0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Блокада ленинграда — линия обороны и карта окружения 1941 года

Блокада Ленинграда: историческая хроника событий, потери, итоги и значение

Ленинград — второй по значению город СССР — в годы Великой Отечественной войны стал местом многолетнего и крайне упорного сражения, которое повлияло на весь ход боевых действий. Ленинградцам и советским воинам-защитникам города пришлось действовать в крайне тяжелых условиях полной блокады, с возможностью опираться только на собственные силы и ресурсы.

Ленинградская блокада, длившаяся с сентября 1941 по январь 1944 годов, стала значимой страницей в истории города и страны. Ленинградцы смогли упорной обороной спасти город от полного уничтожения, которое угрожало ему в случае падения.

Исторические предпосылки и положение города

Заложенный как новая столица, Санкт-Петербург играл эту роль вплоть до конца существования Российской Империи. Несмотря на близость к границе, войны обходили его стороной. Революции, смена государственного строя, возврат центра управления страной в Москву отразились в переименованиях города на Неве в Петроград, затем в Ленинград, но сохранился его статус важнейшего политического, промышленного, научного, культурного и транспортного центра.

К концу 1930-х годов «северная столица» насчитывала более 3 миллионов жителей, а расположенные здесь предприятия являлись существенной составляющей оборонно-промышленного потенциала СССР. Но наличие госграницы всего лишь в 30-35 километрах от Ленинграда представляло собой проблему безопасности стратегического значения.

Попытки обеспечить перенос советско-финляндской границы дальше от города путем переговоров были довольно активными, но не принесли успеха. По итогам военного конфликта с Финляндией в 1939-1940 гг., несмотря на трудности первоначального этапа, СССР добился требуемого переноса границы, притом на более значительное расстояние.

«Финская война» оказала заметное влияние на жизнь Ленинграда и его население, которое первым в Советском Союзе ощутило на себе все превратности статуса «прифронтового города». Нехватка транспорта, задействованного для обеспечения боевых действий, перебои с топливом и продовольственным снабжением имели место, но оказались преодолены и дали нужный опыт многим городским руководителям. А даже частичные военно-мобилизационные мероприятия (светомаскировка, передача части школ под военные госпитали) сделали ленинградцев более подготовленными к грядущей большой войне.

В составе Ленинградского военного округа после советско-финляндской войны оставались штабы трех армий (7-й, 14-й и 23-й). Но их численный состав и ударную мощь, основанную на современной военной технике, к тому времени уже существенно сократили в пользу западных приграничных округов. В Ленинграде также размещалось командование Краснознаменного Балтийского флота (самого многочисленного в ВМФ СССР). Флот располагал внушительными силами авиации и противовоздушной обороны.

Начало войны (июнь-сентябрь 1941 года)

Германский план «Барбаросса», разработанный для войны с Советским Союзом, прямо указывал на Ленинград в качестве одного из трех главных направлений ударов. На этом направлении должна была действовать группа армий «Север» под командованием генерал-фельдмаршала В. фон Лееба. В ее составе с начала войны значились 16-я и 18-я армии, 4-я танковая группа, а в качестве поддержки этим силам отряжался 1-й воздушный флот.

По итогам приграничного сражения группе армий «Север» удалось рассечь надвое советский Северо-Западный фронт и уже 9 июля взять Псков. Советское руководство, осознав непосредственную угрозу Ленинграду, еще с начала июля направило силы на возведение укрепленных линий на рубежах вокруг города, общая протяженность которых составила около 900 километров. 10 июля было образовано Главное командование Северо-Западного направления во главе с маршалом К. Е. Ворошиловым.

Красная Армия, опираясь на Лужский оборонительный рубеж, смогла задержать немецкое наступление почти на месяц. Этому в немалой степени способствовал удачный контрудар в районе город Сольцы, где удалось нанести чувствительные потери мотомеханизированным ударным силам вермахта.

Выигранное время дало возможность сформировать резервы в виде двух новых армий (42-й и 55-й) для защиты подступов к Ленинграду. Кроме того, был запущен процесс эвакуации части предприятий и населения, охвативший почти полмиллиона ленинградцев. Но после паузы на восполнение потерь немцы смогли прорвать советскую оборону и к концу августа выйти к окрестностям Ленинграда. 29 августа немцы захватили станцию Мга и перерезали основную железнодорожную магистраль.

После бомбардировки 25 июня советской авиацией городов и военных баз в Финляндии эта страна объявила войну Советскому Союзу. Активные наступательные действия на Карельском перешейке финская армия начала с 31 июля и за месяц смогла добиться успеха, остановившись на рубеже старого советского Карельского укрепрайона.

Начало блокады (сентябрь-декабрь 1941 года)

Уже в середине июля командование вермахта исключило в качестве возможной задачи штурм Ленинграда, сделав ставку на полное окружение города. Согласно директиве Гитлера номер 35 от 6 сентября, использованную для прорыва к советской «северной столице» 4-ю танковую группу надлежало в срочном порядке передислоцировать для наступления на Москву. После взятия германскими войсками Шлиссельбурга 8 сентября сухопутное сообщение Ленинграда с остальной страной было прервано.

Войска группы армий «Север» постарались выполнить приказ на полное окружение города, но упорная оборона частей Красной Армии не позволила это сделать. Господствующие Пулковские высоты остались под контролем советских войск. К немногочисленным успехам вермахта относятся взятие Красногвардейска, Пушкина и Красного Села, а также рассечение советской обороны в районе Петергофа, где образовался изолированный Ораниенбаумский плацдарм.

Образование кольца блокады толкнуло советское командование на поспешные и несогласованные действия в рамках Синявинской операции. Снимать возникшую осаду предполагалось силами отдельной 54-й армии под командованием маршала Г. И. Кулика. Это наступление встретило мощное противодействие немцев и в итоге смогло продвинуться лишь на 5-10 километров.

При этом все высшее советское военное руководство ошибочно пребывало в ожидании штурма вермахтом «города Ленина». Генерал армии Г. К. Жуков, 13 сентября сменивший Ворошилова во главе войск Ленинградского фронта, предпринял ряд активных мер по формированию и переброске частей, включая пополнение сухопутных подразделений моряками Балтфлота. В итоге Жуков фактически распылял свои силы, вынуждая подчиненных командиров соединений проводить постоянные контратаки на второстепенных по значению направлениях, зачастую уже укрепленных немцами.

На этот период приходится важная операция советских войск по захвату небольшого плацдарма в районе Невской Дубровки, получившего название «невский пятачок». Попытки развить отсюда наступление с целью ликвидации Шлиссельбургского выступа и дальнейшего прорыва блокады оказались безуспешными и привели к значительным потерям.

Немецкие войска, закрепившись в пригородах на удалении в 4-7 километров от городской черты, перешли к активным артиллерийским обстрелам и воздушным бомбардировкам Ленинграда. Верхушка «Третьего рейха» откровенно признавалась в стремлении полностью уничтожить «город Ленина», уповая при этом на разрушение жилых домов артиллерией и скорую смерть осажденных от голода.

С первых же дней блокады в Ленинграде остро встала проблема организации продовольственного снабжения. Имеющихся запасов могло хватить максимум на месяц, что заставляло городское руководство уже с октября значительно урезать нормы их потребления. Снабжение посредством авиации и водным путем через Ладогу лишь частично решало проблему, но вскоре и этот маршрут был поставлен под угрозу.

Группа армий «Север» смогла к началу ноября захватить Тихвин и Волхов, угрожая выходом к реке Свирь, на рубеже которой были остановлены финские войска. Соединение войск противника восточнее Ленинграда грозило городу неминуемой гибелью. Северо-Западный фронт сумел сперва остановить немцев, а к началу декабря — вернуть утраченные ранее города и железную дорогу к побережью Ладожского озера.

Запасы продовольствия в блокадном Ленинграде быстро таяли, и с 20 ноября по 25 декабря 1941 года нормы выдачи продуктов достигли минимального размера за все время блокады. Для служащих, иждивенцев и детей эта норма составила 125 граммов хлеба на день, для работающих граждан — 250 граммов. Только ближе к концу 1941 года удалось, нарастив ледовый покров Ладожского озера, установить транспортные коммуникации с блокированным городом.

1942 или страшный год блокады

В предновогодние дни нормы выдачи продовольствия ленинградцам были немного увеличены, но продолжали оставаться недостаточными для выживания ослабленных длительным голоданием людей. Первые зимние месяцы 1942 года сотням тысяч ленинградцев пережить не удалось. К голоду добавились аномальные холода этой зимы, в то время как центральное отопление в условиях блокады перестало существовать.

Оборона Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны. Справка

70 лет назад — 10 июля 1941 г. началась оборона г. Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург) в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. и стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. В ней в разное время участвовали войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов, соединений авиации дальнего действия и Войск ПВО страны, Краснознаменный Балтийский флот (КБФ), Чудская, Ладожская и Онежская военные флотилии, формирования партизан, а также трудящиеся Ленинграда и области.

Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение. Ленинград являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Потеря города означала изоляцию северных районов СССР, лишение Балтийского флота возможностей базирования в Балтийском море.

Германское командование планировало ударом группы армий «Север» (командующий генерал-фельдмаршал фон Лееб) в составе 4-й танковой группы, 18-й и 16-й армий из Восточной Пруссии в северо-восточном направлении и двух финских армий (Карельской и Юго‑Восточной) из юго-восточной части Финляндии в южном и юго-восточном направлениях уничтожить находившиеся в Прибалтике советские войска, овладеть Ленинградом, приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения своих войск и выгодный исходный район для удара в тыл войскам Красной Армии, прикрывавшим Москву.

Читать еще:  152-мм пушка-гаубица д-20 в истории советской артиллерии

Для организации взаимодействия войск Государственный Комитет Обороны СССР 10 июля 1941 г. образовал Главное командование Северо-Западного направления во главе с Маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым, подчинив ему войска Северного и Северо-Западного фронтов, Северный и Краснознаменный Балтийский флоты. После начала войны вокруг Ленинграда началось спешное строительство нескольких поясов оборонительных рубежей, создавалась также внутренняя оборона Ленинграда. Большую помощь войскам в строительстве рубежей обороны оказывало гражданское население (работало до 500 тысяч ленинградцев).

К началу битвы в войсках Северного и Северо-Западного фронтов и на Балтийском флоте насчитывалось 540 тыс. человек, 5000 орудий и минометов, около 700 танков (из них 646 легких), 235 боевых самолетов и 19 боевых кораблей основных классов. У противника было 810 тыс. человек, 5300 орудий и минометов, 440 танков, 1200 боевых самолетов.

Битву за Ленинград можно разделить на несколько этапов.

1-й этап (10 июля — 30 сентября 1941 года) — оборона на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Ленинградская стратегическая оборонительная операция.

Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, немецко-фашистские войска 10 июля 1941 г. развернули наступление на юго-западных подступах к Ленинграду с рубежа реки Великая. С севера в наступление перешли финляндские войска.

14 июля враг вышел к реке Луга и захватил плацдарм в районе западнее поселка Шимска.

8-10 августа начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник прорвался на левом фланге Лужской линии обороны и 19 августа занял Новгород, 20 августа — Чудово, перерезал шоссе Москва — Ленинград и железные дороги, связывающие Ленинград со страной. В конце августа финляндские войска вышли к линии старой государственной границы СССР 1939 г.

С 4 сентября противник начал варварские артобстрелы Ленинграда и систематические налёты авиации. Овладев 8 сентября Шлиссельбургом (Петрокрепостью), немецкие войска отрезали Ленинград с суши. Положение города было чрезвычайно тяжелым. Если на севере фронт в отдельных местах проходил в 45-50 км от города, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и воздушным путем.

Важную роль в защите Ленинграда с моря сыграла героическая оборона Моонзундских островов, полуострова Ханко и военно‑морской базы Таллина, Ораниенбаумского плацдарма и Кронштадта. Их защитники проявили исключительное мужество и героизм.

В результате упорного сопротивления войск Ленинградского фронта наступление врага ослабевало, и к концу сентября фронт стабилизировался. План врага по захвату Ленинграда с ходу потерпел крах, что имело важное военно-стратегическое значение. Немецкое командование, вынужденное отдать приказ о переходе к обороне под Ленинградом, лишилось возможности повернуть силы группы армий «Север» на московское направление для усиления наступавших там войск группы армий «Центр».

2-й этап (октябрь 1941 г. — 12 января 1943 г.) — оборонительные боевые действия советских войск. Блокада города Ленинграда.

8 ноября немецкие войска захватили Тихвин и перерезали последнюю железную дорогу (Тихвин — Волхов), по которой к Ладожскому озеру доставлялись грузы, переправляемые затем водным путем в осажденный город.

Советскими войсками неоднократно предпринимались попытки снятия блокады города. В ноябре-декабре 1941 г. были проведены Тихвинская оборонительная и наступательная операции, в 1942 году — в январе-апреле — Любанская и в августе-октябре — Синявинская операции. Успеха они не имели, однако эти активные действия советских войск сорвали готовившийся новый штурм города. С моря Ленинград прикрывал Балтийский флот.

Немецкие войска, осадившие город, подвергали его регулярным бомбардировкам и обстрелам из осадных орудий большой мощности. Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы.

Активную борьбу вели партизаны, отвлекая значительные силы врага с фронта.

3-й этап (1943 г.) — боевые действия советских войск, прорыв блокады Ленинграда.

В январе 1943 г. под Ленинградом была проведена стратегическая наступательная операция «Искра». 12 января 1943 г. соединения 67-й армии Ленинградского фронта, 2‑й ударной и части сил 8-й армии Волховского фронта при поддержке 13-й и 14-й воздушных армий, авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота нанесли встречные удары на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином.

18 января войска фронтов соединились, был освобожден Шлиссельбург. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 36 км. По ней пошли поезда в Ленинград. Однако полностью связь города со страной не была восстановлена. Все основные железные дороги, идущие в Ленинград, были перерезаны противником. Попытки расширить сухопутные коммуникации (наступление в феврале — марте 1943 г. на Мгу и Синявино) не достигли цели.

В летних и осенних боях 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями сорвали попытки противника восстановить полную блокаду Ленинграда, очистили от противника Киришский плацдарм на реке Волхов, овладели мощным узлом обороны — Синявино и улучшили свое оперативное положение. Боевая активность наших войск сковала около 30 вражеских дивизий.

4-й этап (январь — февраль 1944 г.) — наступление советских войск на северо-западном направлении, полное снятие блокады Ленинграда.

Окончательный разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и полное снятие блокады города произошло в начале 1944 г. В январе — феврале 1944 г. советские войска провели стратегическую Ленинградско-Новгородскую операцию. 14 января войска Ленинградского фронта, взаимодействуя с Балтийским флотом, перешли в наступление с ораниенбаумского плацдарма на Ропшу, а 15 января — от Ленинграда на Красное Село. 20 января после упорных боев наступавшие войска соединились в районе Ропши, ликвидировали петергофско-стрельнинскую группировку противника и продолжали развивать наступление на юго-западном направлении. Командование Волховского фронта приступило к проведению Новгородско-Лужской операции. 20 января был освобожден Новгород. К концу января были освобождены города Пушкин, Красногвардейск, Тосно. 27 января 1944 г. блокада Ленинграда была полностью ликвидирована. В этот день в Ленинграде был дан салют.

12 февраля советские войска во взаимодействии с партизанами овладели городом Луга. 15 февраля Волховский фронт был расформирован, а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов, продолжая преследовать противника, к исходу 1 марта вышли к границе Латвийской ССР. В результате было нанесено тяжелое поражение группе армий «Север», освобождена почти вся Ленинградская область и часть Калининской (ныне Тверская), были созданы благоприятные условия для разгрома противника в Прибалтике.

К 10 августа 1944 г. битва за Ленинград, которая имела большое политическое и военно-стратегические значение, завершилась. Она оказала влияние на ход военных действий на других участках советско-германского фронта, оттянула на себя крупные силы немецких войск и всю финляндскую армию. Немецкое командование не могло перебрасывать войска из-под Ленинграда на другие направления, когда там происходили решающие сражения. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования воины и жители Ленинграда отстояли город. Сотни тысяч воинов удостоились правительственных наград, 486 получили звание Героя Советского Союза, из них 8 человек дважды.

22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено около 1,5 млн человек.

26 января 1945 г. сам город Ленинград был награжден орденом Ленина. С 1 мая 1945 г. Ленинград – город-герой, а 8 мая 1965 г. городу была вручена медаль «Золотая звезда».

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 — 203 01875 — 8)

Аэрофотосьемка Ленинграда немцами. 1942 и 1943 г.

Окончание поста с комментированными снимками военного Ленинграда.
Здесь — блокадные 1942 и 1943 годы. Точно так же, как и в 1-й части, просьба прочесть и написать, если что-то показалось не так или коряво.
Интересно, наверное, далеко не всем, а в основном любителям и знатокам истории Ленинграда и военной истории. Поэтому целиком прячу под кат.

13. Город Колпино, 16 сентября 1942 г. Фотоплан на базе аэрофотосъёмки.
Сравнение этого изображения со съёмкой ноября 1941 г. позволяет отчётливо представить объём разрушений в городе: в южной части, в районах индивидуальной застройки, осталось уже не более четверти зданий, а рабочий посёлок в районе современных ул. Красных Партизан/Танкистов уничтожен практически полностью. Крупные здания, используемые вражескими бомбардировщиками и артиллеристами для прицеливания, пока сохранились практически все. Значки, нанесённые на снимок немецким топографом, отображают особенности организации обороны города в 1942 г.: треугольники – пулемётные точки (в т. ч. пулемёты были установлены на водонапорных башнях, о чём свидетельтсвуют изображённые там треугольники); отрезки с двумя загибами по краям – позиции батарей. Водонапорные башни подписаны, как ориентиры. Обозначены также окопы, оборонительные препятствия и позиции зенитных орудий (кружок с тремя линиями).

14. Шушары и южное Купчино, 16 сентября 1942 г.
Территория, которая спустя 60 лет превратится в промышленную зону, до войны и в военное время была занята торфоразработками Обуховского торфокомбината (фабрики «Изоплит»): светлые полосы в правой нижней части фото – непосредственно торфоразработки, левее (западнее) – заводоуправление и производственные корпуса комбината. Вдоль железнодорожных линий и шоссейных дорог – плотный пояс оборонительных сооружений: окопы, заграждения, огневые точки. Севернее линии железной дороги – противотанковый ров. «Рваные» края – брустверы, выброшенный наружу грунт. Тёмная линия ответвления от железной дороги к северу на всех современных картах обозначалась, как разобранный участок; по виду на снимке – предполагаемая маскировка какого-то объекта, или ложная цель. По всей территории видны следы взрывов; их наибольшее число располагается вблизи транспортных коммуникаций, оборонительных сооружений и корпусов торфокомбината, который работал в блокаду, снабжая осаждённый город топливом.

Читать еще:  М.и. кошкин: биография создателя легендарного т-34

15. Рыбацкое и Усть-Славянка, 16 сентября 1942 г.
Застройка Рыбацкого на левом и Новосаратовки на правом берегу Невы – преимущественно малоэтажная, имеют лишь незначительные следы разрушений. Планировка территории сохранится в целом такой же до 1980-х гг.; из значимых послевоенных изменений – перенос трамвайной линии в районе р. Мурзинки (северо-западная часть снимка) со спрямлением. Моста по старому Шлиссельбургскому тракту вдоль Невы на дату съёмки уже нет. В годы блокады через Рыбацкое прошла линия второго пояса оборонительных сооружений. На этом снимке она прослеживается по следу противотанкового рва на обоих берегах Невы и понтонному мосту через реку. На южном берегу Невы читаются свежие брустверы. Между ними – много окопов, которые идут по диагонали через участки внизу снимка. На правом берегу Невы – также многочисленные окопы и ходы сообщения. Трассировка дорог прочерчена по эмульсии при обработке снимка топографом; Каляевская улица ошибочно дешифрирована дорогой, хотя представляла собой только насыпь для трамвайной линии.

16. Пулково и Киевское шоссе, 16 сентября 1942 г.
Одна из самых «горячих» точек военных лет, место ожесточённых боёв в сентябре 1941-го и летом 1942-го. Рубеж на пути к Ленинграду, который гитлеровская армия не смогла преодолеть. Линия фронта, линия блокады Ленинграда прошла в левом нижнем углу снимка, у подножия Пулковских высот. Читаются контуры планировки района аэропорта «Шоссейная», однако вся территория испещрена взрывами, а от застройки остались только наиболее крупные здания, используемые в качестве ориентиров гитлеровцами и прикрытия – защитниками Ленинграда. Построек населённых пунктов Пески, Толмачи, Галлерово, расположенных на склонах Пулковской гряды, уже практически нет. По всей территории видны окопы, которые выделяются брустверами; в северной части – противотанковый ров второго оборонительного пояса (здесь он был ближайшим к фронту) и орудийные позиции.

17. Урицк, 16 сентября 1942 г.
Территория города Урицк, деревень Ивановка, Старо-Паново и посёлка Лигово Красносельского района Ленинградской области. Планировка района – такая. Какой она выглядит на снимке, — сложилась в 1930-е гг., однако здесь застройка всех населённых пунктов отображена уже или со значительными разрушениями, или полностью уничтоженной. После войны восстановлены были только отдельные здания вблизи станции Лигово, от планировки северной части Урицка не сохранилось ничего. Урицк был занят немецкими войсками 19 сентября 1941 г. После упорных боёв линия фронта стабилизировалась вдоль восточной окраины Урицка, по р. Дудергофке. Вдоль рек Ивановка и Дудергофка, за пределами строений Урицка, немцы устроили узел обороны со множеством трашей и огневых точек. В июле-августе 1942 года Урицкий участок фронта стал театром боевых действий Старо-Пановской операции, в результате которой немецким инженерным сооружениям был нанесён значительный ущерб.

18. Петро-Славянка, 16 сентября 1942 г. (изображение перевернуто на 180 град.; текстовое описание дано по истинной ориентировке)
Через Петро-Славянку, вдоль рек Славянка и Кузьминка, проходила одна из линий обороны Ленинграда на юго-восточном направлении. На этом снимке отображён этап процесса строительства оборонительных сооружений: ров (слева внизу) строится параллельно линии фронта, новое строительство идентифицируется по брустверам – где-то они уже выкинуты и выделяются светлыми пятнами на тёмной траве, где-то пока нет. Западнее (левее) рав – множество окопов и ходов сообщения между ними.

19. Северная часть Невского района. Финляндский ж/д мост, 16 сентября 1942 г.
Планы 1930-х предполагали значительные изменения в планировке этой части города, однако в довоенные годы их удалось реализовать в минимальном объёме. Со стороны Малой Охты появились отдельные новые дома; по трассе будущего Дальневосточного проспекта под путями Финляндской соединительной ж/д линии уже устроен путепровод, но далее дорога обрывается, и два трамвайных кольца по оси проспекта соединения не имеют (или соединены служебной линией). Левобережная часть района в целом сохраняет планировку петербургских предместий начала ХХ века, с вкраплением отдельных предвоенных новостроек – Палевского жилмассива и жилмассива на улице Ткачей. Агафоновская улица – будущая улица Седова – в конце 1930-х гг. была объединена с Васильевской и Екатерининской улицами, и на этом снимке уже читается магистралью. Отдельные зенитно-артиллерийские комплексы угадываются около отдельных предприятий и на их территориях. Вдоль полотна железной дороги на правом берегу Невы сооружается противотанковый ров.

20. Володарский мост и Весёлый посёлок, 16 сентября 1942 г.
Относительно не пострадавшая от обстрелов и бомбёжек часть города. Количество оборонительных сооружений – незначительно по сравнению с другими участками. На правом берегу Невы – большое количество огородов. В целях ликвидации последствий голодной зимы и увеличения запасов продовольствия в марте 1942 г. Исполком Ленгорсовета принял постановление «О развитии индивидуального огородничества»; на учет взяли все пустующие земли в пригорода и внутри самого города. Всего было создано 633 подсобных хозяйства и 1468 объединений огородников, состоявших более чем из 170 тыс. человек. Ещё более 100 тыс. ленинградцев имели свои индивидуальные огороды.
Примечательна трассировка насыпей, отходящих к западу от ж/д станции Нева (правый край изображения). Отчётливо прослеживается смычка одной из них, проходящей через деревню Сосновка, с насыпью трамвайной линии через Володарский мост. В годы войны он использовался как дублёр Финляндского железнодорожного, с пропуском железнодорожных составов по трамвайным путям. Установить место левобережной смычки с ж/д сетью не удалось. По официальной версии, в 1980-х гг. причиной необходимости полной реконструкии моста стало столкновение плавучего дока с его разводным пролётом в 1985 г., однако нельзя исключать, что свою лепту в износ конструкций переправы внесло движение по ней тяжёлого транспорта в годы войны.

21. Кировский район и порт, сентябрь-октябрь 1942 г.
На фото осени 1942 г. хорошо виден объём разрушений юго-западной части города. Разрушены полностью или носят следы сильных разрушений все здания вдоль проспекта Стачек южнее будущей Комсомолской площади, часть домов разрушена до основания, некоторые рухнули на проспект. Много повреждений на промышленных территориях. Относительно уцелела застройка только в окрестностях площади Стачек. Судов у стенок порта практически нет, в бассейнах порта вблизи причалов наблюдаются отдельные фрагменты бонов. В Екатерингофке севернее Барочного бассейна – скопление бонов или большое количество сплавного леса. Участок Екатерингофки между Гладким островом и территорией Кировского завода полностью заполнен сплавным лесом или замаскирован под сушу. Рядом с железнодорожным виадуком у Кировского завода на проспекте Стачек читается баррикада – здесь был один из контрольно-пропускных пунктов из города в сторону линии фронта.

22. Невдубстрой, 24 января 1943 г.
Территория ГРЭС (Государственной районной электростанции, с 1943 г. – ГРЭС им. С. М. Кирова) и 2-го Городка посёлка Невдубстрой при предприятии. Строительство объекта было начато в 1931 году по проекту отечественных проектных институтов, впервые без технической помощи и участия иностранных специалистов. Во время боёв за Ленинград оборудование и все сооружения станции были полностью разрушены. Снимок сделан во время проведения операции «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (12-30 января 1943 г.) на южном участке наступательных действий. По обеим берегам Невы – множество оборонительно-наступательных сооружений, окопы обеих сторон. В день съёмки Красная Армия уже перешла Неву, прорвав оборону гитлеровцев, и бои шли восточнее. На льду реки видны беспорядочные следы разрывов немецких снарядов (обстрел вёлся со стороны севера); результаты «работы» наших артиллеристов – только на левом берегу. Снимок иллюстрирует высокое качество и контрбатарейной борьбы наших войск: немецкие разрывы, в основном, миномётные.

23. Шлиссельбург, 24 января 1943 г.
Территория города Шлиссельбурга, оккупированного и практически полностью разрушенного в годы войны. Северный участок операции по прорыву блокады Ленинграда. В нижней части снимка – уже строящаяся низководная железнодорожная переправа через Неву. Пробный поезд по этой трассе, названной «Дорогой Победы», прошёл уже 2 февраяля 1943 г.

24. Кронштадт, 29 сентября 1943 г.
Город и военно-морская база наиболее сильно пострадали от налёта люфтваффе 23 сентября 1941 г. Часть кораблей, различимых на снимке, — потопленные или подтопленные; отличить их от действующих на снимке такого разрешения сложно из-за малости глубин. У юго-восточного торца канала Петровского дока – повреждённый линкор «Петропавловск» (до 31.05.1943 – «Марат»), кормой к западу, носом к востоку. Петровский док и доковый бассейн заполнены водой. Повреждения сооружений фортов не различимы, все форты видны в их исходных контурах. Севернее форта Пётр I – большой пороховой склад. Хорошо читаются (возможно, выделены при дешифрировании) нити системы узкоколейных железных дорог по всему острову, от складов и Морского завода к фортам.

25. Шлиссельбург, 29 сентября 1943 г.
Территория Шлиссельбурга, освобождённого в январе 1943 г., уже полностью или в значительной мере очищена от разрушенных зданий. Русла Староладожского и Малоневского каналов – сухие, перекрыты шлюзами. Через Неву устроено несколько железнодорожных мостов и автомобильных переправ – в случае повреждения одного от бомбёжек или обстрелов, другие продолжали работать. Выше по течению находятся автотранспортные, ниже – железнодорожные низководный и высоководный мосты. Автотранспортный мост устроен также и из самого Шлиссельбурга. Светлая вытянутая полоса на левом берегу Невы юго-восточнее Шлиссельбурга – железнодорожная станция. На правом берегу – торфоразработки и карьеры, заполеннные водой после добычи торфа. Некоторые из них просуществовали до 1980-х.

Читать еще:  Б-1 бомбардировщик: b-1b lancer, самолёт, история создания, конструкция, технические характеристики (ттх)

Оборона Ленинграда в ходе Великой Отечественной войны. Справка

70 лет назад — 10 июля 1941 г. началась оборона г. Ленинграда (ныне г. Санкт-Петербург) в ходе Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Битва за Ленинград продолжалась с 10 июля 1941 г. по 9 августа 1944 г. и стала самой длительной в ходе Великой Отечественной войны. В ней в разное время участвовали войска Северного, Северо-Западного, Ленинградского, Волховского, Карельского и 2-го Прибалтийского фронтов, соединений авиации дальнего действия и Войск ПВО страны, Краснознаменный Балтийский флот (КБФ), Чудская, Ладожская и Онежская военные флотилии, формирования партизан, а также трудящиеся Ленинграда и области.

Для руководства Германии захват Ленинграда имел важное военно-политическое значение. Ленинград являлся одним из крупнейших политических, стратегических и экономических центров Советского Союза. Потеря города означала изоляцию северных районов СССР, лишение Балтийского флота возможностей базирования в Балтийском море.

Германское командование планировало ударом группы армий «Север» (командующий генерал-фельдмаршал фон Лееб) в составе 4-й танковой группы, 18-й и 16-й армий из Восточной Пруссии в северо-восточном направлении и двух финских армий (Карельской и Юго‑Восточной) из юго-восточной части Финляндии в южном и юго-восточном направлениях уничтожить находившиеся в Прибалтике советские войска, овладеть Ленинградом, приобрести наиболее удобные морские и сухопутные коммуникации для снабжения своих войск и выгодный исходный район для удара в тыл войскам Красной Армии, прикрывавшим Москву.

Для организации взаимодействия войск Государственный Комитет Обороны СССР 10 июля 1941 г. образовал Главное командование Северо-Западного направления во главе с Маршалом Советского Союза Климентом Ворошиловым, подчинив ему войска Северного и Северо-Западного фронтов, Северный и Краснознаменный Балтийский флоты. После начала войны вокруг Ленинграда началось спешное строительство нескольких поясов оборонительных рубежей, создавалась также внутренняя оборона Ленинграда. Большую помощь войскам в строительстве рубежей обороны оказывало гражданское население (работало до 500 тысяч ленинградцев).

К началу битвы в войсках Северного и Северо-Западного фронтов и на Балтийском флоте насчитывалось 540 тыс. человек, 5000 орудий и минометов, около 700 танков (из них 646 легких), 235 боевых самолетов и 19 боевых кораблей основных классов. У противника было 810 тыс. человек, 5300 орудий и минометов, 440 танков, 1200 боевых самолетов.

Битву за Ленинград можно разделить на несколько этапов.

1-й этап (10 июля — 30 сентября 1941 года) — оборона на дальних и ближних подступах к Ленинграду. Ленинградская стратегическая оборонительная операция.

Преодолев сопротивление советских войск в Прибалтике, немецко-фашистские войска 10 июля 1941 г. развернули наступление на юго-западных подступах к Ленинграду с рубежа реки Великая. С севера в наступление перешли финляндские войска.

14 июля враг вышел к реке Луга и захватил плацдарм в районе западнее поселка Шимска.

8-10 августа начались оборонительные бои на ближних подступах к Ленинграду. Несмотря на героическое сопротивление советских войск, противник прорвался на левом фланге Лужской линии обороны и 19 августа занял Новгород, 20 августа — Чудово, перерезал шоссе Москва — Ленинград и железные дороги, связывающие Ленинград со страной. В конце августа финляндские войска вышли к линии старой государственной границы СССР 1939 г.

С 4 сентября противник начал варварские артобстрелы Ленинграда и систематические налёты авиации. Овладев 8 сентября Шлиссельбургом (Петрокрепостью), немецкие войска отрезали Ленинград с суши. Положение города было чрезвычайно тяжелым. Если на севере фронт в отдельных местах проходил в 45-50 км от города, то на юге передний край находился всего в нескольких километрах от городской черты. Началась почти 900-дневная блокада города, сообщение с которым поддерживалось только по Ладожскому озеру и воздушным путем.

Важную роль в защите Ленинграда с моря сыграла героическая оборона Моонзундских островов, полуострова Ханко и военно‑морской базы Таллина, Ораниенбаумского плацдарма и Кронштадта. Их защитники проявили исключительное мужество и героизм.

В результате упорного сопротивления войск Ленинградского фронта наступление врага ослабевало, и к концу сентября фронт стабилизировался. План врага по захвату Ленинграда с ходу потерпел крах, что имело важное военно-стратегическое значение. Немецкое командование, вынужденное отдать приказ о переходе к обороне под Ленинградом, лишилось возможности повернуть силы группы армий «Север» на московское направление для усиления наступавших там войск группы армий «Центр».

2-й этап (октябрь 1941 г. — 12 января 1943 г.) — оборонительные боевые действия советских войск. Блокада города Ленинграда.

8 ноября немецкие войска захватили Тихвин и перерезали последнюю железную дорогу (Тихвин — Волхов), по которой к Ладожскому озеру доставлялись грузы, переправляемые затем водным путем в осажденный город.

Советскими войсками неоднократно предпринимались попытки снятия блокады города. В ноябре-декабре 1941 г. были проведены Тихвинская оборонительная и наступательная операции, в 1942 году — в январе-апреле — Любанская и в августе-октябре — Синявинская операции. Успеха они не имели, однако эти активные действия советских войск сорвали готовившийся новый штурм города. С моря Ленинград прикрывал Балтийский флот.

Немецкие войска, осадившие город, подвергали его регулярным бомбардировкам и обстрелам из осадных орудий большой мощности. Несмотря на тяжелейшие условия, промышленность Ленинграда не прекращала свою работу. В тяжелых условиях блокады трудящиеся города давали фронту вооружение, снаряжение, обмундирование, боеприпасы.

Активную борьбу вели партизаны, отвлекая значительные силы врага с фронта.

3-й этап (1943 г.) — боевые действия советских войск, прорыв блокады Ленинграда.

В январе 1943 г. под Ленинградом была проведена стратегическая наступательная операция «Искра». 12 января 1943 г. соединения 67-й армии Ленинградского фронта, 2‑й ударной и части сил 8-й армии Волховского фронта при поддержке 13-й и 14-й воздушных армий, авиации дальнего действия, артиллерии и авиации Балтийского флота нанесли встречные удары на узком выступе между Шлиссельбургом и Синявином.

18 января войска фронтов соединились, был освобожден Шлиссельбург. Южнее Ладожского озера образовался коридор шириной 8-11 км. По южному берегу Ладоги за 18 дней была построена железная дорога протяженностью 36 км. По ней пошли поезда в Ленинград. Однако полностью связь города со страной не была восстановлена. Все основные железные дороги, идущие в Ленинград, были перерезаны противником. Попытки расширить сухопутные коммуникации (наступление в феврале — марте 1943 г. на Мгу и Синявино) не достигли цели.

В летних и осенних боях 1943 г. войска Ленинградского и Волховского фронтов активными действиями сорвали попытки противника восстановить полную блокаду Ленинграда, очистили от противника Киришский плацдарм на реке Волхов, овладели мощным узлом обороны — Синявино и улучшили свое оперативное положение. Боевая активность наших войск сковала около 30 вражеских дивизий.

4-й этап (январь — февраль 1944 г.) — наступление советских войск на северо-западном направлении, полное снятие блокады Ленинграда.

Окончательный разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и полное снятие блокады города произошло в начале 1944 г. В январе — феврале 1944 г. советские войска провели стратегическую Ленинградско-Новгородскую операцию. 14 января войска Ленинградского фронта, взаимодействуя с Балтийским флотом, перешли в наступление с ораниенбаумского плацдарма на Ропшу, а 15 января — от Ленинграда на Красное Село. 20 января после упорных боев наступавшие войска соединились в районе Ропши, ликвидировали петергофско-стрельнинскую группировку противника и продолжали развивать наступление на юго-западном направлении. Командование Волховского фронта приступило к проведению Новгородско-Лужской операции. 20 января был освобожден Новгород. К концу января были освобождены города Пушкин, Красногвардейск, Тосно. 27 января 1944 г. блокада Ленинграда была полностью ликвидирована. В этот день в Ленинграде был дан салют.

12 февраля советские войска во взаимодействии с партизанами овладели городом Луга. 15 февраля Волховский фронт был расформирован, а войска Ленинградского и 2-го Прибалтийского фронтов, продолжая преследовать противника, к исходу 1 марта вышли к границе Латвийской ССР. В результате было нанесено тяжелое поражение группе армий «Север», освобождена почти вся Ленинградская область и часть Калининской (ныне Тверская), были созданы благоприятные условия для разгрома противника в Прибалтике.

К 10 августа 1944 г. битва за Ленинград, которая имела большое политическое и военно-стратегические значение, завершилась. Она оказала влияние на ход военных действий на других участках советско-германского фронта, оттянула на себя крупные силы немецких войск и всю финляндскую армию. Немецкое командование не могло перебрасывать войска из-под Ленинграда на другие направления, когда там происходили решающие сражения. Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования воины и жители Ленинграда отстояли город. Сотни тысяч воинов удостоились правительственных наград, 486 получили звание Героя Советского Союза, из них 8 человек дважды.

22 декабря 1942 г. была учреждена медаль «За оборону Ленинграда», которой награждено около 1,5 млн человек.

26 января 1945 г. сам город Ленинград был награжден орденом Ленина. С 1 мая 1945 г. Ленинград – город-герой, а 8 мая 1965 г. городу была вручена медаль «Золотая звезда».

(Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах -2004 г.г. ISBN 5 — 203 01875 — 8)

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector