5 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

ИЛ-96 – устаревшая модель или будущее российской гражданской авиации

ИЛ-96 – устаревшая модель или будущее российской гражданской авиации?

Пассажирский самолёт ИЛ-96-300 в настоящее время является флагманом Воронежского акционерного самолётостроительного общества в сфере межконтинентальных пассажирских перевозок. Несмотря на то, что ИЛ-96-300 производится до сих пор, по своим техническим характеристикам этот самолёт давно уже не соответствует мировым стандартам.

В связи с этим, давно уже ведутся разговоры о глубокой модернизации ИЛ-96-300 и производстве на его базе пассажирского самолёта следующего поколения – ИЛ-96-400. Новый ИЛ-96 должен не уступать ведущим современным производителям широкофюзеляжных самолётов по уровню комфорта и технических характеристик.

История создания аэробуса Ил-96

1977 — КБ под руководством С.В.Ильюшина получает техническое задание на разработку проекта дальнемагистрального аэробуса на смену Ил-86. В этот год началась история Ил-96.

1977-1988 — на этапе проектирования первого варианта (шифр Ил-86Д) произведена замена двигателей НК-56 на более экономичные ПС-90. Для этого была уменьшена площадь крыла, длина фюзеляжа и пассажировместимость.

28.09.1988 — лётчик-испытатель С.Г. Близнюк впервые поднял в воздух над Москвой опытный экземпляр Ил-96-300 под маркировкой 96000. До конца 1992 года проходили всесторонние испытания и доработка всех систем самолёта.

1989 — Ил-96-300 экспонируется на авиационной выставке в Ле Бурже (Франция).

1992 — экспериментальные беспосадочные полёты Ил-96 на максимальную дальность:

  • Москва — Петропавловск-Камчатский — Москва, 14800 км за 18 часов 9 минут.
  • Москва — Портленд через Северный полюс за 15 часов.

29.12.1992 — самолёт получает сертификат лётной годности и полностью готов к коммерческой эксплуатации.

1993 — на Воронежском авиастроительном предприятии начато серийное производство Ил-96-300. Первый зарубежный рейс Ил-96-300 Москва — Нью-Йорк.

1996 — в воздух поднимается первый из серии самолётов Ил-96ПУ, предназначенных для передвижения Президента Российской Федерации. В состав специального авиаотряда с 1996 по 2015 год включено пять машин.

2000 — разработана новая модификация — Ил-96-400. Из-за отмены пошлин на ввоз и эксплуатацию самолётов иностранных производителей машина не обрела большую популярность у российских авиаперевозчиков. Проектантам пришлось начать работы по созданию специализированных модификаций самолёта.

2004 — несколько самолётов реализованы государственной авиакомпании Кубы. До сегодняшнего дня она остаётся единственной страной кроме России, где эксплуатируются Ил-96.

2009 — начало эксплуатации грузовой модификации Ил-96-400Т. В этом же году по инициативе министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко снят с производства Ил-96-300.

2013 — в эксплуатации находятся 18 бортов Ил-96 различных модификаций:

  • В Российской Федерации — 15;
  • на Кубе (авиакомпания Cubana de Aviacion) — 3.

2014 — Аэрофлот выводит из эксплуатации все самолёты Ил-96, заменив их на широкофюзеляжные самолёты Боинг и Эрбас.

2015 — на государственном уровне согласовано решение о выпуске новой модификации Ил-96-400М. Согласно договорённостям между ОАК и Воронежским авиастроительным предприятием первый экземпляр самолёта будет собран в 2019 году. Объём государственной программы постройки парка Ил-96-400М — 50 млрд.руб.

Всего было произведено 28 единиц различных модификаций Ил-96. Надеемся, что история создания аэробуса Ил-96 не закончится, и мы еще увидим российские лайнеры в небе.

Кто создал

Проект дальнемагистрального широкофюзеляжного самолёта Ил-96 разработан коллективом авиационного конструкторского бюро под руководством выдающегося советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина.

Сергей Владимирович Ильюшин

Уже после распада СССР, в 1993 году достижение конструкторов было отмечено Государственной премией РФ в области науки и техники.

Имена тех, кто создал Ил-96, вписаны в отечественную историю золотыми буквами. В их числе, главные конструкторы:

Ил-96-300, Ил-96-400 — Генрих Новожилов.

Генрих Васильевич Новожилов

Ил-96-400М — Николай Таликов.

Николай Дмитриевич Таликов

История создания Ил-96 и его модификации

К разработке новой модели самолета конструкторы приступили в 1978 году. В основу новой разработки был положен уже существующий отечественный дальномагистральный самолет Ил-86Д. Конструкторы использовали за основу Ил-86 аж до 83-го года, пока не начали появляться передовые технологии, которые заставили создателей пересмотреть проект и задействовать более прогрессивные материалы и технологии. Конструкторы были поставлены перед фактом, что разработанные ими агрегаты и детали уже далеко не актуальны, а мировое авиастроение шагнуло далеко вперед.

Вот по этим причинам конструкторам пришлось отступить от своих планов и разработать принципиально новую машину, которая и была основой для всех последующих модификаций новой машины Ил-96. Впервые новый Ил-96 оторвался от земли в октябре 88 года, а уже в 89 году был представлен в Париже на всемирном авиашоу. В процессе испытаний Ил проводил много испытаний, главным из них являлся полет на дальность. На базе новой машины было создано много новых модификаций, которые были более специализированы.

Читать еще:  Проект 22160: малый патрульный корабль

Модификация Ил-96-400 была улучшена по сравнению с базовой моделью, поскольку в ней была увеличена мощность двигателей, а также количество мест для пассажиров. Была создана и грузовая модель Ила, которая активно используется и в наше время. Еще более прогрессивной была модель Ил-96М, которая разрабатывалась совместно с авиакомпаниями США. Но данная модель на сегодняшний день существует в одном экземпляре и используется только для презентации его на авиавыставках мира. Что касается стандартной модели Ил-96, то она в массовое производство поступила только с 1993 года.

Интересные факты из эксплуатации самолёта Ил 96

  1. Ил-96 единственный самолёт с широким фюзеляжем, созданный в СССР.
  2. В истории эксплуатации Ил-96 не произошло лётного происшествия связанного с гибелью людей – это надёжный широкофюзеляжный лайнер.
  3. Одной из модификаций этого самолёта является Ил-96-300ПУ, который служит воздушным пунктом управления для президента РФ.
  4. Многие машины из числа Ил-96 получили собственные имена в честь знаменитых лётчиков и космонавтов.
  5. В истории эксплуатации Ил-96 лишь один раз произошёл запрет на полёты из-за заводского брака у шасси президентского самолёта. Запрет продолжался 42 дня – Аэрофлот понёс значительные убытки в результате этого прецедента.
  6. Площадь теннисного корта в полтора раза меньше площади крыла Ил-96.

Галерея Ил-96

Ильюшин Ил-96 — широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет, разработанный в КБ им. Ильюшина в 1980-хх. Первый в истории авиастроения СССР и России широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер. На базе Ил-96 создан Борт №1 Президента РФ.

История

В 1976 году от земли оторвался первый советский широкофюзеляжный пассажирский лайнер Ил-86. Имея вместимость до 350 пассажиров и большое количество специально разработанных решений, он мог перевозить сразу большое количество людей между многими центральными и региональными аэропортами страны. Однако, у этого самолета были и недостатки, главной из которых была дальность: при полной загрузке он летал на 3800 км, а при стандартной, с 300 пассажирами на борту — 5000 км. Поэтому Ил-86 считался самолетом для маршрутов средней протяженности (по нынешним меркам: ближне-среднемагистральный лайнер).

Для дальних же перелетов по-прежнему использовался узкофюзеляжный Ил-62. Он летал на достаточные расстояния но вместимость меньше 200 человек и довольно скромные условия комфорта не отвечали требованиям времени.

Правительство представило свои требования к самолету, который должен был решить эту проблему. Будущая машина должна была летать на скорости 850-900 км/ч на дистанции от 4000-11000 км. Масса нагрузки до 30 тонн, а вместимость, близкая к Ил-86 (300-350 пассажиров). При этом, самолет должен был взлетать и садиться на уже имеющихся ВПП длиной до 3200 метров.

В КБ Ильюшина уже в 1970-хх развернули работу по созданию модификации Ил-86Д (Дальний) — способного летать на расстояния до 9000 км. Изменения предполагались минимальными для экономии средств на разработку. Планировалось увеличить площадь крыла, а так же установить новые, более мощные двигатели НК-56 тягой до 18 тс. Однако, при проработке концепции выяснилось, что применение перспективных материалов, переработка конструкции и использование новейших решений позволят значительно улучшить характеристики самолета. Кроме того, было решено отказаться от использования двигателя НК-56 в пользу ПС-90, который так же должен был ставится на разрабатываемый тогда Ту-204. Сложность заключалась в том, что ПС-90 был более эффективным, но для его установки нужно было, фактически, создавать новое крыло (у Ил-86 крыло и пилоны располагались слишком низко и ПС-90 просто не помещался). Все эти изменения давали большую отдачу, но это значило, что КБ Ильюшина, фактически, должны были создать новый самолет лишь в общем продолжающий конструкцию Ил-86. Было решено поступить именно так.

Работы продолжались в течение многих лет. Первый опытный экземпляр изготавливался в на площадке КБ в Москве. В 1988 году самолет прошел церемонию выкатки, а 27 сентября 1988 года прототип Ил-96-300 совершил свой первый полет. Лайнер совершал множество испытательных полетов, в том числе на большие расстояния. Он получил сертификат летной годности в 1992 году. Активная эксплуатация началась в 1993 году.

Конструкция

Ил-96 — классический четырехдвигательный широкофюзеляжный авиалайнер с низкорасположенным крылом малой стреловидности и четырьмя подвешенными под крылом реактивными двигателями. Создан на базе Ил-86 и внешне ему очень близок, однако, имеет множетство отличий, делающих его, практически, новым самолетом.

Ил-96 — широкофюзеляжный дальнемагистральный лайнер

Крыло и оперение

Самолет получил полностью новое крыло большого удлинения с более совершенной аэродинамикой и законцовками, устанавливающимися впервые. Габариты крыла так же значительно изменились. Размах вырос на 9,6 метров, площадь выросла с 320 до 350 м2.Стреловидность крыла была снижена с 35 градусов на Ил-86 до 30 градусов на Ил-96. Средняя крейсерская скорость, при этом, снизилась с 950 до 870 км/ч, однако, аэродинамически более совершенный лайнер стал значительно экономичнее.

Читать еще:  История советских буллпапов. Автомат ЛА-4 60-х годов ХХ века

Горизонтальное оперение Ил-96 — то же, что у Ил-86, а площадь вертикального оперения возросла за счёт увеличения его высоты на 1,5 метра. Необходимость увеличения площади вертикального оперения обусловлена требованием обеспечения путевой устойчивости в случае отказа одного двигателя.

Двигатели

Самолет оснащается двигателями ПС-90А. Эти двигатели было решено сделать базовыми для унифицированных силовых установок Ил-96 и Ту-204. Имея тягу до 16 тс, эти двигатели, примерно на 20% экономичнее НК-86, установленных на Ил-86.

Вкупе с экономией по совершенству планера и массе, Ил-96 стал наиболее эффективным лайнером из всех, созданных в КБ Ильюшина. В нише дельнемагистральных самолетов в расчете на пассажиро-километр расход топлива у Ил-96 был вдвое меньше, чем у Ил-62М.

Фюзеляж и салон

Ил-96-300 имеет фюзеляж, конструкционно близкий фюзеляжу Ил-86. Поэтому внешне самолеты кажутся, практически, одинаковыми. Диаметр фюзеляжа остался прежним — 6,08 метра, однако, длина была снижена на 5,23 метра. В конструкцию фюзеляжа внедрены новые решения и материалы, позволившие снизить его массу, увеличить ресурс и аэродинамическое качество.

Различная компоновка пассажирского салона предусматривает вместимость от 235 до 300 человек. Плотная компоновка позволяет вместить 300 пассажиров. Компоновка на 235 мест предусматривает 3 салона. Предполагалась так же промежуточная двухсалонная компоновка на 262 пассажира. Салон имеет буфетные стойки и 8 туалетов.

При создании Ил-96 в КБ отказались от концепции «багаж при себе», а так же от выдвижных трапов. В 1980-хх инфраструктура аэропортов активно развивалась, необходимость в подобных системах уже не была очевидной. А багажные помещения, лестницы для пассажиров с палубы на палубу и выдвижные трапы увеличивали массу самолета и потребляли довольно много внутреннего пространства. Из особенностей Ил-86 на новом лайнере осталось расположенное на нижней палубе кухонное помещение.

Освободившееся пространство нижней палубы использовали по более классической схема. Нижняя палуба имеет 3 грузовых отсека: 2 стандартных отсека для контейнеров и третий для перевозки штучных грузов. Кроме того, увеличенные топливные баки стали вмещать до 150 тонн (114 на Ил-86).

Система управления

На Ил-96 установлен новейший на то время пилотажно-навигационный комплекс, упрощающий управление и позволяющий полностью отказаться от штурмана (на Ил-86 штурман, часто оставался не смотря на то, что технически, было допустимо летать без него). Кабина пилотов оснащена шестью дисплеями на лучевых трубках. Самолет управляется с применением электродистанционной системы управления (ЭДСУ).

Шасси

Шасси Ил-96-300 подверглось минимальной модификации в сравнении с Ил-86. Шасси четырехстоечное с передней поворотной стойкой. Применение трех четырехколесных с стоек основной опоры по-прежденму диктуется необходимостью работы с аэродромов с недостаточно плотным для тяжелых лайнеров покрытием.

Модификации

Ильюшинцы учли урок малого модернизационного потенциала Ил-86. При создании Ил-96 в него изначально было внесена возможность довольно сильных конструкционных изменений при минимальных расходах. Благодаря этому, не смотря на малую серийность, лайнер получил множество модификаций.

  • Ил-96-300 — базовый самолет. Единственный серийно выпускаемый и находящийся в эксплуатации самолет.
  • Ил-96-300ПА/ПУ(М1) — специальная модификация, разработанная для перевозки руководителей РФ, в том числе Президента. Самолет имеет увеличенную дальность полета, а так же оснащается рядом специальных систем, позволяющих вести постоянную коммуникацию с гражданскими и военными структурами. Изготовлено 5 самолетов этого типа.
  • Ил-96М — первый самолет, созданный в международной кооперации. Оснащался оборудованием Collins и двигателями Pratt & Whitney PW2337. В 1997 году получил сертификат FAA. В 2009 году был утилизировал.
  • Ил-96Т — грузовая версия Ил-96М. Был изготовлен один прототип. Совершил первый полет в 1997 году. Серийно не выпускался.
  • Ил-96МД — модификация с двумя двигателями Pratt & Whitney PW4082 (от Boeing 777). Не выпускался.
  • Ил-96МК — самолет с четырьмя двигателями НК-92 тягой до 20 тс. Был создан прототип, позже переделанный в Ил-96-400Т.
  • Ил-96-400 — обновленная модификация Ил-96М с установленными двигателями ПС-90А1 тягой 17,4 тс и обновленной авионикой. 2 самолета находятся на хранении и еще 2 находятся в парке СЛО «Россия» и в составе ВКС РФ (модификация Воздушный Пункт Управления).
  • Ил-96-400Т — грузовая модификация Ил-96-400. Находятся на модификации или хранении.
  • Ил-96ВКП — Воздушный Командный Пункт — версия для замены Ил-86ВКП.
  • Ил-96-400Т3 — модификация стратегического топливозаправщика. Имеет дополнительные топливные баки, позволяющие передать до 65 тонн топлива другим самолетам.
  • Ил-96-400М — перспективная модификация, разрабатываемая в АК им. Ильюшина.

Эксплуатация

Самолет выпускается с 1992 года на авиазаводе ВАСО в Воронеже. Всего, на 2017 год выпущено 30 самолетов разных модификаций (в основном, Ил-96-300). Из них 12 летают в составе Специального Летного Отряда «Россия» (СЛО) (в том числе, несколько бортов Президента РФ), а так же кубинской авиакомпании Cubana de Aviacion (в том числе, один борт для Президента Кубы).

Читать еще:  Картинки. Авиахудожества-Валерий Медведев

В 2016 году Авиационный комплекс им. Ильюшина сообщил о плане создания новой пассажироской модификации лайнера Ил-96-400М. Новый проект получил поддержку со стороны Правительства РФ.

За время эксплуатации с Ил-96 несколько раз случались аварии и происшествия, в том числе, с бортами СЛО Россия. Однако, все эти происшествия не заканчивались авиакатастрофами и не повлекли за собой человеческих жертв.

Эксплуатация

Самолёт выпускается с 1992 года на Воронежском авиационном заводе. С 1988 года построено 23 самолёта данного типа. По данным августа 2009 года в эксплуатации находятся 16 самолетов (в России 13). Из них для пассажирских перевозок используется 6 лайнеров Аэрофлота.

По решению Министерства гражданской авиации СССР, принятому на заседании коллегии 26 января 1989 года, первые самолёты Ил-96 планировалось передать в ЦУМВС (Центральное управление международных воздушных сообщений) Аэрофлота, затем — в Домодедовский авиаотряд. Переучивание лётного состава проходило в ОКБ имени Ильюшина. Первый лётный отряд был организован 6 августа 1991 года. В 1992 году были выполнены несколько технических рейсов из Москвы в Петропавловск-Камчатский и Южно-Сахалинск.

Коммерческая эксплуатация самолёта началась 14 июля 1993 года на маршруте Москва-Нью-Йорк. Первое время самолёт использовался на преимущественно зарубежных рейсах: в Сингапур, Лас-Пальмас, Нью-Йорк, Тель-Авив, Пальма де Майорка, Токио, Бангкок, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Сиэтл, Рио-де-Жанейро, Буэнос-Айрес, Сеул, Сан-Паулу, Гавану, Ханой, Сантьяго, Лиму. Все летающие на данный момент в Аэрофлоте самолёты Ил-96 были собраны в первой половине 1990-х годов. В обмен на снижение пошлин на ввоз иностранной техники Аэрофлот обязался приобрести дополнительную партию Ил-96, но сделка так и не состоялась, хотя пошлины были снижены.

Два самолёта построены для обслуживания президента Российской Федерации (модификация Ил-96-300ПУ, б/н RA-96012, RA-96016).

В 2005-2006 годах три Ил-96-300 были поставлены на Кубу, в том числе один — для обслуживания президента Кубы. В 2009 году правительство Венесуэлы заключило контракт на поставку двух Ил-96-300 — один для пассажирских, другой для VIP-перевозок.

Осенью 2008 года лизинговая корпорация ИФК изъяла два Ил-96-300 у Красноярских авиалиний в связи с неплатёжеспособностью компании. В настоящее время самолёты находятся на хранении. В истории российской авиации это был первый случай, когда у авиакомпании «отобрали» самолёты. Именно эти два Ил-96-300 рассматриваются для передачи в Венесуэлу.

В 2009 году в авиакомпании Полёт началась эксплуатация грузовых самолётов Ил-96-400Т, которые изначально планировал купить Аэрофлот, но впоследствии отказался от них. По состоянию на сентябрь 2009 года, в авиакомпании Полёт насчитывается три Ил-96-400Т с планом получением ещё трёх машин в 2010 году. Также, в ходе авиакосмического салона МАКС-2009 было подписано соглашение с перуанской авиакомпанией на поставку двух грузовых Ил-96-400Т с опционом ещё на один такой самолет и ведутся переговоры о поставке его в Китай и страны Ближнего Востока. Текущая версия самолёта оснащена новыми двигателями, самым современным пилотажно-навигационным комплексом российского производства, позволяющим эксплуатировать воздушное судно без каких-либо ограничений по всему миру. Подобных самолётов в России до сих пор не производилось. Ил-96-400Т может перевозить до 92 тонн грузов на маршрутах средней и дальней протяжённости. Самолет сертифицирован в соответствии с российскими нормами лётной годности, гармонизированными с нормами Евросоюза и США.

В разное время велись переговоры о продаже Ил-96 в Китай (три самолёта), Сирию (три самолёта) и даже Зимбабве. Авиакомпания KrasAir планировала в 2007 году передать два своих Ил-96 в «мокрый лизинг» на год в Iran Air.

Два первых опытных образца (б/н 96000 и 96001), долгое время хранившиеся в ЛИИ имени Громова в Раменском, в мае 2009 года были уничтожены. Ещё 5 самолётов (2 KrasAir и 3 Домодедовских авиалиний) временно выведены из эксплуатации и находятся на хранении.

В 2009 году министр промышленности и торговли Виктор Христенко принял решение о снятии с производства пассажирского самолета Ил-96-300 в ближайшие годы, так как лайнер не способен конкурировать с новейшими дальнемагистральными пассажирскими самолётами компаний Boeing и Airbus. Создатели Ил-96-300 ориентировались на экономические показатели Boeing 767, однако с момента первого полета Ил-96-300 введены в эксплуатацию дальнемагистральные авиалайнеры нового поколения Boeing 777, Airbus A330, Airbus A340, Airbus A380, ожидается скорый выход на рынок Boeing 787 и Airbus A350. До 2012 года будут произведены ещё два Ил-96-300 для СЛО «Россия» (в том числе президентский Ил-96-300ПУ). В производстве остается грузовая версия самолёта Ил-96-400Т.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector