0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бронированная машина ба-20 советского производства

Бронеавтомобили семейства БА – Легкий бронеавтомобиль – БА-20

Бронированные автомобили – бронеавтомобили – это тип специальной военной техники, обладающей бронированным кузовом и пулеметным или пушечным вооружением. В период двух мировых войн бронеавтомобили в отличие от колесных бронетранспортеров не были предназначены для перевозки десанта. По комплексу выполняемых задач они во многом были сходны с легкими танками тех лет. Особенно это можно отнести к СССР, где перед войной были созданы бронеавтомобили семейства БА различных типов: легкие (массой до 4 тонн) – БА-20, средние (от 4 до 8 тонн) – БА-3, 6, 10, а также тяжелые (масса более 8 тонн) – БА-11. Уже в военные годы был создан еще один легкий бронеавтомобиль БА-64.

Начнем наш рассказ с легкого бронеавтомобиля БА-20. В 1930-е годы во многих армиях мира достаточно широко применялись обыкновенные легковые автомобили, пусть даже имеющие недостаточную проходимость. Чаще всего они использовались в штабах, для связи и командирской разведки. Оснащение воинских подразделений автомобилями в случае войны увеличивало мобилизационные возможности промышленности. При этом для использования в армейских целях обычные гражданские модели требовалось прикрыть хотя бы легкой противопульной броней. Именно таким образом в СССР поступили, переделав ГАЗ-А, в легкий бронеавтомобиль ФАИ, который выпускался с 1931 по 1936 годы.

Аналогичным образом решено было поступить и с более мощным автомобилем ГАЗ-М1 «Эмка», который, как и ГАЗ-А, не был полноприводным. В 1936 году на базе ГАЗ-М1 на Выксинском заводе дробильно-размольного оборудования (город Выкса, Горьковская область) был спроектирован бронеавтомобиль БА-20. Данный бронеавтомобиль был принят на вооружение советской армии и находился в серийном производстве с 1936 по 1941 год. Всего за это время было произведено 2114 бронеавтомобилей. БА-20 использовался Красной Армией в боях на Халхин-Голе, советско-финской войне, а также на начальном периоде Великой Отечественной. Уже во время войны на смену БА-20 в войска пришел новый легкий бронеавтомобиль БА-64.

Бронеавтомобиль БА-20 имел компоновочную схему с передним расположением моторного отделения. Совмещенное боевое отделение и отделение управления располагались в средней и кормовой частях бронеавтомобиля. В кормовой части над боевым отделением располагалась небольшая вращающаяся пулеметная башенка. Посадка и высадка экипажа, который состоял из 2-х человек, осуществлялась через бронированные двери, которые располагались по бортам корпуса БА-20, а также через люк, находящийся в крыше пулеметной башенки. Для кругового обзора из бронеавтомобиля был предназначены специальные смотровые щели в корпусе и башне, прикрываемые изнутри специальными бронезаслонками, а также смотровые лючки в лобовом листе, корме и дверях. Помимо этого в машине имелся еще один люк – десантный, находящийся в днище БА-20. Он предназначался для выхода экипажа из машины в случае ее подбития на поле боя.

Бронеавтомобиль БА-20 обладал противопульным бронированием, его сварной корпус производился из катаных броневых листов, имеющих толщину в 4 и 6 мм. Бронелисты располагались под большими углами наклона. По сравнению со своим предшественником, бронеавтомобилем ФАИ, он обладал увеличенным объемом боевого отделения (для размещения внутри радиостанции), а также сравнительно небольшой массой и размерами. Масса БА-20 составляла 2,52 тонны.

Живучесть в условиях боя бронеавтомобилю обеспечивали пулестойкие шины ГК, а повышенную надежность – усиленные рессоры и полуоси заднего моста. С улучшением ряда эксплуатационных качеств машины возросла и ее боевая масса, правда это практически никак не отразилось на его проходимости и надежности. Хорошие тяговые качества двигателя позволяли бронеавтомобилю БА-20 преодолевать подъему крутизной до 15 градусов, а также труднопроходимые участки местности.

На бронеавтомобиле устанавливался четырехцилиндровый четырехтактный двигатель М-1, развивавший мощность в 50 л.с. Двигатель снабжался экономайзером и карбюратором «Зенит». Его пуск осуществлялся при помощи электростартера МАФ-4006 мощность в 0,8 л.с. В батарейной контактной системе зажигания машины применялись распределитель с центробежным регулятором, индукционная катушка (бобина) и свечи зажигания. Емкость топливных баков составляла 70 литров, запас хода по шоссе равнялся 350 км. В состав трансмиссии БА-20 входили однодисковое сцепление с накладками из феродо, а также трехступенчатая коробка передач (три скорости вперед и одна – назад), главная передача, карданная передача, конический дифференциал с полуосями разгруженного типа.

Бронеавтомобиль вооружался одним пулеметом ДТ калибра 7,62-мм, который был установлен в шаровой опоре вращающейся башенки. Его боекомплект состоял из 1386 патронов, которые были снаряжены в 22 диска по 63 патрона. Углы его вертикального наведения составляли от -13 до +23 градусов. Для ведения огня применялся простой механический прицел. Вращение башенки производилось при помощи специального спинного упора усилиями стрелка, который сидел на вращающемся сидении, прикрепленном к днищу бронеавтомобиля. Данный стрелок одновременно являлся и командиром экипажа бронеавтомобиля БА-20.

Электрооборудование БА-20 было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение в сети машины составляло 6 вольт. В качестве источников электроэнергии применялась аккумуляторная батарея ЗСТ-100, имеющая емкость в 100 Ампер-часов, а также генератор ГМ-71 мощностью 120 Вт. Для осуществления внешней связи часть машин оснащалась коротковолновой приемо-передающей радиостанцией 71-ТК-1, имеющей поручневую антенну. Радиостанция монтировалась в боевом отделении за местом водителя, для питания радиостанция применялся дополнительный аккумулятор ЗСТ-100. В случае установки на машину радиостанции в состав ее экипажа вводился радист. Для внутренней связи экипаж БА-20 пользовался танкофоном.

БА-20 обладал хорошей проходимостью и был достаточно надежен. Хорошие тяговые качества его двигателя позволяли без особых проблем преодолевать подъемы до 15 градусов, косогоры до 12 градусов, броды глубиной до полуметра и канавы шириной в 0,35 метров. Как и легковой автомобиль ГАЗ-М1, БА-20 имел привод лишь на заднюю ось. По шоссе автомобиль мог развивать скорость в 90 км/ч, по пересеченной местности средняя скорость составляла 36 км/ч.

В 1938 году подобно другим бронеавтомобилям Красной Армии он прошел процедуру модернизации. Обновленная машина получила обозначение БА-20М. Новая машина отличалась от предыдущей версии новой пулестойкой башенкой конической формы. В состав ее экипажа добавился третий человек – радист. Радист обслуживал усовершенствованную дуплексную рацию 71-ТК-3, которая оснащалась штыревой антенной и располагалась с левого борта броневика. В состав вооружения БА-20 был введен запасной пулемет ДТ, который размещался в боевом отделении. При этом боекомплект машины остался неизменным. Броневая защита автомобиля был усилена за счет использования лобовых листов башни и корпуса толщиной в 9 мм. Помимо этого удалось увеличить запас хода машины, который составлял теперь 450 км. Увеличение запаса хода произошло за счет установки дополнительного топливного бака на 30 литров. Данная модернизация привела к незначительному увеличению массы бронеавтомобиля. БА-20М стал весить на 100 кг. больше, его масса составила 2,62 тонны.

Читать еще:  Парад победы 9 мая 2015 года в москве. 70 лет со дня победы в великой отечественной войне

В 1936 году был разработан также железнодорожный вариант бронеавтомобиля БА-20ЖД, у которого помимо обычных колес имелись также и замещающие их в случае необходимости стальные диски с ребордами, которые способны были без проблем катиться по рельсам. Смена колес на бронеавтомобиле выполнялась силами экипажа за 30 минут, при этом снятые шины закреплялись по бортам корпуса. Скорость БА-20 по железной дороге составляла до 80 км/ч, а запас хода равнялся 430-540 км. Масса данной модификации бронеавтомобиля достигла 2,78 тонн. Данные машины чаще всего входили в состав бронепоездов или использовались в качестве легких разведывательных бронедрезин.

Боевое крещение БА-20 прошел во время вооруженного конфликта с Японией на реке Халхин-Гол, где было установлено, что броня БА-20 с легкостью пробивается бронебойными пулями крупнокалиберного 13,2-мм пулемета. Броня бронеавтомобиля держала лишь винтовочные и пулеметные простые и бронебойные пули калибра 7,62-мм. В дальнейшем бронеавтомобиль принял участие в советско-финской войне, в составе разведывательных батальонов, а также неплохо зарекомендовал себя в боях начального периода Великой Отечественной. Бронеавтомобиль серийно выпускался с 1936 по 1941 года, незначительное количество машин было собрано в 1942 году из остававшихся деталей. До начала Великой Отечественной войны было произведено 1557 БА-20.

Среди трофеев, которые были захвачены финской армией в ходе советско-финской войны 1939 года, среди прочего было и 22 бронеавтомобиля БА-20 и БА-20М. На вооружении финской армии данные бронеавтомобили находились вплоть до 1957 года. Помимо этого в ходе летних боев 1941 года немцы смогли захватить около 100 бронеавтомобилей обеих модификаций. Большинство из них было направленно в войска СС и полицейские части. В немецкой армии данная машина получила обозначение Panzerspaehwagen BA 20 (r), версия БА-20М – Panzerspaehwagen BA 202 (r). Машины Panzerspaehwagen BA 202 (r) состояли на вооружении различных частей, к примеру 7-й горнострелковой добровольческой дивизии СС «Принц Ойген».

Легкий бронеавтомобиль БА-20

БА-20 с поручневой антенной и конической башней

История создания бронеавтомобиля БА-20

В 1936 году ,учтя замечания накопившиеся в войсках на основе эксплуатации бронеавтомобиля ФАИ, Ижорский завод разработал новую боевую машину — легкий бронеавтомобиль БА-20 на шасси легкового ГАЗ М-1, «эмки». Конструктивно БА-20 очень походил на предшественника — ФАИ, однако имел увеличенный бронекорпус и более рациональное размещение как бронелистов, так и элементов внутренней компоновки. Выпуск машины наладили на Выксинском заводе ДРО.

Конструкция бронеавтомобиля БА-20

Корпус бронеавтомобиля БА-20 сварной, из катаных броневых листов. На крыше башни люк сферической формы, сама башня поворачивается усилием стрелка, сидевшего на вращающемся сиденье, закрепленном на полу машины. Круговой обзор обеспечивали смотровые щели и смотровые лючки с опускаемыми в бою крышками. Ещё один люк был в днище автомобиля — для выхода экипажа из поврежденной машины.

Шины БА-20 были пулестойкими, полуоси заднего моста, а также рессоры — усиленные. В части броневиков имелась радиостанция 71-ТК-1 устанавливавшаяся за сиденьем водителя, с поручневой антенной вокруг корпуса.

Чертеж бронеавтомобиля БА-20М

Модернизации и модификации бронеавтомоиля БА-20

БА-20, 1936 г. — базовая модель.

БА-20ЖД, 1936 г. — машина имела 2 комплекта колес — автомобильные и железнодорожные. Последние представляли собой простые стальные диски с ребордами, способные катиться по рельсам. Замена колес занимала 30 мин, масса БА-20ЖД составляла 2780 кг, запас хода возрос до 580 км.

БА-20М, 1938 г. — модернизированный бронеавтомобиль. Цилиндрическая башня заменена на коническую, толщина лобовой брони возросла до 9 мм, поручневая антенна (если была) заменялась на штыревую. Была усилена передняя ось и колеса машины, а также установлен дополнительный топливный бак, благодаря чему запас хода увеличился до 450 км. В целом машина действительно стала лучше, абсоютно ни в чем не проигрывая оригинальной конструкции. Начиная с 1940 г. БА-20М оснащался новой радиостанцией — 71-ТК-З.

БА-21, 1938 г. — броневик БА-20М был технологическим пределом, легковое шасси ГАЗ-М1 дальнейшего повышения массы выдержать уже не могло. Тогда на его основе было создано новое шасси — ГАЗ-21, имеющее грузоподъемность 950 кг, и три оси, причем оба задних моста были ведущими. На БА-21 была применена и четырехступенчатая коробка передач, в 1,5-2 раза повысившая возможности буксировки для броневика. Броню корпуса удалось довести до 11 мм, а в переднюю часть корпуса установить дополнительный пулемет из которого должен был вести огонь радист. Масса БА-21 составила 3240 кг.

Модель бронеавтомобиля БА-21

Уже в феврале 1938 г. БА-21 пошел на испытания и показал хорошую проходимость по сравнению с БА-20, однако сильно проигрывая последнему в скорости — вместо 90 км/ч машина шла не более 52 км/ч. Комиссия посчитала, что БА-21 не имеет перед БА-20М решительных преимуществ и броневик в серию не пошел.

ЛБ-23, 1939 г., — ещё один вариант трехосного исполнения БА-20 носил имя «Лаврентий Берия». В качестве основы послужило шасси ГАЗ-22, оснащенное импортным двигателем «Додж» мощностью 72 л.с. При прочих характеристиках сопоставимых с БА-21, ЛБ-23 мог развивать скорость до 71 км/ч. Однако недостаточная, по мнению комиссии, маневренность броневика, а также импортный двигатель, не обеспечили ему, как и БА-21, решительных преимуществ перед оригинальной машиной.

Служба и дальнейшая судьба бронеавтомобиля БА-20

БА-20 находился в производстве с 1936 по 1942 г.г., всего было изготовлено около 2100 машин. Начиная с Халкин-Гола и заканчивая Великой Отечественной войной, БА-20 применялись советскими войсками, и зарекомендовали себя с лучшей стороны в качестве разведывательных, штабных и машин связи.
Некоторое количество БА-20 захваченных финнами (максимум — 18 машин) применялись последними до 1956 года.

Бронированная машина БА-20 советского производства

БА-20 — легковой бронированный автомобиль советского производства. В основе лежит шасси ГАЗ-М1. Использовался для разведки, в качестве связного пункта и охраны рабоче-крестьянской Русской армии. Массовый выпуск длился 6 лет (1936-1942).

Читать еще:  Вепрь-308 и вепрь 308 «супер» — надёжный карабин для охоты

История создания и развития БА-20

Проектированием нового транспорта занялись по заказу АБТУ РККА. Разработкой занималось конструкторское бюро Ижорского завода. Первые опытные образцы подготовили в январе 1936 года. Через месяц собрали серийный вариант. Его отправили на испытания в НИБТ. Все тестирования прошли успешно.

Производство сосредоточили на заводе в Выксе (Нижегородская область). Его запустили в середине лета 1936 года, когда предприятие получило все технические документы. В Ленинграде заводу «Красный Треугольник» поручили производить пуленепробиваемые шины для будущей техники. С июля по декабрь 1936 года специалисты собрали 35 экземпляров.

Весной следующего года для авто разработали коническую башню с повышенной пулестойкостью. Несмотря на это, больше половины машин, собранных в 1937 году, оснащались цилиндрической башней старого образца. Во второй половине этого года комбинат в Ярославе занялся выпуском шин для этой техники. В ноябре высшее руководство страны выпустило указ о производстве броневика БА-20 нового образца.

Во второй половине 1938 года конструкторское бюро Ижорского завода разработало модификацию, получившую индекс «М». Основное нововведение — коническая башня. Также конструкцию многих технических узлов усилили для увеличения запаса рабочего ресурса. До конца 1941 года собрано ещё 1 324 машин различных модификаций.

За всю свою история техника поучаствовала во многих боевых операциях. В феврале 1942 года армейские управленцы составили указ о прекращении производства БА-20. До июля 1942 года конструкторы успели выпустить ещё 137 авто. Броневик продолжали использовать до 1945 года в различных военных подразделениях.

Конструкция БА-20

Советский легковой бронеавтомобиль получил компоновочную схему. Моторный отсек располагался в передней части. Боевое и управленческое отделения соединили. Для них выделили центральную и заднюю части транспорта. Пулемётная башня находилась над боевым отсеком. Автомобиль вмещал двух человек. Загрузка и выгрузка экипажа проходила через двери, расположенные на бортах.

  • Колёсная формула — 4х2;
  • Длина — 4 310 мм;
  • Ширина — 1 750 мм;
  • Высота — 2 130 мм;
  • Мощность силовой установки — 50 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость по шоссе — 90 км/ч.

Солдаты осуществляли обзор через смотровые окна, закрываемые бронированными заслонками. Небольшие лючки для осмотра местности также находились в башне и лобовой части. В полу имелся люк для высадки экипажа в случае критических повреждений.

Броня выдерживала попадание пуль. Корпус собирался из катаных броневых листов, соединявшихся между собой сваркой. Для улучшения защиты листы расположили под наклоном. От предыдущего поколения легковых броневиков отличался увеличенным пространством внутри кузова, компактными габаритами и маленьким весом (2,5 тонны).

В условиях военных действий спасали пуленепробиваемые шины, усиленные рессоры и укреплённый задний мост. Двигатель обеспечивал хорошую мощность, которой хватало для преодоления 15-градусных склонов и бездорожья.

Под капотом находился силовой агрегат М-1. Он имел четыре цилиндра и развивал до 50 лошадиных сил. Конструкцию мотора дополнял карбюратор и экономайзер. Для запуска применялся электростартер МАФ-4006. Система зажигания состояла из центробежного регулятора, бобины и свеч зажигания. Высокий запас хода (350 км по шоссе) обеспечивался 70-литровым топливным баком.

Сухое сцепление состояло из одного диска. Механическая коробка передач имела три передние и одну заднюю скорости. Главная и карданные передачи и конический дифференциал — составляющие трансмиссии.

В башне устанавливался пулемёт ДТ. Вертикальное наведение — от -13 до +23 градусов. Наводка на цели осуществлялась с помощью механического прицельного механизма. За вращение башни отвечал стрелок (он также являлся капитаном экипажа).

В основе электрики лежала однопроводная схема. Напряжение — 6 вольт. БА-20 бронеавтомобиль получал электроэнергию от аккумулятора (100 А) и генератора (120 В). Связь с командным центром осуществлялась благодаря установленной на борту коротковолновой радиостанции. Для её питания использовался дополнительный аккумулятор. Не все экземпляры оснащались радиостанцией. На подобных моделях в состав экипажа входила радист.

Модификации БА-20

На базе легкого броневика создали несколько разновидностей:

  • ЖД — вариант для передвижения по железнодорожным путям. В комплектацию входило четыре металлических колеса для передвижения по железной дороге. Экипаж мог самостоятельно с помощью домкратов менять колёса в случае необходимости. Инженеры собрали 61 экземпляр этой модификации;
  • М — улучшение стандартного варианта. В основу транспорта легло шасси ГАЗ-МС. Оно отличалось наличием усиленной балки в конструкции переднего моста, улучшенных рессор и дополнительного топливного бака на 30 литров. Основные изменения — башня новой конструкции и усиленное бронирование. С конвейера сошло 1 230 машин;
  • ЖД М — железнодорожный вариант на базе улучшенной модификации. Конструкторы собрали 74 или 76 экземпляров (есть различные документы с разной информацией о количестве выпущенных авто).

Автомобиль БА-20 использовался не только советской армией. Руководство Союза поставило 30 штук Монгольской Народной Республике. Также несколько десятков машин использовались Румынией, Третьим Рейхом и Финляндией. Этим странам техника досталась в качестве трофеев после боевых действий.

Какой можно сделать вывод?

БА-20 — качественный советский бронеавтомобиль легкового класса. Первый звёздный час техники пробил 22 августа 1939 года в глубоком тылу Японии. На местном аэродроме несколько замаскированных броневиков разбили два самолёта. Это привело к захвату аэродрома и склада с горючим.

Начало Великой Отечественной войны сильно ударило по количеству бронетранспортёров. Из полутора тысяч выпущенных машин уцелело несколько сотен, которые продолжали нести службу до 1945 года. На вооружении в армии 20-ю модель сменил БА-64. Один из уцелевших экземпляров сейчас можно найти в Музее Великой Отечественной войны в Киеве.

Легкий бронеавтомобиль БА-20 1936 года

Технические характеристики ТТХ БА-20

  • Годы выпуска: 1936-1942 гг.
  • Всего изготовлено: 2013-2114 шт.
  • Завод-изготовитель: Выксунский завод дробильно-размольного оборудования.
  • Разработчик: КБ Выксунского завода дробильно-размольного оборудования (г.Выкса, Горьковская область).
  • Боевое применение: конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская и Великая Отечественная войны.
  • Боевая масса: 2,52 т.
  • Экипаж — 2 человека.
  • Габаритные размеры: длина — 4310 мм, ширина — 1750 мм, высота — 2130 мм, клиренс — 235 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет (боекомплект — 1386 патронов).
  • Толщина брони: 6-9 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-М1. Тип: 4-х цилиндровый, карбюраторный, 50 л.с.
  • Максимальная скорость движения: 90 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 450 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,24 м, ров — 0,35 м.

Бронеавтомобиль БА-20 – пуленепробиваемая «эмка»

В предвоенные годы в Советском Союзе активно разрабатывались бронеавтомобили. Очевидно, что потребность в бронированных боевых машинах была уже велика, но при этом производство танков было освоить очень сложно. Гораздо проще было оснастить бронёй и вооружением готовое шасси легкового и грузового автомобиля.

Читать еще:  Снайперская винтовка драгунова: свд - история создания оружия, технические характеристики (ттх), калибр 7,62

Советскими конструкторами были созданы целые семейства пулемётных и пушечных бронеавтомобилей, по боевой эффективности иногда превосходивших ранние танки. В последние предвоенные годы основным лёгким броневиком в РККА был БА-20, построенный на шасси ГАЗ М-1.

История создания

С 1933 года в Ленинграде освоили выпуск лёгкого бронеавтомобиля ФАИ («Форд-А Ижорский»). Однако уже в 1935 году опыт эксплуатации ФАИ в войсках показал, что по проходимости броневик уступает даже легковым машинам. Кроме того, утяжеление конструкции приводило к повышенному износу ходовой части. И сделать с этим было ничего нельзя – «Форд-А» (под маркой ГАЗ-А) на тот момент был единственным серийным легковым автомобилем в СССР.

Но уже в следующем году Горьковский автозавод освоил новую машину – М-1. «Эмка» имела более мощный 4-цилиндровый двигатель, усиленную раму, и, в целом, лучше подходила для использования в качестве основы бронеавтомобиля.

Сразу после запуска М-1 в серию на Ижорском заводе начались работы по созданию броневика на новом шасси, который получил название БА-20.

Серийный выпуск бронеавтомобиля начали в 1936 году на Выксунском заводе. При этом параллельно с БА-20 организовали производство ФАИ-М – старые бронекорпуса переставляли на шасси ГАЗ М-1.

Конструкция

Шасси бронеавтомобиля БА-20 представляло собой раму, в передней части которой устанавливался двигатель, привод осуществлялся на задние колёса. Мотор ГАЗ-М имел рабочий объём 3,28 литра, степень сжатия 4,6 обеспечивала мощность в 50 сил и крутящий момент в 166 Н/м. При этом «эмка», даже превосходя ГАЗ-А по массе, имела лучшую динамику.

Коробка передач была 3-ступенчатая, в подвеске использовались листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Покрышки колёс, в отличие от «гражданских», на БА-20 заполнялись губчатой резиной – этим достигалась пулестойкость шин за счёт некоторого снижения эксплуатационных скоростей.

На шасси БА-20 устанавливался бронекорпус, сходный по виду и конструкции с корпусом броневика ФАИ. Он сваривался из листов катаной брони толщиной, в основном, 6 мм. Крыша и корма имели толщину 5 мм, а днище – 3 мм. Двигатель закрывался откидными крышками в бортах и капотом сверху. В переднем бронелисте находились вертикальные лючки, через которые к радиатору поступал воздух. Колёса закрывались крыльями обтекаемой формы, переходившими в подножки, на которых могли размещаться ящики с ЗИП.

Боевое отделение – 3-местное, впереди сидели водитель и командир бронемашины, попадавшие на свои места через прямоугольные двери в бортах.

За ними находилась одноместная башня. На ранних сериях БА-20 использовали башню, аналогичную по конструкцию использованной на броневике ФАИ. Башня имела цилиндрическую форму с бронеколпаком над местом стрелка. Толщина брони, по сравнению с ФАИ, была усилена и составляла 6 мм. Приводов вращения башня бронеавтомобиля не имела, поворот происходил за счёт усилия стрелка.

Вооружён БА-20 был пулемётом ДТ калибра 7,62 мм, в боекомплект входили 22 дисковых магазина. Часть бронемашин была радиофицирована – на них устанавливалась коротковолновая радиостанция 71-ТК-1 с характерной поручневой антенной. На ходу она обеспечивала дальность связи до 30 км.

Модификации

Часть бронеавтомобилей БА-20 была переделана в бронедрезины БА-20жд. Вместо обычных колёс на броневик устанавливали железнодорожные, а в трансмиссию вводился демультипликатор. При этом сохранялась возможность быстрой замены колёс на резиновые, но скорость движения из-за демультипликатора заметно падала.

В 1939 году начался выпуск модернизированного БА-20М.

По результатам эксплуатации шасси «эмки» получило усиленную подвеску, появился дополнительный бензобак, вмещающий 30 литров горючего. Толщину лобовых листов брони увеличили, доведя до 9 мм. Для улучшения пулестойкости башня бронеавтомобиля приобрела форму конуса с плоским лобовым листом. Антенну в виде поручня упразднили, а радиостанцию заменили на доработанную 71-ТК-3.

Модернизированный БА-20 также получил железнодорожный вариант – БА-20Мжд. Он также отличался от линейной бронемашины наличием демультипликатора и установкой железнодорожных колёс.

Эксплуатация

Уже в ходе испытаний БА-20 продемонстрировал свои преимущества перед ФАИ. Несмотря на большую массу, новый броневик уверенно шёл по просёлку, а по шоссе мог развить свыше 90 км/ч. В то же время комиссия отмечала, что наблюдать за дорогой при скорости свыше 20 км/ч уже невозможно. Для того, чтобы бронемашина смогла самостоятельно решать тактические задачи, вооружение предлагали усилить – установкой второго пулемёта в башне и третьего – в лобовом листе корпуса.

В Испанию бронеавтомобили БА-20 попасть не успели (некоторые источники утверждают обратное – возможно, имеет место путаница с ФАИ), но РККА с успехом применило их в боях с японцами на Халхин-Голе. Лёгкие броневики, вооружённые пулемётами, применялись в основном для разведывательных и связных задач. Безвозвратно было потеряно 14 бронемашин, 27 нуждалось в том или ином ремонте. Практика показала, что для полноценного боя БА-20 уже слабы, а их броня защищает только от пуль нормального калибра.

В ходе вторжения в Польшу БА-20 уже старались использовать только для разведки, а также в качестве связных и командирских машин.

Вследствие этого их потери были невелики. Гораздо тяжелее пришлось бронеавтомобилям во время советско-финской войны. В условиях холодной зимы и бездорожья БА-20 показывали низкую проходимость и легко застревали. Шины колёс при этом легко разрушались даже от взрывов гранат, и броневики вообще лишались подвижности. Потеряно было 33 бронеавтомобиля.

К началу Великой Отечественной Войны бронеавтомобиль на шасси «эмки» продолжал производиться, а в частях находилось более 1000 машин. На эти слабо вооружённые броневики легла вся тяжесть первых месяцев отражения блицкрига. Например, в 13-й танковой дивизии 8 июля числилось 10 БА-20. Через месяц 6 броневиков было уничтожено, а 3 – брошено.

Бронемашины активно использовались в боях под Ленинградом – там продолжала действовать их «родина» – Ижорский завод. Выпуск «двадцатых» прекратили в 1942 году. Однако на Ленинградском фронте эти машины можно было встретить ещё в 1944 году. Сохранились БА-20 и на Дальнем Востоке – там им снова пришлось повоевать с японцами в 1945 году.

Трофейные броневики активно использовались противником – так, в вермахте им присвоили индекс BA-202 (r) и использовали в полицейских частях в тылу. Что касается Финляндии, то там трофейные бронемашины стояли в строю ещё в 50-е годы.

Тактико-технические характеристики

К середине 30-х годов производство танков наращивалось, а популярность бронеавтомобилей снижалась. При этом от использования шасси «цивильных» машин старались отказываться. Можно попытаться сравнить БА-20 с британским броневиком «Моррис» CS9 на шасси грузовика.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector