0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проверенные войной

Проверенные войной. Чем вооружат российскую боевую авиацию в 2018 году

МОСКВА, 24 июл — РИА Новости, Андрей Коц. Главнокомандующий Воздушно-космическими силами России Виктор Бондарев сообщил, что в 2018 году ВКС получат более ста новых самолетов и вертолетов. Это заявление генерал-полковник сделал по итогам Международного авиакосмического салона МАКС-2017, завершившегося в минувшее воскресенье. По его словам, обновление авиапарка идет хорошими темпами.

«Получим не меньше, чем в этом году. Более сотни новых машин плюс модернизация и капитальный ремонт строевых. Мы очень хорошо обновляемся, — подчеркнул Бондарев. — Все прекрасно понимают, что мир сегодня идет по пути развития авиационно-космической составляющей. Там новые технологии, разработки, движение вперед. В конечном итоге это влияет и на развитие народного хозяйства, промышленности».

Отвечая на вопрос о госпрограмме вооружений на 2018-2025 годы (ГПВ-2025), главком отметил, что финансированием «авиацию не обидели», а значит, средств на ВКС в ближайшую «восьмилетку» жалеть точно не будут. Напомним, ранее в июне Бондарев заявил, что к 2025 году весь парк авиационной техники будет обновлен на 80-90 процентов.

Тактический уровень

На сегодняшний день в составе Воздушно-космических сил имеется около 3800 самолетов различных типов, а также порядка 1400 вертолетов, транспортных, ударных и многоцелевых. Конечно, полностью обновить такой огромный авиапарк в короткие сроки не представляется возможным, подобная задача не под силу даже американцам с их колоссальным военным бюджетом. Однако тенденция, заложенная еще в 2011-2012 годах, продолжает сохраняться: в войска идут не единицы, а десятки и даже сотни новых машин.

— Сегодня можно с уверенностью сказать, что парк оперативно-тактической авиации удастся обновить до заданных 80-90 процентов, — рассказал РИА Новости главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. — У нас хорошо отлажено производство истребителей Су-30СМ и Су-35С, скоро пойдет в серийное производство новый МиГ-35. Фронтовые бомбардировщики Су-34 активно вытесняют уже порядком устаревшие Су-24. До 2020 года должен пойти в серию истребитель пятого поколения Т-50. Положительная динамика и в армейской авиации, которая ежегодно получает десятки новых вертолетов Ми-28Н, Ми-35, Ка-52, современные модификации Ми-8 и других.

Истребитель Су-35С
Источник: © Ладислав Карпов/ТАСС

В 2018 году в состав ВКС должно войти около 30 многоцелевых истребителей Су-30СМ, около двух десятков сверхманевренных Су-35С и 16 фронтовых истребителей-бомбардировщиков Су-34. Эти самолеты прекрасно зарекомендовали себя в боевых условиях сирийской воздушной кампании, и за их будущее в составе российской авиации можно не беспокоиться. Легкий истребитель МиГ-35 в следующем году вряд ли пойдет в серию — на МАКС сообщалось, что, скорее всего, массовое производство этих машин начнется в 2019 году. Зато в следующем году ВКС России получат первую партию новых тренировочных самолетов СР-10 с крылом обратной стреловидности. Они будут использоваться в войсках для обучения пилотов наравне с турбовинтовыми Як-152 и реактивными Як-130.

А вот самого ожидаемого российского боевого самолета — истребителя пятого поколения ПАК ФА Т-50 — в следующем году ждать не стоит. Как сообщил на днях глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, первая установочная партия из 12 машин начнет поставляться в войска в 2019 году.

Стратегический уровень

Дальняя и стратегическая авиация в 2018 году принципиально новых машин не получит. Однако известно, что ПАО «Туполев» в следующем году планирует представить первый модернизированный сверхзвуковой бомбардировщик Ту-22М3М, в основе которого лежит еще советский проект Ту-22М4. Главное отличие обновленного самолета от предшественников — его оружие. Ту-22М3М сможет нести крылатые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-32 — глубокую модернизацию более старых Х-22. На ней установлены более мощный двигатель и помехозащищенная радиолокационно-инерциальная система наведения. Сообщалось, что ракета способна поразить цель на расстоянии до 1000 километров, что позволит Ту-22М3М осуществлять ее пуск, не заходя в зону действия ПВО противника.

Стратегические бомбардировщики Ту-160 над Красной площадью во время репетиционного пролета в преддверии Парада Победы. Архивное фото
Источник: © РИА Новости / Михаил Фомичев

«Старший брат» этого самолета — стратегический ракетоносец Ту-160 — в настоящий момент проходит модернизацию. Первый опытный образец Ту-160М2 появится в 2019 году. Сообщалось, что новый самолет будет основой воздушного компонента российской «ядерной триады» и останется ею как минимум до 2030 года.

— Последний серийный Ту-160 был собран в 2008 году, — напомнил РИА Новости военный эксперт Алексей Леонков. — С того времени элементная база продвинулась далеко вперед. Появилась более совершенная авионика, стало больше цифровой аппаратуры, появились новые приборы, которые входят в прицельно-навигационный комплекс бомбардировщика. Разработаны и уже пошли в серию новые комплексы бортовой обороны. Противник тоже не сидел на месте и активно создавал средства поражения, которые стали гораздо «хитрее» тех, которым должны были противостоять оригинальные Ту-160. Наконец, изменится приборная панель у пилотов, появится новое нашлемное оборудование. В общем, если внешне «Белый лебедь» практически не изменится, то электронная «начинка» у него будет совсем другая.

Новый «охотник»

По словам Виктора Бондарева, в 2018 году в войска пойдут первые модернизированные ударные вертолеты Ми-28НМ — дальнейшее развитие широко известных «Ночных охотников». Они получат современное бортовое радиоэлектронное оборудование, дублированную систему управления, благодаря которой штурман-оператор сможет брать управление машиной на себя, новые лопасти, двигатель с повышенными характеристиками, системы радиоэлектронной борьбы и, самое главное, надвтулочную радиолокационную станцию Н025. Она будет располагаться над несущим винтом (как на американском AH-64D Longbow) и обеспечивать круговое обнаружение целей. Пилоту будет достаточно лишь немного «вынырнуть» из за укрытия (леса, пригорка, здания), чтобы получить полную картину происходящего на поле боя. Кроме того, РЛС возьмет на себя функции наведения ракет с радиокомандной системой управления. Ранее эту задачу выполнял характерный зеленый «нос» Ми-28Н, который в новой модификации существенно «укоротят».

Вертолет Ми-28НМ
Источник: © Дмитрий Серебряков/ТАСС

В рамках авиасалона МАКС Минобороны подписало контракт с холдингом «Вертолеты России» на поставку двух новейших многоцелевых вертолетов Ми-38. Первую машину передадут военным в 2018 году, а до 2020 года их в войсках будет уже пятнадцать. Ми-38 выполнен с широким применением композитных материалов, имеет самое современное оборудование и может использоваться для решения разных задач — транспортных, поисково-спасательных, разведывательных, медицинских. Примечательно, что эта машина, еще не пошедшая в серию, уже поставила несколько мировых рекордов. В частности, в 2012 году экипажу удалось поднять Ми-38 на ранее не досягаемую для вертолетов высоту — 8600 метров.

— Я бы отметил один важный момент: в производстве оперативно-тактической и армейской авиации нам удалось практически полностью закрыть вопрос импортозамещения, — рассказал Виктор Мураховский. — Еще пять лет назад мы серьезно зависели от вертолетных двигателей, производимых украинским концерном «Мотор Сич». Однако Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) фактически удалось за три года полностью организовать собственное производство в России. Это же касается и двигателей для многих крылатых ракет.

Давняя проблема

Традиционной проблемой для ВКС России остается обновление парка военно-транспортной авиации. Сотрудничество с Украиной по поставкам самолетов КБ Антонова по понятным причинам свернуто, а российские аналоги пока задерживаются. В частности, перспективный Ил-112, который будет должен заменить Ан-26 и, частично, Ан-12, в следующем году впервые поднимется в воздух. Его серийного производства не стоит ждать раньше 2019-2020 годов. Определенные сложности возникли и с тяжелыми Ил-76. Еще в июне ОАО «Ил» сдвинуло сроки по поставке 39 новых Ил-76МД-90А с 2020 на 2024 годы. Причиной стал пересмотр условий контракта, подписанного ОАК и Минобороны в 2012 году. По мнению авиастроителей, в нем была занижена реальная стоимость строительства самолетов.

Ил-76МД-90А. Архивное фото
Источник: © РИА Новости / Владимир Астапкович

Кроме того, пока неясно, когда в России появится замена сверхтяжелым Ан-124 «Руслан». КБ Ильюшина еще в 2013 году объявило о начале работы над проектом «Ермак» (также известным под обозначением ПТС — перспективный транспортный самолет). Сообщалось, что он сможет поднимать в воздух 80-100 тонн груза, что эквивалентно весу пяти боевых машин пехоты БМП-3. Специально для него сейчас разрабатывается перспективный двигатель на основе ПД-14 (устанавливается, в частности, на новейшие пассажирские МС-21) с тягой 30 тонн. В серийное производство «Ермак», как ожидается, должен пойти к 2024 году.

Новые боевые самолеты для российской армии в 2010-2020 годах

Текущие Госпрограммы развития вооружений, рассчитанные на длительные периоды, предусматривают массовую закупку разнообразных образцов для всех родов войск. Особое место в этих программах занимает закупка боевых и учебно-боевых самолетов для военно-воздушных сил и морской авиации. В последние годы в этом направлении удалось получить весьма примечательные результаты и создать задел для дальнейшей модернизации.

Числа и рекорды

По открытым данным, в период с 2010 по 2020 г. включительно российские вооруженные силы получили не менее 525-530 учебных и боевых самолетов новой постройки – не считая военно-транспортные и пассажирские или технику других классов. Это в разы превышает общий объем поставок за два предыдущих десятилетия. Основная масса самолетов, более 490 ед., была построена и поставлена в рамках Госпрограммы на 2011-2020 гг.

В целом динамика поставок авиационной техники демонстрировала всю пользу составления четких программ закупки и увеличения финансирования этого направления. Так, в 2010 г. армии передали всего 16 новых самолетов, а в следующем 2011-м – 19 ед. Уже в 2012 г. объемы поставок выросли до 29 ед., а в 2013-м армия получила более 60 самолетов. 2014 и 2015 гг. стали рекордными в этом отношении – 101 и 89 ед. соответственно.

В дальнейшем наблюдалось постепенное сокращение общих объемов строительства и поставок. В 2016 г. промышленность сдала 70 самолетов. В следующие два года объемы оставались на уровне 50 ед., а в 2019-м только 20. В прошлом году вновь наблюдался небольшой рост.

Подобная динамика поставок вполне понятна. В первые годы прошлого десятилетия авиационная промышленность завершала выполнение текущих контрактов, которые сами по себе не отличались большими объемами. Последние поставки по этим заказам осуществлялись уже после старта Госпрограммы-2020. В 2011 г. были заключены новые крупные контракты, и буквально за пару лет заводы набрали необходимый темп производства. Это и объясняет рекорды середины десятилетия.

Рост объемов поставок в 2013-16 гг. позволил удовлетворить основную часть текущих требований ВВС и морской авиации, вследствие чего в дальнейшем темпы производства стали сокращаться и постепенно вернулись на уровень 2011-12 гг. Впрочем, вскоре ожидается новый рост. В 2020 г. Минобороны разместило несколько новых заказов на ту или иную технику. Соответственно, самолеты этих партий войдут в статистику уже в 2021 г. или позже.

Следует напомнить, что новые боевые и учебные самолеты производятся не только для нужд собственной армии. Партии из десятков машин регулярно передаются зарубежным заказчикам. Впрочем, по разным данным, общие объемы иностранных заказов за рассматриваемый период уступают поставкам в ВВС и ВМФ. Таким образом, потенциал нашей промышленности значительно выше, чем требуется для выполнения требований армии. Польза такого резерва производственных мощностей очевидна.

«МиГ» в динамике

В 2010-2020 гг. наблюдалась специфическая ситуация с поставками истребителей марки «МиГ». Подобные самолеты остаются на вооружении, однако их число невелико и уступает технике другого производителя. Кроме того, по-прежнему отсутствуют крупные заказы на строительство новых машин. В итоге за последние 10 лет армия получила менее 50 ед. МиГ-29 и МиГ-35 разных модификаций. Этот факт особенно интересен в свете того, что в 2009 г. был выполнен контракт на 34 самолета МиГ-29СМТ и МиГ-29УБ.

С 2010 по 2012 г. новые самолеты «МиГ» в армию не попадали. Только в 2013-м сдали по две единицы МиГ-29К и МиГ-29КУБ. Годом позже морская авиация получила вторую пару учебно-боевых машин, а также восемь МиГ-29К. Последняя поставка модификации «К» имела место в 2015 г. – 10 ед. Таким образом, для обновления группировки палубных истребителей было построено 20 одноместных и 4 учебно-боевых самолета.

В том же 2015 г. на вооружение поступили три новых МиГ-29СМТ и пара МиГ-29УБ. В 2016-м приняли 11 машин «СМТ», и поставки вновь прекратились на несколько лет. Только в 2019 г. промышленность сдала по одному МиГ-35С и МиГ-35УБ. В 2020 г. достроили еще три самолета МиГ-35С и один «УБ». Ожидается, что строительство техники «МиГ» будет продолжаться, однако его темпы пока будут ограниченными.

Рекорды «Сухого»

Основная масса поставок новых боевых самолетов пришлась на технику марки «Су». В 2010-2020 гг. ВВС и ВМФ получили более 370 самолетов шести типов. При этом одним модели производились достаточно крупной серией, тогда как другие вошли в статистику в минимальных количествах. К примеру, ВВС пока получили лишь один серийный Су-57, а строительство Су-27СМ было завершено еще в 2011 г. в связи с появлением более новых модификаций.

В 2010-11 гг. армии передали всего четыре истребителя Су-30М2. В 2013 г. приняли еще три новые машины, а в 2014-16 гг. их парк увеличился на 13 ед. Получив 20 таких самолетов, заказчик свернул их производство.

В 2012 г. ВВС получили первую пару новейших Су-30СМ, и в течение нескольких следующих лет темпы производства таких машин росли. Максимум был достигнут в 2015 г. – 27 ед. Последние Су-30СМ передали в 2018 г., завершив серию из 114 ед. В структуре поставок последнего десятилетия именно Су-30СМ является наиболее массовым истребителем.

В том же 2012 г. вооруженным силам поставили два первых серийных Су-35С. В следующем 2013-м сдали уже восемь, а затем установили рекорд – 24 ед. В 2015-16 гг. поставки сократились до 12 ед. в год, а с 2017 по 2020 г. сдавали по 10 машин. В общей сложности построили и передали заказчику почти сотню таких истребителей, что известным образом сказалось на боеспособности ВВС.

Особое место в программе модернизации фронтовой авиации занимает производство бомбардировщиков Су-34. Его запустили еще в конце двухтысячных годов, но на крупные темпы поставок вышли только в рамках Госпрограммы-2020. Так, в 2010 г. армии сдали всего четыре такие машины вдобавок к трем переданным ранее. В 2011-м поставили 6 ед. Уже в следующем году в строй встали 14 самолетов, а в 2014-17 гг. получали по 16-18. В 2018 г. достроили 12 ед.; столько же суммарно вышло и в 2019-2020 гг. В общей сложности за рассматриваемый период ВВС приобрели 126 бомбардировщиков Су-34, причем почти все в период действия прошлой Госпрограммы.

Учебное направление

Особое значение для ВВС и морской авиации имеют учебно-боевые самолеты Як-130. Первая поставка серийной техники этого типа имела место в 2009 г. Затем производство продолжалось и набирало темпы. С 2011 по 2015 гг. армия заключила несколько крупных контрактов на Як-130, по которым в ВВС и ВМФ в общей сложности было поставлено более 105 ед. техники.

До полноценного запуска Госпрограммы-2020 темпы строительства учебных самолетов были невелики – 6 ед. сдали в 2010 г. и всего 3 в 2011-м. Однако уже в 2012-13 гг. ВВС передали 15 и 18 самолетов соответственно. Пик имел место в 2014 г., когда в строй поставили 20 машин. Впоследствии ежегодные поставки колебались в пределах от 6 до 14 ед. в год. В связи с исполнением имеющихся контрактов в 2019 г. новые Як-130 заказчику не поставлялись, но в 2020-м армии передали 4 ед. следующего заказа.

Новые заказы

За счет грамотного планирования и резкого увеличения финансирования в 2010-2020 гг. удалось значительно обновить парк техники боевой авиации ВВС и ВМФ. Однако были решены далеко не все актуальные задачи в этой области, и новые меры по развитию будут приняты уже в рамках текущей Госпрограммы на 2018-2025 гг.

В первую очередь, необходимо продолжать производство современной авиационной техники как с целью повышения боеспособности войск, так и для постепенной замены устаревающих и списываемых машин. В прошлом году сообщалось о скором подписании новых контрактов на истребители и учебные самолеты всех основных типов. Поставки по этим заказам могут начаться уже в 2021 г. и решить часть имеющихся проблем. Имеются сведения о планах на десятки самолетов разных типов.

Нетрудно заметить, что в 2010-2020 гг. боевые самолеты строились только для тактической авиации, тогда как дальняя обновлялась исключительно за счет модернизации наличного парка. В ближайшее время ситуация начнет меняться. В этом году ожидается сдача первого бомбардировщика Ту-160М новой постройки, а в будущем численность таких машин вырастет. Позже, к середине десятилетия, ожидается запуск производства принципиально новых бомбардировщиков ПАК ДА.

Важный период

Таким образом, период 2010-2020 гг. имел большое значение для восстановления и модернизации российской боевой авиации. Ежегодные поставки техники в сравнении с предыдущими периодами выросли в разы. Наблюдался количественный и качественный рост. Кроме того, последние Госпрограммы вооружений положительно повлияли на состояние авиационной промышленности и связанных отраслей.

После 2020 г. процесс модернизации боевой авиации ВВС и ВМФ не остановится. Планируются и заключаются новые контракты, которые будут выполняться в течение нескольких следующих лет. На смену одному важному и ответственному периоду приходит другой – с похожими целями и задачами. При этом новые этапы перевооружения и модернизации будут строиться на фундаменте, заложенном в недавнем прошлом.

Полет «Беркута»

Еще одной очень интересной машиной, созданной в ОКБ имени Сухого, является Су-47. Жаль, что до сих пор она остается на стадии прототипа. Этот самолет имеет крыло обратной стреловидности, что обеспечивает машине небывалые маневренность и скороподъемность. В Су-47 широко использовались композиционные материалы, был значительно улучшен интерфейс управления в кабине пилота.

Су-47 также создавался как прототип самолета пятого поколения. Но до требований, выдвигаемых к таким машинам, он пока не дотягивает. «Беркут» не может летать на сверхзвуковой скорости без форсажа. В дальнейшем самолет планируют оснастить новым двигателем с изменяемым вектором тяги, который позволил бы Су-47 преодолевать сверхзвуковой барьер без форсажа.

Свой первый полет «Беркут» совершил в 1997 году, построен только один такой самолет. В настоящее время он используется как испытательный.

Вот характеристики самолета Су-47 «Беркут».

Размах крыла, м16.70
Длина самолета, м22.60
Высота самолета, м6.40
Площадь крыла, м256.00
Масса, кг
нормальная взлетная25670
максимальная взлетная34000
Тип двигателя2 ТРДДФ Д-30Ф6
Максимальная скорость, км/ч
у земли1400 (М=1.12)
на высоте2200 (М=2.1)
Практическая дальность, км3300
Практический потолок, м18000

Еще одним новейшим самолетом, недавно принятым на вооружение ВВС России, является Су-35. В 2014 году в авиаполки ВКС прибыли 12 подобных самолетов, всего же до конца 2020 года в ВВС поступит 48 Су-35. Этот самолет, разработанный в ОКБ имени Сухого, относится к поколению 4++ и обладает техническими и боевыми характеристиками почти на уровне самолета пятого поколения.

От ПАК-ФА он отличается только отсутствием стелс-технологий и активной фазированной антенной решетки (АФАР). Самолет оснащен новой информационно-управляющей системой, РЛС с фазированной решеткой, новыми двигателями с управляемым вектором тяги, которые могут развивать сверхзвуковую скорость без использования форсажа. Усилен также планер самолета.

С принятием на вооружение этого самолета российские военные летчики могут дать отпор новейшим самолетам последнего поколения.

Основные характеристики самолета Су-35:

Размер крыла, м14.70
Длина самолета, м22.18
Высота самолета, м6.35
Площадь крыла, м262.00
Масса
пустого самолета18400
нормальная взлетная25700
максимальная взлетная34000
Тип двигателя2 ТРДДФ АЛ-31ФМ.
Максимальная тяга, кгс2 х 12800
Максимальная скорость, км/ч:
у земли1400
на большой высоте2440
Практический потолок, м18000
Практическая дальность, км:

Задействованная в Сирии техника

С момента начала операции российских вооруженных сил в САР, состав группировки регулярно менялся. Техника проходит ротацию в связи с изменениями военно-политической обстановки и стоящих перед группировкой задач. Также осуществляется замена техники для проведения ремонтных работ в России и предотвращения чрезмерного износа самолетов.

С территории России осуществляли вылеты на боевые задачи самолеты дальней и стратегической авиации. Начиная с 17 ноября 2015 года, вылеты совершили не менее 6 Ту-160, 5 Ту-95МС и 14 Ту-22М3.

За 3 года проведения операции были задействованы не менее 86 самолетов истребительной и фронтовой авиации, не менее 20 вертолетов.

По данным открытых источников, в Сирии побывали 8 истребителей Су-35, 4 истребителя Су-27СМ, не менее 16 Су-30СМ, 34 бомбардировщиков Су-24 и 12 Су-34. Штурмовые удары наносили 12 Су-25СМ. Так же, по сообщениям СМИ, в феврале 2018 г. в Сирии проходили тестирование в боевых условиях истребители пятого поколения Су-57, в количестве от 2 до 4 машин.

Поддержка авиационной группировки осуществляется самолетами ДРЛО А-50 и разведчиками Ил-20М1. Поддержка российских ССО и сирийской армии осуществляли и осуществляют вертолеты Ка-52, Ми-8, Ми-24 и Ми-28.

Читать еще:  Снайперская винтовка СВ — 99
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector