1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Четырёхосный военный грузовик зил-135 8х8

Содержание

Четырёхосный военный грузовик ЗиЛ-135 8х8

ЗиЛ-135 — комплекс военных грузовиков, которые производились в период Советского Союза, а также успели захватить историю современной России. Отличительной особенностью транспорта стало четыре оси и колёсная формула 8х8. Семейство широко применялось в военной и гражданских отраслях. Выпуск начался в 1963 году и закончился в 1995 году. Некоторые модификации производились для экспорта в другие страны.

Общая информация о ЗиЛ-135

Первоначальная конструкция получилась необычной и уникальной, в последующих разработках отталкивались от неё. Автомобиль ЗиЛ-135 имел два мотора (по 120 лошадиных сил). Их поместили за кабиной. Силовой агрегат отвечал за вращение колёс своего борта. Это конструкционное решение повысило максимальный срок эксплуатации машины и боевую устойчивость.

Первый опытный образец лишили упругой подвески. Это вызвано наличием колёс с пониженным давлением и желанием конструкторов снизить вес авто. Отсутствие упругой подвески привело к существенному недостатку — появилось продольное раскачивание. В последующих моделях разработчики вернули независимую торсионную подвеску с гидроамортизаторами на колёса крайних мостов. Конструкция средних мостов осталась неизменной — сохранилось жёсткое соединение с рамой.

Единственным сходством всех машин семейства стала поворотность крайних осей. Остальные характеристики и параметры менялись от модификации к модификации (габариты, грузоподъёмность, возможность плавать и т.д.).

Первые варианты

Разработка высокопроходимых военных грузовиков началась в 1955 году по указанию руководства страны. Первым вариантом стал макет ЗИС-Э134. В его основу лёг автомобиль от этого завода с индексом «151», только вместо привычной конструкции он обладал четырьмя осями. В его устройство планировали включить двигатель на 130 лошадиных сил, гидротрансформатор, гидроусилитель и систему регулировки давления в односкатных шинах.

В 1956 году собрали второй макетный образец, представляющий собой низкопрофильный военный транспорт, способный передвигаться по воде. Для последнего использовалась система водомётного движения, используемая на танках ПТ-76. ЗИС-Э134 получил металлический корпус, силовую установку на 120 лошадиных сил и два ГУРа на рулевой механизм. Образец стал первым, где упразднили эластичную подвеску. Первые испытания показали необходимость внести изменения — сделать пары не ведущих колёс разнесёнными в разные стороны.

Большим толчком в развитии военных грузовиков специального назначения стал ЗиЛ-134, внешний вид которого отдалённо напоминал очертания 135-го семейства. Из двух двигателей составили 12-цилиндровый мотор мощностью 240 лошадиных сил. Дополнением стало наличие уникальной гидромеханической подвески и независимой торсионной подвески всех колёс. Кузов из высокопрочной стали защищён от попадания воды, вмещал в себя до 4 тысяч килограмм груза или восьмерых человек. Передвижение по воде осуществлялось за счёт вращения колёс, максимальная скорость на плаву — 2 км/ч.

Сразу появилась модификация с индексом «А», которую использовали на аэродромах. С загруженным в кузове балластом транспорт мог перевозить самолёты по ВПП. Практические испытания показали большое количество недостатков в конструкции 134-й модели, поэтому работы над ней прекратили после появления машины ЗиЛ-135.

ЗиЛ-135 и Б2

Тестирование первых опытных образов показало главные недостатки и направление к развитию. Грачёв решил, что необходимо пересмотреть концепцию боевых машин с колёсной формулой 8х8. Первый автомобиль ЗиЛ-135 появился в 1958 году. Главной особенностью стала обтекаемая кабина, благодаря которой движение по воде вызывало меньше трудностей.

За кабину поместили два мотора на 130 лошадиных сил каждый. В конструкцию включили бортовую трансмиссию с гидротрансформаторами и цепочки редукторов, которые приводили в действие индивидуальный привод ведущих колёс и два водомёта. Два ГУРа отвечали за поворот задних и передних колёс в разные стороны. Для корректной управляемости поворот обеих пар осуществлялся на один и тот же угол. Вместимость авто — 20-30 пассажиров. По асфальтированной дороге максимальная скорость — 55 км/ч, по воде — 10 км/ч.

Разработка предназначалась для установки различного ракетного оборудования. В процессе проектирования команда инженеров забыла взять в расчёт устойчивость образца при ведении огня с воды. Первые испытания показали, что после пуска ракеты транспорт может перевернуться. Используемые в производстве кабины материалы требовали пересмотра, так как под воздействием газов и пламени она деформировалась.

В 1959 году появились опытные образцы с индексом «Б». Они получили удлинённую платформу, а мощность двигателей снизили до 110 лошадиных сил. Военное руководство отказалось от испытания новых продуктов из-за плохого качества работы с артиллерийской установки на плаву. Предпринималась попытка внедрить опытный образец «Б2», который получил стеклопластиковую кабину, но ему предпочли амфибии со стальными корпусными.

ЗиЛ-135Е

Весной 1960 года собрали сухопутный вариант военного грузовика повышенной проходимости, в основу которого легли предыдущие разработки. За передвижение отвечали два силовых агрегата ЗиЛ-375Я, мощность которых вкупе составляла 360 лошадиных сил. Кабина состояла из 11 пластиковых панелей, которые крепились между собой эпоксидной смолой. Она рассчитана на водителя и двух пассажиров. Для защиты окон от повреждений имелись откидные бронезащитные стенки.

Особенностью стеклопластика стала «эластичность». Под воздействием высоких температур и пороховых газов после запуска ракеты он также, как и металлический вариант, деформировался, но затем возвращался в исходную форму.

Первые опытные образцы оснастили ракетным комплексом «Луна». Испытание в боевых условиях выявило серьёзный недостаток — при передвижении возникают продольные резонансные раскачивания корпуса вокруг средних осей. Исправить ситуацию попытались внедрением ограничителя скорости, но специалисты не рекомендовали руководству страны использовать на вооружении транспорт без подвески.

Автомобиль ЗиЛ-135К и М

Шасси 135К также не получило подвески. В его основе лежала уникальная концепция, которая не давала высоких характеристик мощности и проходимости. Всё дело в назначении машины — её планировали использовать для установки высокоточных крылатых ракет. Длительные поездки от комплекса не требовались, поэтому технические моменты отошли на второй план.

Длина модификации — 11,4 метров. Технические узлы представляли собой раздельные части, соединённые между собой карданными валами. Модель оборудована обтекаемой кабиной от 135Е. В 1961 году от неё отказались, сделав выбор в пользу упрощённого варианта из стеклопластика с алюминиевым поддоном. Лобовые стёкла имеют обратный наклон. Такое решение принято для исключения возможности появления бликов, которые могут раскрыть расположение автомобиля ЗиЛ-135.

Испытание на бездорожье пройдены отлично — машина проходила ямы шириной до 2,4 метров, поднималась в горки с наклоном 29 градусов. Поездка по шоссе показала старые недостатки: остались две зоны резонансных колебаний, а на маленькой скорости весь грузовик монотонно подпрыгивал.

Военному руководству, несмотря на рекомендации военных специалистов, новый продукт понравился. Дали указание монтировать на шасси ракетный комплекс для запуска крылатых ракет С-5 с боеголовками различного вида. Руководству СССР машина также понравилась, поэтому сделали мгновенный заказ на сборку шести экземпляров. В конце 1961 года 135К приняли на вооружение армии Союза. В этот же год сборку перенесли на автомобильный завод в Брянске.

В 1962 году команда специалистов предложила улучшенную версию модели «К», которая получила индекс «М». Опытный образец использовали для установки противокорабельного ракетного комплекса. Длина платформы сократилась на метр. Благодаря этому получилось увеличить кабину. Новый вариант вмещал команду из 5 специалистов. Тестирование нового продукта и исправление ошибок продолжалось до 1966 года.

ЗиЛ-135Л и ЛМ

Модель с индексом «Л» — вариант «Е» с исправленными ошибками. Специалисты внедрили в конструкцию торсионную подвеску всех колёс, благодаря чему галопирование устранили. Весной 1961 года начались полевые испытания новой модификации. Изначально её оснастили грузовым балластом, но затем его поменяли на макет ракетного комплекса «Луна-М». После многочисленных испытаний военное руководство страны пришло к решению, что этот грузовик соответствует всем требованиям, поэтому сделали заказ на сборку четырёх экземпляров.

Серийный выпуск автомобиля ЗиЛ-135Л планировали развернуть в Брянске, но местные специалисты отказались собирать грузовик с автоматической коробкой передач. Они требовали внедрения в устройство стандартной механики.

На замену сложного агрегата на более простой ушло несколько месяцев. Весной 1963 года появился вариант с МКПП на пять ступеней, получивший индекс «ЛМ». Коробку дополнили дистанционным приводом переключения скоростей. Специалисты заверили руководство страны, что установка механической коробки приведёт к понижению технических и эксплуатационных характеристик, а также долговечности. Мнение критиков не услышали, поэтому осенью выписали рекомендацию по запуску серийного производства «ЛМ» в Брянске.

Команду конструкторов завода имени Лихачёва решение об установке механической коробки передач не устроило. Чтобы доказать лучшее качество их варианта, они провели ряд практических испытаний на объекте газопровода в Средней Азии и Тюмени. Они показали, что модификация ЛМ уступает по проходимости и качеству первоначальной версии. Несмотря на это, решение менять не стали. Дальнейшая модернизация транспорта перешла к Брянскому автомобильному заводу. В конце 1964 года наладили серийный выпуск ЛМ. В будущем грузовики получили огромный спрос, выполняли многочисленные задачи по всему миру.

ЗиЛ-135МШ

Модификация специального назначения, не увидевшая серийного производства. Появилась в результате работы над крупным космическим проектом. Советские специалисты создали космический аппарат Н-1. Большой проблемой стала его транспортировка из Самары до космодрома Байконур. Комплекс Н-1 делился на несколько блоков, масса каждого из которых составляла не менее 10 тысяч килограмм. Оптимальным вариантом перевозки в те годы считалась железная дорога, но правила перевозки грузов требовали разделения Н-1 на более мелкие части, что не устроило инженеров проекта.

Читать еще:  Военные спутники соединенных штатов, советского союза, россии

Доставку разбили на две части: баржей по воде до Гурьева, откуда движение начиналось по дороге. Руководитель проекта Н-1 выдвинул требование, что грузоподъёмность транспорта должна быть не меньше 25 тысяч килограмм. Такой вариант позволял перевозить третью часть с установленным оборудованием.

Опытный образец автомобиля собрали в 1967 году. Он получил уникальную конструкцию. Колёсная формула определялась как 4х4+2х2, чего прежде в истории автомобилестроения не видели. Пара передних колёс получила стойки с пневмогидравлическими амортизаторами, которые использовались на некоторых самолётах. Это позволяло менять высоту подвески в процессе движения.

Минимальный дорожный просвет — 1 метр. Каждое переднее колесо получило электродвигатель, установленный в ступицу. Мотор ЗиЛ-375 имел объём 7 литров и развивал до 180 лошадиных сил. Транспорт мог разгоняться до 20 километров в час, что превосходило показатели аналогичных вариантов того времени. Рулевой механизм позволял поворачивать передние колёса на 90 градусов. Это определяло высокую манёвренность машины таких габаритов. Для изготовления кабины использовали стеклопластик, её вынесли за пределы колёсной базы вперёд.

После окончания необходимых испытаний руководство проекта МШ перешло к другому человеку, который принял решение о прекращении работ. Он считал, что транспортировка Н-1 по пустынной местности опасна. Поэтому для транспортировки выбрали более дорогостоящие и неудобные варианты. Машину отложили в долгий ящик, информация о ней появилась в 1976 году в рамках проекта платформы с гидравлическими подвесками опор французской компании «Николя».

Какой можно сделать вывод?

Автомобиль ЗиЛ-135 — одна из самых успешных и секретных разработок советского машиностроения. Она принесла пользу не только советской армии, но и подразделениям многих стран мира. Шасси использовали во многих боевых операциях. Высокое качество доказывается долгим сроком выпуска — более 30 лет.

ЗИЛ-135ЛМ

Среди многочисленных внедорожных автомобилей, разработанных в СКБ ЗИЛ, эту модель ждала самая счастливая судьба. Четырехосный грузовик ЗИЛ-135ЛМ выпускался серийно на протяжении примерно 30 лет. На его шасси устанавливались различные системы вооружений, служившие в Советской армии длительное время, такие машины экспортировались в целый ряд стран.

Автомобили семейства ЗИЛ-135 задумывались в качестве носителей пусковых установок ракетных комплексов. При этом — вместо ракетной установки — на них вполне можно было монтировать бортовые платформы десантных и транспортных грузовиков. Опытные образцы первых модификаций семейства появились еще в 1958-1959 годах. Это были четырехосные автомобили-амфибии со стальным сварным водоизмещающим кузовом ЗИЛ-135 и его вариант с удлиненной базой ЗИЛ-135Б. На них уже появилась характерная схема шасси со сдвинутыми средними мостами, разнесенными передним и задним. При этом управляемыми были колеса переднего и заднего мостов. Также на этих автомобилях опробовали бортовую схему трансмиссии с двумя силовыми агрегатами, один из которых приводил колеса левого, а второй — правого борта. Правда, моторы еще применялись шестицилиндровые того же семейства, что на ЗИЛ-157 или БТР-152. Зато коробки передач были уже автоматические, гидромеханического типа. Только самый последний из опытных экземпляров получил стеклопластиковый кузов.

Испытания показали, что запускать ракеты с плывущей по воде амфибии опасно — очень велик риск утопить или опрокинуть машину. Взлетающая же ракета способна изуродовать металлические детали кабины и кузова. Поэтому, дальнейшие серии ракетовозов ЗИЛ-135 решили разрабатывать в виде сухопутных грузовиков высокой проходимости. На исходе 50-х годов доцент МВТУ имени Баумана В.С. Цыбин выступил с предложением изготавливать кабины мобильных ракетных комплексов из стеклопластика. При взлете ракеты — от давления пороховых газов — этот материал тоже деформировался, но, в отличие от металла, он потом снова приобретал свою исходную форму. К тому же, применение стеклопластика исключало дорогостоящее производство кузовных штампов и экономило стальной прокат.

Два автомобиля ЗИЛ-135Е, изготовленные в 1960 году, приобрели облик близкий к серийному, получили 8-цилиндровые V-образные двигатели нового поколения ЗИЛ-375. Однако, в этих машинах, как и в их плавающих предшественниках была воплощена ошибочная идея отсутствия подвески, жесткого крепления всех колес к раме. Испытания показали все недостатки такого решения. Поэтому в начале апреля 1961 года был построен первый образец грузовика ЗИЛ-135Л, получивший подвеску передних и задних колес на поперечных рычагах и продольных торсионах. Средние пары колес так и оставили жестко связанными с рамой. Появление подвески привело к изменению деталей рулевого управления, дополнительному усилению и сужению рамы на 186 мм.

Эта модификация по конструкции вплотную приблизилась к будущему серийному автомобилю. Ее испытывали в качестве базы пусковой установки 9П113, ракетного комплекса 9К52 «Луна-М», транспортно-заряжающей машины 9Т29. Помимо военных, строились гражданские версии для экстремального бездорожья: бортовые грузовики, тягачи-трубовозы. Однако, осваивать производство выпало не ЗИЛу а Брянскому автомобильному заводу БАЗ, в советское время — секретному оборонному предприятию. В Брянске предлагали альтернативный проект собственной разработки БАЗ-930. Однако испытания показали очевидные преимущества » московского» грузовика, он проигрывал конкуренту только тем, что расходовал больше бензина. В результате, к производству приняли ЗИЛ-135Л. В прочем, брянские автомобилестроители категорически отказались осваивать производство автоматической гидромеханической трансмиссии. Так появилась окончательная модель ЗИЛ-135ЛМ с обычными механическими коробками передач.

Помимо упомянутой «Луны-М», на это шасси устанавливали систему залпового огня 9К57 «Ураган», к которой прилагалась заряжающая машина 9Т452. В небольших количествах производились бортовые автомобили, тягачи, пожарные машины. Комплектация войск ракетными комплексами и установками залпового огня определяла стабильный выпуск шасси ЗИЛ-135ЛМ в Брянске в 70-80-е годы. Модель продолжала сходить с конвейера до 1993 года, и ее выпуск прервался скорее по политическим причинам — из-за распада СССР. Установки на шасси ЗИЛ-135ЛМ по-прежнему стоят на вооружении в ряде армий мира.

Но гражданские модификации ЗИЛ-135ЛМ сегодня уже стали редкостью — их было выпущено намного меньше, чем военных. В Музее представлен первый экземпляр штатского грузовика этого семейства, сознательно сохраненный для истории. Данный конкретный ЗИЛ-135ЛМ служил на Заводе имени Лихачева в качестве эвакуатора для крупноразмерной техники, в частности — возил на себе малые шнекоходы и машины с движителями «Аэролл».

Техническая характеристика

Автомобиль ЗИЛ-135 – уникальная советская разработка

Ещё до начала Великой Отечественной войны специальное конструкторское бюро ЗИЛ работало над созданием мощных внедорожных автомобилей, имеющих четыре оси. Несмотря на многочисленные попытки, данные грузовики имели очень низкую проходимость и не могли даже претендовать на серийный выпуск.

После того, как советские заводы начали серийный выпуск весьма удачных полноприводных двухосных грузовиков, модели с четырьмя осями были признаны бесперспективными, и их разработки свёрнуты. Появившийся в конце 1950-х годов ЗИЛ-135ЛМ сумел не только добиться признания в СССР, но и заслужить уважение в ряде зарубежных стран. Машина выпускалась до 1993 года и до сих пор используется в армиях СНГ и некоторых других стран.

История появления автомобиля ЗИЛ-135

Ближе к концу 1950-х годов в СССР стали появляться мобильные ракетные комплексы, которые можно было установить на самоходное колёсное шасси. Главной проблемой стало то, что таких шасси в Советском Союзе просто не было. Нужно было срочно создать автомобиль большой грузоподъёмности, обладающий к тому же повышенной проходимостью. Новое колёсное шасси должно было соответствовать следующим требованиям:

  • Большая грузоподъёмность, которую могли обеспечить только шасси с четырьмя осями;
  • Возможность монтажа пусковых установок;
  • Высокая проходимость.

Главным ответственным за проект был назначен инженер-конструктор Грачев, который уже имел опыт в создании подобных вездеходов, имеющих схему полного привода 8х8. Грачев создал в 1957 году достаточно удачный автомобиль ЗИЛ-134, который так и не попал в серию, потому что ни один из серийных двигателей на тот момент не справлялся с нагрузкой. Предпринимались попытки разработать мотор с 12 цилиндрами, но новый мотор так и не доработали.

Главный конструктор завода имени Лихачева предложил создать новую машину, обладающую следующими особенностями конструкции:

  • Вместо недоработанного двенадцатицилиндрового мотора установить два проверенных временем шестилитровых двигателя;
  • Каждый из моторов отвечал за колёса своего борта. Это позволило максимально упростить конструкцию, лишив её редукторов, раздаток и дифференциалов;
  • Кроме того, наличие двух двигателей позволяло машине быть более надёжной, так как в случае отказа одного мотора можно было продолжать движение за счёт другого;
  • Два двигателя машины ЗИЛ-135 позволяли создать мощную тягу, помогающую не застревать даже в самом непроходимом месте.

О проходимости ЗИЛ-135ЛМ говорит тот факт, что он проходил даже там, где застревал знаменитый своими внедорожными свойствами ЗИЛ-157.

Первые модификации ЗИЛ-135 появились в 1958-1959 годах. Изначально, конструкторы планировали создать внедорожную амфибию, предназначенную для запуска ракет прямо на плаву. Была создана базовая и удлиненная модификации. Интересной особенностью первых автомобилей ЗИЛ-135 была автоматическая коробка передач, которая являлась настоящим прорывом технологий. Одна из последних опытных моделей получила кузов из стеклопластика, что тоже было революционным решением для тех лет.

Доработка опытных моделей автомобиля ЗИЛ-135

Первые же попытки запуска ракет с плывущих автомобилей оказались неудачными. Машина показала склонность к опрокидыванию при запуске. Кроме того, при взлёте ракета могла изменить траекторию своего полёта, что в свою очередь могло привести к повреждениям кузова автомобиля. Именно по этой причине конструкторы были вынуждены отказаться от мыслей сделать автомобиль ЗИЛ-135 плавающей базой для ЗРК.

Было принято решение ограничить функции нового внедорожного шасси сухопутными задачами. Несмотря на это, даже запуск с земли не решал проблему с повреждением деталей кабины из-за избыточного давления пороховых газов. В конце 1950-х годов революционную идею предложил Цыбин. По его замыслу, кабину автомобиля ЗИЛ-135 нужно было изготавливать из стеклопластика.

Читать еще:  Galil ACE GAP556SB – обновленная гражданская модель классического Galil

В ходе испытаний выяснилось, что хотя новая кабина и деформируется при запуске ракеты, она вскоре принимает прежнюю форму, поэтому производство кабин из стеклопластика было решено поставить на поток.

В 1960 году на заводе изготовили ещё две машины ГАЗ-135, получившие в своём индексе букву «Е». Вместо старых шестицилиндровых двигателей они получили V-образные восьмёрки ЗИЛ-375. Испытания показали, что новые моторы значительно добавили автомобилю мощности. При этом подвески как таковой до сих пор не появилось. Колёса были просто жёстко прикреплены к раме.

Из-за этого устойчивость машины была недостаточной, поэтому было решено разработать новую модификацию, оснащённую подвеской. Пришлось разрабатывать специальную подвеску для колёс шасси. В результате был произведён автомобиль ЗИЛ-135Л.

Появление ЗИЛ-135ЛМ и гражданские модификация внедорожного шасси

Новый внедорожный грузовик планировалось использовать не только в армии, но и в обычной гражданской жизни. Несмотря на то, что новинку разработали на московском заводе имени Лихачёва, выпуск планировали наладить на Брянском автомобильном заводе, который в те годы являлся секретным оборонным предприятием. В Брянске должны были освоить выпуск следующих модификаций:

  • Военных шасси;
  • Гражданских тягачей;
  • Трубовозов;
  • Бортовых грузовиков повышенной проходимости для бездорожья.

На Брянском заводе предложили свою альтернативу – БАЗ-930. Однако эта модель оказалась технически несовершенной, хотя данное шасси было тяжелее, чем шасси производства ЗИЛ. Брянский прототип проиграл московскому грузовику по всем параметрам, кроме расхода топлива.

Было решено наладить производство новых автомобилей ЗИЛ в Брянске, но руководство завода категорически высказалось против автоматической трансмиссии, указывая на то, что завод не в состоянии делать такие коробки передач. В результате появилась новая модель, получившая индекс ЗИЛ-135ЛМ. Именно эта модификация стала на конвейерное производство, и знаменитые комплексы «Ураган» имеют шасси ЗИЛ-135ЛМ.

Брянский автомобильный завод наладил выпуск не только военных моделей. С конвейера сходили и гражданские модификации, но их было очень мало. Именно по этой причине в настоящее время невозможно встретить ЗИЛ-135 на дорогах общего пользования.

История амфибии на базе ЗИЛ-135

Первый ЗИЛ-135, построенный в 1958 году, был автомобилем-амфибией, который планировалось использовать в качестве базы для запуска ракет. После того, как машина показала себя недостаточно устойчивой, новые вездеходы стали предназначаться только для сухопутной эксплуатации.

В начале 1960-х годов все ведущие мировые державы стали оснащать сухопутные войска специальными десантными машинами для форсирования водных преград. Военное командование Советского Союза решило возобновить работы по созданию амфибий на базе ЗИЛ-135. Благодаря наработкам 1958 года, в сжатые сроки удалось создать уникальную машину, получившую индекс ЗИЛ-135П.

В 1961 году на заводе Лихачева начали разработку самоходного парома, обладающего грузоподъёмностью до 40 тонн на воде. Эта разработка получила кодовое название «Челнок». В процессе работ стало ясно, что такой огромный водоплавающий автомобиль не под силу создать даже мощнейшей в мире оборонной промышленности СССР. В 1963 году все работы были свёрнуты, а недоделанный экземпляр переделали в соответствии с новой концепцией.

Созданный в 1965 году автомобиль стал самым крупным водоплавающим транспортом, который когда-либо создавался в СССР и России. Длина амфибии составляла 14 метров. Он мог перевозить 6 тонн груза или 22 десантника. Машину сделали в конструкторском бюро завода имени Лихачева под руководством профессора Глазунова.

Самой большой проблемой при разработке ЗИЛ-135П было создание огромного бескаркасного кузова из полимеров. Так как данный материал был ещё не знаком конструкторам завода Лихачева, им пришлось прибегнуть к помощи коллег из МВТУ Баумана.

Главные особенности амфибии ЗИЛ-135П

Созданный в 1965 году ЗИЛ-135П получил революционный корпус из новых типов панелей, известных сейчас как «сэндвич». Как ни странно, основой корпуса послужила знакомая многим эпоксидная смола, которая в сочетании с несколькими слоями стеклоткани была достаточно крепкой. Эта армированная ткань выступала в виде оболочки с двух сторон. В середине находился пенополиуретан.

Корпус имел обтекаемую форму, восемь колёсных ниш, четыре поперечины между ними и две балки. Всё навесное оборудование крепилось к корпусу с помощью болтов, специального клея и технологии приформовывания. ЗИЛ-135П был первым в мире автомобилем подобного класса, корпус которого был полностью изготовлен из полимерных материалов.

Для движения в воде использовались специальные водные винты в количестве двух штук. Так как машина должна была долгое время находиться в воде, все наружные агрегаты и механизмы были герметизированы. Так как традиционные для автомобилестроения системы уплотнений не давали надёжной защиты от воды, конструкторы вынуждены были использовать инновационную систему нагнетания воздуха. Система закачивала воздух под давлением в корпусные детали, не давая воде попадать внутрь.

Чтобы машина не теряла своих ходовых качеств, выехав на сушу, тормоза и двигатели тоже тщательно герметизировали. В кабине экипажа находилось всё необходимое для моря оборудование. Имелась даже навигационная система. Все силовые агрегаты, трансмиссия и органы управления были аналогичны стандартному ЗИЛ-135. Только двигатели были размещены на самой корме.

Что касается грузового отсека, то он выполнен в виде единой конструкции. В салоне имеется две двери и два люка в крыше. Кабина рассчитана на четырёх человек, причём им будет там очень комфортно. Особенностями кабины является прекрасная обзорность и бронировка стёкол.

Испытания ЗИЛ-135П

Сразу после завершения строительства машина отправилась на испытания. Первые маневры проходили недалеко от Москвы. Сначала было решено проверить её ходовые качества на суше. В ходе испытаний ЗИЛ-135 продемонстрировал следующие характеристики:

  • Скорость гружёного автомобиля на шоссе могла достигать 65 км/ч. По пересечённой местности машина могла ехать со скоростью до 50 км/ч;
  • Подъёмы с уклоном до 42 градусов преодолевались с лёгкостью, несмотря на габариты автомобиля. Затяжные подъёмы могли достигать крутизны в 35 градусов;
  • Машина преодолевала стены высотой до 600 мм и траншеи до 2650 мм;
  • Благодаря высокому клиренсу, машина уверенно передвигалась по снежному покрову высотой до 700 мм.

Кроме того, ЗИЛ-135П уверенно передвигался по болотам, песчаным почвам и мелколесью. Можно с уверенностью сказать, что машина показала одни из лучших результатов среди внедорожной техники.

После этого ЗИЛ-135П начали испытывать на воде. Испытания проходили в Балтийском море. Машина легко входила в воду и так же с лёгкостью выходила из неё. К тому же амфибия продемонстрировала отличные ходовые качества по морю. Так как в ноябре на Балтийском море уже появился лёд, машина смогла продемонстрировать, что тонкий лёд не является для неё проблемой.

Моряки высоко оценили мореходные качества новинки. Машина могла выдержать шторм до пяти баллов. Более того, она уверенно выполняла свою работу. На воде амфибия могла перевозить грузы до 15 тонн. Скорость машины на воде достигала 18 км/ч, что для машин такого класса было абсолютным рекордом.

ЗИЛ-135П принимал участие во многих десантных операциях, которые проходили с участием СССР. Машины прекрасно зарекомендовали себя в арктических экспедициях, где они выполняли функции нескольких видов техники. Амфибии использовались в качестве разгрузочных судов, катеров для буксировки и обычных грузовиков на суше.

Несмотря на успехи, ЗИЛ-135П так и не стал серийным изделием. Машина смогла опередить зарубежные аналоги на несколько десятилетий, благодаря цельному кузову из стеклопластика и высоким ходовым характеристикам. В истории Российского автомобилестроения ЗИЛ-135П так и остался непобеждённым рекордсменом. Сухопутные военные автомобили ЗИЛ-135ЛМ до сих пор несут службу в войсках СНГ.

ЗИЛ-135

ЗИЛ-135 является четырехосным военным грузовиком советского производства. Данная модель выпускалась в большом количестве различных модификаций в период с 1963 по 1995 год.

Разработка высокопроходимой военной техники стартовала еще в 1955 году по указанию руководства страны. Первой экспериментальной версией стал грузовик марки ЗИС-Э134, построенный на базе грузовика ЗИС-151. В отличие от стандартного 151-го, 134-я модель имеет четыре оси с односкатной ошиновкой. В дальнейшем планировалось оснастить модель силовым агрегатом, развивающим максимальную мощность на выходе в 130 лошадиных сил, гидротрансформатором, гидравлическим усилителем рулевого управления, а также системой регулировки давления в шинах.

В 1956 году конструкторы представили вторую экспериментальную версию, являющуюся низкопрофильным военным транспортом, который способен передвигаться по воде. Данная особенность обусловлена внедрением системы водометного движения. Стоит отметить, что подобная система широко применялась на танке ПТ-76. Новую модель оснастили металлическим корпусом, силовым агрегатом, выдающим мощность в 120 лошадиных сил и двумя гидравлическими усилителями рулевого управления. Также на этой версии отказались от эластичной подвески.

Большой толчок в развитии военных грузовиков специального назначения сделал ЗИЛ-134, отдаленно напоминавший 135-е семейство. Такая версия оборудована 12-цилиндровым силовым агрегатом, развивающим максимальную мощность на выходе в 240 лошадиных сил. Вместе с этим была применена уникальная гидромеханическая подвеска и независимая торсионная подвеска для каждого колеса.

Конструкция кузова использует высокопрочную сталь. Машина могла взять на борт различные грузы массой до 4000 килограмм или восемь человек. Грузовик в основном предназначался для эксплуатации на суше, но помимо этого он также мог передвигаться и по воде. Но здесь его скорость не превышала двух километров в час, поскольку передвижение осуществлялось не специальным оборудованием, а посредством вращения колес.

На базе этой модели была разработана и модифицированная версия, обозначенная литерой «А». Она была предназначена для эксплуатации на аэродромах. С загруженным в кузове балластом транспорт мог перевозить самолёты по ВПП. Но на испытаниях выяснилось, что у данной версии слишком много недостатков из-за чего разработка приостановилась, а с появлением 135-го семейства и вовсе прекратилась.

Первые модели семейства ЗИЛ-135 были представлены в 1958 году. В отличие от предшественников новые грузовики имеют обтекаемую кабину, что положительно отразилось на передвижении по воде.

Читать еще:  Якорная речная мина ЯРМ

За кабиной установили две силовые установки, выдающие суммарную мощность на выходе в 260 лошадиных сил. Помимо этого конструкция была оснащена бортовой трансмиссией, имеющей гидротрансформаторы с редукторами, отвечающими за работу индивидуального привода ведущих колес и двух водометов.

Задние и передние колеса способны поворачиваться в разные стороны. Такую возможность обеспечивает пара гидравлических усилителей рулевого управления. Стоит отметить, что поворот колес осуществляется на одинаковый угол, благодаря чему удалось добиться корректной управляемости. Внутри грузовика могут разместиться до 30 человек. Скорость передвижения по воде была увеличена до 10 километров в час. По асфальтированным дорогам ЗИЛ-135 способен передвигаться со скоростью в 55 километров в час.

Модификации

Семейство ЗИЛ-135 имеет множество модифицированных версией, среди которых:

ЗИЛ-135Б

Данная модель грузовика была представлена в 1959 году. В отличие от базовой версии, ЗИЛ-135Б обладает удлиненной платформой и менее мощными силовыми агрегатами (110 лошадиных сил в каждом). Испытания такой модификации были отменены военным руководством в связи с плохим качеством работы с артиллерийской установкой на плаву. Немного позже была представлена доработанная версия, получившая наименование ЗИЛ-135Б2. Она отличалась стеклопластиковой кабиной, однако предпочтение было все же отдано амфибиям, имеющим стальные корпусные кабины.

ЗИЛ-135Е

Является сухопутным военным грузовиком повышенной проходимости. Модель была представлена в 1960 году. В ней применили немало предыдущих разработок.

Грузовик оборудован двумя силовыми агрегатами марки ЗИЛ-375Я, суммарная мощность которых достигает отметки в 360 лошадиных сил. В конструкции кабины присутствуют пластиковые панели, соединенные друг с другом посредством эпоксидной смолы. В кабине предусмотрено три посадочных места, одно из которых для водителя, а два для пассажиров. Окна кабины оснащались бронезащитными стенками.

Многие конструкционные элементы данного грузовика стеклопластиковые. Причем используемый материал вышел довольно эластичным. Высокие температуры и пороховые газы после запуска ракет приводили стеклопластик, как и металл, к деформации, однако в отличие от последнего стеклопластиковые элементы возвращали свою исходную форму.

ЗИЛ-135К

В шасси данной модификации, как и предыдущей, отсутствует подвеска. Также в отличие от других моделей ЗИЛ-135К использует уникальную концепцию, имеющую недостатки в виде уменьшенной мощности и проходимости. Однако такое решение было реализовано намерено, поскольку модификация предназначалась в первую очередь для установки высокоточных крылатых ракет. В связи с этим модель практически не использовалась в длительных поездках и такие параметры, как мощность и проходимость стали не такими важными.

Грузовик имеет полную длину в 11400 миллиметров. В конструкции присутствует большое количество технических узлов, соединенных между собой посредством карданных валов.

В этой модификации была применена кабина от модели ЗИЛ-135Е, имеющая обтекаемые формы. Но в 1961 году вместо нее стали устанавливать упрощенную стеклопластиковую конструкцию, имеющую алюминиевый поддон. Лобовые стекла обладают обратным наклоном. Такое расположение стекол позволяет исключить блики, которые в реальных боевых условиях могут раскрыть местоположение грузовика. Ближе к концу 1961 года ЗИЛ-135К был принят на вооружение советской армии. Производство техники с этого года началось на автомобильном заводе в Брянске.

ЗИЛ-135М

Представляет собой модернизированный вариант грузовика ЗИЛ-135К. Данная модель была представлена в 1962 году. На платформу модификации устанавливали противокорабельный ракетный комплекс. По сравнению с предыдущей версией, здесь платформа была укорочена на один метр, что позволило расширить конструкцию кабины. Кстати, теперь кабина вмещает 5 человек. Испытания и доработки ЗИЛ-135М продлились до 1966 года.

ЗИЛ-135Л

Является доработанной версией грузовика ЗИЛ-135Е. В этой модели на всех колесах была применена торсионная подвеска. В 1961 году грузовик был отправлен на прохождение различных испытаний. Изначально на платформу модификации установили грузовой балласт, однако позже он был заменен макетом ракетного комплекса «Луна-М». В результате всех проведенных испытаний завод по приказу военного руководства выпустил четыре экземпляра.

Серийное производство изначально планировалось запустить на автомобильном заводе в Брянске. Но поскольку данный грузовик имеет автоматическую коробку передач, сборка была отменена местными специалистами, которые требовали внедрения стандартной механической.

ЗИЛ-135ЛМ

Как описывалось ранее, в производство не пошла версия с автоматической КПП и тогда производитель разработал модификацию с механической пятиступенчатой трансмиссией, которая получила наименование ЗИЛ-135ЛМ. Эта модель была представлена в 1963 году. Коробка передач имеет дистанционный привод переключения передач. В 1964 году стартовало серийное производство ЗИЛ-135ЛМ. Модель вышла довольно успешной, поскольку большой спрос на нее был не только в СССР, но даже и за его пределами.

ЗИЛ-135П

Является десантно-транспортной машиной-амфибией. Модификация была разработана в 1965 году. В качестве основы послужил стандартный грузовик ЗИЛ-135. Благодаря возможности передвижения по воде технику активно использовали в Заполярье, Балтийском и Баренцевом море. ЗИЛ-135П способен производить штурм тонких льдов и выдерживать шторм до пяти баллов. Колеса переднего и заднего моста являются поворотными, за счет чего модификация может развернуться практически на месте. Однако, несмотря на множество особенностей и отличные результаты проведенных испытаний, данная модель не пошла в серийное производство. Более того, она не состояла на учете в Вооруженных силах СССР;

ЗИЛ-135ЛБ

Представляет собой гражданскую версию вездехода, имеющую прицеп-роспуск. Модель широко применялась в нефтегазовой промышленности, где осуществляла транспортировку труб. Благодаря высокой проходимости грузовик применялся в труднодоступных местностях, включая песчаный грунт;

ЗИЛ-135 ЛМ 9П140

Является автономным ракетным комплексом «Луна-М», построенным на базе стандартного ЗИЛ-135ЛМ;

ЗИЛ-135 ЛМ 9Т452

Является автономным боевым комплексом, имеющим транспортно-заряжающую машину 16-ти зарядной реактивной установки залпового огня «Ураган» 9К57. Модель основана на стандартном ЗИЛ-135ЛМ;

ЗИЛ-135ЛМ 9К52ТС

Представляет собой специальную модификацию, предназначенную для эксплуатации в тропических условиях. На платформе установлена пусковая установка 9П113ТС, имеющая транспортно-заряжающую машину 9Т29Т для ведения огня фугасными снарядами.

Необходимо отметить, что данная модель выпускалась не только для военных нужд, но также и небольшими партиями для гражданской службы. Так, ЗИЛ-135 мог иметь вид тягача, пожарной машины, ну и бортового грузовика.

Кабина

ЗИЛ-135ЛМ имеет бескапотную двухдверную кабину со стеклопластиковыми внешними элементами. Масса всей конструкции составляет 490 килограмм. Внутри присутствует четыре посадочных места. На водительском сидении имеется механизм регулировки положения.

На панели расположены самые необходимые приборы, информирующие водителя о текущем состоянии всех основных узлов и агрегатов. Кроме этого кабина оснащалась специальным оборудованием, контролирующим радиационный уровень.

Тыльная часть конструкции оборудована тремя топливными баками. Вместимость главного бака составляет 300 литров, когда вспомогательные имеют объем в 110 литров.

Платформа

Монтажная платформа данного грузовика представлена открытой рамной конструкцией, имеющей длину в 5200 миллиметров. На нее устанавливалось различное спецоборудование. Над колесами установлены стеклопластиковые крылья.

Видео

Технические характеристики

Двигатель

В двух моторных отсеках за кабиной установлены два бензиновых силовых агрегата марок ЗИЛ-375Я и 375Я2. Каждый из них развивает максимальную мощность на выходе в 180 лошадиных сил. Вес одной силовой установки составляет 530 килограмм. Они оснащались предпусковым подогревателем, использующим для работы жидкое топливо. Стоит отметить, что в случае отказа одного из двигателей техника могла продолжить движение на втором. Сами же моторы имеют по восемь цилиндров с V-образной компоновкой.

Характеристики ЗИЛ-375Я:

  1. Рабочий объем – 7 л;
  2. Максимальная мощность – 180 л.с.;
  3. Диаметр цилиндра – 108 мм;
  4. Ход поршня – 95 мм;
  5. Степень сжатия в камере сгорания – 6.5;
  6. Наибольший крутящий момент – 47.5 кгм (при 1800);
  7. Охлаждение – жидкостное.

Передача крутящего момента от двигателя к коробке передач осуществлялась посредством двойного сцепления. Сама же трансмиссия была представлена пятиступенчатой механической коробкой передач марки ЯМЗ-204У, откуда за счет раздаточных коробок вращающий момент передавался на конические редукторы третьей оси.

Тормозная система

За функционирование тормозной системы отвечал гибридный механизм пневматической и гидравлической системы. Сама же тормозная система имеет два контура, как и на обычных грузовых автомобилях.

Ходовая часть

Колеса передней и задней оси здесь подвижные. В связи с этим оба этих моста имеют независимую рычажно-торсионную подвеску и гидравлические амортизаторы обратного действия. На средних мостах подвеска отсутствует, они жестко зафиксированы на несущей раме.

Габаритные размеры

  1. Полная длина – 9270 мм;
  2. Полная ширина – 2530 мм;
  3. Полная высота – 2800 мм;
  4. Длина колесной базы – 6300 мм;
  5. Дорожный просвет – 475 мм;
  6. Ширина колеи – 2300 мм.

Особенности

Самоходной ракетной установке 9к57 «Ураган» нашли применение даже в настоящее время. Техника состоит на вооружении Российской Федерации и многих других странах.

Помимо военных версий данный грузовик выпускался также и для гражданской службы, хоть и довольно малыми объемами. Применяли ЗИЛ-135 в Сибири и Дальнем Востоке в труднодоступных местностях. Стоит отметить, что модель можно встретить и в настоящее время в исполнениях тягача и лесовоза.

Следует отметить, что военная модель ЗИЛ-135 ЛМ до 1980-х годов не имела ни одного аналога во всем мире. Но поскольку СССР тесно сотрудничал с КНР, то у последних позже появились копии советских военных моделей, включая самоходные ракетные установки.

ЗИЛ-135 и все его модифицированные версии обладают внушительной проходимостью. И это обусловлено не только высоким дорожным просветом, но также и множеством других особенностей. Как и на многих других военных грузовиках, здесь присутствует система подкачки шин, что позволяет дополнительно повысить проходимость.

Решение использования двух силовых агрегатов положительно отразилось не только на мощностных характеристиках техники, но и на ее надежности. Например, в случае неисправности или же полного отказа одного из двигателей, грузовик мог продолжить движение на втором двигателе. Причем это доказывалось неоднократно.

Сухопутное шасси, разработанное в 1960-х годах, послужило основой для создания практически всех современных грузовиков, предназначенных для транспортировки тактического оружия. Схема шасси, автором которой является Виталий Грачев, многократно дорабатывалась и развивалась. В результате этого появились такие четырехосные преемники, как тактический комплекс Искандер, самоходная система залпового огня «Смерч», а также «Ураган-1М».

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector