Як-42 – невезучий рекордсмен
Як-42 – невезучий рекордсмен
Созданному в КБ Яковлева самолету Як-42 принадлежит ряд мировых рекордов в классе подобных машин. Это достижение удивительно тем, что бюро не специализировалось на создании пассажирских самолетов.
В ходе одного из рекордных полетов машина без посадки преодолела расстояние от Москвы до Хабаровска. Распространению и развитию лайнера сначала помешали проблемы конструкционного характера, а затем – банкротство единственного завода-изготовителя.
- История создания
- Конструкция
- Технические характеристики в сравнении с конкурентами
- Особенности эксплуатации
- Интересные факты
- След в истории
- Видео
Як-42 Скорость. Размеры. Вместимость. Расход топлива. История. Дальность полета
Проектирование пассажирского самолета Як-42 началось в ОКБ под руководством А.С. Яковлева в 1973 г. В первоначальном варианте планер по внешнему виду немного схож со своим предшественником Як-40, но только увеличенных размеров. Успешная эксплуатация и большой серийный выпуск Як-40 повлияли на решение А.С. Яковлева строить самолет с прямым крылом.
Галерея Як-42
Як-42 — трехдвигательный реактивный региональный пассажирский самолет, разработанный в СССР в середине 1970-х годов для замены устаревающего Ту-134.
История Як-42
В начале 1970-х годов Аэрофлот начал испытывать потребность в региональном пассажирском самолете, который мог бы заменить Ил-18 и, частично, Ту-134.
Разработка началась в 1972 году. Было изготовлено несколько прототипов с разной стреловидностью крыла, из которых был выбран вариант со стреловидностью 23°. Первый опытный экземпляр самолёта был выпущен Смоленским авиазаводом в конце 1974 года и в 1975 году поступил на лётные испытания.
Перевозки на Як-42 начали осуществляться Аэрофлотом в 1980 году, но катастрофа одного из в 1982 году остановила серийные поставки на 2 года. В 1988 началось серийное производство новой модификации с увеличенными дальностью и максимальным взлётным весом — Як-42Д. Самолёт экспортировался в Китай и на Кубу. Последний самолёт был поставлен заказчику в 2003-м году. Производство самолетов было прекращено, а Саратовский авиационный завод прекратил свою работу.
К концу первого десятилетия 21 века самолет уже уступал в топливной эффективности иностранными лайнерами аналогичной вместимости. Тем не менее, ряд авиакомпаний эксплуатировали его до сентября 2011 года, когда авиакатастрофа, унесшая жизни членов хоккейной команды «Локомотив» поставила точку в его коммерческой эксплуатации в России.
Всего было выпущено 183 самолёта (из них два для прочностных испытаний): 11 на Смоленском авиазаводе (1977−1981) и 172 на Саратовском авиазаводе (1978—2003).
По данным на 2013 год было потеряно 9 самолётов.
Конструкция Як-42
Самолет построен по схеме свободнонесущего низкоплана с фюзеляжем полумонококовой конструкции. Три ТРДД располагаются в задней части фюзеляжа: два на пилонах по бокам и один внутри фюзеляжа с выведенным S-образном каналом воздухозаборником. Самолет имеет консольное стреловидное крыло и Т-образное хвостовое оперение.
Самолет стал шагом вперед в советском авиастроении. При его разработке особое внимание уделялось экономической эффективности его производства и эксплуатации. В виду этого, в его конструкции применялось множество решений, сделавших его прямой аналог – Ту-134 архаизмом во многих экономических сравнениях. Как и на Як-40, применён встроенный трап, расположенный в хвосте.
Видео Як-42: видео взлета Як-42 из аэропорта Домодедово
Шасси самолёта трёхопорное, с выпуском передней опоры по потоку и основных опор поперёк потока в стороны, управление разворотом передней опоры, уборкой-выпуском и торможением шасси — гидравлическое. Колёса унифицированы с колёсами Ту-154.
Силовая установка – двигатели Д-36 на Як-42 не оснащены реверсом тяги, но, благодаря весьма низкой скорости посадки (около 200 км/ч) достаточно применения аэродинамических средств тормозов шасси для остановки. Установку же реверса на конструкции самолета отклонили для экономии массы самолета.
Модификации Як-42
Як-42 имел 8 модификаций, однако большая часть из них не была переведена в массовое производство. Крайней версией должен был быть глубоко модернизированный Як-242 с двумя двигателями ПС-90А12, но проект был закрыт.