Штурмовик Ил-16
Содержание
Штурмовик Ил-16
«Нет предела совершенству». Успехи штурмовика Ил-10, его отличные летные качества и способность в качестве истребителя противостоять в воздушных боях самолетам противника, послужили основанием для дальнейшего усовершенствования самолета, создания на его базе еще более маневренной и скоростной машины. Улучшение этих характеристик самолета повышало его боевую эффективность, а фронт по-прежнему испытывал потребность в хороших боевых машинах. В связи с этим в 1944 году, почти сразу после окончания государственных испытаний по Ил-10, конструкторское бюро С.В.Ильюшина приступило к работам над проектом нового штурмовика, получившего обозначение Ил-16.
История создания
Разработки преемника знаменитого Ил-2 завершились летом 1944 года принятием на вооружение самолёта Ил-10. И сразу же в конструкторском бюро Сергея Ильюшина занялись дальнейшим совершенствованием нового штурмовика. Опытный самолёт получил обозначение Ил-16.
Авиаконструкторы решили сохранить вооружение на прежнем уровне, а повысить боевую эффективность Ил-16 должен был рост лётно-технических характеристик. Если Ил-2 обычно защищались от вражеских истребителей с помощью брони и хвостового стрелка, то Ил-10 вполне мог вести оборонительный бой. От «шестнадцатого» ожидали такой прирост показателей, который превратил бы его, фактически, в истребитель-бомбардировщик.
Достичь таких результатов решили радикальными мерами – уменьшив габариты, следовательно, и массу самолёта.
Кроме того, двигатель АМ-42 со взлётной мощностью до 2000 л.с. собирались заменить на форсированный АМ-43.
Особенности конструкции
Самолет Ил-16 был сконструирован аналогично устройству предшественника – Ил-10. Подробнее:
- Это был одномоторный цельнометаллический низкоплан с фюзеляжем из бронекорпуса и хвостовой части уменьшенной длины по сравнению с Ил-10.
- Самолет имел также меньшую массу за счет снижения толщины бронеплит и увеличения площади небронированных частей фюзеляжа.
- Устройство крыла осталось без изменений, но с меньшим размахом.
- Основным преимуществом нового самолета была большая скорость, обеспечиваемая новым двигателем, и лучшая маневренность, обеспечиваемая измененной геометрией корпуса.
- Основным недостатком Ил-16 был двигатель новой модели АМ-43НВ. При всех своих достоинствах, прежде всего, большой мощности, двигатель оставался не обкатанным, как говорится, «сырым», к тому же имел низкую износостойкость, что совершенно не годилось для серийного производства.
Самолет, как символ достижений Страны Советов
Появление истребителя-моноплана с тупым носом и укороченным фюзеляжем первоначально было встречено в среде военных летчиков скептически. Конструкция самолета ломала все стереотипы, утвердившиеся в истребительной авиации в начале 30-х годов XX века. Тупой нос, короткий фюзеляж и убирающиеся шасси были нетипичными деталями для боевых самолетов того времени. К тому же новая машина должна была летать с такой скоростью, которая до сих пор считалась среди военных летчиков недостижимым барьером. В то время были уже опытные и экспериментальные гоночные образцы, летавшие на высоких скоростях, однако в боевой авиации самолеты продолжали оставаться тихоходами.
Советскому авиаконструктору Николаю Николаевичу принадлежит пальма первенства первого авиаконструктора, который решил сломать устоявшиеся в истребительной авиации стереотипы. Его детище, несмотря на трудности с вводом самолета в эксплуатацию, со временем стало символом достижений молодого советского государства. Самолет стал не только основой советской истребительной авиации в довоенное время, но и открыл дорогу для последующего парадного шествия истребителей – монопланов, самолетов нового поколения. Военные летчики любили машину Поликарпова, даже не смотря на ее строптивый и капризный характер. Если для новичков И-16 оставался самолетом сложным в пилотировании, то для опытных боевых летчиков машина открывалась в совершенно ином свете.
Освоив технику управления маленькой стремительной и юркой машиной, советские летчики подняли советские ВВС на качественно новую ступень. В небе Испании мир впервые увидел, какой должна быть современная истребительная авиация и большая заслуга в этом, принадлежит именно советским И-16.
Советский самолет рассказал о наличии в Советском Союзе серьезной конструкторской школы, с которой вскоре пришлось вести борьбу немецким конструкторам Вилли Мессершмиту, Эрнсту Хейнкелю и Хуго Юнкерсу.