Вертолет Ми-35
Содержание
Вертолет Ми-35. Фото. История. Характеристики
Ми-35 – это высококвалифицированная модернизация самого известного боевого советского вертолета Ми-24, или «Крокодил». На данный период он производится непосредственно для ВВС России и для экспорта в зарубежные страны. Эта воздушная машина используется для уничтожения вражеских танков и бронированной техники, также она обеспечивает помощь пехотным и десантным войскам (огневая поддержка и вывоз раненых). Менее эффективное использование вертолета связано с перевозом грузов и различных материалов. Производство закреплено за ОАО «Роствертол» в Ростовской области. Минобороны Российской Федерации заказало 22 вертолета этой марки. В 12 году их насчитывалось 12. Позже договор перезаключили на 27. Тот же вертолет поставляется в Венесуэлу, Бразилию и Азербайджан.
Модернизированный Ми-35 представляет собой многоцелевой ударный вертолет. Он способен выполнять сложные задания при любых погодных условиях. В авангарде вооружения находятся двуствольная артиллерийская установка ГШ-23Л (калибр 23 мм), ракеты «Штурм» (противотанковые).
Положительно снизили вес вертолета укороченные крылья и облегченные шасси (не убираются). А благодаря Х-образному рулевому винту улучшилась управляемость и уменьшился шум.
Высокоточные попадания обеспечились благодаря прицельно-обзорной системе ОПС-24Н. Вертолет способен совершать операции и в ночное время (ОПС-24Н совместили с БРЭО). Этот эффект повышен благодаря установленной телевизорной системе. Спутниковая система навигации и бортовой компьютер позволяют вычислять маршрут в 2 раза быстрее.
Существует четыре способа использования Ми-35: военный, десантный, грузовой и санитарный. Военный обеспечивает огневую поддержку и производит самостоятельные операции. Десантный вариант вертолета способен перевозить десантников в полной амуниции, грузовой − боеприпасы или другой груз весом до полутора тонн, а благодаря внешней подвеске перевозимый тоннаж может вырасти до 2400 кг. Санитарный вариант обеспечивает перевозку двух лежачих и двух сидячих людей, включая медицинского работника.
Данная авиационная машина создавалась на основе Ми-24 для улучшенных характеристик проведения боевых действий вне зависимости от погоды и времени суток. Благодаря проведенным испытаниям было решено установить на вертолет высокоточное оружие, позволившее провести более сложные операции. Также круглосуточное выполнение боевых задач этому вертолету позволили вмонтированные ГОЭС-342 (гиростабилизированная оптико-электронная станция), ОПС-24Н, ПрВК-24 (прицельный, вычислительный комплекс), КНЭИ-24 (электронный индикационно-навигационный комплекс) и специальное светотехническое оборудование.
ОНВ, или очки ночного видения, привели к специальной адаптации наружного и внутреннего светотехнического оборудования. Они работают в диапазоне 640−900 нм. Приборы ночного видения отвечают за ночное пилотирование на высотах от 50 до 200 метров, обнаружение целей, помогают осуществлять взлет и посадку, набор высоты и повороты, разрешают проводить поисковые и спасательные операции.
Нос вертолета вооружен НППУ-23 (пушка ГШ-23Л двуствольная). Помимо прочего, существует несколько вариантов вооружения для Ми-35:
- ПТУР («Атака-М» и «Штурм-В» количеством до восьми штук);
- от двух до четырех блоков Б8В20-А с НАР типа С-8;
- пушечное вооружение подвесного типа ГШ-23Л.
Обновленная несущая система улучшила летно-технические характеристики. В ее состав входит обновленный несущий винт (улучшенный аэродинамический профиль) с лопастями из композиционных материалов. Лопасти облегченного типа увеличивают технический ресурс. Впервые на этом типе вертолета была использована новая втулка винта несущего типа с эластомерными шарнирами (они не требуют смазки). Главные детали сделаны из титановых сплавов.
Высокая маневренность, боевая живучесть и низкая акустическая заметность обеспечиваются новой несущей системой. Даже в том случае, если в лопасти попадет снаряд калибра до 30 мм, работоспособность вертолета не уменьшится. Оба винта обеспечивают противообледенительной системой свои лопасти.
Благодаря двигателям ВК-2500-02 увеличилась мощность. Этот двигатель был разработан на базе ТВ3-117. Новые двигатели позволили качественно использовать вертолет в горах и при высоких температурах. В самой конструкции создатели использовали универсальные жаропрочные материалы, усилили диск компрессора и электронно-механические системы управления двигателями. Благодаря этому в полтора раза увеличилась частота вращения турбокомпрессора.
Хоть крылья и укоротили, это никоим образом не повлияло на функциональность. Благодаря держателю ДБЗ-УВ на крыло устанавливается пусковое устройство АПУ-8/4-У, на котором размещены управляемые ракеты. Эти же держатели обеспечили крепление, подъем различных грузов.
Новое взлетно-посадочное устройство позволяет менять клиренс, разевать машиной, находясь на земле, и не чувствовать нагрузок при взлете или приземлении. Неубирающееся шасси не только облегчено, но и позволяет вести относительно безопасный полет на небольшом расстоянии от земли.
Модернизация «Крокодила» произошла в 1999 году. Занимались ею сотрудники «Роствертол». Результатом оказался именно Ми-35 – воздушная боевая машина для выполнения сложных операций и поддержки пехоты. Благодаря установленным инновационным телевизорным системам наблюдения (IRTV-445MGH) вертолет способен выслеживать и обнаруживать скрытые объекты на расстоянии четырех километров.
За определение координат, навигационные параметры и выдачу данных на экран отвечает система GPS115LGarmin с сопряжением VPS-200.
Лётно-технические характеристики ударного вертолёта Ми 35
- Длина фюзеляжа – 17,51 м
- Диаметр несущего винта – 17,3 м
- Вес пустого вертолёта – 8620 кг
- Максимальный взлётный вес – 11500 кг
- Запас топлива – 1500 кг + 1000 в ПТБ
- Силовая установка – 2 х ВК-2500
- Тяга на взлётной мощности – 2 х 2400 кг
- Максимальная скорость – 340 км/ч
- Крейсерская скорость – 280 км/ч
- Боевой радиус действия – 450 км
- Перегоночная дальность с ПТБ – 1000 км
- Динамический потолок – 4500 м
- Вооружение – двуствольная пушка ГШ-23 в установке НППУ-24
- Точек подвески – 4
- Боевая нагрузка – 1780 кг
- Экипаж – 2 чел
Ми 35 в Афганистане
Ночной «ударник»
Ми-35П – самая современная модификация семейства Ми-24/35. Впервые этот боевой вертолет был показан в 2018 году на форуме «Армия». В 2020 году он прошел летные испытания, а сейчас первая серийная партия для иностранного заказчика уже собирается на заводе «Роствертол».
От прародителя Ми-24 новая машина внешне отличается минимально. В основном без изменений остались вся силовая конструкция и бронезащита, надежность которых подтверждена годами использования. Модернизация коснулась преимущественно «начинки» вертолета. Ми-35П получил самое современное бортовое радиоэлектронное оборудование, расширяющее возможности управления и ведения боя.
Под корпусом машины можно увидеть шар – это ОПС, обзорно-прицельная станция, оснащенная матричным длинноволновым тепловизором третьего поколения. Тепловизор вместе с цветной телекамерой высокого разрешения, лазерным дальномером и очками ночного видения поколения «3+» позволяет пилотам Ми-35П поражать цель даже ночью на расстоянии до 10 км. Таким образом, в российской военной авиации к вертолету Ми-28Н добавился еще один полноценный «ночной охотник».
Пассивную защиту Ми-35П обеспечивает бронированная кабина, в том числе с бронированными стеклами. Как и многие современные боевые вертолеты и самолеты, «Феникс» может оборудоваться также и активной защитой − бортовым комплексом обороны на базе лазерной станции. Работает он так. Пеленгаторы системы фиксируют факт запуска ракеты в сторону вертолета. Затем лазерная защита сбивает ракету противника с толку и уводит в сторону от вертолета.
Описанное выше оборудование может устанавливаться на Ми-35П по желанию заказчика. В базовой же версии вертолет оснащается ЭВУ – экранно-выхлопным устройством. Это своеобразная охлаждающая система, которая снижает температуру выхлопных газов вертолета, тем самым делая машину менее заметной и затрудняя наведение ракет с тепловой головкой.
Винт Ми-35П оснащен алюминиевыми лопастями с защитой от обледенения и разрушения. За борьбу со льдом отвечает токопроводящая нагревающаяся ткань, а следить за нарушениями структуры лопасти помогает газ азот. Лопасть наполнена им, как воздушный шарик воздухом, и при малейших трещинах при регулярном осмотре техник увидит потерю газа, что является сигналом для замены лопасти. Кстати, лопасти Ми-35П меняются при необходимости поштучно, в отличие от многих других вертолетов с заменой всего комплекта лопастей несущего винта, и на всю процедуру уходит около часа.
Летно-технические характеристики и применение в боях
Сравнительная таблица показывает, что, несмотря на самый большой вес в своем классе вертолетов, российская машина уступает только Denel AH-2 по радиусу действия. Но южноафриканская машина выпущена тиражом всего 12 экземпляров, поэтому ее нельзя рассматривать как серьезного соперника.
Параметр | Ми-35М | Denel AH-2 | McDonnell AH-64D Apache |
---|---|---|---|
Страна-изготовитель | Россия | ЮАР | США |
Длина, мм | 17490 | 18730 | 17760 |
Высота, мм | 4160 | 5185 | 4660 |
Диаметр основного винта, мм | 17200 | 15580 | 14630 |
Диаметр рулевого винта, мм | 3840 | 6355 | 2790 |
Предельный вес, кг | 11500 | 8750 | 9525 |
Мощность силовой установки на взлете, л.с. | 2*2200 | 2*1845 | 2*1695 |
Максимальная скорость, км/час | 300 | 309 | 365 |
Боевой радиус, км | 550 | 704 | 482 |
Перегоночная дальность, км | 1000 (с внешними баками) | 1260 | 1899 |
Потолок, м | до 5400 | до 6100 | 4465 |
Экипаж, чел | 2 | 2 | 2 |
Грузоподъемность | 2400 кг или 8 чел. | 2032 кг | 771 кг |
На вертолетах AH-2 используется 20 мм пушка, имеющая значительный (700 выстрелов) боекомплект. Расширенный (до 1200 штук) запас патронов имеет и 30 мм пушка М230, применяемая на Apache. Российская машина Ми-35 может противопоставить зарубежным аналогам подвесные контейнеры со стрелковым вооружением. Перечень ракетного вооружения на вертолетах схожий, включает в себя неуправляемые и управляемые ракеты, предназначенные для борьбы с наземными целями.
Из-за небольшого числа построенных машин, она ограниченно используется в боевых конфликтах. Первая потеря строевого Ми-35М произошла из-за недостаточной квалификации экипажа и ошибочной работы радара. В начале осени 2012 года вертолет врезался в склон горы в Дагестане.
Первым относительно боевым опытом использования техники стало патрулирование приграничных зон России и Украины, выполнявшееся в период присоединения Крыма. Вертолеты Ми-35М вступили в настоящий бой в ходе борьбы с исламскими террористами на территории Ирака. В середине 2014 года две машины были уничтожены огнем с земли, при этом оба экипажа погибли.
На счету иракских вертолетчиков числятся несколько десятков уничтоженных террористов. Машины применяются ВКС России в боевых действиях на территории Сирии. На сегодняшний день официально признана потеря двух российских вертолетов.
Проведенный комплекс доработок позволил вдохнуть жизнь в стареющего «Крокодила».
Кроме того, предприятие продолжает вести модернизацию техники. Минусом является скудное финансирование и одновременный выпуск вертолета Ми-28Н, который требует ресурсов для дальнейшего развития. Несмотря на сложности, коллектив завода выводит машины Ми-35 на новые рынки.
Так, в 2017 году первые машины получил Пакистан, Мали и Нигерия. В текущем году поставки Ми-35 в эти страны продолжатся. В 2018 году планируется передача 12 боевых вертолетов Узбекистану. Эти факты указывают на то, что техника ОКБ Миля продолжает оставаться востребованной на мировом рынке вооружений.