0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Consolidated b-24 liberator: история создания, боевое применение, лётно-технические характеристики, ттх

Бомбардировщик B-24 «Либерейтор»

Американский бомбардировщик B-24 «Либерейтор»

Создание бомбардировщика B-24 и описание его конструкции

Меньше, чем через год после начала поступления в воздушный флот США нового бомбардировщика B-17 «Летающая крепость», руководство ВВС США обратилось к авиастроительной фирме «Consolidated Aircraft Corporation» с предложением разработать новый образец. Новая машина должна была быть столь же впечатляющей по характеристикам как B-17, и более того — превосходить «крепость» по дальности полета. Случилось это в январе 1939 года.

Отказаться от такого предложения было невозможно — «CAC» немедленно приступила к разработке, главным конструктором проекта «модель 32» был А.Лэдден. Внешне будущий B-24 был похоже на B-17, однако его конструкция была куда более совершенной. Бомбы размещались в двух отсеках, и для экономии места подвешивались вертикально в двух отсеках, снабженных, для уменьшения сопротивления воздуха, створками сворачиваемыми по типу штор на роликовых направляющих. Особо удачным получилось новое крыло бомбардировщика (автор — Д.Дэвис) — испытанное до этого на экспериментальном гидроплане «модель 31». Оно было разбито на герметичные топливные отсеки, и без труда выдерживало обычную для B-17 нагрузку, позволяя при этом идти с большей скоростью и на большую дальность. Впоследствии из «модели 31» в «модель 32» перекочевало и двухкилевое оперение B-24.

Чертеж бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

Полезным новшеством было и трёхопорное шасси с носовой стойкой — это во-первых облегчало маневрирование, а во-вторых делало самолет более живучим при вынужденной посадке — инструкция по эксплуатации прямо запрещала садить самолет «на брюхо» без выпущенных стоек.

В марте 1939 г. был заключен контракт на производство прототипа (индекс XB-24), в апреле — уже на 7 предсерийных машин (индекс YB-24), а в августе — полноценный контракт на серийное производство, по которому предстояло изготовить 38 машин, на этот раз уже с хорошо знакомым нам индексом B-24A.

29 декабря 1939 г. B-24 впервые взлетел с аэродрома Линдберг-филд. Следом начались испытания, к которым сразу же привлекли и военных летчиков, заодно получавших навыки управления новой машиной. Новинка крайне заинтересовала и британцев — это именно по их просьбе B-24 получил и имя собственное — «Либерейтор» («Освободитель»). Параллельно с испытаниями в Форт-Уорте строился новый завод ориентированный исключительно на производство этого бомбардировщика.

Работы велись так скоро, что уже в декабре 1940 года было развернуто его серийное производство, впоследствии (1942 г.) B-24 стали собирать и на заводе фирмы «Норт Америкен», а также в Сан-Диего, в Талсе («Дуглас»), в Уиллоу-Ране («Форд» ). Производство продолжалось до июня 1945 года. Всего было изготовлено 17104 самолёта разных модификаций.

В историю «Либерейтору» предстояло войти как самому массовому бомбардировщику в истории авиации.

На этом рисунке B-24 хорошо видны те самые «шторки» бомболюков

Модификации бомбардировщика B-24

  • XB-24 — первый прототип с двигателями R-1830-33 мощностью 1200 л.с. Первый полёт 29 декабря 1939 года.
  • XB-24B — доработанвый прототип с двигателями R-1830-41 (позже R-1830-43) с турбонагнетателями Дженерал Электрик B-2, изменёнными мотогондолами, увеличенным размахом стабилизатора, протектированными топливными баками. Переоборудован из XB-24 в 1940 году. Первый полёт 1 февраля 1941 года.
  • YB-24 — предсерийный. Оборонительное вооружение состояло из 6 7,69-мм пулемётов. В 1940 году изготовлено 7 самолётов. Из них 6 переданы под обозначением LB-30A Великобритании, где они использовались в качестсве транспортных. Седьмой (отличался 12,7-мм пулемётами «Кольт-Браунинг») поступил на вооружение ВВС США под обозначением B-24.
  • YB-24K — предсерийный с однокилевым оперением. Фирмой «Форд» изготовлено 7 самолётов.
  • B-24A — первый серийный вариант, причем большинство этих машин использовалось в качестве транспортных самолетов.
  • B-24C — доработанный, с протектированными топливными баками, улучшенной конструкцией мотогондол, турелями Мартин A-3 сверху фюзеляжа за кабиной и Консолидейтед A-6 в хвосте. В декабре 1941 — феврале 1942 года изготовлено 9 самолётов. Все использовались для различных испытаний и подготовки экипажей.
  • B-24D — модернизированный базовый, с двигателями R-1830-43 с винтами «Гамильтон стандарт». Часть самолётов выпущена без подфюзеляжной турели. Оборонительное вооружение состояло из 10 пулемётов. Выпускался с января 1942 года.
  • XB-24F — опытный для испытания термических антиобледенителей, переоборудован из B-24D.
  • XB-24K — опытный с однокилевым оперением, переоборудован из B-24D.
  • XB-24P — летающая лаборатория фирмы «Сперри гироскоп компани».
  • XB-24Q — опытный для испытания кормовой турели с радиолокационным прицелом для B-47.
  • XB-41 (TB-24D) — тяжёлый истебитель сопровождения на базе B-24D (опытный) с 2 турелями A-3 в верхней части, усиленным бронированием. Вооружение состояло из 14 пулемётов. Первый полёт 29 января 1943 года.
  • XF-7 — прототип разведчика с 7 фотокамерами, дополнительными баками в бомбоотсеке, и без вооружения. Переоборудован из B-24D.
  • B-24E («Либерейтор» Mk.IV) — вариант B-24D, выпускавшийся фирмой «Форд» с июля 1943 года. Отличался размещением оборонительного вооружения. Изготовлен 791 самолёт.
  • XС-109 — прототип танкера с 6 дополнительными баками в фюзеляже, отсутствием бронирования, вооружения и части оборудования. Переоборудован из B-24E.
  • B-24G («Либерейтор» Mk.VIII) — вариант, выпускавшийся фирмой «Норт Америкен». С марта 1943 по январь 1944 года в Далласе изготовлено 430 самолётов.
    • B-24G («Либерейтор» Mk.VIII) — аналог B-24D. Отличался шаровой кормовой турелью «Сперри» и 3 пулемётами в носу. Изготовлено 25 самолётов.
    • B-24G-1 — аналог B-24H. Выпускался с ноября 1943 года.
    • B-24G-10 — с полированной обшивкой.
  • B-24H («Либерейтор» Mk.VI) — с носовой турелью Эмерсон A-15. Отличался конструкцией носовой части фюзеляжа, открывающимися наружу створками бомболюка, задней турелью A-6A, верхней турелью A-3D и боковыми шкворневыми установками K-6. Вооружение состояло из 10 12,7-мм пулемётов. Фирмой «Форд» изготовлено 3100 самолётов.
    • B-24H-20 — с боковыми шкворневыми пулемётными установками, разнесёнными по длине.

Характеристики B-24 «Либерейтор»

  • B-24J — с 2 носовыми турелями A-6A (с весны 1944 года устанавливалась одна A-15). Отличался двигателями R-1830-65, автопилотом C-1, бомбовым прицелом типа M. Выпускался в Сан-Диего с августа 1843 года, в Форт-Уорте — с сентября 1943 года, в Уиллоу-Ран — с апреля 1944 года, в Далласе и Талсе — с мая 1944 года. Самая массовая модификация. 1200 самолётов поставлено в Великобританию.
    • B-24J-40 — аналог B-24H. Отличался верхней турелью A-3D и экранированными бортовыми установками. В Форт-Уорте собрано 57 самолётов из деталей, привезённых из Уиллоу-Ран.
    • B-24J-165 — с кормовой турелью M-6A с гидроприводом. В изготовлено 122 самолёта.
  • B-24L — облегчённый. Отличался остеклением кабины штурмана, кормовой турелью M-6 «Стингер», бортовыми экранированными установками K-5. Выпускался в Сан-Диего (417 самолётов) и Уиллоу-Ран (1250) с августа 1944 года.
    • B-24L-5 — с увеличенной площадью остекления кабины бомбандира и триммером на левом элероне.
    • B-24L-15 — с приспособлением для снятия статического заряда.
    • RB-24L — учебный для подготовки стрелков B-29. Отличался дистануционным управлением турелей. Изготовлено несколько самолётов.
    • TB-24L — учебный для подготовки штурманов B-29. Отличался наличием РЛС. Изготовлено несколько самолётов.
    • B-24M — без кормовой турели. Выпускался в Уиллоу-Ран с июля 1944 года. Изготовлено 115 самолётов. Позже переименован в B-24L.
  • B-24M (второй) — с облегчённой кормовой турелью A-6B. Выпускался с декабря 1944 по июнь 1945 года. В Сан-Диего изготовлено 916 самолётов, в Уиллоу-Ран — 1877.
    • B-24M-20 — с новым фонарём кабины пилотов.
  • С-87 «Либерейтор экспресс» («Либерейтор» C.Mk.VII) — транспортный, с салоном на 20 пассажиров, люком в хвостовой части, окнами в бортах, грузовой дверью в левом борту, отсутствием вооружения и остекления в носовой части фюзеляжа. В Форт-Уорте изготовлен 291 самолёт.
    • AT-22 — учебный. Изготовлено 5 самолётов.
    • С-87A (RY-2) — «салон», имел 4 купе со спальными местами, кухню и туалет, дополнительный топливным баком. Изготовлено 6 самолётов. Один из них предназначался для Ф.Рузвельта (правда он на нём не летал).
    • RY-1 — морской вариант C-87.
  • C-109 — танкер. Переобрудовано 218 B-24D и B-24E.
  • F-7A — разведчик на базе B-24J с 3 фотокамерами в носовой части и 3 в бомбоотсеке. Переоборудовано 182 самолёта.
  • F-7B — разведчик с 6 фотокамерами в бомбоотсеке. Переоборудовано 32 самолёта B-24J.
  • LB-30 — экспортный для Франции. Заказ передан Великобритании.
    • LB-30B («Либерейтор» Mk.I) — вариант B-24A. Изготовлено 20 самолётов. Большинство переоборудованы в охотники за подводными лодками.
    • PB4Y-1 — морской вариант B-24D (позже B-24J, B-24L, B-24M). Отличался РЛС для поиска подводных лодок (кроме ранних серий). В Сан-Диего изготовлено 977 самолётов.
    • RLB-30 — разведчик (проект).
  • RY-3 — транспортный для морской авиации. В Сан-Диего изготовлено 34 самолёта.
  • «Либерейтор» Mk.II — экспортный для Великобритании, с удлинённой на 0,9 м носовой частью фюзеляжа, воздушными винтами «Кэртис электрик», 2 механизированными турелями фирмы «Боултон-Пол». Оборонительное вооружение состояло из 14 7,69-мм пулемётов. Первый полёт 2 июня 1941 года (закончился катастрофой). Изготовлено 139 самолётов. Один самолёт стал персональным для У.Черчиля. 75 самолётов были реквизированы для ВВС США, где применялись под обозначением LB-30. Позже 23 из них вернули англичанам.
  • «Либерейтор» Mk.IIA — B-24D для Великобритании. В 1942 году поставлено 11 самолётов.
  • «Либерейтор» Mk.III — вариант B-24D для Великобритании. Отличался смешанным оборонительным вооружением из 7,69-мм и 12,7-мм пулемётов, кормовыми турелями «Боултон-Пол» с 4 пулемётами. Часть самолётов оснащалась небольшими плоскостями в носовой части с ракетами HVAR (по 4 с каждого борта) и мощным прожектором. Изготовлено 366 самолётов.
  • «Либерейтор» GR.Mk.V — патрульно-противолодочный. Отличался локатором ASV. Переоборудована часть B-24D в Великобритании. 19 самолётов передано Канаде.
  • «Коммандо» — персональный самолёт У.Черчиля. Отличался комфортабельным салоном на месте бомбоотсека. Переоборудован в 1941 году в мастерских авиакомпании BOAC из «Либерейтора» Mk.II.
Читать еще:  Зил -5301 «бычок», история появления, его достоинства и недостатки

Бомбардировщик B-24 «Либерейтор»

История службы бомбардировщика B-24 «Либерейтор»

B-24 был действительно чрезвычайно удачной машиной. Он успешно применялся в качестве бомбардировщика, разведчика, охотника за подводными лодками, транспортного самолета, состоял на вооружении многих стран и оставался в строю долгое время после завершения Второй Мировой войны.

Первой на вооружение B-24 самолёт приняли не США, а Великобритания. На вооружение ВВС США принят в июне 1941 года, в Канаде — в 1942 году, в Австралии — в 1944 году, в СССР — в апреле 1945 года. В конце войны поставлялся по лендлизу в Китай. Снят с вооружения в США в 1954 году, в Великобритании — в 1946, в СССР — в 1950, в Индии — в конце 60-х. После окончания службы часть самолётов была продана гражданским авиакомпаниям, а часть морских B-24 модификации PB4Y-1 были переоборудованы в пожарные.

В боевых условиях впервые применён в январе 1942 году на острове Ява, в войну в Европе вступил 12 июня 1942 года (бомбовый удар по румынским нефтепромыслам в Плоешти), а с октября 1942 года B-24 с территории Китая «работал» по Японии. Его основные районы применения — Тихий океан, Африка и другие районы преимущественного сосредоточения американских войск. В Европе использовался в основном Великобританией.

В Советский Союз официально был поставлен 1 бомбардировщик B-24 (ноябрь 1942 г.), однако по-меньшей мере 70 машин поврежденных так или иначе досталось СССР в ходе вынужденных посадок, при этом как минимум 30 бомбардировщиков было восстановлено и использовались в качестве учебных машин. Непосредственно в боевых действиях советской стороной B-24 не применялись.

Источники: информация получена из открытых источников сети интернет, характеристики приведены по книге «Бомбардировщики Второй мировой войны» 1939-1945. — Вып. 4. — М.: АВИАМ, 1994

Consolidated B-24 Liberator. Фото. Характеристики.

США

Тип: четырехдвигательный тяжелый бомбардировщик

Экипаж: десять человек

Самолет «Либерейтор» (Liberator — освободитель) был создан фирмой «Консолидейтед» по предложению ВВС США. По летнотехническим характеристикам самолет должен был превосходить В-17. Получив у своего производителя обозначение Model 32, бомбардировщик был создан в почти рекордные сроки с использованием нового тогда крыла Дэвиса (с большим размахом и малым сопротивлением). Армия была настолько поражена темпами работ над проектом, что заказала 36 самолетов задолго до подъема прототипа в небо. Французской миссии по закупкам также было поручено купить 120 бомбардировщиков, эти самолеты после капитуляции Франции в 1940 году передали Великобритании.

Название «Либерейтор» придумали анличане. Самолеты командования береговой обороны Королевских ВВС первыми из этого типа вступили в боевые действия над Атлантикой в середине 1941 года. Производство самолетов достигло максимального уровня после появления модификации B-24D. Именно эта модификация направлялась на Средний Восток и в Европу в 1942-1943 годах. На всех пяти сборочных линиях эту модификацию сменил самый удачный из всех самолетов В-24 J, который был построен в количестве 6678 самолетов. Самолет «Либерейтор» использовался также ВМС США под обозначением PB4Y и Королевскими ВВС на Дальнем Востоке.

К моменту завершения производства 31 мая 1945 года всего было построено 18475 самолетов, что сделало его самым крупносерийным американским самолетом периода Второй мировой войны. Три самолета сохранились в состоянии летной годности до сегодняшнего дня, все они находятся в США.

Основные данные

Размеры:

  • Длина: 20,47 м
  • Размах крыла: 33,53 м
  • Высота: 5,49 м

Силовая установка: четыре двигателя R-1830-65 «Твин Уосп» компании «Пратт- Уитни»

Мощность: 4800 л. с. (3580 кВт) суммарная

Летно-технические характеристики:

  • Максимальная скорость: 467 км/ч
  • Дальность полета: 3380 км

Вес:

  • Пустого: 16 556 кг
  • Максимальный взлетный: 32 296 кг

Дата первого полета:

Сохранившиеся годными к полетам модификации:

Consolidated B-24 Liberator – ветеран, оставшийся в тени

Символом американской бомбардировочной авиации времён Второй Мировой войны стал B-17 фирмы «Боинг». И произошло это не спустя годы после войны – уже в 40-е годы люди, говоря о тяжёлых бомбардировщиках США, думали именно о B-17.

А между тем, самым многочисленным стратегическим «бомбовозом» американских ВВС была вовсе не «Летающая крепость», а B-24, носивший имя «Либерейтор» («Освободитель»). Он шире применялся, пользовался большим успехом при продаже на экспорт. B-24 не только не уступал B-17 по основным параметрам – он и создавался, как лучший, для своего класса, самолёт. И всё же ему выпало остаться в тени «Боинга».

История создания

В 1938 году ВВС США (тогда ещё Корпус Армейской Авиации) обратились к фирме «Консолидейтед Эйркрафт» с просьбой развернуть на своих производственных мощностях лицензионный выпуск бомбардировщика B-17. Рассмотрев предложение, глава фирмы Рубен Флит выдвинул ответное – разработать самолёт, превосходящий «Летающую крепость» по своим характеристикам.

У «Консолидейтед» имелось «ноу-хау» – молодой инженер Дэвид Дэвис разработал уникальный профиль крыла с высокой эффективностью (малое сопротивление воздуху, большая подъемная сила и т.д.). Его и предстояло использовать на бомбардировщике, получившем рабочее название «модель 32». Работы возглавил главный конструктор фирмы Айзек Лэддон.

Читать еще:  Надёжное ружьё fabarm prestige xlr5

Ознакомившись с наработками «Консолидейтед», Корпус Армейской Авиации «задним числом» оформил для «модели 32» техзадание, и контракт на строительство прототипа. Это произошло весной 1939 года, а в последние дни декабря того же года прототип, получивший армейский индекс XB-24, поднялся в воздух.

Масштабные испытания самолёта проводились до середины лета 1940 года, и подтвердили его высокие лётные качества.

В Европе тем временем набирала обороты война, и Франция вместе с Британией, испытывая потребность в современных тяжёлых бомбардировщиках, заказали их именно у «Консолидейтед». Тогда же появилось собственное имя B-24 – Рубен Флит выбрал название «Либерейтор» для британского заказа, подразумевая освобождение Европы.

Французы не успели получить свой заказ до капитуляции, а Британия в 1940 году получила (в рамках контракта на поставку шести самолётов) предсерийную партию из самолётов YB-24, которые должны были отправиться на войсковые испытания. Седьмой YB-24 всё-таки достался американской авиации.

К массовому производству «Либерейторов» привлекли ещё две авиастроительные компании – «Дуглас» и «Норт Американ», а так же «Форд». К 1942 году B-24 производился на трёх заводах и собирался из готовых узлов – на двух.

Конструкция

По конструкции B-24 был вполне традиционным самолётом для своего времени, но имел несколько важных отличий. Во-первых, «крыло Дэвиса», которое и обеспечило «Либерейтору» выдающиеся показатели крейсерской скорости и дальности полёта, превосходящие аналогичные параметры у B-17.

Первоначально, для снижения массы и упрощения конструкции, было решено отказаться от топливных баков, как таковых, и заливать горючее прямо в крыло, обработанное изнутри герметиком. Однако военные не одобрили такую конструкцию, и уже в процессе испытаний на XB-24 появились протектированные топливные баки.

В высоком фюзеляже с плоскими бортами находились два бомболюка.

Ещё одним новаторским решением стало то, что створки бомболюков не открывались наружу, а сдвигались по направляющим вверх. Наличие двух отсеков для бомб позволяло разместить в одном из них дополнительные топливные баки, сохраняя возможность нести боевую нагрузку во втором.

«Либерейтор» стал первым тяжёлым бомбардировщиком, на котором применили шасси с носовой стойкой. В качестве силовой установки на большинстве самолётов использовались четыре радиальных 14-цилиндровых двигателя R-1830 с турбонаддувом.

Оборонительным вооружением служили авиационные варианты пулемёта Браунинга калибра 12,7мм, на британских самолётах могли монтироваться турели с пулемётами системы Браунинга калибра 7,7мм. Также на некоторые британские «Либерейторы» ставили подфюзеляжные контейнеры с курсовыми пушками калибра 20мм. Первоначальный проект предусматривал пять огневых точек – носовую, в кабине бомбардира, две бортовые, одну в туннеле под фюзеляжем и хвостовую турель.

Основные модификации

B-24C стал последней малосерийной модификацией, предшествующей массовому производству. На этом «Либерейторе» постарались учесть опыт, накопленный британцами. Верхнюю пулемётную турель поместили сразу за кабиной пилотов, хвостовую турель с двумя пулемётами электрифицировали. Для подачи воздуха в турбокомпрессоры моторов R-1830-41 капоты заменили на овальные, с воздухозаборниками. Десять построенных самолётов использовались, как учебные.

B-24D стал первым крупносерийным «Либерейтором».

От предыдущей серии он отличался незначительно. Двигатели заменили на форсированные до 1200 л.с. R-1830-43, а оборонительное вооружение в процессе производства усилили – в кабине бомбардира появились два дополнительных пулемёта в шаровых установках, позволяющие обстреливать боковые сектора.

Туннель, в котором устанавливалась нижняя стрелковая точка, первоначально попытались заменить на дистанционно управляемую турель с пулемётной спаркой. Когда выяснилось, что пулемётчики, пытаясь наводить турель через перископ, испытывают тошноту и головокружение, её убрали. Позже начали устанавливать шаровую турель.

B-24E производился только на заводе «Форд». Эти «Либерейторы» не имели подфюзеляжных турелей и оснащались двигателями R-1830-65. Использовались такие самолёты в основном в учебных частях.

B-24G – «Либерейторы» из первой партии, выпущенной заводом «Норт Американ». Их собрали всего два десятка, и по конструкции они не отличались от поздних B-24D. B-24H – модификация «Либерейтора», разработанная с целью снизить уязвимость бомбардировщика к лобовым атакам. Носовая часть была полностью переделана, чтобы разместить перед кабиной бомбардира пулемётную турель с электроприводом. Верхнюю и хвостовую турели изменили для обеспечения лучшего обзора.

B-24J получил другую носовую турель, новый автопилот и улучшенный бомбовый прицел.

К этому моменту самолёт оказался перетяжелённым, что ухудшало его характеристики и привело к появлению следующих модификаций «Либерейтора». B-24L оснащался специально разработанными облегчёнными турелями, хвостовая пулемётная точка иногда отсутствовала. B-24M получил ещё больше облегчённых узлов и улучшенное остекление кабины. Он стал последней серийной модификацией бомбардировщика «Либерейтор».

Помимо бомбардировщиков, на базе B-24 строились пассажирский самолёт С-87, фоторазведчик F-7, морской патрульный бомбардировщик PB4Y-2 «Приватир» (отличался однокилевым оперением).

Британские «Либерейторы», применявшиеся для борьбы с подводными лодками, оснащались радарами. В ходе войны появились и модификации, специально предназначенные для радиоэлектронной борьбы.

Боевое применение

Первые «Либерейторы», полученные Королевскими ВВС, использовались в качестве трансатлантических транспортов. Самолёты из последующих поставок переделывались, как правило, в противолодочные. По изначальному назначению – как тяжёлые бомбардировщики – британцы «Либерейторы» почти не использовали, хотя и сформировали из них две бомбардировочные эскадрильи, базировавшиеся на Ближнем Востоке.

В отличие от B-17, бомбившего, в основном, германские объекты, B-24 в составе американских ВВС нашёл применение на всех театрах войны.

На Тихом Океане он стал основным тяжёлым бомбардировщиком, пока его не начали вытеснять B-29. А его участие в европейской кампании началось в 1942 году, когда вылетевшие из Египта «Либерейторы» нанесли бомбовый удар по румынским нефтезаводам в Плоешти.

«Либерейторы», переданные в Австралию, бомбили японские позиции на Новой Гвинее и Борнео. Сформированные в конце войны южноафриканские эскадрильи, вооружённые B-24, вылетали из Италии для оказания помощи восстанию в Польше. Но карьера B-24 подошла к концу сразу после окончания войны. Самолёт, разработанный ещё в конце 30-х годов сильно уступал производившемуся массово B-29, а потенциал конструкции был исчерпан. «Либерейторы» начали массово списываться и отправляться на переработку.

Дольше всех удалось прослужить однокилевой модификации – «Приватиру». Флот США применял их ещё во время Корейской войны, а в качестве пожарных самолётов отдельные самолёты летали до начала 21-го века.

Технические характеристики

B-24 можно сравнить с его соотечественником и конкурентом – B-17, который «Либерейтор» так и не смог полностью вытеснить.

B-24D-25 Liberator

Содержание

Описание

B-24D-25-CO — американский бомбардировщик IV ранга. Этот самолет находится в игре еще с момента начала открытого бета-тестирования.

Consolidated B-24D Liberator создавался, чтобы стать основным тяжелым бомбардировщиком дальнего действия. Наиболее эффективно используется для бомбардировки стационарных целей, таких как базы, аэродромы и доты при атаке с большой высоты.

Либерейтор летает несколько быстрее, чем Boeing B-17 Flying Fortress. К сожалению, его маневренность и управляемость значительно хуже благодаря конструкции крыла Davis, которая оптимизирована только для эффективного полета на одном уровне. Маневрировать на нем затруднительно и обычно это приводит к потере высоты или к штопору.

В соответствии с требованиями USAAF во время Второй Мировой Войны, B-24 оснащен относительно тяжелым оборонительным вооружением из одиннадцати 12.7-мм тяжелых пулеметов M2 Browning. Теоретически, американский бомбардировщик должен был защитить себя от истребителей противника в дневных миссиях. Турели с хорошими углами наведения и позволяют атаковать врага с любого ракурса, слепые зоны просто отсутствуют.

По сравнению с B-17E, Liberator несет аналогичную бомбовую нагрузку (3517 кг). Однако максимальная бомбовая нагрузка гораздо меньше, чем у других тяжелых бомбардировщиков, таких как «Ермолаев Ер-2» с двигателями АЧ-30Б (5000 кг), серии «Дорнье До 217» (4000 кг) и серии «Ланкастер» (6363 кг), все из которых имеют гораздо более низкий боевой рейтинг. С другой стороны, хоть и бомбовая нагрузка не самая большая, как у бомбардировщиков других стран, более 18 500 бомбардировщиков B-24 были построены за время войны (что является рекордом среди бомбардировщиков).

Читать еще:  Русский пистолет-пулемёт пп ср-2 «вереск»

Основные характеристики

Летно-технические характеристики

B-24 типичный стратегический бомбардировщик времен второй мировой войны. Максимальная скорость чуть превышает 450 км/ч. Климб довольно слабый, 3 метра в секунду, даже как для бомбардировщика. Но это один из немногих способов выжить в авиационных боях. Флаттер 600 км/ч но при большом крене если потянуть ручку на себя, наступает гораздо ранее. Посредственные ЛТХ не удивительны, ведь весит самолета 29 тонн + бомбовая нагрузка. Так же тяжелое двухлонжеронное крыло утяжелено массивными топливными баками и двигателями. Лобовое сопротивлние достаточно большое, Толстое крыло, четыре 14 цилиндровых радиальных двигателя Pratt & Whitney R1830-65 и массивный фюзеляж.

Живучесть и бронирование

Живучесть у Liberator посредственная. Казалось бы, 5 стрелков со знаменитыми Браунингами должны бы защитить самолет. Но по факту вооружение имеет недостаточную кучность огня и слабо повреждает врагов. А так как из за своего БР самолет попадает к противникам вооруженных двумя или четырьмя 20-мм пушками, а иногда еще больше то для одиночого бомбардировщика, без эскорта, шанс выжить во время атаки стремится к нулю. Топливные баки протектированные и есть вероятность потушить пожар и продолжить бой. Так же этому способствуют два пилота и 4 двигателя, только главное чтобы на каждой стороне крыла остался хоть один рабочий мотор. Оперение хоть и массивное но повреждается, первым делом почти всегда разрушается крыло. Так что летать рекомендуется или с эскортом или в плотном строю с другими стратегическими бомбардировщиками.

Вооружение

B-24D-25-CO может быть оснащен различными пресетами бомб:

  • 8 бомб AN-M64A1 весом 500 фунтов (всего 4000 фунтов)
  • 20 х 100 фунтов бомб AN-M30A1 (всего 2000 фунтов)
  • 12 бомб AN-M64A1 весом 500 фунтов (всего 6000 фунтов)
  • 8 бомб AN-M65A1 весом 1000 фунтов (всего 8000 фунтов)

Применение в бою

Из-за высокого боевого рейтинга B-24 предстоит столкнуться со многими высотными перехватчиками с пушками 20-30 мм. Турельное вооружение следует рассматривать как последнее средство защиты. Лучше избегать столкновений с врагов любой ценой, используя тщательное планирование маршрута, облет через сторону и облачность, если присутствует.

Бомбардировка на малой высоте не рекомендуется из-за ограниченной маневренности самолета и от того, что у противников больше энергии и скорости при пикировании.

Старайтесь обходить основную часть сражения, когда летите за базами, хотя ваше оборонительное вооружение мощное, вы будете легкой целью для опытных игроков, тяжелых истребителей или отрядов, которые встречаются в бою. Если видно врага, всегда поворачивайте самолет, чтобы убедиться, что задние турели смотрят на враага, чтобы можно было сосредоточить на нем как можно больше своей оборонительной огневой мощи. Рекомендуется стрелять очередями, корректируя направление турели по трассерам.

Пошаговое руководство для применения в бою:

  • Выбрать базу и оповестить об этом союзников. Частый вариант — в начале боя, открыв карту, кликнуть в область выбранной базы, пометив её для союзников таким образом;
  • Взять нужный курс и проследить, чтобы самолёт незначительно набирал высоту — это может помочь в дальнейшем при противодействии вражеским истребителям;
  • При встрече с противником необходимо заранее навести на него орудия и примерно в полутора километрах от него дать несколько коротких очередей, которые должны отпугнуть его или хотя бы сбить ему прицел. При подлёте на ближе километра необходимо перестать экономить боеприпасы — B-24 достаточно больших размеров и многие способны сбить его, открывая огонь с приличной дистанции.
  • После уничтожения всех баз лучше потратить некоторое время на набор высоты и захода паралельно на вражеский аэродром.При неправильном заходе можно просто не успеть сбросить все бомбы на более короткую проекцию аэродрома (Повреждается только ВПП, другие постройки аэродрома не считаются).

Достоинства и недостатки

  • Большая бомбовая нагрузка с хорошим выбором пресетов бомб
  • Множество турелей без слепых зон
  • Бронезащита у пилотов и стрелков
  • Огромный, тяжелый и медленный
  • Низкая скорость и скороподъемность

Историческая справка

Для того, чтобы обеспечить Авиационный корпус нужным количеством «Либерейторов», американское правительство в начале 1941 г. создало специальную программу по выпуску этих самолетов. В соответствии с ней Консолидейтед начала оборудовать новый завод в Форт-Уорте, в Техасе. Фирма Дуглас открыла завод в Талсе (Оклахома), который должен был поставлять другим предприятиям отдельные узлы самолета.

Третьим участником программы стала компания Форд, обязавшаяся поставлять узлы и детали в Талсу и Форт-Уорт. В октябре 1941 г. планы изменили и Форд получила самостоятельный заказ на сборку бомбардировщиков.

В январе 1942 г. в программу включили четвертого участника. Американская фирма Норт Америкэн получила приглашение также заняться выпуском «Либерейторов». Она создала для этой цели предприятие в Далласе. В это время рассчитывали, что В-24 будут собирать Консолидейтед в Сан-Диего, Форд в Уиллоу-Ран и Норт Америкэн в Далласе. Узлы для этих заводов будут поставляться из Форт-Уорта и Талсы. Но Форт-Уорт постепенно превратился в предприятие с полным циклом. С января 1943 г. там также стали вести сборку самолетов.

B-24D стал первой полностью боеспособной версией Liberator, который поставлялась USAAF. Согласно условиям программы сов-местного производства Liberator обозначение B-24D было предназначено для Liberator, первичным подрядчиком при производстве которых являлся завод Consolidated в San Diego. Как участник программы совместного производства завод в San Diego снабжал агрегатами для B-24D заводы Consolidated/Fort Worth и Douglas/Tulsa для окончательной сборки.

После первых боевых вылетов B-24D стало ясно, что оборонительное вооружение явно недостаточно. Начиная с B-24D-25-CO (серийный номер No. 41-24220) и B-24D-10-CF (No. 42-63837) вновь начали устанавливать по одному пулемету (боекомплект по 350 патронов) в боковых окнах. Пулеметы развернули в сторону носовой части самолета. В случае необходимости пулеметы могли быть убраны, а окна закрыты. В передней части окна был установлен дефлектор для уменьшения завихрений. Эти мероприятия увеличили вооружение B-24D до восьми пулеметов (один в носовой части, два в надфюзеляжной турельной установке, два в хвостовой турельной установке, один в подфюзеляжном туннеле и по одному в левом и правом боковых окнах).

Для защиты от лобовых атак единственный носовой пулемет был дополнен двумя пулеметами в шаровых установках по сторонам носового обтекателя. В носовой части было вырезано дополнительное окно для улучшения обзора стрелков носовых пулеметов. Огонь из боковых пулеметов мог вести бомбардир. С тремя пулеметами свободного места в носовой части практически не осталось. Полное вооружение увеличилось до десяти пулеметов (три в носовой части, два в надфюзеляжной турельной установке, два в хвостовой турельной установке, один в подфюзеляжном туннеле и по одному в левом и правом боковых окнах). Через некоторое время в носовой части было размещено в верхней части дополнительное гнездо для пулемета.

Массовое производство тяжелого бомбардировщика развернулось в полную силу в 1943, когда была запущена новая сборная линия компанией Ford Motor Company и готов B-24 Liberator выпускался каждый час, и достигало 650 самолетов в месяц в 1944 В-24 «Либерейтор» стал самым массовым тяжелым бомбардировщиком союзников в мировой истории авиации и массовым военным самолетом США, достигнув пика в более 18 000 летательных аппаратов.

Медиа

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector