0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Дизельный грузовой автомобиль газ-4301

Содержание

ГАЗ-4301 – первый автомобиль с дизелем разработки Горьковского автозавода

Одним из первых дизельных среднетоннажных грузовиков советского производства стал автомобиль ГАЗ-4301. За всё время было выпущено чуть более 28 000 экземпляров, хотя путь данного грузовика к конвейерному производству был очень долгим. Несмотря на небольшое количество выпущенных дизельных грузовиков, именно ГАЗ-4301 дизель стал той машиной, которая дала толчок к развитию дизельных среднетоннажных грузовиков отечественного производства.

История появления ГАЗ-4301

Первый дизельный грузовик ГАЗ-4301 был выпущен в 1982 году. Он появился благодаря постановлению ЦК КПСС, которое обязало руководство Горьковского автомобильного завода в кратчайшие сроки разработать среднетоннажные грузовики, работающие на дизельном топливе. Небольшая партия первых дизельных автомобилей была отправлена на испытания, с которых она быстро вернулась на доработку.

После первой доработки ГАЗ-4301 с дизельным двигателем были отправлены для глобальных испытаний в автоколонны и в крупные колхозы. В таком темпе грузовики испытывались и дорабатывались более 10 лет. В результате первые серийные версии ГАЗ-4301 появились только в 1993 году. Сразу после появления грузовики стали конкурировать с лидером рынка того времени – ГАЗ-53. Преимущества новой модели были очевидны:

  • Наличие нового дизельного двигателя, который превосходил бензиновые моторы по мощности и экономичности. Данный двигатель был турбированный, что значительно увеличивало его мощность;
  • Благодаря использованию нового мотора, ГАЗ-4301 можно было использовать в качестве автопоезда;
  • Новая ходовая часть;
  • Новая коробка передач. КПП ГАЗ-4301 отличалась надёжностью и высоким рабочим ресурсом;
  • Наличие качественного гидроусилителя руля.

Общая грузоподъёмность грузовика составляла 4,5 тонн. Даже с таким грузом автомобиль набирал свою максимальную скорость достаточно бодро.

Общие сведения об автомобиле ГАЗ-4301

ГАЗ-4301 был передовой моделью для своего времени. Благодаря тому, что машина дорабатывалась в течение 10 лет, в её конструкцию инженеры успели внедрить все новшества тех лет. В схеме технических характеристик ГАЗ-4301 были внедрены следующие дополнения:

  • Электрофакел. Данное устройство применялось специально для упрощения запуска дизельного двигателя;
  • Было установлено амортизационное кресло водителя. Это смогло решить проблему с недостатком комфорта для водителя при поездке в дальние рейсы;
  • Вентиляционная система новой конструкции;
  • Отопительная система нового образца, которая прекрасно справлялась со своей задачей;
  • Эффективная система обдува лобового стекла.

Многие считают, что существовал ГАЗ-4301 самосвал. На самом деле, это не совсем так. Самосвал на шасси ГАЗ-4301 действительно существовал, так как мощная рама машины могла выдерживать значительные нагрузки, но назывался он ГАЗ-4509.

Благодаря тщательности и целого десятилетия доработок, ГАЗ-4301 и его модификации отличались надёжностью, что неоднократно подтверждалось водителями, некоторые из которых до сих пор эксплуатируют эти грузовики. Самой большой проблемой на сегодняшний день является отсутствие в продаже оригинальных запчастей, которые в силу особенностей первого горьковского дизельного грузовика не подходят от других моделей ГАЗ. Единственным спасением становятся разборки, хотя найти даже бывшие в употреблении запчасти на ГАЗ-4301 с каждым годом становится всё сложнее.

Двигатель ГАЗ-4301 и его особенности

В грузовиках ГАЗ-4301 впервые был использован дизельный двигатель. Так как отечественная промышленность никогда не делала подобных дизелей для среднетоннажных автомобилей, было решено приобрести лицензию у Deutz. Сам двигатель, который получил индекс ГАЗ-542, был разработан австрийской компанией Steyr. Новый дизельный двигатель отличался экономичностью, а поршневая система ГАЗ-4301 могла выхаживать вдвое больше до капитального ремонта, чем поршневая бензиновых двигателей ГАЗ.

Двигатель ГАЗ-542 имеет два топливных насоса. Один из них — поршневой низкокомпрессорный. Его задачей является поддержание низкого давления в системе. Второй насос – высококомпрессионный. Его задачей является сжатие высокого уровня. Кроме того, в топливной системе имеется и ручная помпа, с помощью которой водитель может осуществлять подкачку топлива.

Так как дизельное топливо в Советском союзе было низкого качества, на машине было решено установить три типа фильтров для его очистки.

Особенности КПП и тормозной системы ГАЗ-4301

Коробка передач для нового грузовика была подвергнута значительной модернизации, в результате чего она получилась более надёжной и ресурсной. Кроме того, удалось избавиться от громкого шума, который был непременным атрибутом всех газоновских КПП при переключении передач. Механическая коробка передач была пятиступенчатая. Все передачи, кроме первой и задней, были синхронизированы. Сцепление у грузовика было однодисковое, сухого типа.

Тормоза ГАЗ-4301 имеют двухконтурную систему. На колёсах имеются независимые друг от друга приводы. Благодаря этому торможение может быть эффективно произведено даже в случае выхода одного привода из строя. В случае плавного торможения, 60 процентов тормозного усилия распределяется на передние колёса, а 40 процентов на задние. Тормозные барабаны каждого из колёс съёмные. Это позволяет устранять дефекты тормозной системы или осуществлять замену тормозов в полевых условиях, при минимальном наличии инструментов.

Все тормозные барабаны ГАЗ-4301 сделаны из чугуна и обладают огромным запасом прочности. Система торможения оснащена специальным устройством на каждом из тормозных барабанов. Это помогает автоматически регулировать зазоры между тормозными колодками и тормозными барабанами. Колёсные диски имеют вентиляционные отверстия, обеспечивающие отличную вентиляцию тормозных барабанов во время движения автомобиля.

Рулевая система и подвеска ГАЗ-4301

Дизельные грузовики Горьковского автомобильного завода получили эффективные гидроусилители руля. Благодаря этому удалось не только облегчить процесс поворота колёс, но и уменьшить передаточное число рулевого механизма. Теперь для совершения поворота не стоит так сильно крутить рулевое колесо. Также удалось добиться маневренности в узких переулках. В механизме поворота рулевого колеса имеется червячная передача и гребневое колесо на подшипнике. Это позволило снизить удары на руль при движении по ухабистой дороге.

Подвеска ГАЗ-4301 тоже была значительно усовершенствована, а также передний и задний мосты грузовика. Задний мост ГАЗ-4301 получил дистанционное управление блокировкой дифференциала. Передняя подвеска грузовика состоит из двух фронтальных пружин и комплекта резиновых пластин. Задняя подвеска включает в себя рессоры ГАЗ-4301, пружины, гидравлические амортизаторы.

Почему грузовик ГАЗ-4301 был снят с производства?

Несмотря на то, что первый серийный дизельный грузовик Горьковского автомобильного завода был надёжным и достаточно высокотехнологичным, его производство было свёрнуто в 1995 году. Этому способствовало несколько причин:

  • Хотя первый дизельный двигатель от ГАЗ был достаточно экономичный и мощный, в стране практически отсутствовали мастера, которые разбирались в дизельном оборудовании. ГАЗ-4301, двигатель которого было невозможно отремонтировать в условиях колхозов, после поломок был обречён на длительный простой;
  • Недостаточная проходимость автомобиля была обусловлена особенностями его конструкции. Дизельный мотор был слишком тяжёлым, что давало высокую нагрузку на переднюю ось. Это в свою очередь приводило к тому, что машина легко застревала на мягких почвах и в грязи;
  • Глобальный кризис начала 1990-х годов привел к падению спроса на грузовые автомобили;
  • Прекращение государственного финансирования завода привело к тому, что завод просто не мог больше выпускать дизельные двигатели.

Совокупность всех этих причин привела к тому, что многострадальный ГАЗ-4301, который дорабатывался более 10 лет, сняли с конвейера.

Несмотря на то, что последние грузовики ГАЗ-4301 сошли с производственной линии в 1995 году, они до сих пор эксплуатируются в России и СНГ. Главной проблемой при выборе этого грузовика становится отсутствие запасных частей.

Самосвал ГАЗ-4301

В начале 80-х в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР перед автозаводами ГАЗ и ЗИЛ была поставлена задача по разработке и производству отечественных дизельных грузовиков.

Так на столичном автозаводе появилась линейка грузовиков серии ЗИЛ-169(воплотившихся в серийном производстве в семейство ЗИЛ-4331). А на ГАЗе был создан грузовик модели 4301, над которым работала группа ведущих специалистов автозавода.

Читать еще:  Сау акация 2с3: 152 мм самоходная гаубица, дальность стрельбы, тактико-технические характеристики (ттх)

Первые опытные образцы дизельного грузовика ГАЗ-4301 были собраны под руководством главных конструкторов Просвирина и Бутусова в конце 1982 года. На следующий год автомобиль проходил испытания во время посевной и уборочной, а в августе был отправлен в испытательный пробег по 9000-километровому маршруту от Горького через Куйбышев, Аральск и Ташкент до Памира.

Ключевыми отличиями модели ГАЗ-4301 от предшественника, ГАЗ-53, стали установка дизельного силового агрегата, а также заложенная возможность использования в составе автопоезда.

История выпуска

Выпускать грузовики стали на столичном заводе, это был ЗИЛ, а завод ГАЗ занялся разработкой модели с кодовым названием 4301. работала над ним ведущая группа инженеров-проектировщиков. В строительстве этого автомобиля фигурируют такие фамилии, как Просвирин и Бутусов. Именно благодаря им в конце 1982 года была выпущена эта марка автомобиля ГАЗ грузового типа. Целый год грузовик тестировался на посевных и уборочных работах.

Затем, грузовик ожидал маршрут длинной в 9 тыс. км.

Технические характеристики

Устройство двигателя

Основным отличием от предыдущих моделей было то, что ГАЗ-4301 — дизель. Также в него была заложена возможность использования техники в качестве состава автопоезда. Технические характеристики у автомобиля просто потрясающие. Так, в нем установлен двигатель ГАЗ-542 типа V-6, мощность 125 л/с. Это был первый мощный мотор типа дизель, который собрали на производстве завода Горькова.

Подача топлива осуществляется за счет двух насосов. Низкокомпрессионного поршневого инжектора для топлива и высококомпрессионного механического центробежного регулируемого двухрежимного инжектора рядного типа. Присутствует возможность подкачки дизеля в ручном режиме, для этого установлена специальная помпа.

Двигатель для грузового автомобиля Газ 4301
Имеются 2 фильтра:

Есть система сухого фильтра, которая оснащена датчиком загрязнения. Воздушное охлаждение производится за счет подачи вентилятора воздуха с гидромуфты.

Коробка передач

Что касается коробки передач, то она состоит из сцепления сухого замкнутого типа, с наличием пружины, диафрагмы и гидравлики. Сама трансмиссия пятиступенчатая, 3 хода. Все передачи синхронизированы, кроме первой и задней.

Тормозная система

Тормозная система двухконтурная, состоит из встроенных в колеса узлов с двумя независимыми приводами. Тормозное усилие грамотно распределяется на все 4 колеса, что позволяет выполнять плавное торможение, но при этом достаточно эффективное. Независимо от того, какие условия предоставляет дорога, все 4 колеса блокируются.

Во время экстренного торможения, передние и задние колеса остаются свободными, что предотвращает занос и обеспечивает оптимальное управление.

Если остановка грузовика происходит плавно, то происходит перераспределение, обеспечивающее развесовку по осям. При этом продуктивная работа передней пары колес удваивается. Тормозная система имеет 2 гидропривода и пневматических усиления. Более того, прицеп управляется автономной тормозной системой.

Сами тормозные барабаны являются литыми и сделаны из чугуна, что обуславливает высокую прочность и износостойкость. Спереди они устанавливаются на кромках ступиц, сзади на полуосях. Можно автоматически регулировать зазор между барабанами.

Технические характеристики отличаются использованием только оригинальных деталей, которые улучшают потребительские качества автомобиля. Дополнительными опциями можно назвать электрофакельный механизм, который помогает просто запустить дизель; подрессоренное регулируемое водительское сиденье; качественные системы отопления и вентиляции; механизм обмыва и обдувания лобового стекла.

Насос и задний мост

Топливный насос у ГАЗ-4301 двух видов. Первый – с низкокомпрессионным поршневым инжектором, чтоб непосредственно подавать горючее, а второй – с высококомпрессионным механическим центробежным регулируемым двухрежимным инжектором рядного типа. Есть возможность подкачивать дизтопливо вручную.

Чтобы грузовик стал более устойчив, были заменены и усовершенствованы некоторые узлы и агрегаты. Так, например, инженеры обновили коробку передач, на заднем мосту у ГАЗ-4301 появилось дистанционное управление блокировкой дифференциала с помощью пневматического крана. Передний мост был так же улучшен.

Подвеска

На «ГАЗ-4301» использована передняя подвеска на двух продольных полуэллиптических рессорах, с дополнительной резиновой рессорой сжатия. Схема задней подвески – на двух продольных полуэллиптических рессорах с дополнительными металлическими рессорами-амортизаторами. Амортизаторы на передней оси установлены гидравлические, телескопические, двустороннего действия. Для увеличения энергоёмкости рессор и ограничения их прогиба на лонжероне рамы в районе передней оси установлены резиновые рессоры сжатия. На нижней полке лонжеронов задней рамы, над заднем мостом, также установлены резиновые буферы, ограничивающие степень прогиба рессор.

Ходовая и рулевое управление

Подвеска автомобиля предназначена для объединения кузова и несущей рамы с колесной частью.

Основная ее задача – правильно распределить нагрузки, испытуемые кузовом в процессе езды, и уменьшить негативное влияние от ударов.

Грамотно сконструированная подвеска обеспечивает плавность, комфортность передвижения, улучшает тяговые характеристики и устойчивое расположение грузовика на дороге.

В передней подвеске ГАЗа-4301 использованы полуэллиптические пружины с возможностью регулировки сжатия за счет прорезиненных проставок.

В задней подвеске скомбинированы пружинный и рессорный типы подвешивания. Телескопические амортизаторы справляются со своей задачей и сглаживают все колебания и удары по кузову грузовика.

Устанавливаются амортизаторы гидравлического типа и крепятся к раме и осевым опорам.

Рулевая система автомобиля снабжена гидравлическим усилителем. Это обеспечивает легкость поворота рулевого колеса и удобство водителя вместе с меньшей утомляемостью.

Механизм поворота колес снабжен червячной передачей глобоидального типа и трехгребневым колесом, закрепленным на подшипнике.

Эта система позволила изолировать непосредственно рулевое колесо от вибраций и ударов о неровности дорожного покрытия.

Применение усиления гидравлическим способом позволило понизить число оборотов рулевого колеса от левого крайнего положения в правое и наоборот. Это повысило популярность машины для городских грузоперевозок.

Устойчивость автомобиля была повышена за счет доработки многих узлов: низкий центр тяжести, увеличено расстояние между колесными колеями, блокировка заднего дифференциала осуществлена дистанционной пневматической системой, улучшена конструкция КПП.

Кузов и рама

Положительной особенностью автомобиля ГАЗ-4301 является его рамная часть, которую конструкторы постарались сделать предельно качественно и надежно.

Она получилась наиболее устойчивой к перенагрузкам и коррозийному разрушению.

Но все-таки при эксплуатации уже не нового автомобиля стоит прибегнуть к проверке и укреплению заклепочных соединений.

Эксплуатация и ремонт

Что касается отзывов на данный автомобиль, то современные владельцы до сих пор отмечают, что это самая экономичная и долговечная модель. За долгие годы использования, ремонта и вложений практически не потребовалось.

Лучше всего использовать в качестве буксировщика. Из всех неисправностей, чаще всего отмечается быстрое изнашивание тормозной системы и компрессора.

В основном положительных отзывов намного больше, чем отрицательных. Поэтому можно сказать, что автомобиль зарекомендовал себя с хорошей стороны, несмотря на то, что его сняли с производства. В свое время было выпущено достаточно много моделей, которые разошлись к владельцам по всей стране. ГАЗ-4301 был построен в начале 80-х годов по указу партии. Изначально автомобиль предназначался для хозяйственных работ.

Поднятый кузов самосвала Газ 4301

То есть, его можно было встретить на посевных и уборных. Тестировался автомобиль в проезде на дальние расстояния, где дал положительные и достаточно впечатляющие результаты. Это был первый мощный дизель, который просто впечатлял своими характеристиками. Ни один грузовик того времени просто не мог сравниться по технической оснащенности с моделью 4301. Все детали на него были выпущены и разработаны специально. Более того, они не подходили ни на одну другую модель.

Сам грузовик сделан из высокопрочного материала. Его износостойкость поражает. Дополнительно он оснащен системой охлаждения, отопления и вентиляции. Гидроусилитель руля помогает огромному автомобилю выполнять сложные маневры на достаточно ограниченном пространстве. Водителю не приходится многократно поворачивать руль, чтобы войти в поворот. Теперь все это делает гидроусилитель.

Насос гидроусилителя руля для газ 4301

Благодаря ему, автомобиль идет плавно в поворот, даже если он загружен. Грузовик обладает большой устойчивостью даже на неровных поверхностях. А его тормозная система ГАЗ работает безупречно, несмотря на дорожное покрытие и погодные условия. Все это делает грузовик примечательным для использования в хозяйственных работах.

Запчасти

Запчасти на ГАЗ-4301 найти совсем не составит труда, так как в свое время было выпущено достаточное количество автомобилей данной модели.

Купить комплектующие и запасные части для двигателя, кузова, трансмиссии, ходовой, электрооборудования и другого можно как в интернете, так и автомагазинах. Часто их продают частники, на автобазарах, б/у.

Причины популярности

Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.

К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.

Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.

Читать еще:  Гаубица 152 мм: стрельба из пушки мл-20 образца 1937 года, тактико-технические характеристики (ттх), обзор

Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.

Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.

Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.

Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.

Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.

В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.

В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.

Дизельный грузовой автомобиль ГАЗ-4301

Создание ГАЗ-4301 самосвал началось в начале 90х годов прошлого столетия. Первые опытные образцы автомобиля появились в 1982 году. Их отправили на практические испытания, в ходе которых техника прошла более 9 тысяч километров по всем видам дорог при всевозможных погодных условиях. Так же машину испытали во время посевных и уборочных работ.

Развитие данной модели шло медленно. В 84-м году конструкторы подготовили первую промышленную партию, но до серийного выпуска дело дошло только в 1992 году. Сборка осуществлялась по лицензии немецкой компании в течение двух лет. За это время из стен Горьковского автомобильного завода вышло чуть более 28 тысяч экземпляров. От первых опытных образов серийная версия отличалась рядом конструкционных решений.

Устройство

Технические характеристики ГАЗ-4301:

  • Объём мотора — 6,23 л;
  • Мощность — 125 л.с при 2,8 тысячах оборотах;
  • Ход поршня — 120 мм.

Двигатель

Автомобиль оснащали силовой установкой ГАЗ-542, которая развивала до 125 лошадиных сил. Она имела шесть цилиндров и дополнялась воздушной охладительной системой. Мотор собирали по лицензии немецкого предприятия. 4301 дизель — первый и последний агрегат этой категории, который собирался инженерами на горьковском предприятии. Потребители характеризовали его как ходкий с высоким запасом рабочего ресурса и ремонтопригодностью.

Топливная система выполняла несколько задач: питала силовую установку, хранила и очищала дизельное топливо. Она состояла из двух насосных механизмов:

  • Поршневой инжектор с низкой компрессией;
  • Двухрежимный рядный инжектор с высокой компрессией и регулировкой.

За подкачививание топлива отвечала специальная помпа, которая позволяла делать это водителю вручную. Систему очищения реализовали на высоком уровне. Она состояла из двух топливных фильтров (грубого и тонкого) и приспособления для избавления воздуха от пыли и грязи. К последнему прилагался датчик, информирующий шофёра о степени загрязнённости. Шестерённый вентилятор осуществлял воздушное охлаждение двигателя.

Трансмиссия и КПП

Состояла из сухого сцепления с одним диском. Её устройство дополнили пружинной диафрагмой и гидравликой. Коробка передач механического типа состояла из пяти ступеней: четырёх передних и одной задней. Для улучшения качества работы КПП ГАЗ-4301 инженеры оснастили её синхронизаторами на всех скоростях, кроме первой и задней. Пара открытых валов и промежуточная опора составляли карданную передачу. В её конструкцию так же входили три шарнира на подшипниках.

Тормоза

Тормозная система ГАЗ-4301 состояла из двух контуров. Было три механизма: рабочий, запасной и стояночный. Каждое колесо оснастили тормозными механизмами, благодаря чему автомобиль ГАЗ-4301 обладал хорошим торможением. Для их активации использовались два автономных привода. Годы эксплуатации показали, что транспорт серьёзно не отклонялся от траектории движения при резком торможении. Этого удалось достигнуть за счёт блокировки всех колёс после активации тормозного механизма (все колёса получали одинаковую степень нагрузки).

При плавном торможении (замедление 0,6 м/с) нагрузки распределялись по-другому. Передний мост ГАЗ-4301 получал 60%, а задний — 40%. Такого результата конструкторам удалось достичь за счёт использования в тормозах ГАЗ-4301 двух пневмоусилителей и гидравлического привода. Тормозные цилиндры находились в задней части рамы.

Цельные барабаны, которыми оснащали каждое колесо, изготавливали из чугуна. Спереди их устанавливали на кромки ступиц, а сзади — на кромки полуосей. Их можно было демонтировать в полевых условиях подручными средствами для устранения дефектов или полной замены. Зазоры между колодками и барабанами регулировались автоматической системой. Стояночный тормоз оказывал воздействие на задние колёса. Это осуществлялось за счёт работы механического привода.

Строение автомобиля для повышения удобства эксплуатации оснастили следующими конструкционными решениями:

  • Электрофакельный механизм, упрощающий запуск силового агрегата;
  • Подрессорное водительское кресло с регулировкой;
  • Современное (в те годы) отопительное оборудование с обдувом на лобовое стекло;
  • Простая вентиляционная система, обеспечивающая поступление свежего воздуха в необходимом количестве.

Благодаря этим комплектующим разработчики улучшили эксплуатационные условия грузовика.

Отличительные особенности

Первая уникальная черта — колёсные диски, которые отличались от аналогов и других разработок Горьковского автомобильного завода. Они состояли из продолговатых вентиляционных окошек и дополнительных отверстий (каждого в количестве по четыре). Колёса от 4301 нельзя было устанавливать на другие машины, так как только у этой модели дисковый обод центрировался на ступице отверстием в центре, а не конической частью крепежей. Каждую шину комплектовали двухкомпонентным ободом с раздельным бортом, сердечник которой делали из стальной нити. Это обеспечивало надёжное крепление и полную герметизацию.

Радиальные шины комплектовали пневматическим механизмом. Компрессия передних и задних колёс разнилась. Развал-схождение устанавливали в диапазоне 0-3 миллиметра. Унификация основных технических узлов позволила снизить стоимость запчастей и упростить ремонтные работы.

Кабина в свои годы получила современный дизайн. Она состояла из двух дверей и вмещала в себя водителя и пассажира. Каждый человек, находящийся в салоне, мог воспользоваться ремнём безопасности. Трубу воздухозаборника расположили в левой части. Масляное отопительное оборудование состояло из двух радиаторов. Материал поступал из смазочной системы. В дополнение к основному отопителю шёл автономный, питающийся дизельным топливом. Диван в салоне был раздельным. Оперение сделали из стальных элементов. Капот откидывался вперёд, что обеспечивало полный доступ к техническим агрегатам транспорта.

В основу рулевого механизма положили глобоидального червяка с трёхгребневым колесом. Он устанавливался на шарикоподшипнике. Бесспорное преимущество над основными конкурентами — наличие ГУРа. Это упрощало поворот рулевого колеса. Вращения благодаря гидроусилителю с 5-6 оборотов сократились до 3. С таким механизмом транспорт стал более манёвренным в городских условиях.

Управляемость повысили за счёт установки гидравлики. Она снижала удары на рулевое колесо, возникающие от неровностей на дороге или наездов на крупные булыжники и другие предметы. Так же она упрощала движение в случае прокола шины.

Для повышения качества самосвала инженеры внесли ряд серьёзных доработок в конструкцию:

  • Изменили конструкцию главных технических узлов, сделав её надёжнее;
  • Переделали коробку передач, повысив запас рабочего ресурса и снизив шум от переключения скоростей;
  • Обновили заднюю ось, водитель дистанционно управлял блокировкой дифференциала;
  • Внесли поправки в устройство передней оси;
  • Переработали поршневую ГАЗ-4301, повысив «выносливость» мотора.

Рама получилась прочной и долговечной. Она выдерживала серьёзные механические воздействия. Передняя подвеска исполняла роль соединителя опорных частей колёс с корпусом за счёт специальных запчастей. Благодаря особой конструкции (две фронтальные полуэллиптические пружины с резиновым комплектом сжатия) удалось снизить нагрузки и равномерно распределить их между всеми опорами передних колёс. Это негативно сказалось на проходимости техники. Задняя подвеска имела точно такое же устройство, только была дополнена вспомогательными рессорами ГАЗ-4301.

Переднюю ось оснастили гидравлическими амортизаторами телескопического типа. Они смягчали нагрузки на раму, возникающие из-за неровностей дорожного покрытия.

Электрооборудование 1-проводного типа соединяли с корпусом. Напряжение в сети — 24 В. Для обеспечения стабильной работы электрики, её дополнили выпрямителем и стабилизатором напряжения. Схему проводки данного автомобиля можно легко найти в интернете. С её помощью легко проводится ремонт электрооборудования.

Какой можно сделать вывод?

ГАЗ-4301 в свои годы оказался новым путём развития Горьковского автомобильного завода. Транспорт опередил своё время, так как в 80-90х годах прошлого века дизель имел низкое качество. Это привело к низкому спросу, так как из-за плохого топлива двигатель быстро ломался и требовал серьёзного ремонта.

Ещё одним значимым минусом была низкая проходимость по сравнению с бензиновыми аналогами. Основной проблемой стала высокая масса переднего моста. Она повысилась из-за большого веса силовой установки. Это приводило к застреванию автомобиля на грязи.

Читать еще:  Карабин remington 700 police ltr tws: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Из-за кризиса в 90-х годах государство сократило заказы на сельскохозяйственную технику. Грузовики модели 4301 собирали маленькими партиями. Такие объёмы производства повысили себестоимость дизельных моторов, что сделало выпуск данного продукта нерентабельным. Это привело к закрытию проекьа в 1994 году.

Спустя 20 лет в эпоху качественного дизельного топлива эти грузовики обрели вторую жизнь. Ввиду низкой стоимости (по сравнению с зарубежными аналогами), распространения комплектующих и ремонтопригодности они имеют высокий спрос в сельском хозяйстве и других отраслях. Если отремонтировать старые экземпляры, заменить проблемные технические узлы, машина будет работать долгое время стабильно и без серьёзных поломок. Экономическая окупаемость не превышает 2-3 лет.

ГАЗ-4301: описание и технические характеристики грузовика

Впервые ГАЗ-4301 вышел как испытательная модель в 1982 году. Конструировали его главные инженеры Горьковского автомобильного завода Бутусов и Просвирин.

Это был первый советский дизельный грузовик, разработка которого началась после постановления ЦК КПСС.

Испытания новой модели проходили в различных условиях – на посевных и уборочных мероприятиях, на длительном пробеге в 9 000 км от Горького до Памира. И с января 1993 года стартовало производство серийной модели ГАЗ-4301.

Кроме установки дизельного двигателя, новая машина отличается от старого ГАЗа-53 еще и возможностью использовать ее как автопоезд.

Новый турбодизель позволил соревноваться с конкурентами на рынке грузоперевозок.

Аналогичная модель ГАЗ-3307 отличается только 4-цилиндровым дизелем и уменьшенной мощностью в сравнении с 6-цилиндровым.

Особенности двигателя

Дизельный двигатель ГАЗ-542 не являлся собственной разработкой инженеров завода, а производился по лицензии, купленной у Deutz. Таким образом, впервые на ГАЗе начали выпускаться двигатели на дизельном топливе.

Двигатель на ГАЗе-4301 имеет хорошие технические характеристики и развивает 125 «лошадей» мощности. Расходует автомобиль 16 литров дизельного топлива на 100 км.

Система питания двигателя топливом нагнетает давление двух уровней: низкого и высокого.

Насос поршневого инжекторного типа применяется для поддержания низкого уровня давления, а механический центробежный насос с регулировкой и двумя режимами работы обеспечивает компрессию высокого уровня.

Предусмотрен и ручной режим подкачки дизеля в некоторых ситуациях. Для более продолжительной работы мотора применена усиленная система очистки топлива: первичная и вторичная.

В первом случае происходит грубая очистка с помощью сепаратора с сеточными элементами. Фильтровальные компоненты из бумаги обеспечивают глубокую очистку.

А тут узнаем, какими особенностями кроме новой кабины обладает «Урал-6464».

Отличительной чертой ГАЗа-4301 является высоко выведенная труба забора воздуха. В начале трубы стоят фильтрационные сменные элементы.

Система снабжена датчиком загрязненности. Охлаждение двигателя осуществлено с помощью гидромуфты и шестереночной передачи на вентилятор.

Дизельный мотор выгодней бензинового, особенно на длительных перевозках. Но есть некоторые правила эксплуатации, которые позволят продлить срок службы автомобиля и, в частности, мотора.

Рассмотрим некоторые практические советы:

  • регулярная замена масла с частотой, указанной в инструкции по эксплуатации (каждые 15 тыс. км);
  • очистка масляной центрифуги с определенной периодичностью (каждые 30 тыс. км);
  • внимательно следить за температурой нагрева двигателя и при серьезных нагрузках открывать путь маслу через специальный масляный радиатор;
  • желательно чистить сетку маслоприемника и шлифовать шестерни масляного насоса каждые 50 тыс. км;
  • очень важно содержать двигатель в чистоте по причине оснащения воздушным охлаждением, так как загрязнения препятствуют требуемой теплопередаче;
  • нельзя сразу глушить машину после работы, т. к. турбина в процессе использования сильно нагревается. Поэтому нужно дать двигателю немного поработать на холостом ходу;
  • через каждые 25-30 тыс. км необходимо промывать масляную систему.

Механическая коробка передач имеет 5 ступеней передаточных соотношений с синхронизацией каждой, кроме задней и первой.

Сцепление с пружинной диафрагмой имеет сухой тип трения и гидравлику для управления.

Задние колеса приводятся в движение при помощи карданной передачи, два вала которой открыты и закрепляются на трех подшипниковых шарнирах.

Тормозная система и шасси

Система торможения автомобиля выполнена с высоким процентом надежности всех узлов. Существует два отдельных привода, способных управлять двухконтурными тормозными узлами в каждом колесе.

Длина тормозного пути автомобиля весьма зависит от распределения нагрузки на каждое колесо. Очень важно, чтобы не произошло преждевременного блокирования одной из пар колес.

При таком условии обеспечиваются максимальная безопасность самого процесса и минимальный тормозной путь.

При торможении динамический центр тяжести автомашины перераспределяет нагрузку на оси: примерно 60% – на переднюю и 40% – на заднюю.

Вследствие этого передние колеса настраиваются на более интенсивную блокировку.

Именно для повышения надежности и безопасности конструкторы предусмотрели две тормозные системы с одним гидроприводом и двумя пневмоусилителями.

Также ГАЗ-4301 комплектуется тормозной системой с пневматической установкой для прицепа.

Грузовик укомплектован тормозными барабанами на 4-х колесах, которые выполняются в литом варианте из чугуна.

В этом механизме предусмотрено устройство для автоматического контроля воздушного промежутка между колодкой и барабаном.

Все четыре барабана легко снимаются, что дает доступ к обслуживанию системы.

Стояночный тормоз обеспечивается ручным приводом с редукторным механизмом, и разжимаются колодки только на задних колесах.

Колесные диски центруются отверстием, которое насаживается на край ступицы, в отличие от распространенной системы конусных гаек.

Диаметр и класс шин определяются серией предназначения, для данного автомобиля это 8,25Р20. Шины этой серии имеют уровень слойности НС12. Давление в передних шинах нормируется показателем 370 кПа, а в задних – 540 кПа.

Ходовая и рулевое управление

Подвеска автомобиля предназначена для объединения кузова и несущей рамы с колесной частью.

Основная ее задача – правильно распределить нагрузки, испытуемые кузовом в процессе езды, и уменьшить негативное влияние от ударов.

Грамотно сконструированная подвеска обеспечивает плавность, комфортность передвижения, улучшает тяговые характеристики и устойчивое расположение грузовика на дороге.

В передней подвеске ГАЗа-4301 использованы полуэллиптические пружины с возможностью регулировки сжатия за счет прорезиненных проставок.

В задней подвеске скомбинированы пружинный и рессорный типы подвешивания. Телескопические амортизаторы справляются со своей задачей и сглаживают все колебания и удары по кузову грузовика.

Устанавливаются амортизаторы гидравлического типа и крепятся к раме и осевым опорам.

Рулевая система автомобиля снабжена гидравлическим усилителем. Это обеспечивает легкость поворота рулевого колеса и удобство водителя вместе с меньшей утомляемостью.

Механизм поворота колес снабжен червячной передачей глобоидального типа и трехгребневым колесом, закрепленным на подшипнике.

Эта система позволила изолировать непосредственно рулевое колесо от вибраций и ударов о неровности дорожного покрытия.

Устойчивость автомобиля была повышена за счет доработки многих узлов: низкий центр тяжести, увеличено расстояние между колесными колеями, блокировка заднего дифференциала осуществлена дистанционной пневматической системой, улучшена конструкция КПП.

Кузов и рама

Положительной особенностью автомобиля ГАЗ-4301 является его рамная часть, которую конструкторы постарались сделать предельно качественно и надежно.

Она получилась наиболее устойчивой к перенагрузкам и коррозийному разрушению.

Но все-таки при эксплуатации уже не нового автомобиля стоит прибегнуть к проверке и укреплению заклепочных соединений.

Причины популярности

Конструкторами ГАЗ-4301 было создано множество улучшений и серьезных доработок, которые позволили выпустить очень популярный автомобиль на рынке грузоперевозок.

К дополнительным удобствам можно отнести: простой пуск двигателя с помощью электрофакела, водительское кресло с системой амортизации, эффективные системы проветривания и обогрева.

Добиться более низкой себестоимости производства помогла стандартизация и унификация большинства агрегатов и элементов.

В этом обзоре можно узнать расход топлива и другие технические характеристики автомобиля «Урал-4320».

Горьковский автозавод создал качественную модель ГАЗ-4301, что позволило продуктивно продвинуться вперед производственной сфере.

Но за счет того, что качество двигателя находилось на не очень высоком уровне, а работа его — неудовлетворительной, спрос на рынке был мал, что стало серьезным препятствием для массового производства модели.

Одним из факторов, плохо сказывающихся на востребованности автомобиля, — невысокая проходимость грузовика.

Благодаря установке более увесистого и мощного мотора увеличилась и нагрузка на передние колеса: это часто приводило к тому, что при мягком покрытии ГАЗ-4301 часто застревал.

Еще одним из факторов, повлиявших на снятие с производства ГАЗа-4301, был экономический кризис 90-х годов, вследствие которого сельскохозяйственные предприятия лишились поддержки и финансирования государством.

В результате из-за слабых продаж грузовиков и низкой востребованности значительно были увеличены цены на продукцию.

В конечном итоге это привело к тому, что был прекращен выпуск турбодизеля, и в 1995 году ГАЗ-4301 сняли с производства. Общее количество грузовиков, сошедших с конвейера, – 28 158.

Более детально рассмотреть конструкцию ГАЗ-4301 можно в следующем видео:

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector