  • 1986, «Avion de Combat Experimentale» совершает первый пробный полёт;
  • 1987, проект получает название Rafale-А и турбореактивный двигатель французского же производителя «SNECMA»;
  • 1990, разработан и испытан одноместный Rafale C (от «Сhasseur», «охотник», как во Франции называют истребители) и Rafalе-В (двухместный);
  • 1991, испытательные полёты с посадкой на авианосец истребителя Rafale М с усиленным стойками шасси от «Бугатти» (Messier-Bugatti).

Где-то в районе 91-95 годов многоцелевой Rafale всё же перестал быть полностью французским, появилась небольшая, но важная импортная деталь: кресло для катапультирования Martin-Baker Mk.16 (US16E), этот разработанные на «Локхиде» образец был лучше любых французских аналогов.

С 1996 года началось масштабное производство Dassault Rafale сразу и для ВВС, и для военно-морских сил Франции, в 2004 (ВМС) и 2006 (ВВС) годах самолёт поступает на вооружение Пятой республики.

Конструкция истребителя-бомбардировщика

Рафаль принадлежит к классу однокилевых самолётов, оба двигателя расположены сзади. Выполнен по хорошо зарекомендовавшей себя еще на Миражах аэродинамической модели «утка» или «бесхвостка». При создании «Шквала» военные требовали от фирмы-производителя двух основных вещей:

  • самолет должен быть легче общеевропейского;
  • быть менее заметен для вражеских РЛС.

Инженерам из «Дассо Аваиасьон» удалось добиться элегантного решения поставленных перед ними задач, когда они решили использовать для корпуса самолёта и его крыльев три основных материала:

  • титан;
  • алюминиево-литиевые сплавы;
  • кевлар;
  • углепластик;
  • композиты.

Более 20% деталей (по массе более 25%) этого самолета изготовлены из композитов и углепластика. В итоге получилось не бездумное копирование американских stealth-технологий, а элегантное чисто европейское решение при внушительных общих ТТХ:

  • площадь крыла – 46 кв. м.;
  • размах крыла – всего 11 м (что значительно меньше аналогичной цифры у МиГов или американских многоцелевых истребителей);
  • длина ─ 15, 3 м;
  • масса (пустой самолет) ─ 9 тонн (морские, с индексом M ровно на 500 кг тяжелее);
  • масса (максимальная взлётная) ─ 21,5 тонны;
  • высота ─ 5,3 метра.

При этом машина способена развивать скорость до 2 тыс. км/час, подниматься на практическую высоту более 15 тыс. метров и технически способен выдерживать перегрузки до 9 g. Таким образом, новый многоцелевой аппарат способен совершать сверхзвуковые полёты и маневры на скорости более 1.4 М или свыше 1700 км/час. Самолет снабжен передним горизонтальным оперением для большей маневренности при резких разворотах в воздушных боях или ухода от зенитных снарядов или ракет типа воздух-воздух.

Создатели предусмотрели место и для запасных топливных баков, как подвесных (ПТБ), так и для конформных (КТБ). В случае полёта на сверхзвуке подвесные топливные баки предусмотрены меньших объемов, чем для операций на дальних расстояниях (соответственно по 1250 и 2000 л.).

Интересной особенностью самолёта являлось расположение параболических антенн авиационных РЛС: на перехватчиках их устанавливают, преимущественно, спереди, у истребителей их больше на корме. На Rafale же удачно совмещены эти схемы (позже ставшие обычными для многоцелевых проектов четвертого и «4+» поколений).

При этом радары французского истребителя оснащены с 2012 года фазированными антенными решетками (ФАР), как пассивными, так и активными (АФАР), что повышает его выживаемость.

Помимо традиционных средств РЛС, самолет снабжен такой интересной системой как разработанная специально для него SPECTRa. Название этой новейшей разработки расшифровываясь как «система защиты и предотвращения угрозам для Rafale».

Она включает в себя систему инфракрасных датчиков, предупреждающих о радиолокационном и лазерном облучении истребителя. И даже аппаратуру, способную подавлять вражеские средства РЭБ и лазерную подсветку.

Вооружение

Основное вооружение – автоматическая револьверная авиационная пушка типа «Nexter DEFA 791B» с боезапасом всего 125 патронов. Но пользуются ею крайне редко. Зато ракетное вооружение позволяет «Шквалу» как можно дольше не прибегать к этому «последнему доводу».

Может нести ракеты «воздух-воздух» типов:

  • французская ракета для малых дистанций MICA;
  • американская Сейндаундер или AIM-9 с инфракрасной головкой наведения;
  • американские же Хлопушки (Slammer) средней дальности AIM-120;
  • английские самонаводящиеся на инфракрасное излучение ASRAAM (AIM-132) для ближней дальности;
  • ультрасовременные ракеты Magique-II или Meteor.

Это вооружение для воздушных боев и достижения господства в воздухе. Для штурмовки наземных объектов могут быть установлены:

  • англо-французские авиационные крылатые ракеты Storm Shadow («Штормовая угроза»);
  • ракеты «воздух-поверхность» типа Апач, AM-39 или ASMP, причем на последние может быть установлена ядерная боеголовка.

В боевой вылет многоцелевой истребитель способен взять 12 бомб и от 8 до 12 (в зависимости от типа) ракет.

Как и было задумано, Dassault Rafale прекрасно вооружен как для воздушных боев, так и для штурмовки и подавления наземных объектов.

Современные модификации

На данный момент произведено всего 165 Рафалей, при этом они, как и требуется для многоцелевого военного самолета, достаточно сильно различаются по «специализации», так как разработано более десяти модификаций этого грозного воздушного судна. Однако если не считать модифицированные специально для ВВС Индии и Египта модели (индекс «BM» и «DM» для египтян и типы «BH», «DH» для индусов), основными типами Dassault Rafale на сегодня являются:

  • одноместные, типов «D» и «M» (наземного и морского базирования соответственно);
  • модификация для военно-морских сил типа Standart F2 (на вооружении с 2006 года);
  • авианосного базирования двухместный, с индексом N;
  • самолет для использования ядреных ракет, с индексом BM.

В эту классификацию попадают и первые «Шквалы», но Rafale типов «А» и «В», уже не производят, а ошибочно упоминаемый на большинстве сайтов вариант Rafale С давно переименован в Rafale D.

Боевое применение

Дассо Рафаль, наряду с устаревшими «Миражами» и другими западными самолетами авианосного базирования, проверил собственные силы в боевой операции западных союзников в Афганистане (первое боевое крещение «Шквала» наземного базирования типа «D») и во вторжении объединенных сил альянса в Ливию.

Во время последней боевой операции произошло разрекламированное западными СМИ событие: в составе боевой авиации сил западных союзников, многоцелевые истребители Rafale M авианосного базирования уничтожили шесть двадцать третьих МиГов и два «Крокодила» (вертолеты МИ-35).

Позднее появилась информация, что эти перехватчики и ударные вертолеты нашего производства действительно были уничтожены Рафалями, но при штурмовке аэродрома, а не в воздухе. Так что реального и серьезного воздушного противника (впрочем, как и новейшим российским или американским многоцелевым самолетам) Рафалю пока встретить не удалось.

Сейчас тип «М» авианосного базирования активно используются с борта флагмана французских ВМС, атомного авианосца Charlesde Gaulle в сирийской компании против ИГИЛ.

Любопытно, что в качестве штурмовиков на «Шарле де Голле» используются все же … те самые «общеевропейские» Супер-Этандеры, от работы над которыми Франция в своё время отказалась, а не Рафаль.

Интересен тот факт, что, несмотря на четыре катастрофы, в которых было безвозвратно утрачено пять Дассо Рафаль (в одном из инцидентов столкнулись два таких истребителя), сообщений о том, что какой-либо «Шквал» был сбит в боевой обстановке, как наш Су-24 в 2015-ом году, не поступало.

Все аварии с французскими «небесными ястребами» происходили из-за технических неполадок, или из-за невнимательности пилота, как последняя катастрофа на совместных франко-американских учениях 2012-го года.

Сравнительные ТТХ и ЛТХ по данным индийского салона 2012

Успешный многоцелевой «Dassault Rafale» прочно вошел в историю авиастроения и развития мировых Военно-Воздушных Сил. Это было доказано, в частности, победой конструкторов из «Дассо Авиасьон» над американскими производителями военных воздушных судов из «Локхида» и «Боинга», также как и над российским бюро «МиГ» на коммерческой выставке в Индии в 2012 году.

Подробная таблица данных по Индийскому авиасалону 2012, технические и летные характеристики Rafale в сравнении с другими, тоже очень известными марками воздушных боевых машин подобного класса:

«Французам ничего другого не остаётся»: как Париж модернизирует истребитель Dassault Rafale

Правительство Франции подписало с авиастроительной корпорацией Dassault Aviation контракт на разработку новой версии истребителя Dassault Rafale по стандарту F4. Об этом сообщает издание Defense News.

Часть работ планируется закончить в 2022 году, полностью проект будет завершён в 2024-м. Стоимость контракта составляет $2,3 млрд.

Согласно условиям сделки, с 2023 года в ВВС Франции поставят 28 самолётов, частично оборудованных согласно F4, ещё 30 полностью соответствующих новому стандарту машин ожидаются в 2027—2030 годах. Таким образом, Минобороны Франции рассчитывает обновить около 40% парка Dassault Rafale, который насчитывает 144 строевые машины в составе ВВС и Военно-морских сил страны.

Как утверждает министр обороны Франции Флоранс Парли, версия F4 будет приспособлена для ведения «сетецентрической войны», то есть боевых действий в условиях повышенной информационно-коммуникационной конкуренции.

В связи с этим модернизация Rafale предусматривает установку более совершенных элементов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) и возможность использования новых ракет класса «воздух — воздух» и «воздух — поверхность».

В настоящее время Rafale в войсках Франции эксплуатируется в основном в модификации F3-4+. В октябре прошлого года Dassault Aviation получила сертификат Агентства по оборонным закупкам (DGA) на более совершенную версию самолёта — F3-R, переход на которую должен начаться в течение 2019 года.

Dassault Rafale F4 сможет нести ракету большой дальности Meteor, лазерно-лучевую систему наведения (ЛСН) производства компании Thales, а также комплекс поражения Safran AASM, который позволяет с точностью до нескольких метров применять корректируемые авиационные бомбы и ракеты класса «воздух — поверхность» с лазерной и инфракрасной головками самонаведения.

Не уложились в требования

Разработка Dassault Rafale началась в первой половине 1980-х годов. Минобороны Франции стремилось унифицировать разношёрстный парк оперативно-тактической авиации. Перед разработчиком была поставлена задача создать экономичный многофункциональный самолёт небольшой массы.

Первоначально Париж планировал реализовать проект в кооперации с Великобританией, Германией или Италией. Однако договориться не удалось — взгляды специалистов из разных стран разошлись по поводу взлётной массы будущего «евроистребителя».

Презентация прототипа Dassault Rafale состоялась в декабре 1985 года, а в 90-х стартовали его лётные испытания. Опытно-конструкторские работы по самолёту затянулись из-за сокращения военного бюджета Франции. Минобороны было вынуждено урезать финансирование проекта нового самолёта и направить ресурсы на модернизацию 55 Dassault Mirage 2000 до версии F1CT.

В итоге серийное производство Dassault Rafale началось на рубеже 2000-х. Как утверждает разработчик, основными преимуществами истребителя являются эксплуатационная надёжность, высокая полезная нагрузка (до 9,5 т), ёмкие топливные баки, широкое использование цифровых технологий, компактный и лёгкий комплекс радиоэлектронной борьбы SPECTRA (250 кг).

Однако при разработке самолёта Dassault Aviation так и не смогла выполнить требования Минобороны по массе самолёта. В частности, ВМС Франции рассчитывали получить 8-тонный палубный истребитель. Однако первый прототип Rafale оказался на полтонны тяжелее, а масса серийного образца превысила 10 т.

Также конструкторы Dassault Rafale достаточно поздно начали работы по совершенствованию бортовой радиолокационной станции (БРЛС). В 2000-е годы на истребителях устанавливались станции с пассивной фазированной антенной решёткой (ФАР) с дальностью обнаружения целей до 100 км. Разработка новой БРЛС RBE2-AESA началась только в 2010 году и завершилась в 2016-м. За этот период французы увеличили показатель дальности обнаружения целей со 140 до 220 км.

Колоссальные инвестиции

Несмотря на срыв запланированных сроков ОКР по самолёту, эксперты отмечают, что Dassault Rafale смогла создать одну из лучших машин четвёртого поколения, обладающую к тому же значительным модернизационным потенциалом. По словам военного эксперта Юрия Кнутова, у французского истребителя хорошая динамика разгона, превосходная электроника и надёжный прицельный комплекс, но стоимость машины чрезмерно высока — даже с учётом всех этих достоинств.

«Главным недостатком Rafale я бы назвал его стоимость. Она перечёркивает едва ли не все преимущества истребителя и делает его неконкурентоспособным по соотношению цена — качество. Этот казус объясняется большими расходами на рабочую силу и высокими налогами в промышленном секторе Франции», — пояснил Кнутов.

В 1980-е годы Минобороны Франции планировало вложить в разработку нового истребителя 155 млрд франков (около €24 млрд), но в итоге к концу 1990-х годов инвестиции в этот проект достигли 320 млрд франков (€50 млрд).

Слишком высокой оказалась и цена одной серийной машины. Так, в СМИ встречается информация, что в 2000-е годы за один Dassault Rafale Минобороны Франции платило от $85 млн до $124 млн — в зависимости от модификации.

С учётом колоссальных инвестиций в Dassault Rafale, французы надеялись окупить проект за счёт экспортных контрактов. Однако в 2000-е Dassault Aviation не смог договориться о поставках своего детища в Швейцарию, Ливию, ОАЭ и Бразилию. В декабре 2011 года Жерар Лонге, занимавший тогда пост министра обороны Франции, заявил, что серийное производство истребителей будет закрыто, если до 2018 года Dassault Aviation не получит заказ от иностранного государства.

В январе 2012 года Dassault Aviation выиграла стартовавший ещё в 2007 году конкурс Минобороны Индии на поставку 126 лёгких многофункциональных боевых самолётов (MMRCA). В последующие годы Dassault Aviation заключила несколько контрактов с Египтом и Катаром по продаже Rafale.

Каир согласился приобрести 24 самолёта за €5,2 млрд, Доха — 36 машин за €6,7 млрд. Таким образом каждый французский истребитель обошёлся Египту в €216 млн, а Катару — в €241 млн. По словам Кнутова, астрономическая сумма сделок объясняется тем, что французы всегда включают в контракты расходы на сервисное обслуживание.

Реализация сделки с Индией обернулась большими проблемами для обеих сторон. Согласно требованиям конкурса, Дели должен получить 126 самолётов за сумму в пределах $12 млрд. Кроме того, обязательным условием была сборка 108 машин в Индии на мощностях Hindustan Aeronautics Limited (HAL).

После победы в конкурсе Dassault Aviation между двумя контрагентами возникли серьёзные разногласия по вопросам стоимости и производственной кооперации. В итоге в 2016 году глава правительства Индии Нарендра Моди одобрил заключение с французами контракта на покупку 36 самолётов Rafale за $8,7 млрд. Детали сделки были засекречены.

Решение Моди подписать контракт с Dassault Aviation вызвало в Индии политический скандал. Оппозиция обратила внимание на очевидное несоблюдение условий конкурса, а также на завышенную стоимость французских истребителей.

«Похоронить проект»

Боевые возможности Rafale неоднократно критиковала западная пресса. В августе прошлого года американское издание The National Interest опубликовало материал, посвящённый российскому многофункциональному самолёту Су-35. В статье утверждалось, что этот истребитель не оставит Rafale ни единого шанса в потенциальном бою.

«Это оценка соответствует действительности. Последние версии российских самолётов четвёртого поколения оснащены двигателями с управляемым вектором тяги. Это даёт неоспоримое преимущество в ближнем бою, а поражать цели на дальних расстояниях помогают РЛС с активной фазированной антенной решёткой и новые ракеты, которых у французов нет», — пояснил Кнутов.

Между тем Dassault Aviation не ограничивается лишь модернизацией своего основного проекта. Французская корпорация совместно с другими европейскими компаниями планирует разработать самолёт пятого поколения по схеме летающее крыло. Презентация концептуального облика истребителя состоялась в мае прошлого года. Специалисты Dassault Aviation считают, что новая машина откроет путь к появлению беспилотного боевого самолёта.

Юрий Кнутов скептически оценивает перспективы реализации европейского проекта самолёта пятого поколения. По его мнению, Dassault Aviation неизбежно столкнётся с проблемами в сфере кооперации с европейскими предприятиями. Собеседник RT выразил уверенность, что США будут оказывать огромное давление на Францию и другие государства, продвигая на европейском рынке свой F-35 Lightning II.

«Американцы сделают всё возможное, чтобы похоронить проект европейцев. Ведь французский самолёт — очевидный конкурент F-35. А если Dassault Aviation будет самостоятельно создавать новую машину, то её стоимость будет совсем астрономической. Французам ничего не остаётся, как продолжать модернизацию Rafale и пытаться продать свой истребитель кому-нибудь ещё», — резюмировал Кнутов.

Французский истребитель Dassault Rafale

Франция всегда входила в число ведущих авиационных держав мира, так было с момента появления первых самолетов. Французская авиация была одной из сильнейших во время Первой мировой войны, правда, потом французы несколько утратили свои позиции, что стало одной из причин оккупации во Второй мировой войне. После ее окончания французы начали активно воссоздавать национальные ВВС.

За послевоенный период французские авиастроители сумели создать множество успешных образцов авиационной техники. Основным производителем самолетов в стране является компания «Дассо Авиасьон» (Dassault Aviation), которую основал талантливый авиаконструктор и бизнесмен Марсель Дассо. Последним блестящим произведением этого признанного мастера стал многоцелевой истребитель Dassault Rafale.

«Рафаль» относится к четвертому поколению истребителей, этот самолет является полностью французским проектом, в его разработке не принимали участие иностранные компании, в нем нет комплектующих, произведенных в других странах. В настоящее время этот истребитель считается одним из лучших в мире.

Специалисты уверены, что Dassault Rafale, скорее всего, будет последним боевым самолетом, созданным полностью в одной европейской стране.

История создания

Разработка машины началась еще в 1983 году. Военные хотели получить новый единый боевой самолет, который мог бы выполнять широкий спектр задач, бороться с наземными, воздушными и надводными целями. В тот момент ситуация была такова, что «Дассо Авиасьон» могла и не спешить с разработкой новой машины: Франция располагала большим количеством новых и современных самолетов.

За два года до этого французы вышли из программы создания европейского истребителя FEFA. Причина была очень проста: Франция хотела получить легкий самолет (до 9 тыс. кг), который можно было бы размещать на палубе авианосца, остальные участники программы хотели разработать тяжелый истребитель.

Французским военным нужен был компактный истребитель с небольшим весом и низкими эксплуатационными затратами, который мог бы заменить целых семь разнообразных самолетов, состоявших на вооружении ВВС и ВМФ Франции в то время. Именно поэтому Rafale можно смело назвать уникальным самолетом.

При создании истребителя Rafale конструкторы компании «Дассо Авиасьон» использовали сорокалетний опыт работы над самолетом «Мираж». В «Рафале» очень легко увидеть черты этого истребителя.

В 1986 году свой первый полет совершил Rafale а, который называют опытно-демонстрационной модификацией самолета. По сути, это был прототип самолета, на котором отрабатывали различные конструктивно-технологические решения будущего истребителя.

В 1991 году в воздух поднялась следующая модификация «Рафаля» — Rafale С. Это был прототип одноместного истребителя-перехватчика. В том же году взлетел и Rafale М – самолет, созданный для размещения на авианосцах. Этот «Рафаль» отличался увеличенной массой и усиленной конструкцией шасси.

Данные модификации были приняты на вооружение ВМС Франции в 2004 году, а ВВС – в 2006. В 2009 году французские военные заказали еще 60 истребителей Dassault Rafale.

В 2011 году министр обороны Франции заявил о прекращении производства «Рафалей», но в начале следующего года компания «Дассо Авиасьон» выиграла крупный тендер на поставку 126 самолетов «Рафаль» для ВВС Индии.

По одной информации сумма контракта, подписанного с «Дассо Авиасьон», составляла 10,4 млрд долларов, а согласно другим данным, французская сторона должна была получить более 15 млрд долларов, включая деньги за обучение пилотов и обслуживание самолетов.

Восемнадцать первых машин компания «Дассо Авиасьон» должна была передать индусам в 2020 году, а остальные – изготовить на месте. В прошлом году появилась информация, что контракт отменен. Причиной этого стало значительное увеличение стоимости истребителей, а также отказ производителя передавать заказчику технологии производства машин.

Также появилась информация, что сейчас Индия рассматривает российские самолеты Су-30 в качестве дешевой замены французским машинам.

Модификации самолета

Всего существует шесть модификаций Dassault Rafale:

    • Rafale A: прототип машины, его еще называют опытно-демонстрационным образцом.
    • Rafale В: еще одна опытная модификация «Рафаля». Это двухместная учебно-тренировочная машина, которая полностью сохранила функциональные возможности.
    • Rafale С: одноместная машина наземного базирования.
    • Rafale М: многоцелевой одноместный истребитель палубного базирования.
    • Rafale N: двухместный самолет палубного базирования.
    • Rafale BM: многоцелевой самолет, предназначенный для доставки ядерного оружия.

Стоимость одной машины составляет от 84 до 124 млн долларов.

Боевое применение

«Рафаль» участвовал в реальных боевых действиях. Впервые в боевых условиях его применили в ходе кампании в Афганистане, которую проводило НАТО в 2007 году, затем эти самолеты использовались во время конфликта в Ливии в 2011 году.

Во время ливийской кампании «Рафали» уничтожили несколько самолетов МиГ-23 и вертолетов Ми-35.

За все время эксплуатации самолета произошло четыре катастрофы, в результате которых было потеряно пять самолетов, несколько пилотов погибло. Причинами инцидентов были как технические неполадки, так и человеческий фактор.

Конструкция самолета

Многоцелевой истребитель Rafale выполнен по схеме «бесхвостка», с треугольным крылом значительной площади с большими наплывами. В передней части машины располагается дополнительное высокорасположенное горизонтальное оперение.

Крыло имеет двухсекционные предкрылки и односекционные элероны. Часть крыла изготовлена из титановых сплавов, часть – из углепластиков.

Силовая установка – двухдвигательная, расположена в задней части самолета. Rafale – однокилевая машина.

При создании машины активно использовались композитные материалы. Одним из заданий, которое стояло перед конструкторами «Дассо Авиасьона», являлось снижение радиолокационной заметности истребителя. На композитные материалы приходится 20% площади самолета и 25% его массы. Кроме снижения заметности Rafale, это позволило получить и выигрыш в массе.

Следует отметить, что хотя конструкторы «Дассо Авиасьона» и уделили большое внимание снижению радиолокационной заметности самолета, они не стали копировать американский опыт в этом направлении, а пошли своим путем. В результате этого были найдены более простые и, главное, дешевые решения. Особо проблемные с точки зрения радиолокационной заметности части истребителя (передние кромки крыла и оперения, створки шасси) получили характерные пилообразные кромки, что значительно уменьшило их заметность.

Модификация для военно-морского флота отличается усиленной конструкцией шасси, специальным тормозным гаком на задней части истребителя, а также специальной системой Telemir, которая синхронизирует работу навигационных систем самолета и корабля. В результате таких изменений «морской» Rafale тяжелее сухопутной модификации на пятьсот килограмм.

Силовая установка самолета состоит из двух двухконтурных турбореактивных двигателей SNECMA M88-2-Е4, которые построены с использованием самых последних технологий и материалов, применяющихся в этой области.

У них монокристаллические лопатки турбин, малодымная камера сгорания, диски изготовлены из порошковых сплавов.SNECMA M88-2-Е4 имеет прекрасные характеристики, высокую управляемость, отличное соотношение развиваемой тяги к массе двигателя. SNECMA M88-2-Е4 имеет модульную конструкцию, что значительно облегчает его обслуживание и ремонт.

Разработка двигателей для этого истребителя была весьма непростой задачей. Заказчик требовал изделие, которое надежно работало при выполнении самолетом самых разных задач (маневренный воздушный бой, скоростной прорыв системы ПВО). При этом двигатель должен был иметь большой ресурс, отличную тяговооруженность и низкий расход топлива. SNECMA M88-2-Е4, установленный на «Рафале» стал первым французским турбореактивным двигателем третьего поколения.

Все самолеты Rafale оснащены шасси, изготовленные компанией Messier-Dowty, их опоры убираются вперед. Шасси истребителей наземного и палубного базирования отличаются, у последних они усилены.

Кабины одноместных «Рафалей» укомплектовываются катапультными креслами Martin-Baker Mk.16, фонарь кабины открывается вправо. Место пилота отличается отличной эргономикой. Данные о работе систем самолета и пилотажно-навигационная информация выводится на жидкокристаллические мониторы.

Rafale может «похвастать» новейшей электронной начинкой. На самолет установлена весьма продвинутая система БРЭО, которая состоит из БРЛС нового поколения Thales RBE2 с двухкоординатным электронным сканированием, а также оптическая система с лазерным дальномером и нашлемная система целеуказания. Есть и бортовая система РЭБ: французы считают, что предпочтительней подавлять системы ПВО противника, чем прятаться от них.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector