0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Американская ракета класса «земля-воздух» взорвалась на старте

Ракета земля — воздух: фото, характеристики, видео

Одна из особенностей современного ракетного вооружения заключается в широком разнообразии образцов боевых ракет. Ракеты современных армий отличаются по назначению, виду траектории, особенности конструкции, способу управления, типу двигателей, положению целей, месту старта и по многим другим показателям.

Первый признак, по которому ракеты разделятся на классы – место старта и положение цели. Под словом «земля» подразумевается размещение пусковых установок на суше, на корабле (на воде) и под водой (на подводной лодке), под словом «воздух» — нахождение пусковых установок на борту вертолета, самолета и прочих летательных аппаратов. Точно такая же ситуация касается и положение цели.

По второму показателю (по характеру полета) ракеты бывают крылатыми или баллистическими.

Ракеты «земля – воздух»

Эти ракеты принято называть зенитными, то есть стреляющими вверх, в зенит. В системе современной противовоздушной обороны они занимают ведущее место. Это основа огневой мощи. Зенитные ракеты предназначены для противостояния воздушным целям: крылатым ракетам классам «воздух – земля» и «земля – земля», самолетам и крылатым ракетам, а также баллистическим ракетам таких же классов. Все зенитные ракеты имеют следующую задачу боевого применения – доставка боевой части в нужную точку пространства с его последующем подрывом с целью уничтожения того или иного воздушного средства нападения противника.

Условно ракеты «земля – воздух» можно разделить на три типа. Первый – ручные ракеты по типу советской «стрелы» или американского «стингера». Они малоэффективны, дешевые, могу применяться для стрельбы по низко летящим вертолетам или самолетам. Пока ни один израильский вертолет или самолет в Ливане не был сбит этой ракетой, хотя попытки были многочисленны. Однако не стоит быть слишком оптимистичными: афганские боевики были намного удачливее, а не так давно и чеченцы смогли сбить такими ракетами 2 российских самолета. Если Голаны отдадут Сирии и их объявят демилитаризованной зоной, то вооруженные такими ракетами солдаты смогут появиться там еще до начала войны – перемещение такого легкого оружия проконтролировать просто невозможно. Это серьезно затруднит бомбардировку сирийской пехоты нашими воздушными силами. Второй вид ракет «земля – воздух» — передвижные или стационарные батареи, имеющие радиус действия в несколько десятков километров. Они могут находиться на Голанах если сирийцы получает их без условия демилитаризации или если соглашение о демилитаризации не будет соблюдаться. Дальновидные израильские политики, безусловно, потребуют американских гарантий соглашения о демилитаризации. Будут получены гарантии и дальновидные израильские политики, таким образом, опять на ступят на те же грабли.

Историческая справка! 7 августа 1970 года США добились от Египта и Израиля договора о прекращении войны на истощение. Согласно этому соглашению 20 мильная полоса, находящаяся вдоль Суэцкого Канала должна стать демилитаризованной зоной и США обязалась «использовать всю свою мощь», чтобы выполнить это соглашение. Но уже через пять дней оно было нарушено египтянами. В зону канала передвинули батарею ПВО. В будущем нарушения не прекращались. Когда Израиль обратился к США, чтобы те использовали всю мощь, они ответили, что соглашение нарушать нельзя. Такая причине была не столько в клиническом антисемитизме Киссинджера (тогда занимал должность советника по вопросам нацбезопасности) и абсолютной аморальности Никсона, а в невозможности решать и израильские проблемы, когда США хватало проблемами на Кубе (нахождение советских подводных лодок) и в Камбодже, а также приближались президентские выборы. Как следствие, «демилитаризованная» зона превратилась в зону беспрецедентной концентрации батарей ПВО. За эти гарантии была заплачена цена в войне судного дня 1973 года.

Третий тип ракет «земля – воздух» — это суперсовременный комплекс ПВО, который обеспечивает «воздушный зонтик» радиусом больше 200 км (С-300 советского производства и т.п.). Стоимость такой системы составляет около 2-3 млрд. долларов, что Сирии (при ВНП примерно 10 млрд. долларов) явно не по карману).

Стоит отметить то, что зенитные ракеты бывают управляемыми и неуправляемыми. Все первые ракеты изначально были неуправляемыми. На сегодняшний день все существующие зенитные ракеты, которые состоят на вооружении разных стран, управляемые. Зенитная управляемая ракета – неотъемлемая составляющая зенитного ракетного вооружения любой страны, наименьшей огневой единицей которого выступает зенитный ракетный комплекс.

В период с 1960 по 1990 года зенитная управляемая ракета постоянно совершенствовалась, но сейчас, словно достигнут предел и выход новых конструкции становится реже. Кроме того совершенствуют свое противодействие ракетам и воздушные цели. Это требует от конструкторов ракет работать над новыми ответными контрмерами.

Использование зенитных ракет началось еще в период Второй мировой войны, и уже к средине 20 века они считались довольно точными, чтобы прийти на замену тяжелой артиллерии в борьбе с высоко летящими воздушными целями. На самом деле, первые зенитные управляемые ракеты имели недостаточную точность, как бы хотелось их разработчикам. Известно, что в период вьетнамской войны было израсходовано 4244 ракеты SA-2 «Гайдлайн» с целью сбить 76 самолетов авиации США. В 1960 году потребовалось целых 14 ракет, чтобы сбить один самолет U-2 Гэри Пауэрса над г. Свердловск.

С того времени характеристики зенитных управляемых ракет существенно улучшились, но и противодействие их тоже развивается. В зависимости от вида системы наведения ракеты, способа наведения на конечном участке траектории и прочих физических факторов, которые можно измерить и обнаружить, стало возможной разработка радаров и прочих систем постановки помех, чтобы «обмануть» ракету. В свою очередь, это привело к ответным контрмерам изготовителей ракет, и этот процесс не прекращается.

Такие портативные ракеты, как «Грэйл» или «Стингер» стали более надежными и весьма эффективными. Теперь они устанавливаются и на мобильные четырех или шестизарядные пусковые установки, оснащенные радаром, а также систему управления огнем, дабы действовать в качестве легкого оружия противовоздушной обороны. Минус портативной ракеты заключается в том, что она обслуживается одним человеком. Был малый запас времени, чтобы увидеть приближающуюся воздушную цель, поднять ружье на плечо, прицелится, целиком захватить цель и выполнить пуск ракеты. Сегодня этот недостаток был смягчен – появилось разные простые предупреждающие радары, которые выявляют приближающийся самолет, подают специальный звуковой сигнал и указывают направление, с которой движется воздушная цель, проверяют факт установки пусковой установки на плечо и включают индикатор, в то время когда цель входит в зону досягаемой ракеты.

Читать еще:  Самолёт су-34: фронтовой истребитель-бомбардировщик утёнок, технические характеристики, модификации

К сожалению, по мере приближения к концу столетия, было остановлено много проектов (чаще всего, по финансовым соображениям). Британская ракета «Бладхаунд» устарела, но пока аналогов для ее замены нет. На вооружении стоит «Рапир 200». Американцы, еще не выбрал и мобильную установку противовоздушной обороны, и возлагают большие надежды на новую пусковую установку, построенную на базе колесного бронетранспортера формулы 8х8, вооруженного 8 ракетами «Стингер» и пушкой «Гэтлинг».

С дальним прицелом: зачем США разрабатывают новую ракету «воздух — воздух»

В США будет продолжено финансирование программы создания новой ракеты класса «воздух — воздух» большой дальности (Long-Range Engagement Weapon — LREW). Как сообщает портал Flight International, бюджетные деньги на проект выделяются уже в течение двух лет.

До конца текущего финансового года Пентагон рассчитывает завершить «анализ проектных, инженерных и боевых требований». Проект предполагает «инженерную оценку» LREW, которая разрабатывается с целью «поддержания господства в воздухе».

Указывается, что никаких конкретных требований к новому оружию не приведено, поскольку программа засекречена. Ранее финансирование разработки LREW осуществлялось по бюджетной статье, которая предусматривает выделение средств на проекты в сфере радиоэлектронной борьбы.

В поисках замены

Как предполагают западные СМИ, впервые концептуальный облик будущей ракеты был представлен заместителем министра обороны США по научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам Чуком Перкинсом в апреле 2016 года.

В средства массовой информации попало изображение ракеты, выпущенной истребителем пятого поколения Lockheed Martin F-22A Raptor.

Flight International считает, что Пентагон ищет замену управляемой ракете средней дальности AIM-120. В Минобороны США планируют оснастить ВВС ракетами, которые смогут поражать воздушные цели на расстоянии свыше 160 км.

AIM-120 разрабатывалась в 1979—1991 годах и стоит на вооружении более четверти века. Эта ракета является основным оружием истребителей F-15, F-16, F/A-18, F-22 и штурмовика Harrier-II. ВВС США получили более 20 тыс. AIM-120 различной модификации.

Максимальная дальность усовершенствованных версий AIM-120 превышает 100 км и, предположительно, может составлять 160 км. При этом в заявленных характеристиках дальность AIM-120 оценивается примерно в 50 км.

В американских медиа отмечают, что Пентагон обеспокоен возросшими возможностями России и Китая в воздушном пространстве, которое после холодной войны было практически полностью подконтрольно США.

Новая ракета должна нивелировать боевой потенциал истребителей Москвы и Пекина. Американские эксперты утверждают, что российские ВКС составляют серьёзную конкуренцию США на Ближнем Востоке и в Европе, а китайские ВВС — в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

«Второе дно»

Главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский отметил, что на данный момент рано говорить о существовании у Пентагона твёрдого намерения создать новую ракету для ВВС. По его словам, Минобороны США пытается понять реалистичность подробного замысла.

«Средства вкладываются только в научно-исследовательскую работу (НИР). Её цель — оценка возможностей создания ракеты большой дальности класса «воздух — воздух» нового поколения и определение тактико-технических требований. Речь о заказе конкретной ракеты и старте опытно-конструкторских работ пока не идёт», — сообщил RT Мураховский.

Как пояснил эксперт, Пентагон постоянно проводит «широкий спектр исследований общего плана» относительно перспектив разработки нового оружия. В частности, Минобороны США инициирует комплекс НИР, чтобы усовершенствовать систему наведения ракет «воздух — воздух» и «земля — воздух».

Несколько иной взгляд на программу LREW у основателя портала Military Russia Дмитрия Корнева. Аналитик считает, что утечки в СМИ свидетельствуют о вполне чётком намерении Минобороны США разработать замену стоящим на вооружении AIM-120.

«Теоретически угрозу в воздухе для Соединённых Штатов могут представлять только Россия и Китай. Следуя этой логике, Пентагон хочет обновить нынешний арсенал для более эффективного пресловутого «сдерживания», — сказал в беседе с RT Корнев.

Однако эксперт не исключает, что у проекта LREW может быть «второе дно». Корнев предполагает, что НИР по ракете большой дальности является частью плана формирования глобальной системы ПРО.

«Вполне возможно, что наряду с морскими платформами Пентагон пытается развивать воздушные. То есть проект нужен для понимания, насколько реально оснастить истребители ракетами, которые смогут сбивать баллистические гиперзвуковые цели в ближнем космосе», — отметил Корнев.

Корнев напомнил, что за океаном активно укрепляют возможности ПРО. Но, по мнению эксперта, усилия США по нейтрализации мощи стратегических сил России с большой долей вероятности окажутся бесполезными.

«На мой взгляд, разработать ракету «воздух — воздух» с такими невероятными характеристиками в ближайшей перспективе нереально. Поэтому либо Штаты пытаются вооружиться ракетами большой дальности, либо формируют научно-технический задел для создания оружия, способного сбивать наши новейшие ракеты», — подытожил Корнев.

Управляемая ракета «воздух-земля» «פופאי» / AGM-142 «Have Nap» («Raptor») (Израиль — США. 1985 год)

Ракета оснащена инерциальной системой наведения с цифровой линией связи, а также телевизионной или инфракрасной ГСН. Линия связи обеспечивает возможность передачи управления ракетой с одного самолета на другой, что дает возможность первому самолету покинуть зону стрельбы. Боевая часть и ГСН выполнены по модульной схеме, это обеспечивает возможность применения ракеты в четырех вариантах. Используются 340-кг осколочно-фугасная и 350-кг проникающая боевые части. Также для данной ракеты была разработана кассетная БЧ. Применение этих БЧ с ИК или ТВ ГСН дает четыре конфигурации ракеты.

Основным целями ракеты являются электростанции, подстанции, башни крэкинга и дистилляции, коммуникационные узлы, подвижные и стационарные РЛС, центры связи, научно-исследовательские центры и полигоны.

На данный момент, AGM-142 находится в производстве, включая программу улучшения производственного процесса (Producibility Enhancement Program — PEP), которая была начата в октябре 1993 года. Эта программа состоит из трех последовательных этапов, предназначенных для снижения стоимости ракеты, стоимости производства ракеты и оборудования для обслуживания, в то время как улучшается процесс техэксплуатации и основные ТТХ. Конструктивные изменения включают в себя установку новой инерциальной платформы, ИКГСН, компонентов топлива двигателя, крыльев и рулей, и улучшенный цифровой процессор, в соответствии с тенденцией снижения количества элементов на плате в отсеке БРЭО.

Кроме ВВС США ракеты закупает ВВС Израиля, Королевские ВВС Австралии, Турции и с августа 1999 года ВВС Южной Кореи.

Австралия в своё время разместила модернизированные ракеты AGM-142 на тактических бомбардировщиках F-111, которые были впоследствии сняты с вооружения. Носителями «Попаев» стали F-18. Изначально, Турция планировала закупить 50 ракет Popeye I для оснащения истребителей-бомбардировщиков F-4, но после поставки 40, заказ увеличили до 100 ракет.

Читать еще:  Метеориты, упавшие на землю: подарок вселенной или космические разрушители?

В мае 1997 года Израиль и Турция подписали соглашение о совместном выпуске ракет Popeye II. Начальная стоимость программы составила 100 млн. у.е. Ракета Popeye II меньше по размерам, но выполняется по более продвинутым технологиям. Popeye II так же известна под названием Have Lite, создана для многофункциональных истребителей, и имеет дальность 150 км. По оценкам, стоимость совместной программы может составить 500 млн. долларов.

В 1999 году Израиль планировал продать Индии партию ракет Popeye II. Но США, сказали, что не заинтересованы в продаже оружия Индии из-за напряженности в регионе. Есть сведения, что в Израиле ракета может оснащаться малогабаритной ядерной БЧ.

Система наведения — инерциальная + ТВ или ИК
Вес, кг — 1360
Вес БЧ, кг — 340 / 350
Диаметр, м — 0,533
Длина, м — 4,8
Размах крыла,м — 1,98
Дальность, км — 75-80

«Таранить. Приказ Москвы. Передал Дракон»

60 лет назад самолет-разведчик США вторгся в пределы СССР и долетел до Свердловска. От выпущенных по нему ракет погиб советский летчик

  • «Оттепель»

    В 1960 году исполнилось 14 лет знаменитой Фултонской речи Уинстона Черчилля, с которой началась холодная война. За эти 14 лет в Советском Союзе произошли серьезные изменения: умер Сталин, началась хрущевская оттепель. Это отразилось и на взаимоотношениях с Западом.

    В 1955 году Москва выступила с призывом остановить гонку вооружений. В 1959 году советское руководство посетило Штаты по приглашению американского президента Дуайта Эйзенхауэра. В ходе визита обсуждались и вопросы разоружения.

    Дебаты Никиты Хрущева и вице-президента Никсона, 1959 г.

    Осенью 1960-го советский лидер Никита Хрущев, выступая на заседании Генеральной ассамблеи ООН, подчеркнул, что никогда ранее гонка вооружений не несла столько угроз миру, как в век ядерного оружия.

    Появилась надежда, что напряженность в отношениях сверхдержав постепенно сойдет на нет. Однако в США такая тенденция нравилась не всем, и особенно — верхушке военно-промышленного комплекса. «Ястребам» было невыгодно улучшение отношений с Советским Союзом — это грозило сворачиванием крупных программ вооружений. Они склоняли главу ЦРУ Аллена Даллеса усилить разведку против СССР. Так родилась операция «Перелет».

    Подготовка

    Для операции был создан специальный самолет Lockheed U-2. Он достигал высоты полета 20–22 км и на этом уровне становился недосягаем для противовоздушной обороны. Более того, на такую высоту не мог подняться ни один истребитель. Скорость Lockcheed — около 750 км/час.

    Цель операции — пролететь от пакистанского города Пешавара до Норвегии над территорией СССР и произвести фотофиксацию промышленных и военных объектов.

    U-2 оборудовали магнитофоном с запасом пленки на восемь часов непрерывной записи. Также на борту был установлен аэрофотоаппарат.

    Пилотировать самолет-шпион доверили сотруднику ЦРУ, капитану Вооруженных сил США в отставке Френсису Гарри Пауэрсу.

    В его экипировку включили широкий ряд предметов выживания: от пистолета и ножа до англо-русского разговорника. Была даже записка:

    «Я американец и не говорю по-русски. Мне нужны пища, убежище и помощь. Я не сделаю вам вреда. У меня нет злых намерений против вашего народа. Если вы мне поможете, то вас вознаградят за это».

    Также Пауэрсу было выдано 3750 советских рублей наличными.

    Операция «Перелет» была назначена на 1 мая 1960 года.

    Примерно за час Пауэрс пролетел 300 миль от Пешавара до СССР. В 5 часов 36 минут по московскому времени он пересек советскую границу. Радары сразу зафиксировали это. Самолет летел на высоте 21 км и не отвечал на запросы. Главком ПВО потребовал немедленно пресечь полет разведчика.

    Но истребители-перехватчики на такую высоту подняться не могли, а ракеты «земля — воздух» были вне зоны полета U-2.

    Шпионский самолет пролетел над космодромом Байконур и направился в сторону Челябинска. Он мог бы лететь дальше по маршруту, но вдруг Пауэрс увидел взлетно-посадочную полосу крупного аэродрома и направил машину в сторону этого объекта, чтобы произвести аэрофотосъемку. Это был аэропорт Кольцово под Свердловском. Для Пауэрса это решение стало роковым.

    Если бы U-2 не стал фотографировать Кольцово, то, скорее всего, ракетчики не достали бы его. Но Пауэрс рискнул.

    Задача — таран

    Советские военные приняли решение сбить самолет-шпион тараном.

    Капитан Игорь Ментюков оказался участником этой истории случайно. В тот день он перегонял высотный перехватчик Су-9 с завода и приземлился в Кольцово. На борту не было вооружения. О приказе идти на таран Ментюков узнал по рации, когда уже сидел за штурвалом «сушки».

    Он даже не успел надеть высотно-компенсационный костюм, и поэтому не смог бы катапультироваться.

    Из воспоминаний Игоря Ментюкова

    «Утром 1 мая, примерно в начале седьмого, нас поднимают.

    По телефону получаю команду: «Готовность номер один!»

    Подумал, погода улучшилась, нас торопят. Взлетел, а мне — направление на Челябинск. Сразу возник вопрос: почему? Чуть позже беспокойство усилилось. Со мной на связь вышел не командный пункт аэродрома, а командующий авиацией армии ПВО генерал-майор авиации Юрий Вовк: «Я — Сокол, 732-й, как меня слышите? Слушайте меня внимательно. Цель — реальная, высотная. Таранить. Приказ Москвы. Передал Дракон».

    Серьезный, значит, случай, если приказ передает сам Дракон. Отвечаю:

    «К тарану готов. Единственная просьба — не забыть семью и мать. «»

    Но провести таран Игорю Ментюкову так и не удалось. Генерал-майор авиации Юрий Вовк, отдававший команды с земли, не очень хорошо разбирался в пилотировании Су-9. Перехватчик летел значительно быстрее U-2, поэтому обнаружить цель было сложно.

    Кроме того, пилот по приказу сбросил баки с топливом, пока искал цель, затем сжег остатки горючего почти до ноля. Ментюкову пришлось остановить выполнение задачи и тянуть машину до Кольцово.

    После посадки у Ментюкова был разговор с заместителем командующего авиацией войск ПВО генералом Семеновым.

    «Савицкий надеялся на вас, Ментюков, а вы. » — сказал генерал капитану. Евгений Савицкий и был тот самый Дракон — командующий истребительной авиацией войск ПВО.

    И все-таки достали

    Таран не удался. Оставалась надежда на ПВО. Когда U-2 подлетал к Уралу, все самолеты в зоне поражения были посажены на ближайшие аэродромы по команде «Ковер!». По Lockcheed U-2 было выпущено семь ракет.

    Это произошло в 8 часов 53 минуты утра по московскому времени, когда шпион пролетал в районе села Косулино.

    Из воспоминаний капитана Пауэрса

    «Неожиданно я услышал глухой взрыв и увидел оранжевое сияние.

    Читать еще:  Наступательная граната ргн: история создания и описание конструкции

    Самолет наклонился вперед носом, и показалось, что у него отломились крылья и хвостовое оперение.

    Точно я не знаю, в каком положении падал мой самолет, я видел во время падения только небо. Я думаю, что это произошло на высоте приблизительно 68 тысяч футов. примерно в 25–30 милях (40–48 км) южнее Свердловска. »

    Ракета не попала в цель и взорвалась, не долетев до самолета, но ее осколки повредили хвост и крылья U-2. Мощный двигатель, установленный сзади, принял на себя основной конус осколков и защитил летчика от смерти. По инструкции Пауэрс должен был нажать кнопку «взрыв» — самолет самоуничтожался через полторы минуты. За это время пилот должен был успеть катапультироваться.

    Но Пауэрс кнопку не нажал и остался в планирующем самолете.

    На высоте около пяти тысяч метров летчик разбил стекло кабины, выбрался на фюзеляж и прыгнул. Вскоре раскрылся парашют. Машина упала на поле вблизи деревни Поварня.

    По официальной версии, самолет Пауэрса сбил зенитно-ракетный дивизион майора Михаила Воронова (ракета ЗРК С-75).

    Правда, сам Воронов более получаса не докладывал о поражении цели, поскольку был уверен, что промахнулся. Всего было выпущено 14 ракет — не только по U-2, но и по своим самолетам. Когда стало известно об успехе операции, командование ПВО заявило, что по шпиону была пущена только одна ракета. Газеты воспевали советских ракетчиков. Министр обороны СССР Родион Малиновский, отвечая на вопрос о том, почему вражескому самолету вообще дали продвинуться вглубь страны, утверждал, что это было сделано специально: чтобы американец потом не мог сказать, что случайно сбился с курса. Но военные эксперты полагают, что перехватить U-2 наши истребители просто не могли, — он летел на недоступной для них высоте. И если бы Пауэрс не заинтересовался аэропортом Кольцово.

    Холодная война становится холоднее

    5 мая 1960 года на сессии Верховного Совета СССР Никита Хрущев упомянул об инциденте в воздушном пространстве Советского Союза. В ответ американцы сделали заявление, что пилот U-2 сбился с курса, был подбит и погиб.

    7 мая Хрущев дополнил свои слова: «Товарищи, я должен посвятить вас в один секрет. Делая прошлое сообщение, я намеренно воздержался от упоминания о том, что пилот жив-здоров, что у нас имеются обломки самолета. Мы поступили так, потому что, сообщи мы все как было, американцы придумали бы иное объяснение».

    Говорить об улучшении советско-американских отношений было уже невозможно.

    Суд над Фрэнсисом Пауэрсом проходил в Москве. Он признал вину и выразил сожаление, что принял участие в этой миссии.

    из показаний капитана Пауэрса

    «Признаю себя виновным в том, что летел над советской территорией и над заданными мне пунктами по маршруту полета включал и выключал соответствующие рычаги специальной аппаратуры, установленной на борту моего самолета.

    Как я считаю, это делалось для того, чтобы получить разведывательные сведения о Советском Союзе».

    19 августа 1960 года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила Пауэрса к 10 годам лишения свободы. 10 февраля 1962 года пилота U-2 обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля. 2 августа 1977 года Френсис Пауэрс разбился на вертолете.

    Цена человеческой жизни

    В этой шпионской истории был еще один участник — летчик Сергей Сафронов. 1 мая 1960 года он стал жертвой глупости или халатности своих же сослуживцев.

    Сафронов поднялся в воздух на МиГ-19, чтобы сбить U-2. В паре с ним взлетел на таком же самолете Борис Айвазян.

    В 9:15 на радаре одного из дивизионов была обнаружена цель. «Есть цель! Вижу пару в зоне поражения! Что делать?» — доложили на командный пункт. Генерал-майор Иван Солодовников приказал открыть огонь.

    Но находящийся на командном пункте начальник штаба зенитно-ракетных войск ПВО полковник Певный определил, что в воздухе свои. Солодовников возразил: «В воздухе своих самолетов нет». Певный ответил: «В воздухе свои самолеты!» и отложил микрофон командной связи в сторону. «Уничтожить!» — настаивал Солодовников. «Это наши истребители!» — Певный вышел из-за пульта управления. Тогда генерал Солодовников сам взял микрофон и поставил задачу командиру зенитного полка: «Цель уничтожить!»

    Самолет Сергея Сафронова был подбит. Борис Айвазян, заметив пуск ракет с земли, резко бросил самолет и ушел от ракеты.

    К тому времени шпионский самолет уже полчаса как был сбит. Но на командном пункте ПВО об этом не знали.

    Трагедия произошла над Дегтярском (34 километра юго-западнее Свердловска.Ред.) во время первомайской демонстрации. Машина могла упасть на город. По одной из версий, Сафронов был жив и тянул МиГ в сторону леса, после чего катапультировался, но высоты для полного раскрытия парашюта было уже недостаточно.

    Но есть и другая версия. Полковник Анатолий Железнов, прибывший за телом погибшего летчика, вспоминал: «Насчет того, что Сергей катапультировался, — все это бред! Было прямое попадание, его убило с ходу, и приземлился он уже мертвым, тело выбросило из самолета. Так плашмя и лежал, как его придавило. Помню, в морге я руку его взял — как из теста, без костей словно… Он лежал целехонький в высотном костюме.

    Кровь на лице, потому что он упал с огромной высоты, и катапульта сработала от удара о землю».

    Впоследствии было установлено, что ответчик системы распознавания «свой-чужой» на самолете Сафронова был включен, но сама система не была задействована наземными службами ПВО. Генерал-майор Солодовников был отправлен в отставку.

    После работы комиссии из Москвы в штабе зенитно-ракетных войск состоялось партийное собрание с участием члена Военного совета генерала Александра Чубарова. Ракетчики задали ему неприятные вопросы: почему, вопреки запрету, в боевых зонах летали свои истребители? Почему главный виновник гибели летчика Сафронова генерал Вовк ушел на повышение? В то же время полковник Певный, который определил, что в воздухе находятся свои истребители, остался без поощрения. Чубаров не ответил на эти вопросы.

    На следующий день до всех офицеров штаба довели распоряжение генерала: «Запретить критику приказов и распоряжений командования!»

    Евгений Сеньшин, специально для «Новой»

    Почему это важно

    Если вы тоже считаете, что журналистика должна быть честной, смелой и независимой, станьте соучастником «Новой газеты».

    «Новая газета» — одно из немногих СМИ в России, которое не боится публиковать расследования о коррупции чиновников и силовиков, репортажи из горячих точек и другие важные и, порой, опасные тексты. Пять журналистов «Новой газеты» были убиты за свою профессиональную деятельность.

    Ссылка на основную публикацию
    Статьи c упоминанием слов:
    Adblock
    detector