0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дульные устройства АК

Дульные устройства АК

УСТРОЙСТВО ВООРУЖЕНИЯ

5,45-мм автомат Калашникова является индивидуальным оружием. Он предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Для поражения противника в рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож. Для стрельбы и наблюдения в условиях естественной ночной освещенности к автоматам АК74Н, АКС74Н присоединяется ночной стрелковый прицел универсальный (НСПУ).

Для стрельбы из автомата применяются патроны с обыкновенными (со стальным сердечником) и трассирующими пулями.

Из автомата ведется автоматический или одиночный огонь. Автоматический огонь является основным видом огня: он ведется короткими (до 5 выстрелов) и длинными (из автомата — до 10 выстрелов) очередями и непрерывно. Подача патронов при стрельбе производится из коробчатого магазина емкостью на 30 патронов.

Прицельная дальность стрельбы у автомата 1000 м. Наиболее действительный огонь по наземным целям: у автомата — на дальности до 500 м, а по самолетам, вертолетам и парашютистам — на дальности до 500 м. Сосредоточенный огонь из автоматов по наземным групповым целям ведется на дальность до 1000 м.

Дальность прямого выстрела:

— у автомата по грудной фигуре — 440 м,

— по бегущей фигуре — 625 м;

Темп стрельбы около 600 выстрелов в минуту.

Боевая скорострельность: при стрельбе очередями из автомата — до 100; при стрельбе одиноч­ными выстрелами из автомата — до 40,

Вес автомата без штыка-ножа со снаряженным патронами пластмассовым магазином: АК74 — 3,6 кг; АК74Н — 5,9 кг; АКС74 — 3,5кг; АКС74Н — 5,8 кг. Вес штыка-ножа с ножнами 490 г.

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

— ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;

— крышки ствольной коробки;

— затворной рамы с газовым поршнем;

— газовой трубки со ствольной накладкой;

Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор и штык-нож.

В комплект автомата входят: принадлежность, ремень и сумка для магазинов; в комплект автомата со складывающимся прикладом, кроме того, входит чехол для автомата с карманом для магазина, а в комплект автомата с ночным прицелом входит также ночной стрелковый прицел универсальный.

Принцип работы автоматики.

Автоматическое действие автомата основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола в газовую камеру.

Порядок неполной разборки автомата (пулемета):

1) Отделить магазин.

2) Вынуть пенал принадлежности из гнезда приклада.

3) Отделить шомпол.

4) Отделить у автомата дульный тормоз-компенсатор.

5) Отделить крышку ствольной коробки.

6) Отделить возвратный механизм.

7) Отделить затворную раму с затвором.

8) Отделить затвор от затворной рамы.

9) Отделить газовую трубку со ствольной накладкой.

Сборка производится в обратной последовательности.

АК74: части и механизмы автомата, их назначение; задержки при стрельбе, их причины и способы устранения.

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов:

— ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением, прикладом и пистолетной рукояткой;

— крышки ствольной коробки;

— затворной рамы с газовым поршнем;

— газовой трубки со ствольной накладкой;

Кроме того, у автомата имеется дульный тормоз-компенсатор и штык-нож.

Ствол служит для направления полета пули.

Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, для обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора. В ствольной коробке помещается ударно-спусковой механизм. Сверху коробка закрывается крышкой.

Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения части и механизмы, помещенные в ствольной коробке.

Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные дальности. Оно состоит из прицела и мушки.

Приклад и пистолетная рукоятка служат для удобства действия автоматом при стрельбе.

Затворная рама с газовым поршнем служит для приведения в действие затвора и ударно-спускового механизма.

Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона).

Возвратный механизм служит для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение.

Газовая трубка служит для направления движения газового поршня.

Ствольная накладка служит для предохранения рук автоматчика (пулеметчика) от ожогов при стрельбе.

Ударно-спусковой механизм служит для спуска курка с боевого взвода или со взвода автоспуска, нанесения удара по ударнику, обеспечения ведения автоматического или одиночного огня, прекращения стрельбы, для предотвращения выстрелов при незапертом затворе и для постановки автомата (пулемета) на предохранитель.

Цевье служит для удобства действия и для предохранения рук автоматчика (пулеметчика) от ожогов.

Магазин служит для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку.

Дульный тормоз-компенсатор автомата служит для повышения кучности боя и уменьшения энергии отдачи.

Штык-нож присоединяется к автомату для поражения противника в бою. Кроме того, он используется в качестве ножа, пилы (для, распиловки металла) и ножниц (для резки проволоки).

Задержки при стрельбе, их причины и способы устранения.

Части и механизмы автомата (пулемета) при правильном обращении и надлежащем уходе длительное время работают надежно и безотказно. Однако в результате загрязнения механизмов, износа частей и небрежного обращения с автоматом (пулеметом), а также при неисправности патронов могут возникнуть задержки при стрельбе.

Возникшую при стрельбе задержку следует попытаться устранить перезаряжанием, для чего быстро отвести затворную раму за рукоятку назад до отказа, отпустить ее и продолжать стрельбу. Если задержка не устранилась, то необходимо выяснить причину ее возникновения и устранить задержку, как указано ниже.

Зачем нужжен ДТК?

Дульный тормоз-компенсатор (ДТК) – это специальное устройство, предназначенное для уменьшения отдачи огнестрельного оружия, использующее кинетическую энергию пороховых газов, которые выходят из ствола вслед за выпущенной пулей или снарядом. Помимо уменьшения уровня отдачи при выстреле (на уровне от 25 до 75 процентов в зависимости от конструкции) дульный тормоз-компенсатор уменьшает подброс ствола оружия, оставляя его на линии прицеливания, что сокращает время необходимое для производства следующего выстрела. Сегодня подобные устройства широко применяются в артиллерии и стрелковом оружии, главным образом, в автоматическом.

Дульный тормоз был известен еще до начала Второй мировой войны, но именно в годы войны и после ее завершения, данное устройство получило наибольшее распространение. Первоначально ДТК применялись в артиллерии, но с развитием и широким распространением автоматического стрелкового оружия они стали использоваться и на оружии малых калибров. Сегодня практические все современные пулеметы и автоматы оснащаются дульным тормозом-компенсатором по умолчанию. ДТК перенаправляет пороховые газы и действительно снижает отдачу и подброс ствола оружия при стрельбе. Они востребованы не только в моделях оружия военного назначения, но и в гражданских моделях, используемых стрелками-спортсменами. В то же время, изменяя направление движения пороховых газов, ДТК может усиливать звук выстрела, который слышит стрелок или артиллерийский расчет. При этом, чем эффективнее устройство, тем громче звук выстрела. Для спортсменов это не представляет особой проблемы, они обычно используют наушники, а вот в армейских подразделениях индивидуальные средства защиты органов слуха – скорее роскошь. Поэтому очень часто конструкторы армейского стрелкового оружия намеренно ограничивают эффективность ДТК.

Читать еще:  Коллиматорные прицелы – критический взгляд

Существующие сегодня дульные тормоза используют энергию некоторой части пороховых газов, которые выходят из канала ствола вслед за выпущенной пулей. Дульные газовые устройства более выгодны в энергетическом отношении, они не ухудшают баллистику оружия, помимо этого они отличаются высокой надежностью и простотой устройства. Эффективность использования подобных устройств значительным образом зависит от скорости, количества и направления движения отведенных назад пороховых газов. В то же время повышение эффективности их работы обычно сопровождается сильным действием пороховых газов на стрелка или установку, затрудняя процесс прицеливания, а также на грунт, что провоцирует демаскировку за счет образования пыли, которая поднимается пороховыми газами. За счет использования различных дульных газовых устройств конструкторы могут значительно уменьшить энергию отдачи стрелкового оружия или подвижных частей его автоматики, уменьшить пламенность выстрела, повысить кучность ведения огня из автоматического оружия и т.д.

Все дульные тормоза по их характеру воздействия на оружие можно разделить на три основных группы:

1. дульные тормоза осевого действия, они обеспечивают снижение энергии отдачи оружия или ствола лишь в продольном направлении;

2. дульные тормоза поперечного действия, они обеспечивают воздействие поперечной силы, направленной перпендикулярно оси канала ствола. Такие дульные тормоза часто также называют компенсаторами, обычно они применяются в образцах ручного огнестрельного оружия, в которых может возникнуть опрокидывающий момент, отклоняющий ось канала ствола в боковом направлении;

3. дульные тормоза комбинированного действия, они обеспечивают как снижение силы отдачи в продольном направлении, так и создание поперечной силы, которая компенсирует опрокидывающий момент огнестрельного оружия. Такие дульные тормоза называют тормозами-компенсаторами. Именно они используются преимущественно в современных образцах стрелкового оружия.

По своему принципу действия дульные тормоза делятся на модели активного действия, реактивного действия и активно-реактивного действия.

Дульные тормоза активного действия используют в работе удар газовой струи, выходящей из канала ствола по поверхности, которая закреплена на стволе оружия. Такой удар формирует импульс силы, направленный против действия отдачи оружия, благодаря чему обеспечивается снижение энергии отдачи всей системы.

В автоматических моделях стрелкового оружия наиболее распространены дульные тормоза реактивного типа, действие которых основано на использовании реакции истечения пороховых газов. Основное их предназначение – это снижение энергии отдачи ствола или всей оружейной системы за счет обеспечения симметричного отвода части пороховых газов в направлении отдачи. В момент вылета пули из канала ствола часть пороховых газов по специальным каналам в дульном тормозе отводится назад. Одновременно с этим под действием реакции истечения пороховых газов все оружие получает толчок вперед, энергия отдачи уменьшается. Чем больший объем газов будет отведен назад и чем выше будет их скорость движения, тем эффективнее отработает дульный тормоз.

В моделях дульных тормозов активно-реактивного типа объединяются между собой оба перечисленных выше принципа. В таких устройствах происходит удар газовой струи в направлении вперед (активное действие) и отбрасывание струи назад (реактивное действие). Подобное устройство было применено, к примеру, на самозарядной винтовке Токарева СВТ-40 образца 1940 года.

Также дульные тормоза можно классифицировать по конструктивным признакам, которые значительным образом могут влиять на эффективность данных устройств. К основным таким конструктивным признакам относят: наличие или наоборот отсутствие диафрагмы (передней стенки); число рядов боковых отверстий; число камер; форму боковых отверстий. Дульный тормоз, у которого отсутствует диафрагма и передняя стенка, принято называть бескамерным. В то же время дульный тормоз, оснащенный диафрагмой, обеспечивает большую эффективность по сравнению с бескамерными устройствами за счет создания дополнительного тянущего усилия в направлении противоположном откату, это обеспечивается за счет удара истекающего порохового газа о диафрагму. В современном оружии наибольшее распространение получили одно и двухкамерные модели дульных тормозов, так как дальнейшее наращивание числа камер лишь несущественно повышает эффективность подобных устройств (не более 10 процентов), в то время как масса и габариты увеличиваются. Форма боковых отверстий может быть разной: прямоугольные или квадратные окна, продольные или поперечные щели, круглые отверстия. В этих случаях дульные тормоза называются соответственно – едиными, щелевыми или сетчатыми. В пределах каждой из камер такие отверстия могут располагаться в один или сразу в несколько рядов как по периметру, так и по длине дульного устройства.

Наряду с дульными тормозами в современных моделях автоматического стрелкового оружия очень широко используются компенсаторы – устройства, предназначенные для несимметричного отвода пороховых газов в стороны от оси канала ствола, что необходимо для стабилизации оружия во время ведения огня. Дульные тормоза-компенсаторы работают за счет воздействия пороховых газов, которые истекают из канала ствола в направлении обратном действию опрокидывающего момента. Типичные модели современных ДТК могут стабилизировать оружие при стрельбе в одной или двух плоскостях.

Сегодня дульные тормоза очень активно и массово применяются в стрелковом оружии. Одна из причин их широкого применения конструкторами – простота устройства, которая сочетается в них с высокой эффективностью действия. В автоматическом оружии наших дней дульными тормозами оснащаются крупнокалиберные пулеметы и малокалиберные пушки с целью уменьшения действия отдачи на станок, а также самозарядные и штурмовые винтовки, автоматы, пистолеты-пулеметы, высокоточные крупнокалиберные винтовки под мощные патроны.

На сегодняшний день к одному из самых известных и распространенных примеров применения дульного тормоза-компенсатора можно отнести знаменитый автомат Калашникова – АК-74. Данная модель автоматического оружия среди прочих изменений выделялась наличием принципиально нового по конструкции ДТК по сравнению с использовавшимся ранее устройством на автомате АКМ.

Автомат АК-74 обладал заметно более улучшенным дульным тормозом-компенсатором, ставшим длинным и двухкамерным устройством. Первая камера ДТК данного автомата представляла собой цилиндр, предназначавшийся для выхода пули, также он имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные возле диафрагмы. Вторая камера компенсатора обладала несколько отличающимся устройством – два широких окна, а спереди – та же диафрагма для выхода пули. Подобные изменения конструкции позволили добиться повышения тактико-технических характеристик автомата. В частности, положительным образом сказались на точности стрельбы и балансировке, одновременно с этим улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышки пламени в момент выстрела стало очень трудно заметить. В том или ином виде подобная конструкция, равно как и ее модификации (ДТК 1-4), используются в автоматах Калашникова и в наши дни.

Если вам понравилось не забудьте подписаться на канал и поставить лайк. Внутри вас ждёт много чего интересного.

Дульные устройства АК

Материальная часть автомата Калашникова

Автомат Калашникова является основным видом автоматического стрелкового оружия. Создал его выдающийся советский конструктор М. Т. Калашников. Автомат получил широкое признание. Он прост по устройству и имеет высокие боевые и эксплуатационные качества. На основе этого автомата созданы и приняты на вооружение Советской Армии ручной пулемет Калашникова (РПК) и другие образцы стрелкового оружия с наиболее эффективными боевыми свойствами.

Читать еще:  Детальные фото ПТРС. Фотоподборка-4.

Честь первенства в создании автоматического оружия принадлежит нашей Родине. Первый в мире пистолет-автомат — прообраз автоматического оружия — был сконструирован выдающимся русским оружейником В. Г. Федоровым. Большой вклад в развитие автоматического оружия внесли В. А. Дегтярев и Г. С. Шпагин.

Назначение, боевые свойства, общее устройство автомата

Модернизированный автомат Калашникова (рис. 25) является индивидуальным оружием и предназначен для уничтожения живой силы противника. В рукопашном бою к автомату присоединяется штык-нож.

Из автомата ведется автоматический (АВ) или одиночный (ОД) огонь (стрельба одиночными выстрелами). Автоматический огонь является основным видом огня.

Общий вид автомата Калашникова: а — с деревянным прикладом (АКМ);

б — со складывающимся прикладом (АКМС)

Боевые свойства автомата характеризуются данными, приведенными в таблице

Назначение, устройство частей и механизмов автомата

Автомат состоит из следующих основных частей и механизмов: 1-ствола со ствольной коробкой, прицельным приспособлением и прикладом; 2-крышки ствольной коробки; 3-штыка-ножа; 4-возвратного механизма; 5-затворной рамы с газовым поршнем; 6-газовой трубки со ствольной накладкой; 7-затвора; 8-цевья; 9-магазина; 10-ударно-спускового механизма. В комплект автомата входят принадлежность, ремень и сумка для магазинов. Автоматическое действие автомата основано на использовании энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола к газовому поршню затворной рамы.

Ствол служит для направления полета Пули. Внутри ствол имеет канал с четырьмя нарезами, вьющимися слева вверх направо. Нарезы служат для придания пуле вращательного движения. Промежутки между нарезами называются полями, расстояние между двумя противоположными полями — калибром ствола.

В казенной части канал ствола гладкий, имеет форму гильзы, эта часть канала ствола называется патронником. Переход от патронника к нарезной части канала ствола называется пульным входом.

Сообщение газовой камеры с каналом ствола производится через газоотводное отверстие.

Ствол: а — общий вид; б — казенная часть в разрезе; в — сечение ствола; 1 — колодка прицела; 2 — соединительная муфта; 3 — газовая камера; 4 — газоотводное отверстие; 5 — основание мушки; 6 — резьба; 7 — патронник; 8 — выем для шпильки ствола; 9 — пульный вход; 10 — нарезная часть; 11 — поле; 12 — нарезы

Ствольная коробка служит для соединения частей и механизмов автомата, обеспечения закрывания канала ствола затвором и запирания затвора. В ствольной коробке помещается ударно-спусковой механизм.

Ствольная коробка: 1 — поперечный паз; 2 — продольный паз; 3 — отгибы; 4 — направляющий выступ; 5 — перемычка, 6 — отражательный выступ; 7 — вырезы; 8 — защелка магазина

Крышка ствольной коробки предохраняет от загрязнения части и механизмы автомата, помещенные в ствольной коробке.

Крышка ствольной коробки: 1 — отверстие; 2 — ребра жесткости; 3 — ступенчатые вырезы

Прицельное приспособление служит для наводки автомата при стрельбе по целям на различные расстояния и состоит из прицела и мушки.

Прицельная планка имеет гривку с прорезью для прицеливания и вырезы для удержания хомутика в установленном положении с помощью защелки с пружиной. На прицельной планке нанесена шкала с делениями от 1 до 10 и буквой «П». Цифры шкалы обозначают соответствующую дальность стрельбы в сотнях метров, буква «П» — постоянную установку прицела, что соответствует прицелу 3.

Прицельное приспособление: а — прицел; б — основание мушки; 1 — колодка прицела; 2 — пластинчатая пружина; 3 — прицельная планка; 4 — хомутик; 5 — полозок с мушкой; 6 — предохранитель мушки

Затворная рама с газовым поршнем предназначена для приведения в действие затвора и ударно-спускового механизма.

Затворная рама с газовым поршнем: 1 — канал для затвора; 2 — предохранительный выступ; 3 — выступ для опускания рычага автоспуска; 4 — паз для отгиба ствольной коробки; 5 — рукоятка; 6 — паз для отражательного выступа; 7 — фигурный вырез; 8 — газовый поршень

Затвор служит для досылания патрона в патронник, закрывания канала ствола, разбивания капсюля и извлечения из патронника гильзы (патрона).

Затвор: а — остов затвора; б — ударник; в — выбрасыватель. 1 — ведущий выступ; 2 — отверстие для оси выбрасывателя; 3 — вырез для выбрасывателя; 4 — вырез для дна гильзы; 5 — боевой выступ; 6 — продольный паз для отражательного выступа; 7 — пружина выбрасывателя; 8 — ось выбрасывателя; 9 — шпилька

Возвратный механизм предназначен для возвращения затворной рамы с затвором в переднее положение

Возвратный механизм. 1 — возвратная пружина; 2 — направляющий стержень. 3 — подвижной стержень; 4 — муфта

Газовая трубка со ствольной накладкой служит для направления движения газового поршня и предохранения рук от ожогов при стрельбе.

Газовая трубка со ствольной накладкой: 1 — газовая трубка; 2 — направляющие ребра для газового поршня; 3 — передняя соединительная муфта; 4 — ствольная накладка; 5 — задняя соединительная муфта; 6 — выступ

Приклад и пистолетная рукоятка обеспечивают удобство стрельбы из автомата.

Ударно-спусковой механизм предназначен для спуска курка с боевого взвода или со взвода автоспуска, нанесения удара по ударнику, обеспечения ведения автоматического или одиночного огня, прекращения стрельбы, предотвращения выстрелов при незапертом затворе и для постановки автомата на предохранитель.

Ударно-спусковой механизм состоит из курка с боевой пружиной, замедлителя курка с пружиной, спускового крючка, шептала одиночного огня с пружиной, автоспуска с пружиной и переводчика.

Курок с боевой пружиной предназначен для нанесения удара по ударнику. На курке имеются боевой взвод, взвод автоспуска, цапфы и отверстие для оси. Боевая пружина надета на цапфы курка и своей петлей действует на курок, а концами — на прямоугольные выступы спускового крючка. Замедлитель курка служит для замедления движения курка вперед в целях улучшения кучности боя при ведении автоматического огня. Спусковой крючок предназначен для удержания курка на боевом взводе и для спуска курка; шептало одиночного огня — для удержания курка после выстрела в крайнем заднем положении, если при ведении одиночного огня спусковой крючок не был отпущен. Назначение автоспуска с пружиной — автоматическое освобождение курка со взвода автоспуска при стрельбе очередями, а также предотвращение спуска курка при незакрытом канале ствола и незапертом затворе. Переводчик служит для установки автомата на автоматический и одиночный огонь или на предохранитель.

Ударно-спусковой механизм: 1 — курок; 2 — боевая пружина; 3 — спусковой крючок; 4 — шептало одиночного огня; 5 — пружина шептала одиночного огня; 6 — автоспуск; 7 — пружина автоспуска; 8 — замедлитель курка; 9 — пружина замедлителя курка; 10 — переводчик; 11 — оси

Цевье служит для удобства действий с автоматом и для предохранения рук от ожогов.

Цевье: 1 — упор для пальцев; 2 — металлическая прокладка; 3 — вырез; 4 — выступ

Магазин предназначен для помещения патронов и подачи их в ствольную коробку.

Магазин: 1 — корпус; 2 — крышка; 3 — стопорная планка; 4 — пружина; 5 — подаватель; 6 — опорный выступ; 7 — зацеп

Штык-нож присоединяется к автомату перед атакой и служит для поражения противника в рукопашном бою, а также может использоваться в качестве ножа, пилы (для распиловки металла) и ножниц (для резки проволоки).

Штык-нож: 1 — лезвие; 2 — режущая кромка; 3 — отверстие; 4 — пила; 5 — зацеп; 6 — ремень; 7 — защелка; 8 — предохранительный выступ; 9 — продольный паз; 10 — винт наконечника; 11 — рукоятка; 12 — кольцо

Читать еще:  Гладкоствольное оружие: главные особенности

Для ношения штыка-ножа на поясном ремне служат ножны. При необходимости они используются вместе со штыком-ножом для резки проволоки.

Ножны: 1 — подвеска с карабинчиками; 2 — пластмассовый корпус; 3 — упор; 4 — выступ-ось

Что такое дульный тормоз-компенсатор?

При стрельбе из любого огнестрельного оружия неизбежно возникает отдача. Она вызвана давлением газов в канале ствола и движением механизмов автоматики при подготовке к следующему выстрелу. Влияние отдачи на такие параметры, как точность стрельбы, прицеливание и удобство управления, весьма велико. Многие конструкторы пытались минимизировать подбрасывание оружия и уровень отдачи. С появлением автоматического оружия этот вопрос стал еще более актуален. Именно тогда и появились первые ДТК (дульный тормоз-компенсатор). Они относятся к разряду дульных газовых устройств.

Определение и назначение

Дульный тормоз — это устройство, которое предназначен для использования в автоматическом стрелковом оружии для уменьшения импульса отдачи при выстреле. В зависимости от типа конструкции эффективный уровень снижения составляет от 25 до 75 %. Также частично либо полностью гасятся такие нежелательные эффекты, как звук выстрела, пламя и подбрасывание оружия вверх. Вообще, данная конструкция не является обязательной, но часто без нее просто нельзя обойтись. Классический пример — дульный тормоз на «Вепрь» или АК-74.

Принцип работы

В основе устройства лежит принцип изменения скорости и направления движения пороховых газов, которые выделяются при сгорании основного заряда патрона или снаряда. Скорость их распространения очень велика — до 1500 м/сек. Это вызывает силу, которая прямо противоположна направлению движения пули. Дульный тормоз эффективно гасит этот импульс. При этом используется часть возникающих пороховых газов. Потому подобные устройства более выгодны, так как не ухудшают саму баллистику оружия, кроме того, они надежны и просты в строении. Основная сфера их применения — пистолеты, штурмовые винтовки и артиллерийские орудия.

Разновидности

Классифицируются ДТК по нескольким признакам. Это число камер (бескамерные, одно- и многокамерные), число боковых отверстий (одно- и многорядные) и форма (оконные, сетчатые и щелевые). Также существует классификация по принципу действия — реактивному, активному или активно-реактивному.

Активное действие подразумевает под собой удар струи газов по определенной поверхности, которая крепится на стволе. При этом возникает сила, противоположная направлению отдачи.

Реактивное действие предполагает симметричный отвод используемых пороховых газов в направлении отдачи. После этого происходит реакция, которая называется «истечение порохового газа», и оружие получает импульс, толкающий его вперед.

Активно-реактивное действие объединяет оба принципа в одной конструкции, таким образом, газ сначала выбрасывается вперед, а затем отводится в противоположном направлении и гасит отдачу.

Некоторые особенности

Однако, несмотря на всю свою эффективность, все же дульный тормоз — устройство далеко не совершенное. К примеру, гашение отдачи может одновременно сопровождаться значительным усилением звука выстрела. Другой неприятный фактор — воздействие пороховых газов на оружие и стрелка, которое оказывает демаскирующий эффект.

Очень важен характер воздействия дульного тормоза, поскольку он определяет степень эффективности гашения отдачи. Существует три вида компенсаторов:

  1. Продольного действия. Этот дульный тормоз уменьшает влияние отдачи оружия или ствола только в продольном направлении.
  2. Поперечного действия. Более удачные образцы, которые создают при выстреле поперечную силу, препятствующую появлению опрокидывающего момента. Эти устройства называют компенсаторами.
  3. Комбинированного действия. Именно они получили наибольшую распространенность в войсках. Такие устройства именуются дульными тормозами-компенсаторами. Они популярны, поскольку и ослабляют отдачу, и снижают опрокидывающий момент одновременно.

Дульный тормоз-компенсатор АК-74

АК-74 появился как раз тогда, когда Советская армия нуждалась в принципиально новом оружии, нежели АКМ. Они весьма отличались в конструктивном плане, несмотря на то что главные механизмы автомата не имели никаких изменений. В частности, среди многих изменений можно выделить и наличие принципиально нового по конструкции дульного тормоза-компенсатора по сравнению с использовавшимся ранее в АКМ. В этом автомате он имел вид небольшого утяжеления, размещенного на дульном срезе.

В АК-74 дульный тормоз заметно улучшился — теперь он стал длинным двухкамерным устройством. Первая камера представляла собой цилиндр, предназначенный для выхода пули, он также имел три выходных отверстия для пороховых газов и две щели, размещенные у диафрагмы. Вторая камера имеет несколько иное устройство — два широких окна, а спереди — та же диафрагма для выхода пули. Эти изменения положительным образом сказались на балансировке и точности стрельбы, при этом улучшилась и маскировка стрелка, так как вспышек пламени практически не было заметно. В том или ином виде подобную конструкцию и ее модификации (ДТК 1-4) используют и сейчас.

Этот ДТК предназначен для установки на широкий спектр оружия: автоматы серии АК вплоть до современных «соток» — АК-101-105, охотничьи карабины «Сайга» МК и МК-103, а также АКС-74У и АК-74М

Дульный тормоз СКС-45

Это старое оружие обладает вполне приемлемыми показателями для использования в качестве охотничьего. Но в силу высокой отдачи конструкторы создали ДТК и для данного карабина. Это устройство имеет название «Волчий зуб» и объединяет в себе функции ДТК и пламегасителя. Первая камера выполняет функции компенсатора и пламегасителя, а вторая — гасителя отдачи, направляя газы так, чтобы они противодействовали силе отдачи.

Одно из конструктивных отличий — возможность устанавливать его на стволы, которые не имеют резьбы, что увеличивает универсальность. Крепится такой ДТК с помощью специального хомута, который фиксируется за мышкой с помощью двух винтов. Выпускается устройство в США, так как СКС популярен в основном в странах зарубежья — и как охотничье оружие, и как оружие для спортивной стрельбы.

Характеристики

Стандартный дульный тормоз-компенсатор для АК-74 имеет следующие технические характеристики:

— общая длина — 83 мм; — вес — 104 гр; — диаметр — 27,5 мм.

ДТК 1-4 (описание)

Дульный тормоз-компенсатор ДТК-1 предназначен для установки на автоматы АК калибра 7,62 и 5,45 мм. Весит 128 грамм. Выполняется из специальной нержавеющей стали 45 или 40Х с дополнительной термообработкой.

Дульный тормоз ДТК-2 имеет другую конструкцию и предназначен для установки на автоматы АК калибра 7,62 и 5,45 мм. Круглая форма, имеет несколько отверстий для выхода пороховых газов. Весит 108 грамм, изготавливается из тех же материалов, что и ДТК-1.

Дульный тормоз ДТК-3 еще называют «ДТК-1 длинный», он имеет ту же конструкцию. Ставится на АК калибром 7,62 и 5,45 мм. Выполняется из тех же материалов, что и ДТК-1.

ДТК-4 — это более совершенный образец, изготовленный из сплава титана. Сейчас широкий доступ к нему закрыт, приобретение возможно только сотрудниками спецслужб и только на предприятии-производителе. Обладает неразборной конструкцией и более экологичен, чем стандартные ДТК. Поскольку термическое воздействие на корпус очень велико, в комплекте поставляется специальная герметизированная лента.

Итоги

Если ранее подобные устройства были экзотикой, то сейчас они — само собой разумеющаяся вещь. Современные автоматы хоть и высокотехнологичны, но все еще не могут бороться с такими вещами, как отдача и ее влияние на точность стрельбы. Именно поэтому ДТК настолько важны.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector