McDonnell Douglas AH-64 Apache; американский вертолет
Содержание
McDonnell Douglas AH-64 Apache – американский вертолет
Вторая половина XX века стала «звездным часом» для развития вертолетов. Подобные машины почти не применялись во время Второй Мировой войны, но уже в Корейской войне вертолеты использовались самым активным образом. Пионерами в применении вертолета на поле боя стали американцы. Развитие вертолетостроения в США связано с именем Игоря Сикорского – талантливого инженера, уроженца Киева, уехавшего в США после Октябрьской революции.
Хотя, надо отметить, что поначалу эти машины имели большое количество противников. ВВС США вообще не хотело закупать вертолеты, мотивируя это невысокими летными качествами, сложностью в обслуживании и возможной уязвимостью от средств ПВО. Увы, военные очень часто страдают косностью мышления. Но это отношение очень быстро поменялось на противоположное. Вертолеты прекрасно проявили себя в Корейской войне. Их использовали для корректировки огня, разведки, эвакуации раненных, высадки десанта и других целей. Через несколько месяцев боевых действий американские генералы требовали дать им «побольше вертушек».
До появления вертолетов бойцы, получавшие средние или тяжелые ранения, были практически обречены (умирали 90%). После начала «вертолетной» эры смертность снизилась до 10%. К концу корейского конфликта на вертолеты стали устанавливать небольшие ручные пулеметы. На вооружении армии США уже стояло несколько типов геликоптеров.
Корейская война показала, что вертолет является прекрасным средством для решения тактических задач, в первую очередь связанных с переброской войск и их снабжением. Во второй половине XX произошло множество локальных конфликтов, колониальных войн, в которых одна из сторон была вынуждена вести антипартизанскую борьбу. И оказалось, что вертолет – это идеальное средство для такого рода боевых действий.
Вертолет все больше становиться не просто транспортным средством, но и ударной машиной, идеальным штурмовиком и средством поддержки сухопутных войск. На вертолеты стали устанавливать неуправляемые ракеты и пулеметы, а с появлением противотанковых управляемых ракет вертолет стал мощным средством борьбы против бронетехники.
Важной вехой в развитии боевых вертолетов стала Вьетнамская война. Настоящим символом этой войны стал американский вертолет Bell UH-1, больше известный как «Хьюи». Это прекрасная, надежная и неприхотливая машина выпускается до сих пор. Еще одним вертолетом, который активно применялся во вьетнамских джунглях, стал ударный вертолет Bell AH-1 Cobra. Его основной задачей была поддержка войск и нанесение ударов по противнику.
К концу боевых действий в армии США были сформированы специальные дивизии, на вооружении которых стояли только вертолеты. Война во Вьетнаме дала резкий толчок развитию вертолетостроения в США.
В конце 70-х годов прошлого века в США стали раздумывать над созданием нового ударного вертолета, он должен был вобрать в себя весь опыт, полученный во Вьетнаме и заменить машины Bell AH-1 Cobra. В конкурсе на разработку нового вертолета приняли участие несколько крупнейших американских авиастроительных компаний. В 1976 году победа досталась компании Хьюз, и в 1981 году появился вертолет АН 64 Аpache, который до сих пор стоит на вооружении армии США и считается одним из лучших боевых вертолетов в мире. С 1984 года АН 64 выпускается серийно.
- Описание боевого вертолета АН 64 Аpache
- Технические характеристики ТТХ вертолета AH-64 “Апач”
- Модификации AH-64 “Апач”
- Видео о вертолете Апач
(1972 г./ 1984 г./ Hughes Helicopters — «Hughes» Model 77/ Hughes Helicopters с 1984 г. McDonnell Douglas Corporation , с 1997 г. The Boeing Company )
«Апач» (англ. Apache [əˈpæʧɪ], по назв. одноимённого индейского племени, заводской индекс изготовителя — Hughes Model 77, общевойсковой индекс — AH-64. Аутентичное англоязычное произношение вертолёта «Апа́чи» (одинаково в ед. и множественном числе), устоявшееся написание и произношение по-русски «Апач») — основной ударный вертолёт Армии США с середины 1980-х годов. На 2018 год является самым распространенным ударным вертолётом в мире после Ми-24 .
История создания и применения. [ ]
Предпосылки [ ]
Успешное применение AH-1 «Кобра» во Вьетнаме подтвердило жизнеспособность идеи боевого вертолёта. В то же время, ситуация с предполагаемым «наследником» «Кобры» оставалась неясной. Амбициозная и дорогостоящая программа AH-56A «Шайенн» продолжалась около десятилетия и была окончательно закрыта в 1972 году. Попытки найти временную замену в виде модели S-67, модификаций S-61 и других вертолётов также оказались безуспешными. В 1972 году, в связи с принятием Заместителем министра обороны США Дэвидом Паккардом решения о прекращении работ над армейским ударным вертолётом AH-56A «Шайенн» компании «Локхид» в пользу перспективного самолёта непосредственной поддержки сухопутных войск A-X (будущего A-10 «Тандерболт») для ВВС США, армейское командование, не меняя исходного названия (англ. Advanced Attack Helicopter, сокр. AAH, — в этом аспекте, новый вертолёт рассматривался как преемник проекта «Шайенн»), с учётом опыта недавней Четвёртой арабо-израильской войны видоизменило программу разработки перспективного ударного вертолёта под новые требования, согласно которым, разрабатываемый вертолёт предназначался, в первую очередь, для борьбы с танками противника в любое время суток, при любых погодных условиях и должен был превосходить по многим параметрам имеющиеся вертолёты AH-1 «Хью Кобра», в частности по боевым возможностям, надёжности бронезащиты и живучести машины. Разрабатывавшиеся до этого авиационная техника и вооружения были заточены под условия контрпартизанской войны в Южном Вьетнаме, где у противника не было бронетехники, новый вертолёт разрабатывался под крупный региональный конфликт на Центральноевропейском ТВД против объединённых советских войск и сил ОВД. Одновременно с работами над вертолётом, предполагалось разработать усовершенствованную авионику и вооружение для него, в частности комплекс управляемого вооружения «Хеллфайер» и ракетами с лазерным наведением «Мэврик», вкупе с разнообразными тепловизионными и инфракрасными устройствами. Перспективный ударный вертолёт проектировался под заданную стоимость с прогрессивно нарастающими объёмами финансирования и планировался к постановке на вооружение в первой половине 1980-х гг., общая стоимость программы работ оценивалась в $430 млн. В новой интерпретации программы AAH, у неё не было конкурирующих программ, которые бы грозили перспективой перманентного «перетягивания одеяла» от одного вида вооружённых сил к другому и прекращения финансирования в пользу параллельно ведущихся программ, разрабатываемые одновременно AAH и многоцелевой вертолёт UTTAS взаимодополняли, а не исключали друг-друга (даже упомянутый A-X отныне рассматривался не как конкурент, а как неотъемлемое звено в цепи скоординированных действий армейской авиации и ВВС). На съезде влиятельной неправительственной организации «Американский легион» (занимавшейся лоббированием различных проектов в высших эшелонах власти) 16 октября 1973 года в Индианаполисе было принято решение поддержать программу работ над перспективным ударным вертолётом.
Тактико-техническое задание [ ]
В 1972 году командование армии США сформировало требования к перспективному вертолету огневой поддержки. Согласно программе ААН (Advanced Attack Helicopter-усовершенствованный ударный вертолет), основной задачей новой машины должна была стать борьба с танками в любую погоду, в условиях противодействия сил ПВО и средств РЭБ противника. При этом обязательными требованиями являлись высокая живучесть, хорошая маневренность и автономность применения, в том числе способность к саморазвертыванию.
Основные требования ТТЗ, выдвигавшиеся к вертолёту AAH:
- Вооружение — 30-мм пушка M230 Chain Gun, 16 противотанковых ракет AGM-114 или 4 установки с 19 единицами 70-мм НАР Hydra 70
- Экипаж — 2 человека
- Характеристики: расчётная взлётная масса — 7260 кг, скороподъёмность — 12,7 м/с, перегоночная дальность с ПТБ — 1850 км
- Навигационное оборудование для полётов ночью и в плохих погодных условиях на высоте менее 30 м
- Двигатель — газотурбинный XT-700, что обеспечивало унификацию с разрабатываемым военно-транспортным вертолётом UH-60
- Система снижения ИК-излучения
- Обеспечение боевой живучести вертолёта. В частности нулевая уязвимость вертолёта при одиночном поражении 12,7-мм пулей при скорости 490 м/с и минимизация уязвимости при поражении 23-мм ОФЗ снарядом. Возможность продолжения полёта в течение минимум 30 мин после указанного воздействия по любой части конструкции машины
- Предполагаемый срок службы — 15 лет
- Расчётная стоимость серийной машины — 14 млн долларов, себестоимость производства — 11-12 млн долларов.
Конкурс [ ]
15 ноября 1972 года Управление армейской авиации объявило о начале конкурса подачи аванпроектов перспективного вертолёта. Участие в конкурсе приняли различные компании авиационной промышленности, в полуфинал конкурса по результатам оценки представленных аванпроектов вышли шесть крупнейших американских вертолётостроительных компаний с пятью проектами: «Боинг-Вертол» в паре с «Грумман», «Белл», «Хьюз», «Локхид», «Сикорский». В июне 1973 года двум финалистам («Bell Helicopter Со» и «Hughes Helicopters») были выданы контракты на разработку и производство прототипов. В сентябре 1973 года программа разработки перспективного ударного вертолёта вошла в «большую пятёрку» наиболее приоритетных программ развития армейского вооружения и военной техники (читай наиболее финансируемых), что вкупе с объёмом потенциального заказа (предполагалось закупить 475 вертолётов) стимулировало конкурсантов к интенсификации работы.
Стартовые условия были примерно равны. В качестве силовой установки предписывалось использовать двухвальный газотурбинный двигатель (ГТД) ХТ-700, уже принятый для транспортных вертолетов нового поколения UH-60. Регламентировался и основной набор вооружения и бортовой электроники. Тем не менее, уже результаты наземных испытаний машин-конкурентов показали преимущество хьюзовского проекта. Белл представил комиссии практически увеличенную Кобру — Модель 409 YAH-63, тогда как Хьюз 77 YAH-64 был принципиально новой машиной, не скованной рамками традиций.
Bell Model 409 (YAH-63) Advanced Attack Helicopter
Hughes Model 77 (YAH-64) Advanced Attack Helicopter
«Белл» YAH-63 (Модель 409), представлявший развитие AH-1; прототип совершил первый полёт 22 ноября 1975 года. Чуть раньше, 30 сентября, впервые взлетел «Хьюз» YAH-64, пилотировавшийся лётчиками-испытателями Робертом Ферри (Robert Ferry) и Рэли Флетчером (Raleigh Fletcher). В ходе проведённых армией сравнительных испытаний образец компании «Хьюз» показал своё значительное превосходство над конкурентом в скороподъёмности и манёвренности, и в целом его характеристики превосходили армейские требования. Свою роль сыграла и авария YAH-63 в одном из испытательных полётов. В декабре 1976 года было объявлено о победе в конкурсе компании «Хьюз» с вертолётом YAH-64.
Испытания [ ]
Hughes Helicopters YAH-64A Apache
После победы в конкурсе фирма ещё длительное время продолжала доводочные испытания вертолёта, внеся ряд изменений в его конструкцию и бортовое оборудование. В общей сложности, объём лётных испытаний составил 2400 часов. Из-за ряда трудностей решение о серийном производстве было отложено на два года. Только летом 1981 года начались войсковые приёмочные испытания вертолёта. Строевые экипажи остались довольны новой машиной и 19 декабря того же года было принято решение о серийном производстве вертолёта под обозначением AH-64A и словесным обозначением «Апач».
Галерея AH-64
AH-64 Apache (Апач) — американский ударный боевой вертолет, разработанный фирмой Hughes в конце 1970-хх. Основной боевой вертолет ВС США.
История AH-64
Не смотря на все риски изначальной разработки, опыт применения вертолетов AH-1 Кобра во Вьетнаме подтвердил перспективность концепции ударного вертолета. Тем не менее, время шло, технологии совершенствовались, требования к боевым машинам росли, да и Кобра уже не была уникальна – в СССР активно строились свои ударные вертолеты – знаменитые Ми-24. С наследником же были сложности: амбициозный на то время проект AH-56 Cheyenne оказался слишком сложным и дорогим, и почти десятилетняя эпопея его разработки закончилась закрытием всей программы. Создать вертолет из уже имевшихся машин (предлагался Sikorsky S-61) тоже не удалось– была нужна бескомпромиссная машина, а не модификация.
В конце концов, к 1972 году была инициирована программ совершенного боевого вертолета (Advanced Attack Helicopter, AAH) целью которой было создание нового боевого вертолета.
Военным был нужен вертолет, способный вести борьбу с танками противника в любую погоду, в условиях противодействия ПВО и РЭБ противника. При этом машина должна была обладать выдающимися характеристиками живучести, высокой маневренностью и автономностью применения.
В программе участвовали основные производители США: Boeing, Bell, Hughes, Sikorsky и Lockheed. На начальном же этапе тендера из гонки выпали несколько участников – остались самые именитые «вертолетчики» — Bell (прототип YAH-63) и Hughes (YAH-64).
Оба вертолета имели близкие возможности по вооружениям и одинаковые двигатели XT-700, уже применяемые на вертолетах UH-60. Однако, машина Хьюза оказалась более прорывной в отличие от YAH-63, который, по сути, был увеличенной Коброй.
Впервые YAH-64 взлетел в 1975 году. В том же году взлетел YAH-63. Начался основной этап сравнительных испытаний. Летные испытания очень явно показали превосходство YAH-64 по летным характеристикам. Так же ударом для YAH-63 стала катастрофа их прототипа, что очень подмочило репутацию Bell.
В итоге, в тендере победил YAH-64, а Hughes получили от Пентагона 317 миллионов на создание еще трех прототипов. Именно на этих прототипах впервые отрабатывались стрельбы новейшими ракетами AGM-114 Hellfire, получивших, в дальнейшем, широкое распространение. На вертолеты установили винты со стреловидными законцовками, теплорассеивающие насадки на выхлоп двигателей, новые пушки, новую авионику и так далее.
Наконец, в декабре 1981 года вертолет получил официальную директиву на начало серийного производства. Родился главный американский боевой вертолет AH-64 Apache.
Программа производства первой серии была в самом разгаре, когда Hughes Helicopters была поглощена концерном McDonnell Douglas (MD купили Hughes за символические $470 млн.) Тем не менее, на производство это не повлияло – Апач был очень нужен военным. В итоге, машины начали поставляться в войска уже как MD AH-64 Apache.
Для выпуска Апачей был построен завод в г. Меса (Аризона). Выкатка первой серийной машины состоялась 30 сентября 1983 года, ровно через восемь лет после первого полёта AH-64. Апачи стали поступать в войска и распределялись по 18 вертолётов на эскадрилью. Первая эскадрилья достигла боеготовности в июле 1986 года. С 1989 года «Апачи» начали поступать в Национальную гвардию США. Серийное производство для нужд американских вооружённых сил было завершено в декабре 1994 года после постройки 827 машин.
Видео исполнения фигур высшего пилотажа на вертолете AH-64 Apache
Конструкция AH-64
AH-64 Apache –вертолет, выполненный по одновинтовой схеме с четырехлопастным несущим и рулевым винтами, крылом небольшого удлинения и трехопорным неубирающимся шасси с хвостовым колесом.
Фюзеляж сделан из алюминиевых сплавов с использованием материалов повышенной прочности и вязкости. Кабина экипажа двухместная, с тандемным расположением пилотов. Впереди размещается оператор систем вооружения, а сзади и выше — летчик. Легкая броня (сплав на основе бора), защищающая кабину экипажа снизу и с боков, выдерживает попадание пуль и снарядов калибром 12,7 мм. В кабине оператора размещены все необходимые приборы и органы управления для самостоятельного выполнения полета и посадки при поражении командира экипажа.
Несущий винт имеет четыре лопасти прямоугольной формы со скошенными законцовками. Рулевой винт — четырехлопастной, выполнен из двух двухлопастных винтов.
Крыло — прямое, размахом 5,23 м. На каждой консоли установлены два пилона для подвески вооружения, подвесных топливных баков и специальных транспортных контейнеров.
Хвостовое оперение: киль — стреловидный, с левой стороны установлен рулевой винт. Стабилизатор прямой, цельноповоротный.
Шасси — неубираемое с хвостовым колесом. Основные опоры способны выдержать аварийную посадку с вертикальной скоростью до 12,8 м/с.
Управление вертолетом осуществляется посредством основной или резервной систем. Резервная система управления — электродистанционная.
Силовая установка состоит из двух турбовальных двигателей general Electric T-700-GE-701 мощностью 1695 л. с. на максимальном режиме. Вертолет способен поддерживать полет в условиях отказа одного из двигателей. Двигатели размещены в раздельных мотогандолах по бокам фюзеляжа, что исключает возможность поражения обоих одним снарядом.
Модификаци
- YAH-64 — прототип. Построено 5 экземпляров.
- AH-64A — первая серийная модификация. Построено 827 вертолётов. В 1996-2005 годах 501 вертолёт был переоборудован в вариант AH-64D.
- GAH-64A — вариант AH-64A, переоборудованный в наземный тренажёр.
- JAH-64A — модификация для проведения специальных лётных исследований.
- WAH-64 — вариант для британской армии производства Augusta-Westland с двигателями Rolls-Royce.
- AH-64B — вариант, модернизированный с учётом боевого опыта операции Буря в пустыне. Имел увеличенное крыло, новые средства связи и навигации, усиленную бронезащиту.
- AH-64C — модернизированный AH-64A.
- AH-64D Apache Longbow — вторая основная модификация. Главная особенность — РЛС миллиметрового диапазона AN/APG-78 Longbow, размещённая в обтекаемом контейнере над втулкой несущего винта. Установлены усиленные двигатели и новое бортовое оборудование.
- AH-64EBlock III — лопасти винтов выполнены из композитных материалов, двигатели T700-GE-701D (2000 л.с), способен управлять несколькими беспилотными летательными аппаратами.
Эксплуатация AH-64
С начала серийного производства в 1982 году было выпущено более 2000 вертолетов AH-64 Apache разных модификаций. Вертолет находится на вооружении вооруженных сил США, Великобритании, Греции, Египта, Израиля, Индии, Индонезии, Кувейта, Нидерландов, ОАЭ, Сингапура, Южной Кореи, Тайваня и Японии.
Впервые вертолеты Апач приняли участие в боях во время вторжения США в Панаму в 1989 году, однако, малое участие вертолетов (11 машин) и, практически, полное отсутствие сопротивления не дали им себя проявить (боевое применение ограничилось несколькими пусками ракет AGM-114).
Первым серьезным испытанием для AH-64 стала операция Буря в пустыне в 1991 году. В то время боевая операция была начата именно Апачами, атаковавшими РЛС иракской армии. Вертолеты, часто действуя совместно с штурмовиками A-10 Thunderbolt II, проявили себя, как весьма эффективные машины в борьбе с техникой противника (по разным данным было уничтожено от 270 до 500 танков).
В дальнейшем, вертолеты Apache активно применялись эксплуатантами в боевых действиях в Югославии (войска НАТО), Ливане (применялся Израилем), Ираке в 2003 году (войска США), Афганистане (войска НАТО).
В общей сложности к 2015 году было потеряно 144 вертолета.
Схема вертолета AH-64 Apache
Технические характеристики вертолета Boeing AH-64 Apache:
· вес (пустой) — 5165 кг;
· вес (снаряженный) — 8000 кг;
· максимальный взлетный вес — 10433 кг;
· силовая установка — 2 турбовальных двигателя GE T700-GE-701$
· максимальная скорость — 293 км/час;
· крейсерская скорость — 265 км/час;
· радиус боевых действий — 476 км и 295 мин;
· максимальная высота подъема — 6400 м (с минимальной нагрузкой);
· вооружение: 1х3омм M230 Chain Gun с боекомплектом 1200 выстрелов,
· ракеты Hydra 70 -70 мм и CRV 70 — 70 мм, воздух — земля, AGM-114 Hellfire.
Вертолет продолжает поступать на вооружение армии США и его союзников, проходит постоянную модернизацию и перевооружение.