0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Джихад: определение, виды и история

Джихад: определение, виды и история

В настоящее время в мире отношение к исламу можно назвать неоднозначным. Причина этому – настоящий взрыв пассионарности, который происходит в мусульманском мире в последние несколько десятилетий. Сегодня остальной мир с огромным удивлением и опаской наблюдает за страстями, кипящими на Ближнем Востоке и Средней Азии. Еще бы, ведь религиозные войны последний раз сотрясали Европу еще в XVI веке.

Однако вряд ли у кого-то получится остаться просто сторонним зрителем этих грозных процессов, отголоски бури все чаще докатываются до «цивилизованного» мира в виде взрывов и расстрелов ни в чем не повинных людей.

Терроризм – это одна из самых серьезных опасностей, стоящих сегодня перед человечеством. Нельзя сказать, что все мусульмане являются террористами, но практически все нынешние террористы исповедуют ислам. Увы, это является правдой. У современного европейца, американца или россиянина многие мусульманские религиозные символы или понятия вызывают ужас, ибо ассоциируются с террором или войной против людей, исповедующих другую религию.

Одним из самых страшных слов для западного и российского обывателя является «джихад» и «моджахед». Именно с этим понятием ассоциируются взрывы, расстрелы заложников, массовые убийства и другие проявления беззакония и экстремизма. По сути, слово «джихад» стало синонимом терроризма, а «моджахед» – синонимом религиозного фанатика. Джихад объявляли советским войскам афганские моджахеды, затем против российских федеральных войск его вели сепаратисты Чечни и Северного Кавказа, сегодня под знаменем джихада ведут борьбу радикалы в Сирии.

В настоящее время в общественном сознании между понятием «джихад» и преступлениями, творящимися от имени ислама, практически стоит знак равенства. Но отвечает ли это действительности или подобное мнение – это просто стереотип, навязанный средствами массовой информации?

Что такое джихад?

На самом деле, все немного сложнее. Ислам – очень сложная и многогранная религия, которая имеет множество течений и школ. В Коране джихад – это одно из основных понятий, которое означает не столько войну против носителей другой религии, сколько проявление усердия в защите ислама и утверждения его в мире. Джихад не следует отождествлять с агрессией и насилием.

В переводе с арабского это понятие означает «усилие или борьба на пути Аллаха». В широком смысле этого слова, джихад – это любое деяние, направленное на распространение и защиту принципов и заветов, заложенных в исламе. То есть, джихадом можно назвать любую борьбу со злом и несправедливостью, она не обязательно должна быть направлена вовне и вестись с оружием в руках.

Любое распространение (мирное) идей ислама среди людей – это также джихад, а человек, который совершает его — моджахед. Согласно Корану, каждый правоверный мусульманин не должен жалеть сил и материальных средств на подобные цели.

Если говорить еще шире, то джихад – это постоянная борьба, которую каждый мусульманин должен вести против собственных страстей и пороков. Или, если хотите, против дьявола, который ежесекундно искушает человека. Любой правильный и благородный поступок – это тоже своего рода джихад. Если вы увидели, что у человека из кармана выпали сто долларов и вернули ему их, то, значит, вы преодолели искушение и победили.

Кстати, если проанализировать все значения слова джихад в Коране, то становится понятно, что оно в подавляющем большинстве случаев не несет призывов к насилию. Часть из них подразумевают борьбу за Бога (веру) в духовном смысле, чаще всего джихад – это защита своей земли или имущества, и только несколько раз это понятие связано с борьбой против представителей других религий.

Виды джихада

Это понятие одно из самых сложных и многогранных в исламе.

Существует несколько видов джихада. Самым важным из них является так называемый джихад сердца. Он означает борьбу человека со своими пороками или нафсом (животной составляющей). Считается, что, не победив в этой борьбе, человек не может стать ближе к Богу и проповедовать идеи ислама другим людям. Этот вид джихада можно назвать «базовым».

Следующим уровнем этого понятия является джихад языка. Он означает, что верующий может нести идеалы ислама другим людям, призывая их жить согласно мусульманским правилам. Однако чтобы проповедовать, верующий сам должен побороть страсти и пороки, то есть пройти джихад сердца.

Еще более высоким уровнем данного понятия является джихад руки. Он означает, что человек с еще более высоким развитием может пресекать чьи-то неправильные действия. Например, карать преступников. То есть человек не просто проповедует (джихад языка), а активно действует.

Самым последним уровнем является джихад меча. К нему можно прибегать только в крайнем случае, если других способов решения вопроса уже не осталось. То есть, насилие разрешено использовать, если ни слово, ни действие не дает результатов.

Есть и еще одна классификация джихада, которая основывается на хадисах. В ней различается большой (духовная борьба) и малый джихад. К малому джихаду как раз относится вооруженная борьба, которую правоверные должны вести для защиты своей земли, близких, собственной жизни и, конечно же, защиты ценностей ислама (в самом широком понимании этого слова). Чаще всего, моджахед – это человек, который идет по пути малого джихада.

Следует отметить, что в исламе существует огромное количество интерпретаций относительно джихада меча: когда его можно применять, при каких условиях, а также о его методах и задачах.

То есть, в теории все выглядит довольно мирно и весьма благопристойно, но на практике термин «джихад» чаще всего все-таки употребляется в отношении борьбы с неверными.

Не следует забывать и исторический контекст, в котором это понятие применялось. Пророк Мухаммед действительно делал упор на мирные стороны джихада, но после этого последовали столетия активной экспансии мусульман (отнюдь не мирной) и борьба с многочисленными врагами, которые угрожали исламскому миру. Здесь можно вспомнить и монгольское нашествие в Средние века, которое стало настоящим потрясением для мусульман, и Крестовые походы, предпринятые против Востока Европой. Именно в этот период призыв к джихаду стал одним из основных мобилизационных факторов для последователей пророка Мухаммеда.

Читать еще:  Гаубица д-30: 122 мм, дальность стрельбы, устройство, технические характеристики (ттх), пушка, боеприпасы

Как объявляется джихад и правила ведения войны в исламе

Естественно, что не каждый мусульманин может объявить джихад и пойти на войну. Такое решение принимается уважаемыми богословами, которые должны детально разобраться в ситуации и только потом высказать свою волю. Решение должно быть принято консенсусом.

В случае агрессии джихад объявляется по умолчанию, и участвовать в нем должен каждый мусульманин.

Кстати, в Коране даны четкие правила ведения боевых действий, они во многом противоречат тому, что сегодня террористы делают в Сирии и Афганистане. Исламское право, которое основано на Коране, излагает правила, обязательные для мусульман во время военного джихада.

В них запрещается убийство и наказание мирных граждан, особенно женщин, стариков, детей и священников. Также в этих правилах говориться о соблюдении соглашений и договоров с неприятелем и стремлении к скорейшему прекращению конфликтов.

История джихада

История малого джихада насчитывает уже более XIV столетий. Первый джихад объявил еще пророк Мухаммед, когда совершал походы на другие племена и города Аравийского полуострова (начало VII века).

Мусульмане неоднократно объявляли джихад против своих противников. Например, афганские моджахеды объявили войну англичанам во время Первой англо-афганской войны в середине XIX века. В конце XX столетия джихад был объявлен советским войскам, вторгшимся в Афганистан.

Несколько слов следует сказать о значении слова «моджахед». Его также можно трактовать по-разному. В широком смысле моджахед – это человек, чьи усилия или борьба подходит под одно из определений джихада. Моджахед должен вести свою борьбу ради славы Аллаха, а не для денег, честолюбия или мести. Это определение подходит не только воину, но и священнику или учителю, которые несут знания или слово Бога людям. Даже мать, правильно воспитывающая своего ребенка, — это тоже моджахед. Однако не слишком корректно так называть террористов в Сирии или Афганистане, которые режут безоружным заложникам головы или заживо сжигают людей.

России часто объявляли джихад. Первый раз это случилось в конце XVIII века, после начала войны на Кавказе. Тогда его объявил шейх Мансур – лидер чеченцев, сражавшийся против России. В начале XIX столетия с аналогичным призывом к мусульманам обратился Гази-Мухаммад. Он призывал объявить России священную войну и изгнать русских с территории Чечни и Кавказа. Его борьбу продолжил знаменитый Шамиль, который объединил горцев Кавказа и несколько десятков лет сражался против русских войск.

Во время Первой мировой войны джихад России и остальным странам Антанты объявила Турция. Впрочем, этот призыв не слишком подействовал на мусульман, которые массово участвовали в восстаниях против Османской империи.

Во время следующей мировой войны джихад нацистской Германии объявили мусульмане СССР.

Джихад был объявлен СССР после вторжения в Афганистан. Первый джихад современной России был объявлен после начала войны в Чечне. Последний раз он был объявлен в конце прошлого года террористической группировкой ИГИЛ, после начала российских бомбардировок Сирии.

Роль джихада в истории России и мира: что это такое, цели

Согласно Корану, мусульманская община должна проявлять усердие (джихад) в защите исламской веры и прилаживать все силы к распространению данного учения. Также в писании говорится о вооруженной борьбе против врагов исламской веры.

Защитник исламской веры

Что такое джихад?

Определение Джихад по исламскому значению является усердием на пути Аллаха или путем борьбы за веру. В исламском мире джихад является борьбой за несправедливость, наказание преступности, ведение войны с агрессорами и распространение исламской веры.

Также существует распространенное понятие военного джихада, которое означает стремление к принудительному распространению ислама или священной войны, но это определение джихада не является точным. В целом, он является усердием в любом деле, например, в учебе или работе. Рассмотрим подробнее, что такое джихад, и его роль в истории человечества.

Существует также Христианская аналогия Джихада, которая трактуется как война между духом и плотью.

Цель современного джихада

Эксперты утверждают, что главной целью исламского мира является не распространение веры, а получение всех сфер влияния и контроля над населением планеты.

Ученый Боаз Ганор заявляет, что джихад и его роль в истории преследуют цели разделения Мира на две части: мир войны и мир ислама. Главной целью в данный момент является ведение войны со всем миром, в частности, с США, Европой и Израилем.

Флаг Джихада имеет два вида, первый — черно-белый, второй — зелено-белый. Все эти цвета упоминаются в писаниях Корана, где указывается, что в будущем на земле будет большое войско, имевшее черные и зеленые флаги. Воины Джихада будут вести борьбу за веру и получат контроль над всем миром.

Зелено-белый флаг Джихада

На черном флаге имеется белая надпись, которая переводится как «Нет бога, кроме Аллаха». Белый цвет на флаге является символом главенства Ислама над другими верами и конфессиями. На флаге также изображается белым цветом меч, который символизирует священную войну и борьбу.

История Джихада

Первый раз, когда был объявлен Джихад, упоминается в VII веке во время войны Мухаммада против Мекки и всех ее жителей, которые не приняли ислам. Также эта война была направлена на истребление иудеев живших в Медине. Уже в это время Джихад толковался как война против неверующих (не мусульман).

Иллюстрированный портрет пророка Мухаммада

После смерти Мухаммада были сформулированы основные принципы Джихада, которые делили весь существующий мир на три части:

  • территория Ислама;
  • территория войны против других государств, исповедующих другие религии;
  • территория договора, которая включала в себя государства платящие дань и признавшие превосходство Ислама.

Даты объявления Джихада

Виды джихада

Что значит объявить джихад?

Точного ответа на этот вопрос нет, так как существует много видов Джихада. Объявление священной битвы чаще всего означает, что человек будет прилагать все усилия в борьбе и стремлении защитить государство, веру и свою семью.

Человек, объявивший Джихад познаний или Большой Джихад не будет брать в руки оружие, а направит все усилия на самосовершенствование и борьбу с грехом. В современном мире «объявление Джихада» чаще всего ассоциируется с боевыми действиями и терроризмом, и ведением войны против неверующих, но эта трактовка полностью ошибочна.

Читать еще:  Танк т-34м (а-43) — история создания

Правила ведения войны в Исламе

Правила ведения войны в Исламе имеет несколько принципов:

  • Военная необходимость — применение силы возможно только в том случае, когда нет альтернативного решения.
  • Различие сторон — когда объявили джихад, сила не должна применяться к мирному населению.
  • Пропорциональность — наносить разрушение пропорциональные полученным.
  • Гуманность — амнистия все пленным и уважение к погибшим.

Также существуют запреты, которыми пренебрегают террористические организации, например, ИГИЛ, Джебхат ан-Нусра.

Джихадом запрещено:

  • убивать детей, женщин и стариков;
  • использовать детей в военных конфликтах;
  • убивать священников;
  • разрушать любые храмы;
  • глумление над телами погибших;
  • использование пыток с применением огня;
  • уничтожение и пытки пленных;
  • уничтожение животных и деревьев.

Террористы ИГИЛ, объявившие джихад против России

Данные запреты для джихадистов были созданы мусульманскими пророками, и их нарушение влечет за собой вопрос: «точно ли на Ближнем Востоке воюют мусульмане?»

Террористические организации, объявившие Джихад

  • Международный Исламский Фронт Джихада, направленный против евреев;
  • Исламский Джихад (Djihad) в Израиле;
  • Харакат уль-Джихад-и-Ислами в Индии;
  • Египетский Исламский Джихад в Египте;
  • Джихад ИГИЛ против России, США и Европы;
  • Йеменский Исламский Джихад в Йемене;
  • Джихад в России во время чеченской войны.

Понятие джихада в исламском вероучении

В современных реалиях довольно-таки часто мы сталкиваемся с термином «джихад», которое в медиа-пространстве, как правило, предстает исключительно в негативном ключе. Что же собой представляет джихад на самом деле?

Арабское слово «джихад» в переводе означает «борьба на пути Всевышнего». То есть джихад мы можем определить как борьбу, которую верующие ведут на пути Аллаха. В связи с этим возникает вопрос, с кем или с чем ведётся данная борьба, в каких условиях и какими средствами.

Мусульманскими богословами выделяется два вида джихада: большой и малый.

В понятие большой джихад, который также именуют духовным, вкладывается духовная борьба человека со своими пороками и недостатками, а также оказание духовной поддержки на данном пути своим единоверцам. Каждый мусульманин должен быть вовлечён в большой джихад, так как у каждого человека имеются определённые недостатки, связанные с его характером, мировоззрением и так далее. Усердствуя на пути Господа, верующий, тем самым, обретает довольство Аллаха и получает награду от своего Творца.

В одном из хадисов говорится: «Я гарантирую дом в окрестностях Джанната (Рая) для того, кто оставил ссору, хотя он был прав. Я гарантирую дом в центре Джанната тому, кто оставил ложь, даже если это была шутка. Я гарантирую дом на высших степенях Джанната тому, кто стремится улучшить свой характер» (Абу Дауд).

Большой джихад также можно подразделить на несколько видов:

  • Джихад сердца – индивидуальная внутренняя борьба человека со своими пороками. Данный вид джихада требует наибольшего усердия со стороны верующего, так как сложнее всего, зачастую, бороться именно со своими внутренними недостатками.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Самые любимые и близкие для меня в День Суда будут те из вас, у кого наилучший характер» (хадис привёл ат-Тирмизи).

  • Джихад руки – действия верующего, направленные на воспрепятствование совершению какого-либо греховного деяния другим верующим. Совершая джихад руки, верующий мешает своими действиями другому человеку совершить какой-либо грех, тем самым уберегая его от запретного и обретая награду для себя.

Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Помогайте своему брату обидчику или обиженному». После чего один человек спросил о том, как можно помочь человеку, который является злодеем, на что Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Не давать совершить ему злой поступок – это и есть помощь» (Бухари).

  • Джихад языка – действия верующего, направленные на словесное предостережение и просвещение (дагват) других людей. Совершая джихад языка, человек пытается словами убедить другого отказаться от совершения греховного, приводя ему доводы и аргументы в защиту своей позиции.

В одном из хадисов говорится следующее: «Твоя улыбка брату мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака…» (ат-Тирмизи).

Наряду с духовным джихадом, выделяется также малый джихад, который иногда именуют как «джихад меча» и «священная война». Малый джихад – вооружённая борьба, которую ведут верующие с напавшими на них агрессорами. Однако в каком случае дозволяется ведение войны с противниками?

Следует отметить, что агрессия в исламе категорически запрещена. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Верующий – это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи).

Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны и защиты своей Родины, семьи мусульманин наделяется правом защищать себя и своих близких. Именно такая борьба именуется малым джихадом. В Священном Коране говорится:

«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)

Таким образом, следует осознавать, что вооружённая борьба является дозволенной лишь в том случае, когда мусульманам угрожает опасность и они вынуждены встать на защиту своей семьи или своей страны.

Достоинства джихада

Ведение духовного джихада, будучи повелением Господа, несёт в себе множество благ для людей как в мире нынешнем (так как он способствует морально-нравственному совершенствованию человека), так и в мире вечном (поскольку верующий, по воле Аллаха, за своё усердие обретёт награду от своего Господа).

В жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.), приведённом Абдуллой ибн Масудом, говорится: «Однажды я спросил посланника Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Молитва, совершаемая в установленное для неё время». Я спросил: «А потом какое?» На что получил ответ: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А потом какое?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха» (Бухари, Муслим, Ахмад). По мнению подавляющего большинства богословов, здесь подразумевается именно большой джихад.

Кроме того, как сказано об этом в одном из хадисов, «дела, совершаемые на пути Аллаха, лучше мира этого и всего того, что в нём есть» (Бухари). Таким образом, любое усердие на пути Господа миров, которое является составной частью большого джихада, способно привести человека к счастью в обоих мирах.

Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!

Джихад

6 фактов об одном из основополагающих понятий ислама, видах духовной борьбы и различных толкованиях

Abou Ilias

1. Джихад в Коране

Понятие джихада очень многогранное и очень сложное, в общем означающее «усилие на пути Аллаха». Причем обычное для немусульман понятие джихада, которое ассоциируется с вооруженной борьбой, — это лишь один, не самый главный аспект. Само понятие джихада значительно шире.

Читать еще:  Арбалет мк-250: характеристики, отзывы, усиленные плечи, блоки, тетива

Цели джихада и само понятие джихада претерпевали серьезные изменения вместе с деятельностью пророка Мухаммеда. Изначально Мухаммед и Коран концентрируются на базовых и мирных аспектах джихада. То есть джихад в исламе в первую очередь понимается как борьба со своими духовными или социальными пороками. На основе именно таких подходов сложилась классическая теория джихада.

2. Виды джихада

Джихад сердца — это база, основа, с этого человек должен начинать. Джихад сердца — это борьба со своим внутренним нафсом (животной составляющей), со своими духовными и социальными пороками. Считается, что, не поборов свои греховные побуждения, страсти и пороки, человек не может вести борьбу за торжество ислама.

Как только человек достигает успехов в этом, он может приступить к джихаду языка. Джихад языка — это призыв к другим совершенствоваться, становиться лучше, то есть обращение к другим людям с «повелением одобряемого и запрещением порицаемого». Еще раз обращаю внимание: для того чтобы перейти к новой ступени джихада, необходимо пройти «базовый» джихад сердца. То есть сначала надо подавить в себе всякие пороки и уже затем приступать к джихаду языка.

Третий уровень — это джихад руки, когда человек уже может и считает, что он может пресекать какие-то нарушения. Когда человек уже начинает не просто говорить, а действовать — это джихад руки.

Самый последний уровень — это джихад меча. Он может быть применен, когда уже не работают другие варианты, только после этого можно приступать к джихаду меча, то есть применять насилие. Следует обратить внимание, что относительно джихада меча есть масса различных интерпретаций среди мусульман: когда он применим, каковы условия для его наступления, каковы его методы, цели, задачи.

Итак, джихаду свойственна многоступенчатость. Нельзя просто так за один день уверовать, взять оружие и бежать совершать вооруженный джихад.

3. Исторический контекст джихада

В зависимости от ситуации, в которой находился мусульманский мир, становились актуальными те или иные грани джихада. Даже если мы посмотрим на пророка Мухаммеда, то в начале своей деятельности он делал упор на мирном джихаде, на том, чтобы своим примером вдохновлять — даже когда на него были гонения, он не призывал к вооруженному отпору.

Затем, когда он встал во главе общины в Медине, то начинает говорить в том числе и о вооруженных аспектах джихада в ответ на агрессию. Существенным потрясением для мусульманского мира было, например, вторжение монголо-татар в Средние века. Тогда вооруженный джихад действительно стал играть серьезную роль. Эти потрясения соединились с Крестовыми походами, сделавшими вооруженный джихад действенным средством освобождения мусульманских земель. Для исламского мира это была возможность мобилизоваться перед наступавшим с двух сторон внешним врагом, который внес серьезную сумятицу и глубоко проник в мусульманские земли.

Также очень многое зависит от времени и места. Допустим, если мы рассмотрим Северную Африку в 1960–1970-е годы, то там шла речь об экономических аспектах джихада, о необходимости очень серьезных усилий, чтобы вырваться вперед в экономическом отношении, чтобы преодолеть отставание от развитых стран. В этом случае джихад уже стал пониматься не как война, а именно как усилие в экономическом плане для того, чтобы преодолеть наследие колониальных времен.

4. Субъект и объект джихада

Помимо упомянутых видов джихада, существует классификация, основанная на хадисах, то есть на высказываниях пророка Мухаммеда, которая разделяет джихад на большой, то есть на духовную борьбу, и на малый джихад — вооруженную. Первоисточником этого служит очень известный рассказ (хадис), в котором описывается, как Мухаммед, вернувшись с похода, говорил: «Мы вернулись с джихада малого и приступаем к джихаду великому».

Большой джихад объявлять не надо: эту духовную борьбу должен вести каждый мусульманин, это обязанность каждого мусульманина. Если говорить о вооруженной борьбе, то, конечно же, здесь есть четкие правила. Не может каждый по своей воле объявить джихад и пойти воевать. Для этого необходимо решение богословов, которые должны взвесить ситуацию и принять ответственное решение совместным консенсусом. Этот консенсус (иджма) очень важен для исламского мира, потому что это один из источников исламского права — консенсус всех исламских богословов.

В случае если есть прямая агрессия, то джихад также не нужно объявлять, так как вооруженный джихад в данном случае наступает по умолчанию.

В такой ситуации богословы могут лишь подтвердить, что да, есть агрессия и нам необходимо против нее бороться. Причем участвовать в таком джихаде обязаны все без исключения мусульмане в меру своих сил и возможностей. А в случае, когда нет агрессии, но есть какая-то угроза и необходимо совершить какой-то вооруженный поход, то тут необходимо взвесить все за и против, разобраться в ситуации. Это могут сделать только ученые-богословы. Просто так обычный человек не может объявить вооруженный джихад.

Например, Муаммар Каддафи, будучи президентом Ливии, призывал к джихаду против Швейцарии. Как лидер государства и как правитель он, конечно, имеет право объявлять войну кому угодно, но не джихад. Есть очень тонкая грань между обычной войной, которую объявляет правитель, и джихадом — войной, которая находится в рамках религиозной концепции. То есть сам Муаммар Каддафи, не будучи религиозным лидером, не будучи человеком исламских знаний, не может просто так взять и объявить отдельно Швейцарии джихад, тем более не совещаясь с другими мусульманскими деятелями.

Здесь он, возможно, специально это делал, чтобы заострить и привлечь внимание остального исламского мира, или преследовал какие-то другие политические цели. В любом случае объявление джихада не находится в его компетенции.

5. Значение джихада для верующего мусульманина

Самосовершенствование невозможно без джихада, то есть без усилий. Нельзя, не предпринимая усилий, в том числе не ведя борьбу со своими пороками, которые есть у каждого, совершенствоваться, невозможно достичь того уровня, который предначертан для человека. В исламе говорится о том, что человек есть вершина творения, и человек должен подтвердить это через свою жизнь, совершенствуясь и поднимаясь до этого уровня. Без джихада, без духовного самосовершенствования это невозможно. В этом смысле джихад обязателен для всех мусульман.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector