0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дульный компенсатор АК

Дульный компенсатор АК

В настоящем материале описываются дульные тормозы компенсаторы, а также и приборы беззвучной стрельбы для автоматов Калашникова производства российской компании OOO «Зенит». Материал актуален на 2012 год и основывается на данных производителя и информации, предоставленной известным в России сотрудником специального подразделения МВД — Карденом.

Общая фотография линейки продукции OOO «Зенит»:

ДТК-1, ДТК-3, ДТК-4(7,62), ДТК-4(5,45), ДТК-4(7,62)М.

ДТК-1:

Дульный тормоз-компенсатор ДТК-1 входит в комплект обвязки для АК «Классика». Дульный тормоз-компенсатор ДТК-1 предназначен для установки на АК калибра 7,62 и 5,45. Снижает отдачу и компенсирует бросок. Корона предназначена для жесткого задержания и разбития калёного стекла. Масса изделия 128гр. Материал – сталь 45 или нержавеющая сталь 40Х с термообработкой.

ДТК-2:

Дульный тормоз-компенсатор ДТК-2 предназначен для установки на АК калибра 7,62 и 5,45. Снижает отдачу и компенсирует бросок. Масса изделия 108гр. Материал – сталь 45 или нержавеющая сталь 40Х с термообработкой.

ДТК-3:

Или же ДТК-1Длинный. Дульный тормоз-компенсатор ДТК-1 предназначен для установки на АК калибра 7,62 и 5,45. Снижает отдачу и компенсирует бросок. Корона предназначена для жесткого задержания и разбития калёного стекла. Материал – сталь 45 или нержавеющая сталь 40Х с термообработкой.

ДТК-4 «Кочевник»:

Дульный тормоз-компенсатор ДТК-4 предназначен для установки на автоматы АК74, АК74М, АКС74У, АК103 и их модификации. Позиционируется производителем именно как ДТК. Материал – сплав титана. Авторский патент производителя на камеры глушения и крепления. В настоящее время приобрести ДТК-4 может только сотрудник МВД,ФСБ,ФСО. С предъявлением служебного удостоверения и только на предприятии — изготовителе. Так как процесс изготовления достаточно трудоемкий, а популярность изделия большая, то нужно записываться в очередь. При стрельбе из автоматов калибра 5,45мм достигается снижение звукового давления до 95дБ. Благодаря наличию камеры сброса в атмосферу, в автомат возвращается около 70% отработанных газов, в отличии от почти 100% в случае с классическими глушителями. Масса изделия свыше 300 гр. ДТК неразборный. В процессе эксплуатации с ДТК слазит покрытие, т.к. титан ну очень сильно нагревается и штатное покрытие с него сползает, поэтому в комплекте поставки предусмотрена тканевая термическая лента.

Результаты измерений по звуку.

Измерения проводились на расстоянии 0,2 метра у левого уха стрелка.

Штатный ДТК АК74 — 162,62 Дб
ДТК-1 — 169,96 Дб
ДТК-2 — 170,02 Дб
ДТК-3 — 168,99 Дб
ДТК-4 — 141,3 Дб

Результат замера средней энергии отдачи при стрельбе:

АК-74 без дульного тормоза — 2,94 Дж
АК-74 со штатным ДТК — 1,86 Дж (эффективность ДТК 38%)
АК-74 с ДТК-1 — 1,39 Дж (эффективность ДТК- 55%)
АК-74 с ДТК-3 — 1,2 Дж (эффективность ДТК -59%)
АК-74 с ДТК-2 — 1,39 Дж (эффективность ДТК — 55%)
АК-74 с ДТК-4 — 1,68 Дж (эффективность ДТК 43%)

Изменение угла отклонения:

АК-74 без дульного тормоза — 3 градуса 10 минут
АК-74 со штатным ДТК — 2 градуса 30 минут
АК-74 с ДТК-1 — 2 градуса 10 минут
АК-74 с ДТК-3 — 2 градуса
АК-74 с ДТК-2 — 2 градуса 10 минут
АК-74 с ДТК-4 — 2 градуса 25 минут
Стрельба производилась из АК-74 патроном 7Н6. Испытания проводились по 5 выстрелов с каждым ДТК.

Повторные испытания для ДТК-4 с доработками.
Результат замера уровня звука на расстоянии 0,2 метра от левого уха стрелка:

АК-74 со штатным ДТК — 162,62 Дб
АК-74 с ДТК-4 (7,62мм) — 136 Дб
АК-74 с ДТК-4 (5,45мм) — 132,3 Дб

Изменение кучности, см (рассеивание):
Серии по 20 выстрелов на дистанцию 100 метров одиночными выстрелами в позиции стоя.

АК-74 со штатным ДТК — 19х25
АК-74 с ДТК-1 — 17х24
АК-74 с ДТК-3 — 16х13
АК-74 с ДТК-2 — 14х20
АК-74 с ДТК-4 (5,45) — 12х8
АК-74 с ДТК-4 (7,62) — 9Х5
(Результаты на кучность субъективны, т.к. очень сильно зависят от стрелка)

Сравнение дульных тормоз — компенсаторов (ДТК)

Дабы не закидывали меня тапками, предупреждаю:

А — Мнение сугубо субъективно. Без лаборатории тяжело справедливо определить лучшего среди ДТК. Основываюсь только на собственных ощущениях и мнении моих коллег.
Б — Мнение непредвзято. Да, все три образца предоставлены мне, как хвост Сове из Винни Пуха — безвозмездно!
В — Статья авторская. © Anna Yants/ Имею право проказничать и шалить!

Что такое ДТК и с чем его едят?

Дульный тормоз — компенсатор — устройство, предназначенное для уменьшения отдачи ствола, использующее кинетическую энергию пороховых газов, выходящих из дула орудия вслед за выпущенным снарядом или пулей.

Главные цели преследуемые ДТК:

— Растянуть отдачу по времени
— Снизить силу отдачи
— Уменьшить подброс оружия
— Сохранить оружие на линии огня

Вспомним школьные уроки физики.
Отдача оружия — это движение орудия в сторону, обратную выстрелу. Чем больше начальная скорость, масса снаряда и заряда и меньше масса орудия, тем энергия отдачи больше.
Любой дульный тормоз изменяет направление и скорость движения части пороховых газов, истекающих со сверхзвуковыми скоростями из канала ствола после вылета снаряда. Это снижает импульс отдачи, что позволяет или уменьшить общую массу оружия, или повысить кучность.

Отдача начинается в момент начала движения пули в первой фазе выстрела. До момента покидания пулей канала ствола отдача негасима ДТК, воздействие на отдачу возможно только механическими компенсаторами и противовесами, различными мягкими амортизаторами на прикладе, гидравлическими системами отката, ртутными гасителями отдачи и т. д.
До момента покидания пулей канала ствола и начала воздействия пороховых газов на опорные поверхности ДТК, оружие сдвигается назад. В зависимости от энергии патрона и веса оружия, эта дистанция может достигать нескольких десятков миллиметров. И эта отдача будет восприниматься стрелком всегда.

При воздействии пороховых газов на ДТК проявляется эффект компенсации. Оружие перестает двигаться назад, меняя вектор движения в противоположную от тела стрелка сторону, со смещением вперед. Однако, это происходит не сразу. Есть инерция, и до момента, когда сила давления газов превысит силу движения оружия под действием отдачи и оно будет смещаться назад, продолжая воздействовать на тело стрелка, но уже с замедлением, до полной остановки и после сместит оружие вперед.

Очень важным фактором является скорость начала работы ДТК с момента выхода пули из канала ствола. Именно последовательная работа всех опорных стенок ДТК и дает эффект мягкой, растянутой отдачи, очень комфортной и одновременно короткой. Из ощущений не сложно сделать вывод, что резкий удар при отдаче воспринимается стрелком хуже плавного толчка.

Читать еще:  Самозарядный пистолет сердюкова (спс) — гюрза и вектор

Основные требования к ружейному ДТК:

Самое главное — это компенсация увода ствола и устранение подскока с линии огня в момент отдачи.

1. Быстрое и плавное торможение оружия с общим эффектом снижения силы отдачи.
2. Оружие должно идти строго назад, чтобы стрелок, обладающий правильной техникой стрельбы, не терял визуальный контакт с целью, имел возможность стрелять очень быстро.
3. Не очень важно, но желательно чтобы ДТК не «пылил» лежа.

ДТК Ильина ˜«ГК-02»

Подходит для всех ружей Сайга/Вепрь с внешними чоками, а также при помощи опционального переходника для ружей Бекас и Вепрь ВПО-205-02 с внутренними чоками.

Длина: 133 мм
Ширина: 40 мм
Высота: 35 мм
Вес: 233 г.
Материал: —
Покрытие: воронение
Цвет: черный, глянцевый

По принципу действия: активно-реактивного типа действия.

Первая камера реактивная, в ней сделано по четыре «жабры» с двух сторон, направляющих газы назад для уменьшения отдачи. Во второй камере расположены две перегородки и три порта с правой стороны. Эта часть отвечает за компенсацию подброса и увода ствола.
Так как корпус компенсатора выполнен из легкого сплава, для избежания быстрого стирания и ослабления резьбы на месте установки ствола была вмонтирована стальная муфта. В «сети» интернет распространена информация о частых случаях срыва муфты при стрельбе и выламывании первых жабер. Но производители утверждают, что это случаи приобретения поддельной продукции.

Фиксируется компенсатор контргайкой.
Внимание, при снятии ДТК следует сначала ослабить контргайку!
В обратном случае существует риск сорвать стальную муфту. Если же это случилось, то следует до конца выкрутить муфту, очистить и обезжирить резьбу, затем установить обратно с использованием фиксатора резьбы.
Частично избавляет от подброса ствола. В момент выстрела ружье цель не теряет. Ход оружия после выстрела короткий, с замедленным импульсом, что субъективно воспринимается как очень комфортная отдача. Особенность в том, что небольшого количества газов хватает на компенсацию уводов и некоторого снижения отдачи.

Требование к патрону

Рекомендуется использовать:

— Калиберные пули (к примеру 32 г. «Главпатрон»)
— Дробь и картечь заводского производства

Не рекомендуется применять:
— Рискованно употребление самодельных патронов.
— Патроны низкого качества изготовления.
— Патроны дробового / картечного/ бесконтейнерного заряда.
— Патроны с подкалиберной пулей, имеющих 3-х лепестковую обкладку (пуля Полева, пуля Ширяева, «Прок 3Т»)

Производство: ОАО Вятско-Полянский завод «Молот».

ДТК Перевалова — Штырлина «ПШ — 02»

Изделие предназначено для использования на всех моделях полуавтоматических ружей Сайга/Вепрь с внешними чоками, а так же при помощи опционального переходника — для ружей Бекас и Вепрь ВПО-205-02 с внутренними чоками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Длина: 124 мм
Ширина: 40 мм
Высота: 39 мм
Вес: 300 г.
Материал: легированная сталь с последующей термообработкой
Покрытие: фосфатирование
Цвет: серый, матовый

По принципу действия: активно-реактивного типа действия.

Первая камера реактивная, в ней сделано по пять «жабер» с двух сторон, направляющих газы назад для уменьшения отдачи. Во второй камере расположен порт, отвечающий за компенсацию подброса и увода ствола. Направление порта устанавливается универсально. Допускается менять данное положение в пределах 20 градусов от вертикали в зависимости от индивидуальных особенностей удержания оружия стрелком.
ДТК устанавливается путём навинчивания на ствол (резьба должна быть стандартной М22х0.75) и контрится 2-мя винтами в положении окном 2-ой камеры вверх. Момент затяжки болтов 1 кгс/м. Фиксируется двумя затяжными болтами (внутренний шестигранник).

Требование к патрону

рекомендуется использовать:

— Калиберные пули (к примеру 32 г. «Главпатрон»)
— Дробь и картечь заводского производства

Не рекомендуется применять:
— Рискованно употребление самодельных патронов.
— Патроны низкого качества изготовления.
— Патроны дробового / картечного/ бесконтейнерного заряда.
— Патроны с подкалиберной пулей, имеющих 3-х лепестковую обкладку (пуля Полева, пуля Ширяева, «Прок 3Т»)

Производство: ООО «ТОЧМАШ», «Лаборатория Оружейного Тюнинга».

ДТК Новикова «ДТК-Т»

Изделие предназначено для использования на всех моделях полуавтоматических ружей Сайга/Вепрь с внешними чоками всех размеров, а также при помощи опционального переходника — для ружей Бекас и Вепрь ВПО-205-02 с внутренними чоками.

ХАРАКТЕРИСТИКИ:
Длина: 97 мм
Ширина: 66 мм
Высота: 30 мм
Материал: дюралюминий Д16Т (ГОСТ 4784-97)
Вес: 330 г.
Покрытие: анодирование или анодирование с последующей окраской.
Цвет окраски: имеет широкую гамму цвета.

Принцип действия: активно-реактивного типа действия.

Дульный тормоз-компенсатор имеет две камеры. В момент производства выстрела пороховые газы, вырываясь со среза ствола, попадают в первую камеру. При ударе газов в торцевую стенку камеры, происходит динамическая компенсация отдачи, возникающей при выстреле. Далее, отражаясь от торцевой стенки первой камеры, часть пороховых газов, пытаясь высвободиться, устремляется по каналам определенной формы назад и вверх, за счет оригинальной конструкции камеры. В этот момент происходит реактивная часть компенсации отдачи, в связи с тем, что объем и скорость истечения газов велики, часть их продолжает движение вперед и попадает во вторую камеру, где повторяется тот же процесс. Оригинальная конструкция камер позволила максимально использовать энергетику пороховых газов.

ДТК устанавливается путём навинчивания на ствол (резьба стандарт М22х0.75) и фиксируется контргайкой. Для долговечного использования и обеспечения надежности установки на оружии, ДТК оснащен металлической вставкой с внутренней резьбой М22х0.75. Допускается менять осевое положение ДТК в зависимости от индивидуальных особенностей удержания оружия стрелком. При снятии ДТК следует сначала ослабить контргайку.
Может устанавливаться на оружие в варианте исполнения с прицельной планкой. Не влияет негативным образом на качество осыпи.
Рекомендуется применять на оружии, длина ствола которого не менее 530 мм. На оружии с короткими стволами (300 мм и 430 мм) рекомендуется использовать удлиняющие насадки.

Требование к патрону:

Рекомендуется использовать заводской патрон. Возможно, использовать все типы патронов: дробовые, картечные, пулевые. Возможно использование пулевых патронов как калиберных, так и подкалиберных.

Не рекомендуется применять:
— Рискованно употребление самодельных патронов.
— Патроны низкого качества изготовления.
— Патроны дробового / картечного/ бесконтейнерного заряда.
— Патроны с подкалиберной пулей, имеющих 3-х лепестковую обкладку (пуля Полева, пуля Ширяева, «Прок 3Т»)

Производство: ООО «ТОЧМАШ».

Дульный тормоз-компенсатор и его назначение

Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) – это специальное устройство, предназначенное для уменьшения отдачи огнестрельного оружия, использующее кинетическую энергию пороховых газов, которые выходят из ствола вслед за выпущенной пулей или снарядом. Помимо уменьшения уровня отдачи при выстреле (на уровне от 25 до 75 процентов в зависимости от конструкции) дульный тормоз-компенсатор уменьшает подброс ствола оружия, оставляя его на линии прицеливания, что сокращает время необходимое для производства следующего выстрела. Сегодня подобные устройства широко применяются в артиллерии и стрелковом оружии, главным образом, в автоматическом.

Дульный тормоз был известен еще до начала Второй мировой войны, но именно в годы войны и после ее завершения, данное устройство получило наибольшее распространение. Первоначально ДТК применялись в артиллерии, но с развитием и широким распространением автоматического стрелкового оружия они стали использоваться и на оружии малых калибров. Сегодня практические все современные пулеметы и автоматы оснащаются дульным тормозом-компенсатором по умолчанию. ДТК перенаправляет пороховые газы и действительно снижает отдачу и подброс ствола оружия при стрельбе. Они востребованы не только в моделях оружия военного назначения, но и в гражданских моделях, используемых стрелками-спортсменами. В то же время, изменяя направление движения пороховых газов, ДТК может усиливать звук выстрела, который слышит стрелок или артиллерийский расчет. При этом, чем эффективнее устройство, тем громче звук выстрела. Для спортсменов это не представляет особой проблемы, они обычно используют наушники, а вот в армейских подразделениях индивидуальные средства защиты органов слуха – скорее роскошь. Поэтому очень часто конструкторы армейского стрелкового оружия намеренно ограничивают эффективность ДТК.

Читать еще:  B-47: boeing, stratojet, бомбардировщик, самолёт, стратоджет, лётно-технические характеристики, модификации

Существующие сегодня дульные тормоза используют энергию некоторой части пороховых газов, которые выходят из канала ствола вслед за выпущенной пулей. Дульные газовые устройства более выгодны в энергетическом отношении, они не ухудшают баллистику оружия, помимо этого они отличаются высокой надежностью и простотой устройства. Эффективность использования подобных устройств значительным образом зависит от скорости, количества и направления движения отведенных назад пороховых газов. В то же время повышение эффективности их работы обычно сопровождается сильным действием пороховых газов на стрелка или установку, затрудняя процесс прицеливания, а также на грунт, что провоцирует демаскировку за счет образования пыли, которая поднимается пороховыми газами. За счет использования различных дульных газовых устройств конструкторы могут значительно уменьшить энергию отдачи стрелкового оружия или подвижных частей его автоматики, уменьшить пламенность выстрела, повысить кучность ведения огня из автоматического оружия и т.д.

Все дульные тормоза по их характеру воздействия на оружие можно разделить на три основных группы:

— дульные тормоза осевого действия, они обеспечивают снижение энергии отдачи оружия или ствола лишь в продольном направлении;

— дульные тормоза поперечного действия, они обеспечивают воздействие поперечной силы, направленной перпендикулярно оси канала ствола. Такие дульные тормоза часто также называют компенсаторами, обычно они применяются в образцах ручного огнестрельного оружия, в которых может возникнуть опрокидывающий момент, отклоняющий ось канала ствола в боковом направлении;

— дульные тормоза комбинированного действия, они обеспечивают как снижение силы отдачи в продольном направлении, так и создание поперечной силы, которая компенсирует опрокидывающий момент огнестрельного оружия. Такие дульные тормоза называют тормозами-компенсаторами. Именно они используются преимущественно в современных образцах стрелкового оружия.

По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.

Дульные тормоза активного действия используют в работе удар газовой струи, выходящей из канала ствола по поверхности, которая закреплена на стволе оружия. Такой удар формирует импульс силы, направленный против действия отдачи оружия, благодаря чему обеспечивается снижение энергии отдачи всей системы.

В автоматических моделях стрелкового оружия наиболее распространены дульные тормоза реактивного типа, действие которых основано на использовании реакции истечения пороховых газов. Основное их предназначение – это снижение энергии отдачи ствола или всей оружейной системы за счет обеспечения симметричного отвода части пороховых газов в направлении отдачи. В момент вылета пули из канала ствола часть пороховых газов по специальным каналам в дульном тормозе отводится назад. Одновременно с этим под действием реакции истечения пороховых газов все оружие получает толчок вперед, энергия отдачи уменьшается. Чем больший объем газов будет отведен назад и чем выше будет их скорость движения, тем эффективнее отработает дульный тормоз.

В моделях дульных тормозов активно-реактивного типа объединяются между собой оба перечисленных выше принципа. В таких устройствах происходит удар газовой струи в направлении вперед (активное действие) и отбрасывание струи назад (реактивное действие). Подобное устройство было применено, к примеру, на самозарядной винтовке Токарева СВТ-40 образца 1940 года.

Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.

Наряду с дульными тормозами в современных моделях автоматического стрелкового оружия очень широко используются компенсаторы – устройства, предназначенные для несимметричного отвода пороховых газов в стороны от оси канала ствола, что необходимо для стабилизации оружия во время ведения огня. Дульные тормоза-компенсаторы работают за счет воздействия пороховых газов, которые истекают из канала ствола в направлении обратном действию опрокидывающего момента. Типичные модели современных ДТК могут стабилизировать оружие при стрельбе в одной или двух плоскостях.

Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.

На сегодняшний день к одному из самых известных и распространенных примеров применения дульного тормоза-компенсатора можно отнести знаменитый автомат Калашникова – АК-74. Данная модель автоматического оружия среди прочих изменений выделялась наличием принципиально нового по конструкции ДТК по сравнению с использовавшимся ранее устройством на автомате АКМ.

Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.

Читать еще:  Штурмовая винтовка Heckler&Koch 51 / Heckler&Koch 53

Источники информации:
http://bratishka.ru/archiv/2007/8/2007_8_9.php
http://weaponland.ru/publ/vspomogatelnye_mekhanizmy_i_prisposoblenija_strelkovogo_oruzhija_chast_i/17-1-0-247
https://zbroya.info/ru/blog/10445_dtk-ili-dulnyi-tormoz-kompensator-preimushchestva-i-nedostatki/
Материалы из открытых источников

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Что такое дульный тормоз-компенсатор?

При стрельбе из любого огнестрельного оружия неизбежно возникает отдача. Она вызвана давлением газов в канале ствола и движением механизмов автоматики при подготовке к следующему выстрелу. Влияние отдачи на такие параметры, как точность стрельбы, прицеливание и удобство управления, весьма велико. Многие конструкторы пытались минимизировать подбрасывание оружия и уровень отдачи. С появлением автоматического оружия этот вопрос стал еще более актуален. Именно тогда и появились первые ДТК (дульный тормоз-компенсатор). Они относятся к разряду дульных газовых устройств.

Определение и назначение

Дульный тормоз — это устройство, которое предназначен для использования в автоматическом стрелковом оружии для уменьшения импульса отдачи при выстреле. В зависимости от типа конструкции эффективный уровень снижения составляет от 25 до 75 %. Также частично либо полностью гасятся такие нежелательные эффекты, как звук выстрела, пламя и подбрасывание оружия вверх. Вообще, данная конструкция не является обязательной, но часто без нее просто нельзя обойтись. Классический пример — дульный тормоз на «Вепрь» или АК-74.

Принцип работы

В основе устройства лежит принцип изменения скорости и направления движения пороховых газов, которые выделяются при сгорании основного заряда патрона или снаряда. Скорость их распространения очень велика — до 1500 м/сек. Это вызывает силу, которая прямо противоположна направлению движения пули. Дульный тормоз эффективно гасит этот импульс. При этом используется часть возникающих пороховых газов. Потому подобные устройства более выгодны, так как не ухудшают саму баллистику оружия, кроме того, они надежны и просты в строении. Основная сфера их применения — пистолеты, штурмовые винтовки и артиллерийские орудия.

Разновидности

Классифицируются ДТК по нескольким признакам. Это число камер (бескамерные, одно- и многокамерные), число боковых отверстий (одно- и многорядные) и форма (оконные, сетчатые и щелевые). Также существует классификация по принципу действия — реактивному, активному или активно-реактивному.

Активное действие подразумевает под собой удар струи газов по определенной поверхности, которая крепится на стволе. При этом возникает сила, противоположная направлению отдачи.

Реактивное действие предполагает симметричный отвод используемых пороховых газов в направлении отдачи. После этого происходит реакция, которая называется «истечение порохового газа», и оружие получает импульс, толкающий его вперед.

Активно-реактивное действие объединяет оба принципа в одной конструкции, таким образом, газ сначала выбрасывается вперед, а затем отводится в противоположном направлении и гасит отдачу.

Некоторые особенности

Однако, несмотря на всю свою эффективность, все же дульный тормоз — устройство далеко не совершенное. К примеру, гашение отдачи может одновременно сопровождаться значительным усилением звука выстрела. Другой неприятный фактор — воздействие пороховых газов на оружие и стрелка, которое оказывает демаскирующий эффект.

Очень важен характер воздействия дульного тормоза, поскольку он определяет степень эффективности гашения отдачи. Существует три вида компенсаторов:

  1. Продольного действия. Этот дульный тормоз уменьшает влияние отдачи оружия или ствола только в продольном направлении.
  2. Поперечного действия. Более удачные образцы, которые создают при выстреле поперечную силу, препятствующую появлению опрокидывающего момента. Эти устройства называют компенсаторами.
  3. Комбинированного действия. Именно они получили наибольшую распространенность в войсках. Такие устройства именуются дульными тормозами-компенсаторами. Они популярны, поскольку и ослабляют отдачу, и снижают опрокидывающий момент одновременно.

Дульный тормоз-компенсатор АК-74

АК-74 появился как раз тогда, когда Советская армия нуждалась в принципиально новом оружии, нежели АКМ. Они весьма отличались в конструктивном плане, несмотря на то что главные механизмы автомата не имели никаких изменений. В частности, среди многих изменений можно выделить и наличие принципиально нового по конструкции дульного тормоза-компенсатора по сравнению с использовавшимся ранее в АКМ. В этом автомате он имел вид небольшого утяжеления, размещенного на дульном срезе.

В АК-74 дульный тормоз заметно улучшился — теперь он стал длинным двухкамерным устройством. Первая камера представляла собой цилиндр, предназначенный для выхода пули, он также имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные у диафрагмы. Вторая камера имеет несколько иное устройство — два широких окна, а спереди — та же диафрагма для выхода пули. Эти изменения положительным образом сказались на балансировке и точности стрельбы, при этом улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышек пламени практически не было заметно. В том или ином виде подобную конструкцию и ее модификации (ДТК 1-4) используют и сейчас.

Этот ДТК предназначен для установки на широкий спектр оружия: автоматы серии АК вплоть до современных «соток» — АК-101-105, охотничьи карабины «Сайга» МК и МК-103, а также АКС-74У и АК-74М

Дульный тормоз СКС-45

Это старое оружие обладает вполне приемлемыми показателями для использования в качестве охотничьего. Но в силу высокой отдачи конструкторы создали ДТК и для данного карабина. Это устройство имеет название «Волчий зуб» и объединяет в себе функции ДТК и пламегасителя. Первая камера выполняет функции компенсатора и пламегасителя, а вторая — гасителя отдачи, направляя газы так, чтобы они противодействовали силе отдачи.

Одно из конструктивных отличий — возможность устанавливать его на стволы, которые не имеют резьбы, что увеличивает универсальность. Крепится такой ДТК с помощью специального хомута, который фиксируется за мышкой с помощью двух винтов. Выпускается устройство в США, так как СКС популярен в основном в странах зарубежья — и как охотничье оружие, и как оружие для спортивной стрельбы.

Характеристики

Стандартный дульный тормоз-компенсатор для АК-74 имеет следующие технические характеристики:

— общая длина — 83 мм; — вес — 104 гр; — диаметр — 27,5 мм.

ДТК 1-4 (описание)

Дульный тормоз-компенсатор ДТК-1 предназначен для установки на автоматы АК калибра 7,62 и 5,45 мм. Весит 128 грамм. Выполняется из специальной нержавеющей стали 45 или 40Х с дополнительной термообработкой.

Дульный тормоз ДТК-2 имеет другую конструкцию и предназначен для установки на автоматы АК калибра 7,62 и 5,45 мм. Круглая форма, имеет несколько отверстий для выхода пороховых газов. Весит 108 грамм, изготавливается из тех же материалов, что и ДТК-1.

Дульный тормоз ДТК-3 еще называют «ДТК-1 длинный», он имеет ту же конструкцию. Ставится на АК калибром 7,62 и 5,45 мм. Выполняется из тех же материалов, что и ДТК-1.

ДТК-4 — это более совершенный образец, изготовленный из сплава титана. Сейчас широкий доступ к нему закрыт, приобретение возможно только сотрудниками спецслужб и только на предприятии-производителе. Обладает неразборной конструкцией и более экологичен, чем стандартные ДТК. Поскольку термическое воздействие на корпус очень велико, в комплекте поставляется специальная герметизированная лента.

Итоги

Если ранее подобные устройства были экзотикой, то сейчас они — само собой разумеющаяся вещь. Современные автоматы хоть и высокотехнологичны, но все еще не могут бороться с такими вещами, как отдача и ее влияние на точность стрельбы. Именно поэтому ДТК настолько важны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector