0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Eurofighter typhoon: европейский истребитель четвертого поколения

Eurofighter Typhoon: европейский истребитель четвертого поколения

В современной войне авиация играет одну из ключевых ролей. Ведущие военные державы миры имеют развитую авиационную промышленность и способны самостоятельно создавать боевые самолеты. Сегодня существует целый ряд государств (Индия, Турция, Иран), стремящихся в «высшую военно-политическую лигу», все они уделяют огромное внимание авиационной отрасли и стремятся любыми способами получить новейшие технологии в этой области. Умение строить боевые самолеты – это не только вопрос престижа, но и национальной безопасности.

В начале 80-х годов прошлого столетия европейский истребительный парк уже не соответствовал реалиям времени. Машины, созданные в 60-х годах (первого и второго поколения), выглядели явно устаревшими как морально, так и физически. В это же время в США уже началось серийное производство прекрасного многоцелевого истребителя четвертого поколения F-16, а в СССР работали над МиГ-29 и Су-27. Американцы настойчиво предлагали европейским союзникам F-16, но для Англии, Франции и Германии было позорным не иметь своего современного истребителя.

Кроме амбиций, большую роль сыграло и нежелание терять рабочие места в столь важной области, как авиастроение, да и европейские требования к истребителю четвертого поколения несколько отличались от американских. Поэтому примерно в одно и то же время в разных странах Европы начались работы по созданию нового боевого самолета. Позже они решили объединить усилия, что привело к появлению консорциума EFA, в который первоначально вошли ведущие авиапроизводители из Англии, ФРГ, Франции, Италии и Испании.

Результатом его работы стал европейский истребитель четвертого поколения Eurofighter Typhoon или EF2000. Его серийное производство началось в 2003 году. Сегодня эта машина стоит на вооружении ВВС Англии, Германии, Италии, Испании, Саудовской Аравии и Австрии. Планируется поставка этого самолета в Кувейт и Оман, большой интерес к EF2000 проявляет Индия.

«Еврофайтер Тайфун» выпускается в четырех различных модификациях, по одной для каждой страны, участвующей в проекте.

Отечественные и зарубежные эксперты считают, что на нынешний момент Eurofighter Typhoon – это один из лучших истребителей в мире. Последние модификации EF2000 можно отнести к поколению 4+ или даже 4++. На начало нынешнего года произведено 476 самолетов, стоимость одной машины составляет 123 млн долларов.

История создания

Как уже было сказано выше, в начале 80-х годов Европа имела серьезное отставание от США и СССР в качестве своих истребителей. Самолеты, созданные в США, не слишком подходили для европейцев по своим характеристикам: нужен был истребитель, способный бороться за господство в воздухе и решать задачи ПВО. Американские машины главным образом были ориентированы на решение ударных задач и не могли нести УР класса «воздух-воздух» средней дальности.

Разработкой нового истребителя занимались сразу несколько европейских компаний: Вае в Англии, МВБ и Дорнье в ФРГ и Дассо-Бреге во Франции. Проекты, над которыми они работали, имели сходные характеристики: создавалась простая и дешевая машина, со сравнительно небольшой взлетной массой и хорошей тяговооруженностью. Поэтому неудивительно, что очень скоро европейцы решили объединить свои усилия.

В 1983 году на совещании начальников штабов ВВС Франции, Германии, Великобритании, Италии и Испании было принято решение о создании консорциума «Еврофайтер», который бы занимался разработкой нового европейского истребителя.

Этот самолет в первую очередь планировался как перехватчик, с ракетным и пушечным вооружением на борту, способный наносить удары по наземным целям.

Следует сказать, что еще на этапе формирования тактико-технического задания для будущего истребителя между странами-участницами консорциума возникли серьезные разногласия. Французам нужен был самолет не только сухопутного, но и палубного базирования, поэтому они настаивали на уменьшении веса планера, что не устраивало других участников. По этой причине Франция покинула консорциум в 1985 году и занялась развитием собственной программы «Рафаль».

Евроистребителю нужен был новый двигатель с высокими показателями тяговооруженности. Для его разработки создали еще один консорциум, который получил название «Евроджет», в его состав вошли такие промышленные гиганты Старого Света, как Rolls-Royce, FiatAvio и MTU Aero Engines. Проект нового двигателя для истребителя получил название EJ200.

По мере продвижения работ к ним стали проявлять интерес небольшие европейские государства: Голландия, Дания, Норвегия, Бельгия.

В 1988 году был подписан контракт на проектирование самолета и постройку его первых образцов.

Окончание Холодной войны и распад Советского Союза не мог не отразиться на проекте создания нового самолета. Угроза глобальной войны с сильным противником, которая нависала над Европой почти половину столетия, ушла в прошлое. Стали раздаваться голоса, что программа (весьма недешевая, кстати) должна быть свернута. К тому же, многие эксперты заявляли, что новый самолет серьезно уступает гораздо более дешевому советскому МиГ-29.

Однако программу удалось отстоять, правда, количество заказов для консорциума было уменьшено. В 1991 году начались испытания самолета, а в 1994 – Eurofighter Typhoon совершил свой первый полет.

Изначально планировали построить 620 Eurofighter Typhoon, заказы неравномерно распределили между заводами четырех стран: Англия — 232 истребителя, Германия — 180 единиц, Италии достался 121 самолет. Испании доверили сборку 87 машин.

В 1998 году был подписан контракт на производство опытной партии самолета, а в 2000 году – завершились летные испытания истребителя и он был допущен к эксплуатации.

В 2002 году консорциум подписал контракт с правительством Австрии на поставку восемнадцати самолетов, но потом их количество было уменьшено до пятнадцати.

В 2003 году начались поставки всем странам-участницам консорциума истребителей EF2000 Tranche 1. Весной следующего года самолеты были официально приняты на вооружение. В том же году были подписаны контракты на поставку второй партии (транша) самолетов. Следует отметить, что истребители, относящиеся к Tranche 1 и Tranche 2, имеют существенные различия. На EF2000 Tranche 2 установили новый бортовой компьютер, улучшенный пакет авионики, более совершенную систему вооружения, позволяющую уничтожать наземные цели.

Потребность в создании многоцелевого самолета особенно остро проявилась после начала афганской кампании.

«Еврофайтер Тайфун» модификации Tranche 2 впервые поднялся в воздух в 2008 году. В настоящее время уже существует модификация Tranche 3, которая отличается увеличенной тягой двигателя, топливными баками, более совершенной бортовой ЭВМ, а также РЛС с фазированной решеткой.

Описание самолета

Eurofighter Typhoon – это многоцелевой истребитель, который должен стать основой европейских ВВС в первой трети XXI столетия.

Истребитель выполнен по аэродинамической схеме «утка», переднее горизонтальное оперение – цельноповоротное. Крыло треугольной формы, низкорасположенное, угол стреловидность передней кромки составляет 53 градуса. Для снижения заметности истребителя она выполнена из радиопоглощающего материала.

Закрылки и предкрылки – двухсекционные. Eurofighter Typhoon имеет однокилевое вертикальное оперение.

Тип фюзеляжа – полумонокок. Пилот защищен накладной броней от огня стрелкового оружия. Кабина летчика закрыта цельноформованным бескаркасным фонарем, который обеспечивает пилоту отличный обзор. В кабине установлено катапультируемое кресло, которое позволяет пилоту покидать самолет при любых скоростях и режимах полета.

Корпус EF2000 на 40% состоит из углепластиков, на 40% из различных сплавов алюминия, на 12% — из титановых сплавов. Композитные материалы составляют большую часть поверхности самолета (около 70%), что обеспечивает его низкую ЭПР.

Топливные баки расположены в фюзеляже и в кессонах консолей крыльев. На узлах внешней подвески могут быть размещены несколько подвесных баков. Есть система дозаправки топливом в воздухе.

Eurofighter Typhoon имеет трехопорное шасси с одноколесными стойками. Основные стойки убираются в сторону фюзеляжа, а передняя стойка – вперед. Конструкция шасси позволяет EF2000 садиться и взлетать со взлетно-посадочных полос с невысоким качеством покрытия. Для экстренного торможения самолет оснащен тормозным парашютом.

Читать еще:  Для неблагоприятных условий. Пулемётный прицел Trijicon CCAS

При создании истребителя EF2000 используются технологии «стелс». Самолет нельзя назвать полностью невидимым, но ЭПР значительно снижена. При разработке самолета перед конструкторами была поставлена задача уменьшить уровень ЭПР по сравнению с самолетом «Торнадо» в четыре раза.

Для достижения подобных характеристик в конструкции самолета были активно использованы композитные материалы, передние части двигателей маскируются особой конструкцией воздухозаборников, внешние подвески вооружения сделаны полуутоплеными. Начиная с 2020 года, Eurofighter Typhoon оснащается бортовой РЛС, изготовленной на основе фазированной решетки, которая имеет гораздо меньший уровень радиоизлучения.

Силовая установка Eurofighter Typhoon состоит из двух ТРДДФ Eurojet EJ 200, каждый из которых развивает тягу по 9.18 тс. При изготовлении EJ 200 используются самые современные технологии: диски из порошковых материалов, цифровая система управления, способная работать при любых режимах, монокристаллические турбинные лопатки, встроенная система диагностики. Камера сгорания имеет специальное керамическое покрытие, которое значительно увеличивает ее срок службы. Одна из главных особенностей двигателей самолета – их модульная конструкция, на демонтаж необходимо всего 45 минут.

«Еврофайтер» можно назвать одним из наиболее долговечных боевых самолетов. В первую очередь это касается его двигателя, конструкторы довели его ресурс до 10 тыс. часов работы.

Нерегулируемый воздухозаборник EF2000 расположен под фюзеляжем, он имеет криволинейную нижнюю кромку, что также уменьшает заметность самолета на экранах радаров. Воздухозаборник разделен вертикальной перегородкой на два независимых канала, каждый из которых питает один из двигателей.

Eurofighter Typhoon оснащен электродистанционной системой управления полетом (ЭДСУ) без резервной механической подводки. Во многом именно она обеспечивает высокую маневренность самолета, его устойчивость и безопасность пилотирования на предельных режимах.

Система управления вооружением состоит из инфракрасной системы переднего обзора PIRATE и многорежимной когерентной импульсно-доплеровской БРЛС ECR90. Система PIRATE устанавливается на узле внешней подвески и предназначается для поиска и определения воздушных и наземных целей.

Навигационная система истребителя – инерциальная, в ее состав входят кольцевые лазерные гироскопы, нашлемный прицел-индикатор, система анализа, опознавания и определения приоритета внешних угроз и другие компоненты.

Наиболее дорогим компонентом электроники самолета является его оборонная система DASS. Она собирает и анализирует информацию от многих датчиков, которые способны воспринимать лазерное или радиолокационное излучение. Также DASS управляет целым рядом элементов защиты (как пассивных, так и активных), среди которых передатчики помех, отстрел тепловых ловушек и дипольных отражателей, буксируемые ложные цели. Контейнеры с системой РЭБ находятся на концах консолей крыльев.

Истребитель имеет тринадцать узлов внешней подвески. Его обычное вооружение состоит из четырех управляемых ракет средней дальности, расположенных под фюзеляжем, и двух УР малой дальности, которые обычно размещаются на крайних узлах внешней подвески. Всего Eurofighter Typhoon может взять на борт до десяти ракет класса «воздух-воздух». Возможно размещение трех подвесных баков.

Пушечное вооружение «Еврофайтера» состоит из 27-мм автоматической пушки Маузер, она размещается в корневой части правого крыла.

Также самолет может брать на борт до 6,5 тыс. кг различных бомб.

Общая оценка проекта

Оценки истребителя Eurofighter Typhoon весьма противоречивы. Производители самолета не скупятся (это естественно) на самые хвалебные эпитеты по отношению к своему детищу. По их мнению, EF2000 с вероятностью в 82% выйдет победителем из поединка с российским Су-35, а его боевая эффективность равняется пяти самолетам МиГ-29. Также разработчики считают, что «Еврофайтер» по скорости разворота (М 1) превосходит Су-35, F-16C, МиГ-29 и французский истребитель «Рафаль».

Однако существуют и другие оценки EF2000. Несколько немецких авиационных экспертов пришли к выводу, что европейский истребитель уступает МиГ-29М как по возможностям БРЭО, так и по летным характеристикам.

Есть мнение, что истребитель Eurofighter Typhoon концептуально устарел еще до начала своего серийного производства. Такая точка зрения выглядит вполне обоснованно. В США и СССР работы по созданию истребителей четвертого поколения начались еще в середине 60-х годов, и в 80-х эти машины уже пошли в серийное производство. В это время европейцы только приступили к созданию машины.

В 1990 году свой первый полет совершил истребитель пятого поколения – американский F-22 Raptor. Сегодня эта машина выпускается серийно, и по многим параметрам она превосходит любой самолет предыдущего поколения.

Практически по всем характеристикам Eurofighter Typhoon проигрывает российскому истребителю Су-35, который относится к поколению 4++. В 2014 году этот самолет принят в эксплуатацию и выпускается серийно.

Сегодня авиапроизводители начинают задумываться над обликом истребителя шестого поколения, хотя его время наступит еще не скоро.

Несмотря на это, европейский «Тайфун», несомненно, является одним из лучших истребителем современности. Возможно, он и уступает по некоторым параметрам новейшим российским и американским машинам, но все равно Eurofighter Typhoon является весьма грозным противником.

На этом самолете впервые использована система ЭДСУ, рациональное использование технологии «стелс» значительно снизило его радиолокационную заметность, но не сделало его чрезмерно дорогим, Eurofighter Typhoon имеет сверхзвуковую крейсерскую скорость, что приближает его к машинам пятого поколения.

Все это указывает на очень высокий уровень европейского авиастроения. Если когда-нибудь европейцы решат построить истребитель пятого поколения, то их конкурентам (США, России и Китаю) придется несладко.

Eurofighter Typhoon

Галерея Typhoon

Eurofighter EF-2000 Typhoon (Еврофайтер Тайфун) – многоцелевой реактивный истребитель четвертого поколения, созданный европейским консорциумом Eurofighter в конце 1980-хх.

История Typhoon

В начале 1980-х годов ВВС европейских стран подошли к порогу морального устаревания парка истребителей: большинство машин, таких, как F-4 Phantom и F-104 Starfighter подлежали списанию. Проблема возникла с поиском замены: американские производители активно лоббировали поставки новых многоцелевых истребителей F-16 Fighting Falcon, однако, страны с развитым авиастроением не устраивала перспектива простой покупки в ущерб собственной промышленности и престижу. Тем не менее, разрабатывавшие собственные истребители Франция, Германия и Великобритания не смогли самостоятельно осилить создание своих истребителей, но, со-временем стало понятно, что требования к самолетам у них примерно одинаковые: самолеты, ориентированные в первую очередь на ведение борьбы за завоевание превосходства в воздухе и обеспечение ПВО, отличались относительной простотой, дешевизной, малой взлетной массой, высокой тяговооруженностью, возможностью применения ракет класса воздух — воздух среднего радиуса действия, короткими взлетом и посадкой.

В 1981 г. фирмы ВАе (Великобритания), МВВ (ФРГ) и Аэриталия (Италия) объединили усилия, а также наработанные теоретические и технические решения для создания единого боевого самолета, способного заменить устаревающие машины в ВВС этих трех стран. Планировалось, что с 1989 г. он должен заменить в серийном производстве самолет Panavia Tornado.

В 1983 г. работы по европейскому истребителю под проектным названием EFA вышли на качественно новый уровень: был образован консорциум Eurofighter со штаб-квартирой в Мюнхене. В него вошли фирмы DASA (ФРГ), ВАе (Великобритания), Аления (Италия), Дассо-Бреге (Франция) и СASА (Испания).

Формирование облика истребителя EFA началось в июле 1984 г. и завершилось к сентябрю 1986 г. Одним из главных требований к новому самолету было достижение высоких угловых скоростей разворота, а также наличие большого резерва тяги при полете на крейсерском режиме. Самолет EFA должен был иметь способность вести ракетный бой на малых и средних дистанциях с сохранением возможности наносить удары по наземным целям. При этом, руководствуясь опытом локальных войн 1960-80-х гг., было принято решение о значительном увеличении числа ракет на борту. Предусматривалась также установка пушки для ближнего боя.

При разработке истребителя равные приоритеты были отданы достижению высоких ЛТХ, автономности в боевых условиях, снижению уязвимости, повышению надежности и ремонтной технологичности, а также снижению стоимости жизненного цикла. Требования и стандарты, применявшиеся при создании нового самолета, были значительно выше, чем при создании таких самолетов, как Tornado, F-15, F-16 и F/A-18.

Еще на этапе формирования облика истребителя EFA между странами — участницами проекта возникли разногласия принципиального характера. Французская сторона считала, что самолет должен иметь несколько меньшую массу планера, так как предполагалось его использование как в сухопутном, так и в палубном варианте. В сентябре 1985 г. французы вышли из консорциума и начали разработку своей собственной программы Rafale.

Читать еще:  Штурмовая винтовка ФА МАС Ф1 (FA MAS F1, Fusil d'Assault Manufacture d'Armes de St. Etienne)

Видео Eurofighter Typhoon : Видео демонстрационного полета на авиасалоне Фарнборо 2012 год

После распада СССР и ОВД угроза военной конфронтации резко снизилась и многие политики стали ставить под сомнение перспективы консорциума Eurofighter – было непонятно, для защиты от кого нужно было создавать такой сложный и дорогой самолет. Однако, консорциуму удалось удержать позиции и в 1992 году было принято решение о начале поставок истребителей в ВВС стран-участниц уже под наименованием EF-2000. В результате пересмотра программы портфель заказов консорциума Еврофайтер составил 607 самолетов: 250 для Великобритании, 140 для Германии, 130 для Италии и 87 для Испании.

Тайфун является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из заказанных самолётов.

  • Alenia Aeronautica — Левое полукрыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • BAE Systems — Передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
  • EADS Deutschland — Центральная часть фюзеляжа, центроплан.
  • EADS CASA — Правое полукрыло, предкрылки.

Конструкция Typhoon

Конструктивные особенности истребителя отражают стремление разработчиков использовать последние мировые достижения в области самолетостроения и электроники. Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолет спроектирован по схеме с низкорасположенным треугольным крылом и отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками и предкрылками, поворотным передним горизонтальным оперением, вертикальным килем с рулем направления без стабилизатора. Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых — снижение сопротивления самолета на сверхзвуковых скоростях.

Тайфун, хоть и уступает по ряду характеристик лучшим истребителям США и РФ, тем не менее, имеет ряд революционных для своего времени характеристик: это первый боевой самолет, в котором применена технология ЭДСУ, многие элементы самолета разработаны с учетом технологии Стелс (невидимым самолет не стал, но его ЭПР значительно ниже многих аналогов по поколению), а так же, стоит отметить, что у EF-2000 сверхзвуковая крейсерская скорость, что является одним из обязательных требований к истребителям пятого поколения. Eurofighter Typhoon можно назвать одним из лучших истребителей четвертого поколения, что четко указывает на высокий уровень европейского авиастроения (детища Airbus можно и не упоминать). Если однажды руководство ЕС решит создать истребитель пятого поколения он, безусловно, станет серьезным конкурентом и F-22 и ПАК ФА T-50.

На конец 2013 года было выпущено в общей сложности более 400 истребителей Eurofighter Typhoon. Производство машин продолжается.

Виды на истребитель Eurofighter Typhoon

Выбираем лучший европейский истребитель четвёртого поколения

Истребителей пятого поколения мало, да и слишком они дорогие. Пока идеальным вариантом для формирования военно-воздушных сил остаются самолёты четвёртого поколения. Но какой же из них лучше? Мы разобрались.

Истребителей пятого поколения мало, да и слишком они дорогие. Пока идеальным вариантом для формирования военно-воздушных сил остаются самолёты четвёртого поколения. Но какой же из них лучше? Мы разобрались.

Что творится!

Странные пришли времена. В США количество ‘ title=>истребителей пятого поколения скоро перевалит за пять сотен. В Китае и России пятое поколение летает и потихоньку становится на вооружение. Свой проект есть у Японии и даже Ирана ( только не гуглите его на ночь глядя!). И лишь Европа молчит. Да, в 2012 году SAAB обмолвился о Flygsystem 2020, но с той поры ни слуху ни духу.

Как это так — страны, недавно претендовавшие на место в зале славы лучших военных авиапроизводителей, отстают уже на несколько лет?

И что теперь делать? Впрочем, неважно. Давайте лучше посмотрим на остатки былой роскоши — проекты четвёртого поколения, созданные в Европе, и устроим контрольную закупку этих летательных аппаратов

Первый раунд: выбор специалистов

Франция: « Дассо-Рафаль»

Двухдвигательный лёгкий многоцелевой истребитель, главная надежда французов в воздушном бою. Поднявшись на крыло в 2001 году, уже через три года он начал поступать на вооружение французских военных, вытесняя предыдущую разработку — « Дассо-Мираж» 2000.

Этот самолёт не может серьёзно похвастаться и выделиться из рядов конкурентов. Тяговооружённость не самая большая, управляемого вектора тяги нет. Есть бортовая радиолокационная станция с активной фазированной решёткой, но кого сейчас этим удивишь. Выгодно отличается лишь боевая нагрузка, составляющая солидные 9500 килограммов, что больше не только европейских, но и американских « коллег».

Ещё создатели активно рекламируют большое количество углепластика ( карбона, если по-нашему, дворовому) в конструкции самолёта. Однако хвастаться этим как-то слабовато. Хотелось бы сказать о выгодно отличающей его авианосной версии, но и тут вышла промашка. Оказалось, что двигатели истребителей требуют техобслуживания каждые 150 часов полёта. Причём в условиях авианосца такие работы не провести — нужно возвращаться в порт. Когда это выяснилось, военные моряки громко кричали и жестикулировали, самолёты забраковали, а с двигателями решили разобраться позднее.

Германия, Италия, Испания и Великобритания: « Еврофайтер Тайфун»

Едва ли не главная надежда Европы девяностых годов, « Еврофайтер Тайфун» рванул ввысь в 1994 году, и вплоть до начала эксплуатации в 2003-м говорили о нём с придыханием и нежностью. Тут все веяния последних лет: даже снижение радиозаметности, чтобы играть в « почти стелс». « Почти» — потому что внутренних отсеков для вооружения не предусмотрели, всё крепится снаружи, по старинке.

Топливо льют не только в фюзеляж, но и в крылья.

Горючка находится в кессонах консолей крыла. Отчасти благодаря этому удалось обеспечить боевой радиус в 1390 километров; впрочем, с теми же тремя подвесными баками, что и у « Рафаля».

Отклоняемого вектора тяги тут нет, но в будущем — если клиенты дадут денег на разработку — можно будет получить и его. Двигатели модульные, как сейчас модно — время замены всего около 45 минут.

Швеция: SAAB JAS-39 « Грипен»

Шведское небо раскрыло объятья первому « грифону» в далёком 1988 году. Эксплуатация же этих самолётов началась почти на десять лет позже, в 1997. Шведские военные, составляя техническое задание для инженеров « Сааб», проставили крестики во всех возможных графах: низкая радиозаметность, возможность использовать истребитель как разведчик и перехватчик, укороченный взлёт, эксплуатация с неподготовленных аэродромов, дешевизна и простота.

Инженеры не подкачали. Пусть двигатель всего один, размеры небольшие, а боевая нагрузка почти в два раза меньше чем у Rafale, зато остальные пункты выполнили — получите и распишитесь.

Самолёт дешёвый, простой и может похвастаться кокпитом, удивительно похожим на приборную панель автомобиля SAAB 9000 ( фирма-то почти та же самая). Особых чудес швед не показывает, но и не теряется. Отдельно стоит отметить и неплохую тяговооружённость.

Оценки:

Dassault Rafale — 4,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Второй раунд: народное голосование

В этом раунде все просто. Голосуют другие страны, используя рубли, доллары, франки или другую валюту. Больше продаж — больше очков. Впрочем, есть нюансы.

Франция: « Дассо-Рафаль»

Стоимость этого истребителя — 85-124 миллиона долларов. Да, недёшево, но продажи удалось разогнать за счёт победы в « матери всех тендеров» — индийском MMRCA ( Medium Multi-Role Combat Aircraft, « средний многофункциональный боевой самолёт». — Прим. ред.). 36 штук пропихнули Катару и 24 — Египту. Ну и сама Индия вроде как уже раскачалась на 36 французских « шквалов» ( планировалось, правда, 126, но это уже детали).

Германия, Италия, Испания и Великобритания: « Еврофайтер Тайфун»

Цена кусается: где-то на уровне 120 миллионов за тушку. Однако купец нашёлся и на этот товар. Помимо участвовавших в создании стран ( тут правило железное: участвовал в готовке — будешь есть) « тайфуны» приобрели Австрия, Саудовская Аравия и Оман. Также запущен процесс поставки в Катар и Кувейт. В общей сложности более шестисот самолётов порадуют своих хозяев.

Швеция: SAAB JAS-39 « Грипен»

Несмотря на очень сладкую цену в 48 миллионов долларов, покупателей не так много. И покупатели тут другие: из карманов достают последнее, торгуются, надеются на скидку. Венгрия, Чехия, ЮАР и Таиланд доверили своё небо шведским машинам, но стоит учитывать, что некоторые купить не смогли и договорились взять самолёты в лизинг. Хотела завести у себя « грифонов» и Швейцария, но народное голосование оказалось против.

Читать еще:  Снайперская винтовка Сако ТГР-21, Сако ТГР-41 (Sako TRG-21, Sako TRG-41)

Зато дальше дела пошли лучше: выиграли бразильский тендер, по которому скоро могут начаться поставки. Несколько штук приобретёт Болгария.

Оценки:

Dassault Rafale — 3,5

Eurofighter Typhoon — 4,5

JAS 39 Gripen — 3,5

Третий раунд: жестокая реальность

Что с перспективами? В целом они примерно одинаковые. Франция будет держаться за « рафали» до последнего, пытаясь пропихивать их в любой возможный тендер и надеясь на уже покрывающийся пылью « индийский вариант».

Шведы прочно заняли нишу « просто и недорого», а вот для « Тайфуна» гром грянул в феврале 2017 года. Тогда министр обороны Австрии обвинил создателей в мошенничестве и попросил вернуть пятнадцать уже поставленных самолётов, а на сэкономленные два миллиарда долларов закупить недорогих шведов. Впрочем, остальные пользователи были не столь категоричны в оценках проекта.

Жить четвёртое поколение будет ещё долго. Альтернатив почти нет: или бросать своё, с таким трудом созданное, и переходить на американские ‘ title=>F-35, или продолжать гордо нести изрядно потрёпанный флаг « Made in Europe. Мы умеем в авиацию».

Дубай-2011 ч.15 :Eurofighter Typhoon FGR4 он же EF2000.

Dubai airshow 2011
Как всегда использую информацию с сайтов
http://www.airwar.ru
http://ru.wikipedia.org/wiki
и других источников найденных мною в инете и литературе.

В настоящее время ведётся серийное производство истребителя. Самолёт поставлен на вооружение ВВС Германии, Италии, Испании и Великобритании. Австрия заказала 15 истребителей «Тайфун». Саудовская Аравия подписала контракт стоимостью 4,43 миллиарда фунтов стерлингов на поставку 72 самолётов.

Тайфун является уникальным боевым самолётом, который выпускается в четырех вариантах: по одному для каждого члена консорциума, в то же время все компании-подрядчики производят агрегаты для каждого из 620 заказанных самолётов.
** схема самолета

Alenia Aeronautica — Левое крыло, внешние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
BAE Systems — Передняя часть фюзеляжа (включая ПГО), фонарь, гаргрот, хвостовой стабилизатор, внутренние флапероны, задняя секция фюзеляжа.
EADS Deutschland — Центральная часть фюзеляжа, центроплан.
EADS CASA — Правое крыло, предкрылки.
Не,ну понимаю,если бы кто то делал крылья,кто то еще что-то,но делать правое крыло в одной стране,а левое в другой. Они у них по кругу не летают случайно:-)))
Производство разделено на три транша, которые в свою очередь делятся на партии и блоки, например, первый транш двухместных самолётов для ВВС Великобритании делится на две партии T1 и T1A.

Разработчики стремились использовать последние мировые достижения в области самолетостроения и электроники. Для обеспечения требуемого уровня маневренных характеристик, особенно на больших углах атаки, самолет спроектирован по схеме с низкорасположенным треугольным крылом (угол стреловидности 53 градуса) и отрицательным запасом устойчивости, двухсекционными закрылками и предкрылками, поворотным передним горизонтальным оперением (ПГО), вертикальным килем с рулем направления без стабилизатора. Такая схема обладает рядом преимуществ, основное из которых — снижение сопротивления самолета на сверхзвуковых скоростях.

Запас топлива размещается в фюзеляжных и крыльевых топливных баках, полностью занимающих кессоны консолей крыла.

На «Тайфуне» применена четырёхкратно резервированная цифровая электродистанционная система управления полетом, объединенная с системой управления двигателями. Она обеспечивает искусственную устойчивость и высокую маневренность, а также отклонение органов управления для достижения максимального аэродинамического качества на всех режимах и во всем диапазоне скоростей и высот полета.

Хотя новый истребитель не относится к категории летательных аппаратов, выполненных по технологии «стелс», при его проектировании был выполнен ряд конструктивно-компоновочных мероприятий, направленных на снижение эффективной поверхности рассеяния (ЭПР). При проектировании была поставлена задача снизить ЭПР самолета с передних ракурсов облучения РЛС в четыре раза по сравнению с аналогичным значением самолета Панавиа «Торнадо»

К числу указанных мер относятся: утопленные и маскируемые входными устройствами воздухозаборников входные каскады двигателей (сильный источник отражения электромагнитных излучений). Ряд важных по отражательной способности элементов конструкции самолёта (несущие плоскости, передние кромки элементов горизонтального оперения — канардов, и стабилизатора) отличаются большим размахом, в силу чего обладают хорошей отражательной способностью в переднем секторе.

Внешние подвески управляемых ракет выполнены полуутопленными, что позволяет частично экранировать конструкцией самолёта подвески ракет от падающего ЭМ излучения.
**

Лидирующие по отражательной способности участки и элементы конструкции истребителя «Еврофайтер» покрыты радиопоглощающими материалами, преимущественно разработки концерна EADS/DASA. К ним относятся: передняя кромка крыла, входные кромки и внутренние поверхности воздухозаборников, руль направления и примыкающие к нему поверхности и т. п.

У истребителя «Тайфун» нет внутренних отсеков вооружения. Вместо них используются узлы внешней подвески, ухудшающие показатели ЭПР, но, одновременно, позволяющие расширить номенклатуру и варианты применяемого вооружения.

Бортовая РЛС Captor, установленная на истребителе «Тайфун», относительно легко, сравнительно с более совершенными РЛС, обнаруживается по собственному излучению. Для уменьшения электромагнитных излучений РЛС на истребителе установлена автоматизированная система управления излучением EMCON.

Планами министерства обороны Германии предусматривается, начиная с 2012 года, оснащение истребителей «Еврофайтер» ВВС Германии улучшенной станцией Captor-E.

По данным ВВС Великобритании показатели ЭПР истребителя «Еврофайтер» лучше требований, выставленных к самолёту военно-воздушными силами.Согласно замечаниям BAE Systems, отражённый сигнал составляет приблизительно четвёртую часть от соответствующего значения самолёта «Торнадо».

Боевая эффективность истребителя-перехватчика «Еврофайтер» была продемонстрирована в конце 2004 года над территорией Британии. В ходе встречи двухместного британского «Еврофайтера» с двумя американскими истребителями F-15E по инициативе американцев имитировалось боевое столкновение. «Еврофайтеру» удалось за короткое время энергичным маневрированием обмануть «противника» и имитировать поражение обеих машин.

Согласно межправительственному соглашению четырех государств, Великобритания, Германия, Италия и Испания обязались участвовать в совместной разработке и последующем изготовлении двигателя нового поколения для истребителя «Еврофайтер». Двигатель модульный, среднее время демонтажа- 45 мин.

Тяга на форсаже 9097 кгс
Тяга сухая 6120 кгс
Расход топлива на безфорсажных режимах 0,745-0,813 кг на кгс в час
Расход топлива на форсаже 1,65-1,72 кг на кгс в час
Расход воздуха 76 кг/с
Температура газов перед турбиной 1840°К
Длина 4 м
Входной диаметр 740 мм
Масса 989 кг
Межремонтный ресурс 1000 часов
Назначенный ресурс 6000 часов

1983 год — начало программы разработки двигателя (EFA-Programm) на основе двигателя RB 199 многоцелевого самолёта «Торнадо». По другим данным, двигатель создается на базе экспериментального двигателя Rolls-Royce XG.40, стендовые испытания которого проводились в 1988 году.

1986 год — год основания консорциума Eurojet Turbo GmbH для проектирования, разработки и последующего выпуска двигателя EJ200. Основателями консорциума стали: Rolls-Royce (Великобритания), FiatAvio (Италия), ITP (Испания) и MTU Aero Engines (Германия). Консорциум Eurojet Turbo GmbH располагается в местечке Hallbergmoos, пригороде Мюнхена, и связан договорными отношениями с агентством NETMA (НАТО), в свою очередь, являющимся партнером всех названных государств.

Теперь посмотрим на модификации самолетов:
Испытательные самолеты:

Наш Typhoon FGR4 это одноместный Block 5 или более поздний самолет (построенный или модифицированный из F2). Новое обозначение несет в себе названия увеличившихся возможностей самолета Block 5(fighter/ground attack/reconnaissance)(истребитель,штурм овик,разведчик). FGR4 в июне 2008 достиг требуемого стандарта для многоцелевых миссий.

Самолет стоит на вооружении:
Австрия — 15 Typhoon, по состоянию на 2011 год
Великобритания — 86 Typhoon, по состоянию на 2011 год
Германия — 55 Typhoon, по состоянию на 2011 год
Италия — 62 Typhoon, по состоянию на 2012 год
Испания — 32 Typhoon, по состоянию на 2011 год
Саудовская Аравия — 24 Typhoon, по состоянию на 2012 год
Оман — в декабре 2012 года заказано 12 Typhoon серии Tranche 3 с поставкой в 2017 году

Наш самолет Eurofighter EF-2000 Typhoon FGR4 имеет бортовой номер ZJ942 / DH (cn 0137/BS035),служит в 11(F) Squadron Typhoon Royal Air Force. Какие нынче опознавательные знаки у Королевских Воздушных сил? А то прилетят к нам и примешь не за того:-(((

Авионика
РЛС: CAPTOR, с 2010 — АФАР CAESAR (CAPTOR Active Electronically Scanning Array Radar)
ОЛС PIRATE (Passive Infa Red Airborne Track Equipment)
Длина 680 мм
Ширина 591 мм
Высота 300 мм
Вес 48 кг

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector