0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авианосец джеральд форд: технические характеристики (ттх), новый корабль сша, конструкция, вооружение

Авианосец CVN-78 «Джеральд Форд». США

В настоящее время в США полным ходом идет постройка атомного авианосца CVN-78 «Джеральд Форд». Корабль строится по проекту CVNX-1, что предусматривает создание в несколько измененном корпусе АВ типа «Честер Нимитц» качественно нового корабля. Нужно сказать, что информации в сети немного, в сущности вот все, что удалось нарыть. Прошу любить и жаловать, символ американской военно-морской мощи, атомный авианосец CVN-78 «Gerald R. Ford»:

Джеральд Р. Форд (1913 — 2006 гг.; 38-й президент США 1974-1977 гг.)

Пректирование авианосцев нового типа «CVX» началось с 1996 года.

На начальном этапе работ над проектом авианосца распоряжением министра ВМС была сформирована консультативная комиссия, которая, сотрудничая с экспертами флота и промышленности, в частности, по проблемам перспективных технологий, призванных повысить оперативную гибкость нового авианосца, выработала следующие рекомендации. Корабль должен иметь водоизмещение не менее 100 тыс. т и большую полетную палубу для базирования на нем авиакрыла полного состава и обеспечения полетов перспективных самолетов, вертолетов и беспилотных летательных аппаратов (БЛА) практически в любых метеоусловиях. Целесообразным признано оснащение авианосца ядерной энергетической установкой (ЯЭУ), позволяющей осуществлять его экстренный переход в район предназначения на высокой скорости хода без дозаправки топливом (в связи с этим проект получил обозначение CVNX). Единая электроэнергетическая система должна обеспечить не только работу вспомогательных механизмов, но и применение перспективных систем оружия. В интересах повышения живучести корабля комиссия рекомендовала принять меры по снижению акустической и электромагнитной сигнатур, а в целях экономии средств — сократить численность экипажа, стоимость строительства и эксплуатационные расходы, а также исключить необходимость перезарядки ядерных реакторов.

Первоначальный облик имел даже излишне «стелсовые» очертания.

Впрочем, рассматривался и такой вариант:

Тем не менее, приняв эти рекомендации, командование ВМС вместе с тем отказалось от первоначального варианта проекта из-за его высокой стоимости (имелась в виду разработка совершенно нового архитектурно-конструктивного типа корабля) и предпочло эволюционный переход к проектированию нового корпуса после завершения дополнительных исследований и внедрения в практику кораблестроения новейших технологий. На это, по оценке разработчиков, потребуется около 20 лет, в течение которых будут построены три корабля с корпусом авианосца типа Нимитц. Наряду с целевой установкой на создание авианосца, существенно превосходящего по боевым возможностям существующие корабли этого класса, перед проектировщиками была поставлена задача обеспечить снижение стоимости жизненного цикла корабля на 20 проц. Поскольку при 50-летнем сроке службы она может составить 21 — 22 млрд долларов, командование ВМС намерено изыскивать меры, которые не только позволят в условиях финансовых ограничений содержать в составе флота намеченное количество авианосцев, но и использовать сэкономленные средства на создание и развитие других видов вооружений и военной техники. Поскольку до 40 проц. (около 9 млрд долларов) вышеуказанной суммы приходится на содержание личного состава, предусматривается значительное сокращение численности экипажа авианосца — с 3,5 до 2,5 тыс. человек. Это требование частично будет реализовано уже при строительстве CVN-77, который станет промежуточным между существующими АВМА типа Нимитц и кораблями нового проекта по конструкции, характеристикам и техническим решениям.

Угрозу для авианосцев могут представлять управляемые ракеты, кумулятивные боеприпасы, новейшие торпеды, самолеты, несущие напалм или крылатые ракеты как с обычными, так и, возможно, с химико-биологическими боевыми частями. В связи с этим наряду с совершенствованием конструктивной защиты и средств самообороны разработчики проекта стремятся снизить радиолокационную и оптоэлектронную заметность перспективных авианосцев. На современных кораблях этого класса одна только надстройка, возвышающаяся на 30 м над верхней палубой, обладает эффективной поверхностью рассеяния (ЭПР), равнозначной ЭПР эсминца УРО типа Орли Берк. Исследования по проекту CVNX подтвердили целесообразность замены крупной надстройки двумя небольшими, применения конформных антенн, закругленного сопряжения бортов с полетной палубой, специальных покрытий и других мер, связанных с использованием технологии стелт, а также все или часть самолетоподъемников разместить не побортно, а в диаметральной плоскости корабля. Речь идет не о том, чтобы сделать новый авианосец невидимым, задача разработчиков — настолько снизить ЭПР, чтобы радиолокационное изображение АВМА не отличалось от остальных кораблей походного или боевого ордера.

АВМА CVN-78 (с корпусом авианосца типа «Нимитц») будет оборудован новой ЯЭУ и электроэнергетической системой, которая позволит обеспечить оснащение корабля электромагнитными катапультами и высокоточным оружием самообороны, энергопитание новых РЛС и перевод на электроэнергию вспомогательных паровых систем. Эти и другие нововведения получат дальнейшее развитие при проектировании АВМА CVN-79, у которого будет корпус новой (возможно катамаранной) конструкции, что позволит увеличить площадь полетной палубы, и перспективная система электродвижения.

Для перспективных авианосцев период эксплуатации составит ориентировочно 50 лет. С учетом прошлого опыта, в течение этого срока корабль, как прогнозируют разработчики проекта, сможет принять участие в трех крупных региональных конфликтах и не менее чем в 20 — меньшего масштаба, обеспечить 500 тыс. взлетов и посадок самолетов, провести 6 000 сут в море и пройти около 3 млн миль. С учетом ротации членов экипажа за это время на его борту пройдут службу до 100 тыс. человек.

ТТХ атомного авианосца «Джеральд Форд»:

Полное водоизмещение: примерно 100 тыс. «длинных тонн» (101.6 тыс. метрических тонн.)

Размерения: Длина 317 метров, ширина 40.8 метров (наибольшая).

Главная энергетическая установка: АЭУ, 2 усовершенствованных водо-водяных реактора с увеличенным сроком эксплуатации.

4 ГТЗА (главных турбозубчатых агрегатов), 4 винта.

Полная скорость хода ок. 30 уз.

Экипаж (моряки, авиагруппа, вспомогательный персонал): 4660 человек.

Авиакрыло: 75 летательных аппаратов различного назначения.

«Усовершенствованный Си Спарроу» или RIM-116 (RAM-116).

Авиационно-технические средства: электромагнитные катапульты EMALS (разработка поручена фирме General Atomics)

Радиоэлектронное вооружение велючает в себя БИУС ACDS Bloc 1 (или её усовершенствованную версию), многофункциональную АСБУ «Aejis» Mk 7 (или улучшенную версию), РЛС с ФАР АСБУ «Aejis» Mk 7 PY-1E или PY-1F+VSR, радиолокационные системы обеспечения авиакрыла, системы спутниковой связи, навигационные системы и пр. и пр.

Насчет состава авиакрыла:

Ударная составляющая будет представлена истребителями F/A-18E/F Super Hornet и F-35C.

В перспективе ударные возможности могут возрасти из-за введения в состав авиагруппы БПЛА, например по ТТЗ US Navy фирма Northrop Grumman работает над проектом X-47A.

В качестве истребителей ПВО, судя по всему, планируется использовать также истребители F/A-18E/F Super Hornet, по крайней мере специализированные перехватчики F-14 списаны, а новых не проектируется (в конце 90-х годов была информация о разработке корабельной версии F-22, но, судя по всему, тема заглохла).

Возможно ПВО АУГ будет возлагаться на ЭМ с АСБУ «Иджис», оснащенные ЗРК «Стандарт» SM-3.

Таким образом налицо преобладание ударных возможностей авиакрыла над ПВО.

Самолеты РЭБ: судя по всему в этом качестве будет выступать версия «Хорнета» EA-18G Growler (что весьма неплохо с точки зрения унификации состава авиагруппы).

Самолеты ДЛРО/управления будут представлены E-2D Advanced Hawkeye (по внешнему виду от обычных «Хокаев» не отличается, но имеет изрядно расширенные возможности; в частности в отличие от предшествующих вариантов, новый самолет «Эдванст Хокай» сможет координировать удары с воздуха по воздушным, наземным и морским надводным целям. ).

В качестве противолодочного самолета скорее всего будет использоваться V-22 Osprey в варианте SV-22 (вместо «Викинга»), плюс к этому многоцелевой вариант конвертоплана НV-22, в виде десантного и поисково-спасательного средства.

Читать еще:  Русский «винчестер». Винтовки Browning-Winchester M1895/1915

Впрочем, это не отменяет наличия на борту и вертолетов, которыми скорее всего и остануться различные варианты «Си Хоков».

Некоторые вехи постройки CVN-78:

Первая секция киля заложена 14 ноября 2009. При закладке присутствовала Сюзан Форд Бойлс, дочь Джералда Р. Форда, которая выступила в роли покровительницы корабля, названного в честь её отца (нужно сказать, что по поводу названия корабля некоторое время шли споры, в частности ветераны флота настаивали на присвоении новому авианосцу имени «Америка», в честь списанного корабля класса «Китти Хок»). Её инициалы были выполнены электросваркой на стальном листе, который был вложен в первую секцию киля.

А вот, собственно, первая секция киля в судостроительном доке.

Итак, если сделать некоторые предварительные выводы об особенностях CVN-78, то представляется следующее:

1. Из новинок собственно говоря имеет место быть использование Э/м катапульты (реакторы с увеличенным сроком эксплуатации впервые внедрены на АПЛ типа «Вирджиния», АСБУ «Aejis» с ФАР впервые внедрена на предшествующем CVN-77 «George H. W. Bush»). С одной стороны это позволяет экономить немалую массу (Э/м катапульты примерно в 2 раза легче паровых, а вес паровых катапульт составляет примерно 20% от стандартного водоизмещения АВМА типа «Нимитц»), запускать более тяжелые машины; опять-же нет расхода воды (пара), нет износа гидравлики. С другой стороны оборудование э/м катапульт более чуствительно к агрессивным факторам морской среды, работа некоторых компонентов может создавать нежелательные колебания палубы; электро-магнитный импульс во время работы катапульты может создавать помехи радио-электронному оборудованию корабля.

2. С другой стороны, имеет место критика программы CVNX за излишнюю дороговизну, при этом оппоненты указывают, что для решения ударных задач флота достаточно использования КР корабельного базирования, а задачи авиационной поддержки морской пехоты может взять на себя F-35B Корпуса морской пехоты.

Предположительно постройка АВ «Джеральд Р. Форд» будет завершена в 2015 г.

Новейший авианосец «Джеральд Форд»: технические характеристики и фото

Сейчас военно-морские силы США обладают десятью авианосцами, — совсем недавно их было 11, но «Энтерпрайс» списали. Сорок лет корабли этого класса не сходили с американских стапелей. Самый современный авианосец «Джеральд Форд» в 2016 году должен встать в строй, для того чтобы естественная убыль была восполнена. Естественно, что при его постройке учитывались самые последние достижения технологии. Служить кораблю предстоит полвека, за это время многое может произойти.

Авианосцы как часть глобальной стратегии США

Уже во время Второй мировой войны авианесущие корабли превратились из просто плавучих аэродромов в грозные боевые единицы флота. Впрочем, на европейском морском театре военных действий их роль оказалась не очень важной, они представляли собой слишком крупную цель, да и надобности в них особой не было. Зато против Японии их применяли широко, сказывалась потребность тактической авиационной поддержки вдали от американских берегов. Затем была Корея и Вьетнам, в течение этих региональных войн был очерчен круг боевых задач, предполагавших, что использование авианесущих соединений наиболее эффективно, если противник не обладает серьезным противокорабельным потенциалом. По этой причине в годы Холодной войны США отдавали предпочтение обычным наземным военно-воздушным базам, которые стремились как можно ближе придвинуть к границам СССР и стран Варшавского блока. Вывод из этого прост — новейший авианосец «Джеральд Форд» является средством реализации политики «большой дубинки», которой уже исполнилось более века, и будет служить средством устрашения небольших непокорных государств, находящихся вдали от берегов США.

Президент Форд

Джеральд Рудольф Форд-младший, безусловно, был выдающимся политическим лидером эпохи 70-х годов, и даже успел послужить народу США на президентском посту. Однако название нового корабля и всей последующей серии, в которой он занимает титульное место, вызвало уже на этапе проектирования, начавшегося в 1996 году, возражения руководителей Пентагона и простых офицеров ВМС. При всех своих достоинствах, по мнению многих флотских «ястребов», не заслуживает экс-президент, умерший в 2006 году, того, чтобы в честь его назвали авианосец. Джеральд Р. Форд не отличался воинственностью, был сторонником разрядки в отношениях с Советским Союзом, к тому же он стал единственным президентом, не избранным по принятой в Америке процедуре, а занявший пост «автоматически» после отставки замаравшегося в Уотергейте Никсона. Предлагалось другое гордое имя, может быть не очень оригинальное, но внушительное, «Америка». Но, несмотря на возражения, при закладке все же назвали авианосец «Джеральдом Фордом».

Проект

Замысел отличался особой амбициозностью. После столь длительного перерыва требовалось что-то особое, демонстрирующее немеркнущую славу и титаническое могущество американского флота, самого мощного в мире. Предлагались различные решения, в том числе самые революционные. Новый корабль собирались изначально построить по технологии Стеллс, придав его обводам характерную для «невидимок» угловатость. Однако, посчитав сметные расходы, руководство страны все же решило ограничиться корпусом уже проверенного проекта «Нимица» с некоторыми оправданными изменениями и сосредоточиться на технологических аспектах оснастки. Новейший американский авианосец «Джеральд Форд» и так обошелся бюджету по самым скромным оценкам в 13 миллиардов, что вдвое выше (даже с учетом падения покупательной способности доллара), чем расходы на предыдущие аналогичные проекты. Сумма, кстати, не окончательная.

Сравнительная эффективность («Нимиц»)

При, в общем-то, сходных характеристиках (водоизмещение 100 тыс. т, размеры полетной палубы 317 х 40 метров) с последней серией авианосцев, состоящей на вооружении в настоящее время, этот корабль имеет ряд безусловных преимуществ. Не останавливаясь на экономике, можно оценить то, что в первую очередь интересует военных моряков, а именно боевые возможности, которыми будет обладать авианосец «Джеральд Форд». Характеристики у него следующие:

  • Число самолетов авиакрыла – 90.
  • Количество вылетов в течение суток – от 160 (нормальный показатель) до 220 (максимально, в боевых условиях).

Именно последний показатель является основным аргументом критиков проекта. Устаревший «Нимиц» мог «выстреливать» в небо и принимать на свою палубу 120 самолетов в день (в обычном режиме). Боевая эффективность выросла всего на 30% при увеличении расходов на авианосец «Джеральд Форд» вдвое.

Сколько стоит сбросить бомбу?

Американцы считают все. Например, то, что за последнее десятилетие морская авиация отправила на головы сербов, иракцев, ливийцев и прочих «плохих парней» 16 тысяч бомб и ракет. Деление этой цифры на число самолетов дает цифру 18 (столько бомб в среднем доставила к цели каждая боевая единица техники). Но и это еще не все, Есть и данные по стоимости сброса каждого отдельного боеприпаса – 7,5 млн $. Дороговато? Так вот, если учитывать цену палубного самолета F-35C, которым собираются комплектовать авианосец «Джеральд Форд», и расходы на его обслуживание, то сумма эта может вырасти в несколько раз. Сам корабль тоже вдвое дороже. Следовательно, для того чтобы бюджет не треснул, нужны меры по экономии. И они были приняты, причем на принципиально-конструктивном уровне.

Как на авианосце сэкономить?

Главные статьи расходов при эксплуатации боевого корабля включают траты на содержание экипажа, топливо, амортизацию и мероприятия, связанные с учебно-боевой работой. При проектировании авианосца «Джеральд Форд» (Gerald Ford) учитывались пожелания руководства страны и командования флота о сокращении по сравнению с «Нимицем» личного состава экипажа, и эксплуатационных расходов. Главным «пожирателем денег» на кораблях с атомной силовой установкой считается реактор (на «Форде» их два), особенно в момент замены энерговыделяющих элементов. Срок службы авианосца – 50 лет, и все эти годы он может обходиться без перезарядки. Ядерное топливо, загруженное в активную зону при постройке, расходуется полвека.

Что касается экипажа, то он сокращен на тысячу человек, и состоит из 2500 членов команды. Это достигнуто за счет автоматизации многих операций. И все равно эксплуатация корабля за время его службы обойдется в сумму свыше 22 миллиардов.

ТТХ и вооружения

Следующий авианосец типа «Джеральд Форд» проект (CVN-77) будет называться «Джон Кеннеди». В течение ближайших двенадцати лет четыре корабля этого типа планируется к постановке на боевое дежурство. Известно о них не так уж много, но кое-какие данные опубликованы. Ход авианосца – 30 узлов (морских миль в час) при неограниченной дальности плавания, осадка составляет 7,8 метра. Палуб 25. Надстройки спроектированы так, чтобы максимально уменьшить эффективную поверхность рассеяния (ЭПР), в результате авианосец «Джеральд Форд» на экранах радаров будет «светиться» как относительно небольшой эсминец. В конструкции широко применены композитные материалы (в том числе демпфирующие шумы) и радиопоглощающие покрытия. Корабль обладает мощным радарным и навигационным оборудованием, системами обеспечения полетов, спутниковой кодированной связи и многим другим, включая систему «Иджис». Основой авиакрыла станут «Супер-Хорнеты» F-18, и, возможно F-35C, если их производство возобновят. Новейший американский авианосец рассчитан на использование широкого спектра беспилотных аппаратов. Корабельная ПВО базируется на ракетах SM-3 «Стандарт» с достаточно скромными характеристиками.

Читать еще:  Снайперская винтовка Хеклер - Кох ПСГ (Heckler&Koch PSG1, Prazisionsschutzengewehr 1)

Насколько страшен «Форд»?

Корабль впечатляет и размерами, водоизмещением, количеством самолетов на палубе и под ней, и своей электроникой. Безусловно, с его появлением американский флот станет еще сильнее. Однако сам факт упора на ударные возможности авиакрыла в ущерб защите от возможного воздушного (в том числе ракетного) нападения наводит на мысль, что, в отличие от многих других систем вооружения, авианосец «Джеральд Форд» США строят не для того, чтобы им угрожать России. Флот РФ намного (в разы) уступает американскому по общему водоизмещению, но при этом имеет эффективную структуру, позволяющую держать этих морских гигантов на безопасном расстоянии.

Авианосцы – оружие карательное, для реального боя с сильным противником они малопригодны.

Что представляет собой самый дорогой авианосец в истории «Gerald R. Ford»?

Флот Военно-морских сил США в сентябре пополнит самый дорогой военный корабль из когда-либо построенных — авианосец USS Gerald R. Ford стоимостью $12,9 млрд. Об этом заявил официальный представитель военно-морского флота, сообщает CNN. Он станет первым кораблем нового класса многоцелевых атомных авианосцев США.

По состоянию на март, корабль был готов на 97%. Ходовые испытания планируют начать в июле, чтобы уже осенью «Ford class» присоединился к ВМС США. Gerald R. Ford является своеобразным «первопроходцем» Флота США, полностью спроектированным в системе 3D-дизайна, внедрённой компанией «Northrop Grumman» и включающей автоматизированную систему моделирования технологических процессов.

Его длина – 332 метра, вес – 100 тысяч тонн. При одинаковом с авианосцами типа « Nimitz » водоизмещении он будет иметь на 500—900 человек меньший экипаж. Это стало возможным за счёт широкого внедрения автоматизации и уменьшения трудоёмкости технического обслуживания устройств и систем. Также, будет обеспечено увеличение числа самолёто-вылетов со 140 до 160 в день (и до 220 в кризисных ситуациях), увеличение на 150 % вырабатываемой электроэнергии для новых высокотехнологичных систем, внедрена система контроля за весом и устойчивостью, улучшены возможности взаимодействия с другими кораблями.

Авианосцы смогут нести до 90 самолётов и вертолётов различного назначения: палубные самолёты 5-го поколения F-35, истребители-штурмовики F/A-18E/F Super Hornet, самолёты ДРЛО E-2D Advanced Hawkeye, самолёты электронного противодействия EA-18G, многоцелевые вертолёты MH-60R/S, а также боевые беспилотные летательные аппараты.

Конструкция корпуса практически одинакова с авианосцами типа «Nimitz». Более компактная надстройка сдвинута в корму и вынесена за линию борта. Надстройка оборудована мачтой из композитных материалов. Здесь расположены неподвижные радары с фазированными антенными решётками и система автоматического подлёта и посадки (JPALS), использующая глобальную систему позиционирования GPS. Расширена полётная палуба, на ней оборудованы 18 пунктов для заправки и вооружения самолётов. Флагманские апартаменты на 70 мест для уменьшения размеров надстройки перенесены на нижнюю палубу. Значительно изменена внутренняя компоновка корабля и конфигурация полётной палубы. Обеспечено быстрое реконфигурирование внутренних объёмов при установке новой аппаратуры. Для уменьшения веса количество секций ангара сокращено с трёх до двух, а количество самолётоподъёмников — с четырёх до трёх.

Основой радиоэлектронного оборудования авианосца является двухдиапазонная радиолокационная система ( Dual Band Radar, DBR) , которая интегрирует в себе многофункциональный радар AN/SPY-3 X-диапазона фирмы Raytheon и радар объёмного обзора ( Volume Search Radar, VSR) L-диапазона фирмы Lockheed. AN/SPY-3 осуществляет обзор и сопровождение целей, управление ракетами и подсветку цели на конечном участке траектории ракеты. VSR выполняет роль дальнего обзора и целеуказания для других радаров и систем оружия. Система разрабатывалась для эсминцев нового поколения DDG-1000 «Zumwalt».

В качестве средства ПВО самообороны корабль вооружён ракетами RIM-162 ESSM фирмы Raytheon с двумя 8-контейнерными пусковыми установками на 32 ракеты каждая. Ракеты предназначены для борьбы со скоростными высокоманёвренными противокорабельными ракетами. Системы ближнего радиуса действия включают зенитные ракеты RIM-116 RAM производства Raytheon и Ramsys GmbH.

Одним из существенных технологических новшеств является замена паровых катапульт C-13 на новые электромагнитные катапульты (EMALS) фирмы General Atomics на основе линейных электродвигателей. Демонстрационный вариант катапульты был опробован в Тестовом центре военно-морских авиационных систем (NASC) в Лейкхерсте в штате Нью-Джерси. В случае успеха, электромагнитные катапульты обеспечат большую управляемость процесса запуска самолётов, меньшие нагрузки на самолёты и пилотов, возможность взлёта при более широком диапазоне скоростей и направлений ветра, специальные режимы запуска для беспилотных аппаратов.

Ожидается применение новых турбоэлектрических аэрофинишёров AAG. Натяжение синтетического троса аэрофинишёра будет регулироваться электромотором, что обеспечит более плавный пробег и отсутствие экстремальных нагрузок на трос, тормозной гак и фюзеляж самолёта. Разработка AAG ведется с 2010 года, а первые испытания системы были проведены уже в 2011 году. К настоящему времени аэрофинишер выполнил уже более 1200 торможений «мертвых грузов» различной массы. В состав электромеханического аэрофинишера входят тросовое устройство, гидротормоза, механический тормоз, электродвигатели-генераторы с низкой энерцией, но высоким крутящим моментом, а также конденсаторы. Последние необходимы для накопления энергии, вырабатываемой генераторами при торможении самолета.

Первая успешная посадка пилотируемого самолета Boeing F/A-18E Super Hornet на опытный образец авианосного турбоэлектрического аэрофинишера General Atomics Advanced Arresting Gear (AAG), установленный на наземном летно-испытательном комплексе американской палубной авиации на авиабазе МакГир-Дикс-Лейкхёрст. Лейкхёрст (Нью-Джерси), 31.03.2016 (с) ВМС США

Электродвигатели связаны с регулируемыми заслонками гидротормозов. При торможении самолета система управления динамикой при помощи заслонок постоянно корректирует сопротивление жидкости в гидротормозах. Благодаря этому обеспечивается равномерное торможение садящегося самолета вдоль всей траектории. Кроме того, управление динамикой позволяет заранее настраивать аэрофинишер на прием самолетов разной массы. Частично работа AAG обеспечивается накопленной при торможении самолетов энергией.

На корабле будет применена усовершенствованная система складирования и подачи боеприпасов и расходных материалов с хранилищами удвоенной высоты. Вооружение поднимается из арсеналов к основным пунктам обработки и сборки на уровне 02 (под полётной палубой), откуда подаются на палубу скоростными подъёмниками. Разработка подъёмников осуществлялась компаниями Federal Equipment Company и Oldenburg Lakeshore Inc.

Заново спроектированный ядерный реактор A1B может работать без замены топливных стержней в течение 50 лет. Это первый ядерный реактор, который не требует перезагрузки топлива за всё время службы авианосца. Мощность нового ядерного реактора по сравнению с предшественниками увеличена на 25 %, а трудоёмкость обслуживания сокращена на 50 % . По существу, именно использование более мощной энергетической установки и позволило оснастить авианосец «Gerald R. Ford» электромагнитными катапультами EMALS.

Супергигант авианосец «Джеральд Р. Форд» вошел в строй

Много сегодня говорят о бесполезности больших кораблей, строительство которых сравнимо с военным годовым бюджетом развитой страны. Однако, несмотря на это, там где имеются финансовые, технические и экономические возможности, большие корабли строили и продолжают строить сегодня. Соединенные Штаты являются одной из таких стран, где авианосцы продолжают сходить со стапелей с завидной регулярностью. Причем от судна к судну, наглядно увеличиваются размеры кораблей, растет их боевая мощь и соответственно боевые возможности. Американский авианосный флот продолжает прочно удерживать пальму первенства самого крупного и мощного в мире. В любой точке планеты базируются авианосные ударные группы, готовые в любой момент стать действенным инструментом американской военно-политической стратегии.

Читать еще:  Гранатомет Panzerfaust Lanze 44 2 A1

Авианосец Джеральд Р. Форд

В настоящее время администрация США делает ставку на ударные атомные авианосцы, которые представляют собой огромный передвижной военно-оборонительный комплекс. На ограниченном пространстве сосредоточено самое сложное и современное оборудование, высокотехнологичные средства вооружений. Оснащенные силовыми установками на ядерном топливе, такие корабли могут бесконечно долго находиться в море, выполняя самые различные боевые задачи. Последним из спущенных на воду судов этого класса стал новейший многоцелевой авианосец CVN-78 «Джеральд Р. Форд», вошедший в строй в мае 2017 года. Проектирование, строительство и ввод в строй этого гигантского корабля положили начало новому классу военных судов – «супер-авианосцев» класса Gerald R. Ford.

Откуда взялась тяга к гигантомании в американском военно-морском флоте

Сегодня Военно-морской флот США имеет в своем составе только атомные авианосцы. «Последний из могикан» авианесущий корабль CVN-67 «Джон Ф. Кеннеди» с обычной двигательной установкой был выведен из состава флота в 2007 году. С этого момента основная ударная сила американского флота представлена 10 авианосными ударными группами, центральным звеном которых являются 10 атомных авианосцев класса «Нимиц». Новейший 11-й по счету корабль «Джеральд Р. Форд» только вступил в строй. Для последнего американского супер-авианосца авиационная ударная группа еще только формируется. Корабль получит постоянный порт приписки и встанет в один ряд со своими старшими братьями.

За более чем столетнюю историю своего активного существования авианосец, как боевой корабль, претерпел целый ряд кардинальных изменений. Изменились не только тактико-технические характеристики корабля, его размеры, скорость и водоизмещение. Сам корабль стал многофункциональным и универсальным. Если ранее авианосцы имели радиус действия, ограниченный дальностью полета самолетов палубной авиации, то сегодня авианосец располагает практически безграничными техническими средствами и возможностями. Реактивная авиация привела к тому, что потребовалось увеличить не только размеры полетной палубы, но и сами размеры кораблей. Самолеты являются основным оружием авианосца, поэтому чтобы сохранить количественный состав авиационного крыла и сделать корабль по-настоящему мощным и эффективным, потребовалось значительно увеличить его размеры. Соответственно выросло и водоизмещение авианосцев.

К примеру, водоизмещение кораблей класса «Эссекс» составляло 35 тыс. тонн. Более поздние тяжелые авианосцы класса «Мидуэй», принимавшие участие в Корейской войне 1950-1953 гг., имели уже водоизмещение почти в два раза большее – 60 тыс. тонн.

Последующие за судами с обычной силовой установкой корабли с ядерным реактором на борту, весили уже более 90 тыс. тонн. Размеры такого гиганта поражали воображение. Для обслуживания судов такого класса, каким являлся первый американский атомный авианосец «Энтерпрайз», специально построили два сухих дока, один в Сан-Диего, а другой в Норфолке, на главной базе военно-морского флота США.

Следующие авианосные корабли класса «Нимиц» стали продолжением концепции гигантомании, которая охватила весь американский флот. Водоизмещение судов превысило отметку 100 тыс. тонн. Корабли могли нести на борту до 90 самолетов и других летательных аппаратов. Если первые авианосцы больше напоминали плавучие гаражи, то последние атомные американские авианосцы стали ударными многоцелевыми комплексами. Не стал исключением и новый авианосец, названный в честь 38-го Президента США Джеральда Р. Форда. Его водоизмещение также составило более 100 тыс. тонн и это без учета авианосного крыла, которое позже начнет базироваться на судне.

Чем дальше, тем больше. Размеры корабля – это 337 метров, больше чем длина трех футбольных полей.

Этапы строительства супер-авианосца

Огромные размеры корабля объясняются желанием разместить на нем как можно больше самолетов пятого и шестого поколения и других летательных аппаратов, как пилотируемых, так и беспилотных. Срабатывают и другие факторы, которые обусловили создание таких больших по размеру и по водоизмещению судов. Крупный корабль, несмотря на его высокую стоимость, имеет хороший жизненный цикл. Послевоенные авианосцы служили по 20-30 лет, не говоря уже о том, что новые суда, оснащенные атомными двигательными установками, служат еще дольше. Заложенные в конструкцию технические возможности позволяют постоянно совершенствовать корабли в соответствии с веяниями времени. Исходя из этого, формировался и технический ресурс современных авианосцев класса «Джеральд Р. Форд», который рассчитан на 50 лет.

Головной корабль нового типа был заложен осенью 2009 года. Планировалось, что первый корабль этого класса заменит вышедший на пенсию последний атомный авианосец класса «Энтерпрайз». Без учета стоимости самолетов и технического оснащения авиакрыла сумма контракта на постройку новейшего авианосца перевалила все ранее существующие пороги. По оценкам экспертов военного бюджета Пентагона, налогоплательщики заплатили за строительство корабля CVN-78 почти 13 млрд. долларов.

Только проектная часть по созданию нового корабля обошлась американской казне в колоссальную сумму. Первоначально отведенная компании «Northrop Grumman Shipbuilding» сумма на проектирование и строительство супер-авианосца в 5,1 млрд. долларов, была пересмотрена и увеличена в два раза.

Темпы строительства нельзя назвать быстрым. На август 2011 года, спустя два года после закладки судна готовность по корпусу составляла всего 50%. По другим механизмам и агрегатам корабль был готов на 25-35%. Только к концу в 2012 года судостроителям верфи в Ньюпорте удалось выйти на расчетные темпы строительство головного авианосца. Весной 2013 года корабль получил последние важные компоненты, оборудование и машины. Оставалось только завершить работу с установкой рабочих валов, довести до завершения корпусные работы. На корабле активно велась прокладка основных линий коммуникаций и инженерных сетей. Много времени занял монтаж и калибровка радиолокационного оборудования, устанавливаемого на боевой корабль.

Три года корабль доводили до ума. Существует версия, что судостроители специально не торопились с окончанием работ. На новом корабле должн был устанавливаться новый атомный реактор и вспомогательные агрегаты силовой установки. К тому же, подходили к завершению летные испытания истребителей-бомбардировщиков пятого поколения F-35С, которые будут составлять основу авиакрыла.

После окончания доработок и исправлений летом 2017 года корабль вышел впервые на ходовые испытания. Торжественная церемония передачи флоту головного корабля, нового многоцелевого авианосца «Джеральд Р. Форд» состоялась 22 июля 2017 года. Кораблю был присвоен порядковый номер CVN-78.

Боевые возможности грозного новичка

Несмотря на то, что такой корабль обладает огромной боевой мощью и представляет собой совершеннейший и сложнейший механизм, действовать в одиночку ему не придется. В настоящее время идет формирование состава авиационной ударной группы, которая обеспечит боевую устойчивость всего соединения и обеспечит выполнение поставленных задач. Вместе с авианосцем, как правило, в авианосную ударную группу (АУГ) входят:

  • одна, две атомные подводные многоцелевые подводные лодки;
  • два крейсера класса УРО;
  • три, четыре эсминца класса УРО.

Помимо боевого ядра группа имеет свои корабли снабжения и боевого обеспечения. Этот принцип формирования боевых частей АУГ планируется сохранить и для новейшего супер-авианосца CVN-78.

Сам авианосец — гигант может похвастаться следующими параметрами:

  • ядерная силовая установка, состоящая из 3 реакторов, мощностью до 300 тыс. л/с.;
  • скорость хода около 30 узлов;
  • автономность плавания составляет 100 суток при неограниченной дальности хода;
  • экипаж судна, включая пилотов авиакрыла, технический палубный персонал, подразделение морской пехоты и членов аварийных команд насчитывает приблизительно 4660 человек.

На корабле должно с комфортом разместиться до 90 летательных аппаратов. Основная ударная сила будет представлена уже проверенными и испытанными палубными модификациями самолетов F/A-18E/F Super Hornet и новыми бомбардировщиками F-35C. На палубе и в ангарах внутри корабля будут размещаться также самолеты радиолокационной разведки, вертолеты SH-60 и целый ряд новых беспилотных летательных аппаратов.

В качестве оборонительного вооружения на гиганте будут установлены зенитно-ракетные комплексы «Си Спарроу», класса корабль-воздух, задача которых будет поражение воздушных целей на расстоянии до 50 км.

Несмотря на огромную стоимость головного корабля, уже сегодня планируется закладка двух других однотипных авианосцев нового поколения CVN-79 «Джон Ф. Кеннеди» и CVN-80«Энтерпрайз». Новые суда следует ожидать не ранее 2025 года, когда ресурс первых, имеющихся на вооружении, авианосцев класса «Нимиц», будет исчерпан.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector