0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Бартини роберт людвигович-итальянский авиаконструктор: теория многомерного пространства время, расчёт крыла

Три «нет» и шесть измерений Роберта Ороса ди Бартини

Тайна шести измерений. Почему засекретили разработки советского гения

Какие измерения открыл гениальный авиаконструктор, учитель Сергея Королева и почему он стал прообразом Воланда из книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Именно с него писал своего Воланда Михаил Булгаков. Внешность Ди Бартини действительно была экзотической: смуглый брюнет, красавец, черные изломанные брови, но главное — глаза! Глаза мистика, гипнотизёра — из-за редкой болезни у Ди Бартини никогда не сужались зрачки, поэтому он предпочитал полумрак и не любил солнечный свет.

Ди Бартини был рожден вне брака в 1897 году и подброшен своему отцу — знатному итальянцу барону Людовику Ди Бартини, который официально признал сына и дал ему блестящее образование. Мальчик был эмбидекстром — свободно владел обеими руками, удивлял родных тонкими знаниями психологии, проводил много времени в подаренной отцом обсерватории, а в 16 лет уже летал на аэроплане.

Во время Первой Мировой войны, будучи 19-летним юношей, Бартини в порыве патриотизма ушел на фронт, попал в плен к русским во время Брусиловского прорыва и оказался в лагере под Хабаровском. В Италию он вернулся, проникнувшись большевисткими идеями «равенства и братства», вступил в компартию и экстерном окончил воздухоплавательный факультет Миланского политехнического института.

В 1923 году после фашистского переворота Ди Бартини уехал в СССР — страна навсегда стала его родиной. Он прожил в Советском Союзе больше 40-ка лет и в конце жизни считал себя русским. «Клетки человеческого тела полностью обновляются каждые 10–15 лет, а значит, во мне давно не осталось ни одной итальянской молекулы», — считал он.

Тюремные объятия новой Родины

На научно-опытном аэродроме ВВС (ныне Чкаловский) он прошел путь от лаборанта до начальника отдела ЦКБ, а в 1930 году в звании комбрига был уволен после того, как сам подал записку о бесперспективности создания объединений, подобных ЦКБ.

Тогда талантливого конструктора взял под свое крыло Тухачевский. Бартини стал главным конструктором НИИ Гражданского Воздушного Флота СССР. Уже через два года он спроектировал самолет «Сталь-6», на котором был поставлен мировой рекорд скорости — 420 км/ч. НИИ планировал пустить самолет в серию, но проект был прикрыт из-за «несоответствия тематике гражданского института». Это не обескуражило конструктора — вскоре появился проект пассажирского самолёта «Сталь-7» с крылом «обратная чайка», который привел в вострог посетителей Международной выставки в Париже в 1936 году.

В 1935 году прошли испытания первого в мире самолета-невидимки. Опытный образец был сделан из прозрачного родоида, а специальная установка, распыляющая голубоватый дым давала эффект невидимости — самолет сливался с небом.

Но сам Бартини уже находился под наблюдением НКВД. Офицеров комитета настораживал сам факт работы иностранца в советском конструкторском бюро. Во время «Большой чистки» 1937 года Бартини арестовали. По одной версии — ему вменяли в вину знакомство с Тухачевским, по другой — арестовали за то, что отказался стать разведчиком.

Опередил науку на 100 лет

В 1942 году Бартини разработал первый реактивный самолет, скорость которого должна была составить 2400 км/час. Проект не оценили. Непривычная конструкция без винтов взывала недоверие, не было ни специалистов, ни технологий для его реализации.

На свободу Бартини вышел в 1946 году , после смерти Сталина был реабилитирован и до конца жизни продолжил конструировать летательные аппараты.

Это он первый скомпоновал два двигателя «тандемом» на одном крыле так, что прирост тяги винтов составил 30 %. А в 1952 году создал проект сверхзвукового самолёта с оживальным крылом Т-203 и сконструировал летающую лодку-бомбардировщик, которая могла вертикально взлетать с поверхности моря и дозаправляться с авианосцев или с подводных лодок. Также он разработал фюзеляж для транспортного самолета «Т-117», развернув для этого двухэтажный корпус на 90° и получив широкий грузовой люк. Самолет вмещал 80 десантников или 60 раненых на носилках или 60 пассажиров и мог улететь на 7200 км. Это Бартини в 1961 году представил проект сверхзвукового самолета-разведчика с ядерным двигателем. А в 1974 году предложил оснащать авианосцы подводными крыльями, чтобы корабли развивали скорость в 700 км/час и самолеты могли спокойно садиться на них.

Сам Бартини не унывал, — ведь он не считал конструкторскую деятельность главной. Большую часть времени он посвящал теоретической физике, считая, что возникновение новых идей можно математически спрогнозировать и рассчитать, и занимался разработкой методов прогнозирования.

6 измерений Бартини

Ученый много размышлял над устройством мира, и пришел к выводу, что физические параметры тел напрямую связаны с параметрами времени. Вселенная имеет шесть измерений, из которых три — это пространственные координаты, а еще три — это измерения времени, которое не является прямолинейным. По Бартини настоящее, прошлое и будущее не просто существуют одновременно — у времени тоже есть «поперечные координаты», что свидетельствует о полной гармонии Вселенной.

По Бартини каждый объект во Вселенной является шестимерным комплексным образованием и равен множеству протяженностей в пространстве и во времени. При этом становятся возможными взаимные изменения измерений объекта, а сам объект теоретически может перемещаться в пространстве, путешествуя по времени, и — путешествовать во времени, перемещаясь в пространстве.

Кроме этого, Бартини математически обосновал существование не только разных геометрий (так Неэвликдова геометрия значительно отличается от геометрии Эвклида), но и существование разных физик. Его труды были настолько сложны для восприятия современниками, что некоторые статьи даже вызвали скандал: советские ученые подозревали, что их разыгрывают. Сам Бартини относился к исследованиям всерьез. Однажды он сказал конструктору Михаилу Симонову: «Чтобы догнать далеко ушедшую вперед страну, не надо бежать ей вслед, надо бежать наперерез».

Увы, здоровье гения было подорвано лагерями и тремя инфарктами. 6 декабря 1974 года Бартини нашли мертвым в квартире на Кутузовском проспекте — сдало сердце. Три с половиной месяца специалисты Особого отдела Министерства авиационной промышленности изучали бумаги ученого, а затем собрали архив в коробки и увезли. Где он сейчас находятся — неизвестно.

Роберт Бартини: многомерное пространство-время авиаконструктора

Этот человек родился ещё до Великой Октябрьской революции в Италии. Повзрослев, переехал в Советский Союз и много лет жизни отдал конструированию самолётов для советской авиации. Был репрессирован, а после реабилитации продолжил работу, сформулировав принципиально новую теорию пространства, с совершенно иных позиций объясняющую происходящее во Вселенной. Имя этого гениального человека — Роберт Людвигович Бартини.

Гимназист, военный, коммунист

Бартини родился предположительно в 1897 году у слуг, работавших на состоятельную итальянскую семью. В возрасте трёх лет хозяева усыновили маленького Роберто и дали ему свою фамилию — Бартини. Мальчик рос умным, любознательным и очень одарённым в том, что касалось технических наук. Учёба в гимназии отточила его острый ум и, в некоторой степени, закалила его. Роберто Бартини не был хрупким юношей, поэтому после начала Первой мировой он добровольцем отправился на фронт, где блестяще проявил себя, а в 1916 году даже окончил офицерскую школу.
По возвращении с войны Роберто решил изучить инженерное дело, работая на миланском заводе разнорабочим, разметчиком, шофёром и параллельно учась в Миланском техническом институте и Римской лётной школе, диплом которой ему вручили в 1921 году. Примерно в это же время у юноши произошёл переворот в мировоззрении: он проникся марксистскими идеями и вступил в Итальянскую коммунистическую партию, которая после установления в Италии фашистского режима направляет Бартини в СССР.
В ту эпоху в Советском Союзе ценились квалифицированные инженеры, и Роберто Бартини работает, создавая для своей новой родины летательные аппараты. Сконструированный им образец самолёта «Сталь-6» в 1933 году даже побил мировой рекорд скорости. И, разумеется, поскольку круг технических специалистов в 30-е был чрезвычайно узок, то «красный барон», как называли Бартини в СССР, плотно общался практически со всеми известными конструкторами. Сам Сергей Павлович Королёв называл Бартини своим учителем.
Увы, репрессии 30-х не обошли стороной и потомка итальянских аристократов. В 1938 году НКВД арестовал инженера, и всю Великую Отечественную войну Бартини создавал самолёты в закрытом КБ. Но даже в заключении он не озлобился на советскую власть, а продолжал работать с полной отдачей. В 50-е Бартини освободили, а после XX съезда окончательно реабилитировали. В 1967 году итальянскому конструктору вручили орден Ленина, отмечая его заслуги перед наукой и отечеством. Гениальный конструктор скончался в 1977 году, в возрасте 80 лет. Его похоронили в Москве на Введенском кладбище. На памятнике выбита надпись: «В Стране Советов он сдержал свою клятву, посвятив всю жизнь тому, чтобы красные самолёты летали быстрее чёрных».

Читать еще:  Обзор самолета ил-80: история и технические характеристики

Не только инженер

Однако Роберт Людвигович Бартини прославился не только как авиаконструктор. Это был очень одарённый и многогранный человек. Помимо проблем, имеющих отношение только к конструктивным решениям, Бартини всерьёз интересовался теоретической физикой и устройством Вселенной. Особенно ему были любопытны вопросы соотношения пространства и времени.
Конструктор даже пытался публиковать статьи о своих открытиях, но из них до журналов добрались только две. Академическое сообщество сначала сочло их несмешной шуткой, а затем, осознав, что идеи в них излагались всерьёз, крайне прохладно отнеслось к выкладкам авиаинженера. Но Бартини пользовался в СССР таким уважением, что ему простили его «нелепые» теории и серьёзно наказывать не стали, а в научно-фантастическом фильме «Корабль пришельцев» есть сцена, когда Олегу Табакову, игравшему роль Сергея Павловича Королёва, доставили книгу его «учителя» Бартини.

К истории вопроса

С давних пор человечество воспринимало окружающую действительность как сочетание объектов, имеющих длину, ширину и глубину. Учёные древности знали о существовании двухмерных плоских объектов: прямоугольников, квадратов, окружностей и других.
Затем, в более позднюю эпоху, у первых мыслителей возникли идеи, что в основе всех окружающих тел лежат более мелкие тела, и они начали спорить об их природе. Такие философы, как, например, Демокрит и Эпикур, полагали, что всё в мире состоит из атомов, которые имеют все характеристики трёхмерных объектов: длину, ширину и глубину, а также свойства, которые могли различаться у атомов разного типа: твёрдость, мягкость, массу и т.д.
Были среди учёных и так называемые пифагорейцы. Их школа получила своё имя от основателя — Пифагора, сформулировавшего знаменитую теорему. Они учили, что в основе всего лежат геометрические фигуры, которые по сути являются двухмерными, но, накладываясь друг на друга, они каким-то образом создают всё богатство трёхмерных тел. В последующие века проходили споры о существовании пустого пространства, атомов и их природе, но в основе всегда лежала понятная обыденному сознанию трёхмерная реальность.

Время Эйнштейна

Человеком, который поколебал эту доктрину, стал великий физик Альберт Эйнштейн. Путём сложных вычислений он доказал, что не учитывать роль времени при описании реальности просто невозможно. Созданная им теория показала, что тела движутся относительно друг друга не только в пространстве, но и во времени, которое, в свою очередь, может замедляться. Как пример иногда представляют гипотетический звездолёт, летящий со скоростью света. Если выпустить пучок фотонов с носа этого корабля, то он не обгонит корабль, а его положение будет равно положению корабля. Кроме того, человек, находящийся на борту такого звездолёта, будет неодинаково с другими объектами двигаться не только в пространстве, но и во времени.
В научной фантастике часто используется сюжет, в котором корабль, летящий на околосветовых скоростях, добирается до пункта назначения, и тут экипаж узнаёт, что если для них прошёл всего лишь год, то на планете за время их полёта прошло несколько веков. В науке такой эффект называется релятивистским. Объясняется он тем, что при приближении скорости космического корабля к скорости света субъективное время на его борту начинает течь медленнее. Этот эффект может стать серьёзной проблемой, если человечество когда-либо решит покорить ближайший космос. Корабли будут прибывать на место назначения, когда на Земле сменятся поколения, а то и вовсе все человечество сгинет в небытиё.
Таким образом, благодаря Эйнштейну мы больше не воспринимаем время как константу и понимаем, что оно является важным параметром при описании объектов. Однако Бартини пошёл в своих выкладках намного дальше Эйнштейна. Тот признавал важную роль времени при описании объекта, но, в общем, сохранял его в виде непрерывной линии. Бартини же считал, что и у времени есть свои оси координат, по которым возможно движение.

Шесть измерений

»Будь здесь и сейчас». Так учат буддисты. Для них весь наш мир — иллюзия, поскольку прошлого уже нет, оно застыло, будущее же не наступило. И, возможно, единственной искрой, способной претендовать на существование, является лишь краткий момент настоящего, который, с одной стороны, быстро проходит, а с другой — всегда существует. Мудрость же просветлённого человека — это осознать со временем, что и настоящее суть иллюзия и всё, что окружает его, тоже. И лишь выйдя за пределы иллюзорного мира, истинный просветлённый сможет прийти к состоянию, когда нет ничего. Ни мира, ни времени, ни его самого, только вечный покой. Возможно, в чём-то Бартини и разделял бы идеи буддизма, ведь для обыденного сознания существует только вечное настоящее. Если какой-нибудь мыслитель всерьёз задумается, то обнаружит, что, размышляя о прошлом или представляя себе будущее, он уподобится человеку с фонарём, идущему в темноте, где в круг света попадает только настоящее. Но так уж устроен человеческий разум, действующий по своим собственным законам.
И тогда Бартини берётся за объективные расчёты и видит несоответствия — он замечает, что сам Эйнштейн стал заложником линейной структуры времени. Однако по расчётам великого итальянца выходило, что одновременно существуют прошлое, настоящее и будущее. А также объекты, обладающие тремя или даже четырьмя характеристиками, способные двигаться вдоль осей времени.
Например, некто сидящий на стуле двое суток назад и сидящий на нём в данный момент могут быть одним и тем же объектом в разных измерениях. Если попытаться вникнуть в суть концепции Бартини, то сама собой придёт мысль о параллельных реальностях. А вдруг могут существовать измерения, где произошедшее в прошлом с одним из объектов трёхмерного мира вовсе не происходило, а случилось что-то другое? Или один и тот же человек совершал разные выборы, которые привели к совершенно иным результатам.
Бартини считал, что такое, безусловно, возможно, но из этого вовсе не следует, что возможно всё и всегда и что не существует никаких ограничений.
Допустим, если на каком-то столе никогда не было футбольного мяча, то и реальности, где такое возможно, не существует. Подобную концепцию непросто принять, поскольку нам ведома только та реальность, которая взаимодействует с нашими органами чувств и обрабатывается в мозгу. Возможности человеческого восприятия таковы, что мы осознаём только двух — и трёхмерную реальность. Ощущения объектов во всех шести измерениях нам недоступны, узнать о них можно только с помощью расчётов и специального оборудования. Да и будем откровенны: физика — весьма сложная наука и многие её выводы большинству людей непонятны.

Читать еще:  История современного ирака и его президенты

Практическое применение?

Однако затем встаёт и другой вопрос: можно ли извлечь конкретную пользу из теории Бартини или она навсегда останется просто красивой моделью описания нашей реальности?
Взять, например, теорию суперструн, тоже относительно новую. Она предполагает существование не четырёх, не шести, а уже 20 измерений, но… Только эти реальности находятся в квантовом мире, они запаяны внутри мельчайших частиц. Как использовать это на практике, также не очень понятно.
Но ведь нередко, казалось бы, самые далёкие от практической области теории помогали создавать нечто такое, что меняло всю нашу жизнь. А вдруг полёты в космос каким-либо образом станет от этого проще совершать? Будет достаточно одного перелёта корабля на планету с оборудованием и проблема перемещения перестанет быть актуальной? Возможно, даже не понадобится никаких полётов и мы сможем лучшим образом обустроить жизнь на Земле, использовав гигантский потенциал параллельных реальностей?
К примеру, с сельским хозяйством станет проще управляться, если человечество научится манипулировать временем, как сейчас оно манипулирует пространством и энергией. Как сказали герою одной популярной книги «зима — это не то, что наступает, а то — куда надо отправиться». Конечно, там, где скрываются безграничные возможности, присутствуют и возможные, но пока не известные опасности, которые могут привести цивилизацию к гибели. Но в любом случае будет полезно знать о шести измерениях и помнить, что «время — это бесконечная слоистая реальность».

Журнал: Тайны вселенной №2(147), февраль 2020 года
Рубрика: Секретные материалы
Автор: Даниил Кабаков

Трёхмерное время Роберто ди Бартини

Прошлое, настоящее и будущее — одно и то же. В этом смысле время похоже на дорогу: она не исчезает после того, как мы прошли по ней, и не возникает сию секунду, открываясь за поворотом.
Роберто ди Бартини

Интуитивно нам понятно,
Что ход у Времени — вперёд.
Необратим, хоть неприятно
И вроде, как река течёт.

Его понять давно пытались
Философы и мудрецы,
Теологи порой старались
Найти у времени концы.

Пытались гений и простак,
Эйнштейн пытался, Фауст Гёте.
Теорий много, но никак!
Всегда есть парадоксом что-то.

Что время движется вперёд,
Хоть по физическим законам —
Оно и в прошлое идёт —
Должно быть так по всем канонам.

Ещё теория одна
Для времени, как для пространства,
Координат есть трёх стрела
И скорость там непостоянна.

Математически проста
И элегантна та теория
Необъяснимые места
Ей объяснимы, даже более.

В ней квантов путанная связь
И инженерные расчеты.
Констант физических всех вязь
Теперь понятней стали что-то.

Интуитивно — всё не так,
Но интуиция обманет.
Она видение, как мираж.
Мир математика лишь знает.

Ведь так бывало и не раз,
Её абстрактные решение
В Вселенной находили сказ.
Трехмерно Время? Ваше мнение?

А если так, то Время может
Иметь поверхность и объём!
И мы вернуться в детство сможем
Когда, что «Время», мы поймём.

Робертом Бартини была создана уникальная теория шестимерного мира пространства и времени, которая получила название «мир Бартини». В противоположность традиционной модели с 4 измерениями (три измерения пространства и одно времени), этот мир построен на шести ортогональных осях. Что является самым интересным, все физические константы, которые Бартини аналитически (а не эмпирическим путем, как это было сделано для всех известных констант) вычислил для этого мира, совпадают с физическими константами нашего реального мира. Это показывает, что наш мир скорее является 6-мерным, чем 4-мерным.

Роберт (Роберто) Людвигович Бартини (настоящее имя — Роберто Орос ди Бартини (1897-1974) — итальянский аристократ (родился в семье барона), коммунист, уехавший из фашистской Италии в СССР, где стал известным авиаконструктором. Физик, создатель проектов аппаратов на новых принципах. Автор более 60 законченных проектов самолётов.

Бартини роберт людвигович-итальянский авиаконструктор: теория многомерного пространства время, расчёт крыла

Экспериментальный советский аппарат (гидросамолёт, бомбардировщик и торпедоносец) конструкции Роберта Бартини, советского авиаконструктора итальянского происхождения. Создавался как аппарат, имеющий возможность взлетать и садиться на воду и как обычный самолёт, и как самолёт вертикального взлёта и посадки. Первый полёт — 4 сентября 1972 года.

Из-за сложностей в разработке необходимых двигателей для вертикального взлёта была проведена последняя модификация (14М1П) — превратившая аппарат в экранолёт (1976).

Бартини Роберт Людвигович — один из малоизвестных героев советской авиаконструкторской школы

«Каждые 10-15 лет клетки человеческого организма полностью обновляются, и поскольку я прожил в России более 40 лет, во мне не осталось ни одной итальянской молекулы». (Роберт Бартини)

Малоизвестный для широко круга общественности Роберт Бартини был не только выдающимся ученым и авиационным конструктором, но и одним из тайных вдохновителей советской космической программы. Известный всем Сергей Павлович Королев называл Бартини своим учителем, также считали и многие другие известные советские авиаконструкторы. В разные годы с Бартини были связаны: Яковлев, Ильюшин, Антонов, Мясищев и многие другие. Всего на счету данного конструктора было более 60 законченных проектов самолетов, все из которых отличались особой оригинальностью и новизной идей. Помимо авиации и физики, Бартини достаточно много занимался философией и космологией. Им была разработана уникальная теория шестимерного мира, в котором время, как и окружающее нас пространство, обладало 3-мя измерениями. Данная его теория получила известность, как «мир Бартини».



Биография Роберта Бартини по-настоящему удивительна. Его настоящее имя Роберто Орос ди Бартини (итал. Roberto Oros di Bartini). Потомственный итальянский аристократ, родился в семье барона 14 мая 1897 года в Фиуме на территории Австро-Венгрии. В 1916 году Бартини заканчивает офицерскую школу и отправляется на Восточный фронт, где в ходе Брусиловского прорыва попадает в плен и отправляется в лагерь для военнопленных под Хабаровском, где, как предполагается, проникается идеями большевизма.

В 1920 году Роберто возвращается на родину, к этому времени его отец уже вышел в отставку и осел в Риме, сохранив при этом многие привилегии и звание государственного советника, но сын отказывается пользоваться возможностями отца, в том числе и финансовыми. Он идет работать на миланский завод «Изотта-Фраскини», одновременно с этим за 2 года экстерном сдает экзамены в авиационном отделении Миланского политехнического института и получает диплом авиационного инженера. Примерно в это же время в 1921 году он вступает в итальянскую коммунистическую партию (ИКП). После фашистского переворота в Италии в 1923 году Роберто Бартини по решению ИКП отправляется в СССР для помощи молодой республике в области авиастроения. Так начинается советский этап истории «красного барона», именно это прозвище Бартини получил в Советском Союзе.

Советская карьера Роберто Бартини берет начало на Научно-опытном (ныне Чкаловском) аэродроме, где он занимал должность начальника отдела и главного инженера. В 1928 году Бартини возглавил экспериментальную группу, которая занималась проектированием гидросамолетов. Работая в данной группе, он предложил проект экспериментального истребителя «Сталь-6» и 40-тонного морского бомбардировщика МТБ-2. Однако в 1930 году его группа была включена в состав ЦКБ, откуда Бартини уволили за критику создаваемой организации. В том же году по рекомендации М. Н. Тухачевского Бартини был назначен главным конструктором ОКБ НИИ Гражданского воздушного флота. Знакомство и покровительство Тухачевского позднее сыграют с конструктором злую шутку.

В 1933 году на созданном Бартини самолете «Сталь-6» был установлен мировой рекорд скорости – 420 км/ч. На базе уже созданной машины был спроектирован новый истребитель «Сталь-8», однако данный проект был закрыт, так как не соответствовал тематике гражданского авиастроения, которым и занималось ОКБ. Уже в работе над истребителями «Сталь-6» и «Сталь-8» Бартини показал себя как очень дальновидный конструктор-новатор, который не боится предлагать смелые и неординарные идеи.

Читать еще:  Ружье мр-18 мн: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

В конструкции своего экспериментального истребителя «Сталь-6» Бартини применил следующие новшества:

1. Убирающееся шасси, которое снижало общее сопротивление. При этом шасси было одноколесным.
2. Использование сварки, что позволило снизить трудоемкость конструкции и значительно аэродинамическое сопротивление самолета. В некотором роде сварка снижала и вес конструкции.
3. Материал – особо легкие сплавы алюминия и магния, более коррозостойкие материалы покрывали самолет снаружи, защищая менее корозостойкие от вредного воздействия внешней среды.
4. Испарительное охлаждение с радиатором, который был вынесен в крылья. Для повышения боевой живучести машины отсеки радиатора делались независимыми, то есть они могли работать даже при пробитии крыла. Позднее данная система охлаждения была использована на немецком самолете Хе-100, однако там система отсеков не использовалась, что снижало боевую живучесть машины.

Осенью 1935 года Бартини разрабатывает 12-местный пассажирский самолет, получивший название «Сталь-7» и имеющий крыло «обратная чайка». Данный самолет в 1936 году был продемонстрирован на Международной выставке в Париже, а в августе на нем удалось установить международный рекорд скорости. На дистанции в 5000 километров средняя скорость составила 405 км/ч. Также в конце 1935 года конструктором был спроектирован дальний арктический разведчик (ДАР), который одинаково легко мог садиться на воду и лед. На базе своего самолета «Сталь-7» Бартини начал работы по созданию дальнего бомбардировщика ДБ-240, который позднее был классифицирован как Ер-2. Его разработку заканчивал уже другой главный конструктор В. Г. Ермолаев, так как Бартини к тому моменту был арестован НКВД.

14 февраля 1938 года Бартини был арестован, ему предъявлялись обвинения в связи с «врагом народа» маршалом Тухачевским, а также в шпионаже в пользу Муссолини (при том, что в свое время он бежал в СССР от его режима). Решением внесудебного органа, так называемой «тройки», Роберт Бартини был приговорен к типичному для таких дел сроку в 10 лет лишения свободы и пяти лет в – «поражении в правах». Заключенный Бартини был отправлен в закрытое ЦКБ-29 тюремного типа, такие конструкторские бюро в СССР называли «шарашками». Находясь в заключении, он принимал активное участие в работах по созданию нового бомбардировщика Ту-2. По своей же просьбе он был переведен в группу заключенного Д. Л. Томашевича (бюро 101), которая занималась проектированием истребителя. Это сыграло с ним злую шутку. В 1941 году всех, кто работал вместе с конструктором Туполевым освободили, в то время как сотрудники бюро «101» освободились только после войны.

Уже в начале войны было организовано специальное ОКБ Бартини, которое работало над 2-мя проектами. Сверхзвуковым одноместным истребителем «Р» типа «летающее крыло» и Р-114 – зенитным истребителем-перехватчиком, который должен был оснащаться 4-мя ЖРД конструкции В. П. Глушко и иметь стреловидное крыло. Для 1942 года истребитель Р-114 должен был развивать невиданную скорость в 2 Маха, но уже осенью 1943 года ОКБ было закрыто.

В 1944-1946 годах Бартини работает над проектированием транспортных самолетов Т-107 и Т-117. Т-117 представлял собой магистральный транспортный самолет, который планировалось оснащать 2-мя двигателями АШ-73 мощностью по 2300 л.с. каждый. Схема самолета – высокоплан с достаточно широким фюзеляжем, поперечное сечение которого было образовано тремя пересекающимися окружностями. Данный самолет был первым в СССР позволяющим перевозить грузовики и танки. Также разрабатывался пассажирский и санитарный варианты, которые обладали герметичными салонами. Проект данного самолета был готов уже к осени 1944 года, весной 1946 года он был представлен в МАП, после чего получил положительные заключения ГВФ и ВВС. После того как было подано несколько ходатайств и писем от ряда выдающихся советских авиационных деятелей (М. В. Хруничева, А. Д. Алексеева, Г. Ф. Байдукова, И. П. Мазурука и др.) проект был утвержден и в июле 1946 года был дан старт постройке самолета. В июне 1948 года самолет был закончен практически на 80%, но работы по нему были свернуты, так как Сталин посчитал использование двигателей АШ-73, которые были необходимы для оснащения стратегических бомбардировщиков Ту-4, непозволительной роскошью.

Позднее Бартини начинает работу над новым тяжелым военно-транспортным и десантным самолетом Т-200. Это был высокоплан с фюзеляжем большой емкости, обводы которого создавались крыльевым профилем. Задняя кромка, которая раскрывалась вверх и вниз, между 2-мя хвостовыми балками, образовывала широкий проход высотой 3 метра и шириной 5 метров, который идеально подходил для погрузки крупногабаритных грузов. Силовая установка машины была комбинированной и состояла из 2-х турбореактивных РД-45 по 2270 кгс тяги и 2-х поршневых двигателей АШ мощностью в 2800 л.с. Данный проект разрабатывался в 1947 году и даже был утвержден, самолет был рекомендован к постройке, но так и не был построен. Впоследствии многие наработки по этому проекту были использованы при разработке транспортных самолетов Антонова.

В 1948 году Роберт Бартини освобождается и по 1952 год работает в ОКБ гидроавиации Бериева. В 1952 году его командировали в Новосибирск, где он был назначен начальником отдела перспективных схем СибНИА – Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина. Здесь в это время осуществлялись исследования по профилям, управлению пограничным слоем на сверхзвуковых и дозвуковых скоростях, по регенерации пограничного слоя силовой установкой самолета, по теории пограничного слоя, сверхзвуковому крылу с самосбалансированием при переходе на сверхзвук. У такого крыла балансировка происходила без потерь в аэродинамическом качестве. Бартини был выдающимся математиком и ему удалось буквально вычислить данное крыло, не прибегая к особо большим затратам и дорогим продувкам. Тогда же он представляет проект сверхзвуковой летающей лодки-бомбардировщика А-55. Данный проект поначалу был отклонен, так как обозначенные характеристики были приняты за нереальные. Помогло Бартини обращение к С. П. Королеву, который обосновал данный проект экспериментально.

В 1956 году Бартини был реабилитирован. В апреле 1957 года его откомандировали из СибНИА в ОКБС МАП в подмосковных Люберцах. Здесь до 1961 года он разрабатывает 5 проектов разнообразных самолетов массой от 30 до 320 тонн различного назначения. В 1961 году он предлагает проект сверхзвукового дальнего разведчика, который должен был оснащаться ядерной силовой установкой Р-57-АЛ. Именно в этот период карьеры у него рождается еще одна выдающаяся идея – создание крупного самолета-амфибии, который бы мог взлетать вертикально и позволял охватить транспортными операциями большую часть Земли, включая моря и океаны, регионы вечных льдов и пустыни. Начинаются работы по использованию экранного эффекта для улучшения взлетно-посадочных характеристик самолетов. В 1961-1963 годах проводятся испытания небольшого самолета Бе-1, который можно назвать «первой ласточкой».

В 1968 году коллектив Роберта Бартини из Подмосковья перебирается на завод им. Димитрова в Таганрог, данный завод специализировался на гидросамолетах. Здесь в КБ Бериева ведутся работы над концепцией «безаэродромных самолетов». В 1972 году здесь были построены 2 противолодочных самолета ВВА-14 (вертикально взлетающих амфибии). Работа над этим проектом была последней в жизни Бартини, в 1974 году он скончался в возрасте 77 лет, оставив после себя более 60 оригинальных проектов самолетов.

ВВА-14 — вертикально взлетающая амфибия, самолет был выполнен в металле, совершал полеты

51 год Роберт Бартини прожил в СССР, почти 45 из них он провел, работая главным конструкторам. Вместе с ним работали тысячи отечественных специалистов («с ним», а не «у него» – он неизменно поправлял всех при подобного рода оговорках). Министры, директора, академики, начальники цехов и отделов, рядовые конструкторы, слесари, копировщицы, летчики – ко всем он относился с одинаковым уважением, как к своим коллегам по общему делу.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector