0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Авиаконструктор яковлев: самолёты конструктора, биография александра сергеевича, як в великой отечественной

Серебряные крылья Александра Сергеевича Яковлева

«А потом ты в Париж возвратился домой на подаренном мной самолете»… Так описывал в песне Марк Бернес судьбу французского пилота из истребительного авиаполка «Нормандия-Неман». Эскадрилья, а затем и полк «Нормандия-Неман» воевал за Родину в небе СССР, на советских самолётах, созданных в ОКБ Яковлева Александра Сергеевича.

Песня описывает дальнейшую судьбу этого подразделения, после окончания войны, авиаполк «Сражающейся Франции» вернулся во Францию. На подаренных Правительством Союза истребителях Як-3.

У жизни должна быть цель

Автобиография А.С.Яковлева называется «Цель жизни». Название удачное – всю жизнь он проектировал и создавал летательные аппараты. Не все его творения поднялись в небо, но для истории достаточно и тех машин что взлетели. А их было немало.

Учебно-тренировочные истребители, спортивные самолёты, истребители и штурмовики, вертолёты и СВВП – это все жизнь и судьба конструктора.

Первые шаги

Будущий авиаконструктор родился 1 апреля (19 марта по старому летоисчислению) 1906 года в семье служащего компании Нобеля. Семья была среднего достатка, но почтенная – родители имели звание потомственных почетных граждан.

В 1914 году Саша поступил в гимназию, считавшуюся одной из лучших в Москве.

Учился он хорошо, но табель не позволял заподозрить в нем будущего инженера – по физике и математике Яковлев получал четверки. Больше ему нравилась история и рассказы о путешествиях.

Но он был активным учеником, принимал участие в общественной жизни… Возможно, чтение и влияние товарищей привлекли его внимание к технике. Александр начал заниматься в радиокружке и даже попробовал построить «перпетуум мобиле».

Начитавшись литературы по воздухоплаванию, в 1921 году он собрал модель планера, способную летать. Так началась конструкторская деятельность Яковлева.

Студент у машины

В 1922 году молодой конструктор создал уже полноценный планер. Его модель получила награду на фестивале в Коктебеле (ныне – фестиваль «Восходящий поток»). В том же году молодой человек пошел служить в армию.

Но он не маршировал с винтовкой, а копался в моторах – в должности авиамеханика военной академии.

В нее он и был зачислен на обучение без конкурса в 1927 году, продолжая совмещать учебу с ремонтными работами и изобретательской деятельностью.
В 1931 году учеба была закончена. Яковлев начал работать инженером на авиазаводе №39. С этого момента можно считать биографию авиаконструктора Яковлева.

Конструкторское бюро

Первой конструкторской организацией, созданной А.С.Яковлевым, следует считать авиамодельный кружок, организованный им еще в 1922 году. Уже тогда он проявлял не только конструкторский, но и лидерский талант, умея объединять людей общим делом.

В 1932 году на своем заводе он создал группу легкой авиации. В 1934-м ее передали в непосредственное подчинение Спецавиатреста. Этот момент положено считать официальным «днем рождения» КБ Яковлева.

Конечно, организация не сразу получила его имя. Изначально предприятие (здесь не только изобретали, но и производили) фигурировало под разными кодовыми и секретными условными наименованиями. Только в 1990 году, уже после смерти изобретателя, предприятию было присвоено его имя.

Александр Сергеевич Яковлев возглавлял свое предприятие до 1984 года. Остаток жизни он посвятил литературной деятельности, осветив в книгах несколько этапов развития русской авиации.

Ахтунг, в небе «Нормандия»

Самолёты Яковлева времён его становления как конструктора – это, прежде всего знаменитые «ястребки» – истребители Як-1, 3, 7 и 9.

Именно эти самолеты вынесли на своём крыле основную тяжесть боев над линией фронта.

Реже вспоминают неудачную версию средних бомбардировщиков Як-2/4, первые машины Яковлева принятые на вооружение ВВС, но практически все потерянные в первые дни Великой Отечественной войны.

Як-истребитель

В 1939 году, после оценки действий истребительной авиации в Испании, ряду конструкторских бюро было предложено взяться за разработку новейшего истребителя с мотором М-105, одним из самых современных двигателей жидкостного охлаждения на тот момент выпускавшимся в СССР.

Читать еще:  Снайперская винтовка Хеклер Кох МСГ90 (Heckler&Koch MSG90, Militärisches Scharfschützen Gewehr 90)

Кроме этого в ТЗ были требования минимально использовать в конструкции «крылатый металл», ввиду дефицита алюминия в стране.

Александр Сергеевич представил на рассмотрение комиссии проект, имевший заводское обозначение И-26. Этот прототип, пройдя через череду испытаний и полётов, стал прославленным истребителем Як-1.

В конструкции самолёта использовались стальные трубы для каркаса и полотно для его обтяжки, количество дюралиминия было минимальным, как и требовало техническое задание, но в тоже время требуемые параметры скорости и вооружённости достигались за счёт высокой культуры веса и аэродинамики, которые в дальнейшем стали одним из отличий ОКБ Яковлева.

Параллельно выпускали и учебную версию машины, истребитель Як-7, который после заделки и освобождения курсантской кабины стал боевым истребителем и выпускался уже в этом качестве. Именно его усовершенствование привело к создания Як-9, лучшего истребителя КБ Яковлева в годы войны, выпущенный в десятке модификаций именно этот самолёт стал рядовым солдатом неба Великой Отечественной войны.

Яки начали войну в 1941 году, с трех сотен самолетов и 36 переобученных пилотов, закончили её в 1945, тысячами машин в составе авиационных корпусов и сотнями обученных лётчиков.

Яки поступали в состав армейской авиации, гвардия летала на Ла-5 и ленд-лизовских «кобрах». Но и среди армейцев было много героев, дважды Герой Советского Союза А.И. Колдунов имел на счёту 46 сбитых самолетов противника.

Боевые самолеты Яковлева были высоко оценены государством. В 1943 году конструктор получил Сталинскую премию. Он отдал ее целиком «на создание самолета для лучшего истребителя Красной армии».

Не только война

Разработка самолетов для военной авиации была продолжена А.С.Яковлевым и после того, как закончилась Великая Отечественная война. В его конструкторском бюро после войны были созданы:

  • семейство истребителей Як-25 и тактический сверхзвуковой бомбардировщик Як-26 на их базе;
  • многоцелевой сверхзвуковой бомбардировщик Як-28;
  • СВВП Як-38, Як-38М и Як-41;
  • многоцелевой вертолет Як-24;
  • спортивные самолеты Як-50 и Як-52;
  • новейший учебно-боевой истребитель Як-130;
  • пассажирские самолёты Як-40 и Як-42.

В конструкторском бюро разрабатывали также проекты самолетов палубного базирования, многоцелевых машин, вертолетов. Но военной авиацией дело не ограничивалось. Начало карьере А.С.Яковлева дала спортивная авиация.

В дальнейшем он продолжил заниматься этим направлением. Интересовали конструктора и пассажирские авиаперевозки.

Советский лайнер

Среди разработок конструктора важное место принадлежит спортивным и тренировочным легким самолетам. Они устанавливали рекорды и готовили асов не только в СССР, но и за границей.

  1. АИР-1 был создан изобретателем еще в 1927 году. Затем летчик Ю.Пионтковский установил на этой легкой машине рекорд продолжительности и дальности полета.
  2. АИР-9, первый, созданный после образования бюро, был успешно продемонстрирован на парижском авиасалоне. Затем на его основе создали «спарку» УТ-2 для подготовки пилотов. Она готовила летчиков с 1938 по 1948 год.
  3. Уже после войны выпускались учебные самолеты Як-18, Як-50 и некоторые другие.

Полный список учебных и спортивных моделей конструкторского бюро имеет десяток позиций.

Не была забыта и пассажирская авиация.

Як-40 был одним из самых известных советских пассажирских самолетов. Из всех отечественных моделей в советское время он один имел официальную международную сертификацию и массово поставлялся за рубеж.

Без сплетен никак

К сожалению, вокруг имени А.С Яковлева не обошлось без сплетен. Большинство из них связаны с фактом его хороших отношений с И.В. Сталиным.

Также изобретатель с 1940 по 1946 год был заместителем наркома (затем министра) авиапромышленности. В связи с этим недоброжелатели обвиняют его в необоснованном «наушничанье», приведшем к репрессиям в отношении других конструкторов.

В те времена случалось всякое. Многие поступки из того разряда, что сейчас считаются категорически неприемлемыми, полагались нормой. Но надежность свидетельств и подтверждений сомнительных поступков Яковлева оставляет желать лучшего.

Возможно, занимая пост заместителя наркома, конструктор действительно «отодвигал» проекты, что казались неподходящими ему самому. Но он отвечал за опытное, а не серийное производство. Да, нет сведений о заступничестве А.С.Яковлева за репрессируемых коллег.

Но и никаких оснований подозревать его в доносах не имеется. Мало того, большинство репрессированных пострадало задолго до того, как Яковлев стал замнаркома и начал регулярно наведываться в Кремль.

Известно также его письмо (датировано 1943 годом) с рекомендацией начать серийное производство поликарповского И-185, того самого, который он якобы «задвинул».

И с высокого поста он ушел по собственному желанию, предпочтя руководство инженерами руководству министерством.

Авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев прожил долгую результативную жизнь. Под его руководством создано около 100 моделей самолетов разного назначения. Большинство из них оставило заметный след в истории отечественной авиации. А конструкторское бюро продолжает работать, ставя Родину на крыло.

Читать еще:  Карабин sako 85 bavarian .300wsm: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

Видео

Александр Сергеевич Яковлев

Александр Сергеевич Яковлев (1906 — 1989) был известным авиаконструктором в СССР, и академиком АН СССР. Его называют зачинателем авиамоделизма, и планеризма в Советском Союзе.

Рождение. Первые шаги на пути к профессии

А.Яковлев родился 19 марта 1906 года в Москве. Во время учёбы в школе он начал заниматься в авиационном кружке, где сконструировал свою первую летающую авиационную модель. Тогда А.Яковлеву было 16 лет. В возрасте 18 лет он создал свой первый планер АВФ-10, и его признали лучшим в СССР по результатам соревнований. Первый вылет планер совершил 15 сентября 1924 года. Этот день считают датой основания ОКБ им.А.Яковлева. В том же году А.Яковлев начал работу в Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. Он делал неоднократные попытки стать студентом этой академии, но ему каждый раз отказывали из-за неблагородного происхождения. В 1927 году, 12 мая были проведены первые испытания самолёта конструктора АИР-1.

Учёба в академии. Продолжение профессиональной деятельности

В академию Александра Яковлева приняли только в 1927 году. Однако во время учёбы он продолжал работать. До окончания учёбы в 1931 году он руководил созданием восьми типов самолётов: от АИР-1 до АИР-8. Один из них, АИР-6, попал в серийное производство. С 1931 года авиаконструктор начал работать на заводе им. Менжинского, а уже через год организовывает там группу лёгкой авиации. В 1935 году А.Яковлев переходит в Спецавиатресте Авиапрома, и остаётся на должности главного конструктора до 1956 года. С 1956 по 1984 А.Яковлев работал генеральным конструктором Опытно-конструкторского бюро.

Самолёты Яковлева

За время работы в Опытно-конструкторском бюро Александр Яковлев руководил созданием более 200 типов летальных аппаратов и их модификаций. Большая их часть выпускалась серийным производством. Общее количество самолётов, созданных по разработкам А.Яковлева, превышает 70 тис единиц. А.Яковлев был одним из первых, кто начал конструировать реактивные самолёты. В 1946 г. были представлены реактивные истребители ЯК-15 и ЯК-23. Эти модели долгое время были вооружении в СССР. В 1952 г. под руководством конструктора был создан ЯК-25 – первый перехватчик, а в 1958 г. – первый сверхзвуковой разведчик ЯК-27Р. Тогда же появился фронтовой бомбардировщик-перехватчик ЯК-28.

А.Яковлев также создал первые самолёты вертикального взлёта и посадки. В 1987 г. появляется новое поколение таких самолётов – ЯК-141. Именно этой разработке Яковлева первой, среди самолётов своего класса, удалось преодолеть скорость звука. Она опережала аналогичные разработки в мире минимум на 10 лет. Также деятельность Яковлева была направлена на создание грузоподъёмных аппаратов для десантных войск. В 1948 году под его руководством был сконструирован планер ЯК-14, а в 1952 году – вертолёт ЯК-24. В 1947 году А.Яковлев сконструировал многоцелевой лёгкий самолёт ЯК-12, а начиная с 1960 года, была разработана целая серия спортивно-акробатических самолётов.

В 1966 году был спроектирован ЯК-40 – первый реактивный самолёт местных линий. Это единственный самолёт в Советском Союзе, который имел западный сертификат по нормам лётной годности. В 1975 году А.Яковлев конструирует ближне – магистральный лайнер ЯК-42, который стал самым экономическим из всех советских лайнеров. В 1983 году в ОКБ начали проектировать беспилотные летательные аппараты. Умер Александр Яковлев В Москве, 22 августа 1989 года. Похоронили авиаконструктора на Новодевичьем кладбище.

Яковлев был зачинателем собственной школы в самолётостроении. Она сочетает простоту конструктивных решений и высокую культуру проектирования. Сейчас в ОКБ им. А.Яковлева проектируют различные виды самолётов: боевые, учебно-спортивные, пассажирские и многоцелевые аппараты.

Статистика

Истребители «ЯК», которые принесли славу коллективу, были построены в 1940–1945 гг. в количестве около 34 000 шт. Последняя модификация, Як-3 оказалась самой легкой и маневренной в своем классе, превзошла хваленые «Мессершмитты» и «Фокке-Вульфы». После войны А.С. Яковлев продолжил конструкторскую деятельность. Под его руководством ОКБ выпустило свыше 200 типов и модификаций летательных аппаратов, в том числе более 100 серийных.

Биография

Родился 1 апреля 1906 г. в Москве, в семье служащего. Окончил Александровское коммерческое училище, с детства увлекался авиацией и воздухоплаванием. В 1924 г. Яковлев построил свой первый летательный аппарат. На созданном в 1927 г. легком самолете АИР-1 лётчик А.И. Пионтковский установил первые советские мировые рекорды.

Кем был

Зачинатель советского авиамоделизма, планеризма и спортивной авиации. Обладал ярко выраженными организаторскими талантами. Вслед за рядом лёгких авиеток молодой коллектив КБ разработал учебно-тренировочные самолеты, из которых массово строились УТ-1 и УТ-2, а затем занялся постройкой военных самолетов.

Чем знаменит

В конце 1939 г. коллектив Яковлева построил легкий и маневренный истребитель Як-1 с пулеметно-пушечным вооружением, летавший примерно на 100 км/ч быстрее серийных И-16, что обусловило его быстрое принятие на вооружение нашими ВВС. На основе Як-1 Яковлев создал целое семейство истребителей: Як-7, Як-9 и Як-3, которые принесли заслуженное признание главному конструктору и всему коллективу. В 1940-1946 гг. являлся заместителем и первым заместителем наркома авиационной промышленности. Созданный после войны Як-18 стал «летающей партой» молодых пилотов, на нем впервые в июле 1955 г. самостоятельно взлетел Ю.А. Гагарин. Як-38 стал первым в СССР серийным палубным самолетом вертикального взлета и посадки.

Читать еще:  Противотанковое ружье VKT L - 1939 Lahti

Места сражений

Истребители «як» принимали участие во всех крупных сражениях Великой Отечественной войны. С осени 1942 г. они направлялись на укомплектование соединений резерва Ставки, а с середины 1943 г. были самыми распространенными самолетами истребительной авиации. Применялись от Ледовитого океана и Балтики до Черного моря.

Случаи проявления наивысшей степени героизма

На Як-1 сражались один из лучших защитников неба Москвы капитан К.Н. Титенков, командир полка асов И.И. Клещев, чья слава засияла во время боев над Дону и под Сталинградом, на самолетах А.С. Яковлева одержали свои победы майор А.И. Колдунов из 866-го иап (46 + 1) и капитан С.Н. Моргунов из 15-го иап (41 + 0), каждый из которых провел 96 боев. Только «яками» вооружался, например, 3-й авиакорпус дважды Героя Советского Союза Е.Я. Савицкого. Из 25 летчиков-истребителей дважды Героев 17 всю войну или часть ее сражались на «яках».

Обстоятельства смерти

Скончался в Москве 22 августа 1989 г. в возрасте 83 лет.

Государственные награды и регалии

Академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, генерал-полковник инженерно-авиационной службы, десятикратный кавалер (уникальный случай!) ордена Ленина, других наград, включая французский офицерский крест ордена Почетного легиона. В столице в Парке авиаторов установлен бронзовый бюст Яковлева. Имя Яковлева носят: Опытное конструкторское бюро 115 (ОКБ 115), Московский машиностроительный завод «Скорость», улица Авиаконструктора Яковлева в Москве.

Советский авиаконструктор Александр Сергеевич Яковлев.

В этом году исполнилось 110 лет со дня рождения знаменитого советского авиаконструктора Александра Яковлева, создателя истребителей Як, ставших мощнейшими самолетами Победы для Советской армии в годы Великой Отечественной Войны.

Александр Сергеевич Яковлев родился в Москве 1 апреля 1906 года в семье служащего. Страсть Яковлева к авиамоделизму проявилась с юных лет. В 1922 году он закончил школу, где конструировал свои первые самолеты.

В 1924 году будущий знаменитый авиаконструктор моделирует свой первый серьезный летательный аппарат. Планер Яковлева АВФ стал лучшей моделью на всесоюзных соревнованиях. Несмотря на явный талант к авиамоделированию, Яковлев не сразу смог поступить в летную академию им Н. Е Жуковского. Лишь в 1927 году, после того как он сконструировал очевидно удачную модель легкого самолета АИР-1, его приняли на учебу.

Летную академию Яковлев закончил в 1931 году, к тому времени «автиатема» стала одной из самых популярных в стране. Работал инженером на аиазаводе №39, где вскоре создал группу единомышленников, увлеченных легкой авиацией. Талантливый авиаконструктор быстро делал карьеру. В 1934 году он уже начальник конструкторского бюро Спекцавиапрома, и главный конструктор до середины 50-х годов.

Будучи членом компартии, авиаконструктор Александр Яковлев был вынужден занимается общественн- политической деятельностью, и дослужившись до руководящей работы в Министерстве авиационной промышленности в 40-х годах сам обратился к Сталину с просьбой освободить его с должности и направить на исключительно инженерно-конструкторскую работу. Сталин без вопросов уважил его просьбу, и Яковлев всецело посвятил себя научно исследовательской работе в области отечественной авиаинженерии.

ОКБ Яковлева под его руководством создало и подарило вооруженным силам страны более 200 типов авиатехники. Среди знаковых работ — серия истребителей «ЯК», которые во время Отечественной войны беспощадно выводили из строя бесчисленное количество единиц вражеской авиации и боевой техники.

За время ВОВ было введено в строй 40 тысяч боевых самолетов «ЯК». Создатель истребителей «ЯК» конструктор Яковлев был удостоен наивысших государственных наград, званий и сталинских премии, одну из которых он перечислил в Отечественный Фонд Обороны.

С 50-х и по 80-е годы под пристальным началом главного авиаконструктора Яковлева были созданы уникальные, сверхсовременные реактивные истребители, сверхзвуковые самолеты, боевые вертолеты Як-24, реактивные пассажирские самолеты, разведывательная и исследовательская летная техника. Авиатехника созданная в КБ Яковлева вошла в историю мировой практики по количеству установленных пилотажных рекордов.

Генерал — полковник авиации, выдающийся советский авиаконструктор, академик Александр Сергеевич Яковлев внес неоценимый вклад в развитие советского авиастроения, воспитал достойных приемников, прожил наполненную свершениями на благо Отечества жизнь. Скончался в 1989 году на 84 году жизни, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector