7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Тополь-М – держит ядерный паритет

Тополь-М – держит ядерный паритет

Безопасность всего живого на земле обеспечивается равновесием ядерных вооружений извечных противников США и России. На чашах этих весов лежат с одной стороны межконтинентальная баллистическая ракета «Тополь-М», с другой — ракета «Трайдент II».

Кто-то может сказать, зачем такое оружие нужно? Надо его уничтожить и воевать обычными средствами. Но ведь война это очень плохо. Это потеря территории, ресурсов, а самое главное это гибель людей, притом в большей части мирных. А наличие такого вооружения имеет сдерживающий характер. Враг сто раз подумает, стоит ли ему нападать на нашу страну, когда в ответ на его территории начнут вырастать «Тополя». Оно дает шанс, огромный шанс предотвратить войну не начиная боевых действий.

  1. История создания
  2. Описание комплекса
  3. Классификация
  4. Возможность размещения
  5. Тактико-технические характеристики
  6. Итог
  7. Видео

«Тополь-М»: очень популярное название

За последние годы слово «тополь» в российских средствах массовой информации гораздо реже используется в своём непосредственном значении – быстрорастущее дерево семейства ивовые, – нежели прежде. Теперь куда чаще данное слово употребляют в военном и даже в геостратегическом ракурсе. Российская баллистическая ракета «Тополь-М» стала одним из основных информационных трендов последнего времени. Именно с наличием на вооружении российской армии этой разновидности стратегического вооружения стали связывать позиции Российской Федерации на международной арене.
Пуск «Тополь-М»: 93,75% успеха

Ракетный комплекс РТ-2ПМ2 («Тополь-М») действительно имеет не только сугубо военный, но и стратегическо-идеологический характер и значение. Так как это первая межконтинентальная баллистическая ракета, разработанная и поставленная на вооружение в России после упразднения Советского Союза. «Тополь-М» — это наиболее частый и аргументированный ответ сторонников России в любых геополитических дискуссиях. «Мы не какая-нибудь банановая республика, которой посчастливилось получить в наследство ядерное оружие, мы способны и сами создавать высокотехнологичное вооружение на уровне лучших мировых образцов» — в этом контексте чаще всего упоминается «Тополь-М». Началась разработка ракетного комплекса «Тополь-М» ещё в советские времена, когда была сформулирована задача создания ракетного комплекса с твёрдотопливной ракетой и двумя видами пусковых установок для неё – стационарным (то есть из пусковой шахты) и мобильным (с передвижной платформы). Но основная часть работ велась уже после распада СССР – так, испытания «Тополя-М» стартовали уже в 1994 году.

Всего за двадцать лет, с декабря 1994 по ноябрь 2014 годов, было осуществлено 16 испытательных пусков ракетного комплекса. Из них лишь один оказался неудачным: в октябре 1998 года запуск «Тополь-М» сопровождался отклонением ракеты от курса и было принято решение сбить её. Таким образом, эффективность ракеты «Тополь-М» на сегодняшний день составляет 93,75%. Размещение ракеты в пусковых шахтах началось в 1997 году, хотя официально «Тополь-М», радиус поражения которой зависит от индивидуальных характеристик цели и окружающей среды, поставлен на боевое дежурство в 2000 году. В 2011 году политическое и военное руководство страны решило, что ракетный комплекс «Тополь-М» выполнил свою задачу, то есть обеспечил ядерную безопасность России в течение более чем полутора десятков лет. С 2012 года приобретение Вооружёнными Силами комплекса «Тополь-М» прекращено, в дальнейшем планируется ввести в эксплуатацию ракетный комплекс следующего поколения, межконтинентальную баллистическую ракету РС-24 «Ярс». На текущий момент боевое дежурство несут 60 стационарных шахтовых комплексов и 18 мобильных комплексов «Тополь-М».

Читать еще:  Второе пришествие. Пистолет Ефимова ПЕ 10. Часть II.

«Тополь-М»: характеристики на зависть, на страх и на совесть

Вне зависимости от способа базирования, стационарного (то есть нахождения в пусковых шахтах), или мобильного (установленного на транспортной платформе), сама ракета «Тополь-М» имеет единые характеристики, за исключением количества ракет. В случае со стационарным комплексом это десять ракет, мобильный вариант предусматривает одну ракету. Ракета «Тополь-М» состоит из трёх ступеней, работающих на твёрдом топливе. Особенности топливной системы и работы двигателей позволяет максимально быстро набирать боевую скорость полёта «Тополь-М», что выгодно отличает её от прежних советских баллистических ракет. Помимо этого, сложная система автономного маневрирования делает данную ракету весьма сложной целью для систем ПВО вероятного противника.

Дальность полёта «Тополь-М» составляет 11 тысяч километров, чего вполне достаточно для поражения стратегических целей на территории других государств, обладающих ядерным оружием. Масса забрасываемой боеголовки примерно 1,2 тонны, мощность ядерного запаса оценивается в 550 килотонн в тротиловом эквиваленте. С данными показателями связана такая характеристика, как радиус поражения ракеты «Тополь-М»: единого значения в данном случае нет. Дело в том, что для определения радиуса поражения ядерной боеголовки нужно знать все сопутствующие величины: местоположение взрыва (воздушный, наземный, водный), характеристики объекта, с которым столкнулась ракета (из какого материал состоит), вид окружающей среды (род грунта, наличие естественных или искусственных препятствий) и так далее. Исходя из теоретических показателей величины зоны поражения ядерного взрыва, можно рассчитать условное значение при взрыве заряда ракеты «Тополь-М» мощностью в 550 килотонн. В этом случае зона полных разрушений составит примерно 2 километра от эпицентра взрыва, зона сильных и средних разрушений – до 4 километров, зона слабых разрушений – около 7 километров.

На чём возят ядерную бомбу

Особый интерес представляет собой мобильный вариант ракетного комплекса «Тополь-М». Причём интерес этот затрагивает в первую очередь не саму ракету, а транспортную платформу, на которой она перемещается. Итак, в качестве «рабочей лошадки» для «Тополя-М» используют специально разработанное для подобных целей колесное шасси МЗКТ-79221. Оно имеет 16 колёс (колёсная формула 16х16/12) и грузоподъёмность 80 тонн. При этом снаряжённая масса самого МЗКТ-79221 около 44 тонн. Двигатель у данного колёсного шасси дизельный, мощность которого составляет 588 кВт (эквивалент в лошадиных силах – 800 л.с.). При таком «движке» полностью снаряжённый мобильный ракетный комплекс «Тополь-М» способен развивать скорость до 45 километров в час.

Это может показаться более чем скромной скоростью с точки зрения обычного автолюбителя, однако не стоит забывать, что речь идёт о махине общей массой в 90 тонн (44 тонны колёсного шасси и 46 тонн ракеты) и радиусом поворота 18 метров. Учитывая огромное количество топливо, требуемое для функционирования комплекса такого масштаба, показатель в 500 километров запаса ходу при полной заправке следует признать весьма неплохим. Зато вооружённые силы обладают возможностью маневрировать и создавать гибкую систему ядерной обороны, пусковые установки межконтинентальных ракет которой могут относительно быстро менять своё расположение. Добавьте к этому систему несения «ложных целей» и повышенную устойчивость запущенной ракеты к электромагнитным импульсам – и получите оружие, способное сыграть решающую роль в возможной ядерной войне.

Читать еще:  Противотанковое ружье симонова птрс — история создания и основные ттх

Аненербе: «Институт жестокости» III Рейха

Вундерваффе: чудо-оружие Третьего Рейха

Секретное оружие Третьего Рейха: достижения нацистских ученых

Ракета «Сатана»: для одних адский ужас, для других лучший друг

Устройство комплекса

Основой мобильного и стационарного ракетного комплекса «Тополь-М» является МБР 15Ж65.

Ракета имеет три ступени и ступень разведения боевых блоков, все они оснащены твердотопливными двигателями. Каждая ступень имеет цельный корпус из композитных материалов (типа «кокон»). Сопла ракетных двигателей также изготовлены из композитных материалов на основе углерода, с их помощью происходит управление полетом ракеты. В отличие от своих предшественников, МБР «Тополь-М2» не имеет решетчатых рулей и стабилизаторов.

Ракета с обоих комплексов запускается минометным стартом. Стартовая масса снаряда составляет 47 тонн.

МБР несет моноблочную термоядерную боевую часть, мощностью 0,55 Мт. Боевая часть ракеты имеет лучший коэффициент использования делящихся материалов, чем ее предшественники. Возможно оснащение ракеты и разделяющимися боевыми блоками, унифицированными с ББ МБР «Булава». В этом случае количество боевых блоков составляет от трех до шести штук. Также на ракету возможна установка маневрирующей головной части.

Ракета оснащена совершенной системой преодоления системы противоракетной обороны, что значительно снижает вероятность поражения боевых блоков. Она может запускать ложные цели, которые невозможно отличить от настоящих боеголовок во всех спектрах электромагнитного излучения (лазерном, оптическом, инфракрасном и радиолокационном). Ложные цели способны полностью повторять характеристики настоящих боеголовок на всех этапах их полета. Более того, ложные цели «Тополя-М» способны выдержать поражающие факторы ядерного взрыва и сверхмощное лазерное облучение.

Боеголовки ракеты имеют специальное покрытие, снижающее их заметность на экранах радаров, а также могут выпускать специальные аэрозоли – источники инфракрасного излучения. Новые маршевые двигатели ракеты позволяют значительно уменьшить активный участок полета, на котором она наиболее уязвима. Кроме того, на этом участке полета ракета может маневрировать, что делает ее уничтожение еще более проблематичным.

Высокий уровень стойкости ракеты и боевых блоков против поражающих факторов ядерного взрыва были достигнуты за счет целого комплекса мероприятий:

  • покрытие корпуса ракеты специальным составом;
  • применение при создании системы управления элементарной базы, более устойчивой к электромагнитному импульсу;
  • аппаратура системы управления вынесена в отдельный герметичный отсек, покрытый специальным составом из редкоземельных элементов;
  • кабельная сеть ракеты надежно экранирована;
  • при похождении облака ядерного взрыва ракета делает так называемый программный маневр.

Мощность твердотопливных зарядов всех двигателей ракеты значительно выше, чем у ее предшественников, что позволяет ей значительно быстрее набирать скорость.

Вероятность преодоления американской системы ПРО для боевых блоков МБР «Тополь-М» составляет 60-65%, идут работы над повышением этого значения до 80%.

Система управления ракетой – инерциальная, на основе цифровой ЭВМ и гиростабилизированной платформы. «Тополь-М» может успешно стартовать и выполнить свое задание даже в случае нанесения блокирующих высотных ядерных ударов по району дислокации комплекса.

Следует отметить, что МБР «Тополь-М» создавалась с использованием наработок и технологий, полученных при изготовлении МБР «Тополь», это значительно сократило время создания ракеты, а также снизило стоимость проекта.

Читать еще:  Прицел для снайпера-истребителя

Перевооружение частей РВСН шло с использованием уже существующей инфраструктуры, что также позволило значительно сократить экономические издержки. Это было особенно важно для конца 90-х годов, когда российская экономика переживала не самые лучшие времена.

Для установки ракет «Тополь-М» шахтного базирования использовались шахты ракет, снимаемых с боевого дежурства. Под «Тополь» переоборудовали шахтные установки советских тяжелых МБР. При этом в основание шахты заливали дополнительные пять метров бетона, проводили некоторые дополнительные преобразования. Большая часть шахтного оборудования использовалась повторно, что существенно сокращало затраты на развертывание комплекса, а также ускоряло работы.

Каждый стационарный ракетный комплекс «Тополь-М» состоит из десяти ракет в пусковых установках и одного командного пункта повышенной защищенности. Он расположен в специальной шахте на амортизаторах, что делает его менее уязвимым для ударов противника. Ракета заключена в специальный металлический транспортно-пусковой контейнер.

«Тополь-М» мобильного базирования установлен на шасси МЗКТ-79221 повышенной проходимости с 8 осями. Ракета размещена в высокопрочном транспортно-пусковом контейнере из стекловолокна. Конструкционно ракеты мобильного и шахтного комплексов не имеют различий. Вес одной пусковой установки составляет 120 тонн, а ее длина – 22 метра. Шесть пар колес могут поворачиваться, что обеспечивает мобильному комплексу минимальный радиус поворота.

Удельное давление колес мобильной установки на грунт меньше, чем у обычного грузовика, что обеспечивает ей высокую проходимость. Установка оснащена 12-цилиндровым двигателем мощностью 800 л. с. Она может преодолевать брод глубиной 1,1 метр.

При создании мобильного комплекса учитывался предыдущий опыт создания подобных машин. Высокая проходимость и маневренность значительно повышает живучесть комплекса, позволяет ему в кратчайшие сроки покинуть зону вероятного удара противника.

Запуск может быть произведен с любого грунта, из любой точки дислокации комплекса, оснащенного средствами маскировки против различных средств обнаружения (оптических, инфракрасных, радиолокационных).

Серийное производство пусковых установок налажено на волгоградском заводе «Баррикады».

В 2013 году ракетные части, вооруженные мобильными установками «Тополь-М», получили тринадцать специальных машин маскировки и инженерного обеспечения. Их основной задачей является уничтожение следов ракетных комплексов, а также создание ложных позиций, которые были бы заметны средствам разведки вероятного противника.

Тактико-технические характеристики «Тополь-М»

ТТХ Баллистической ракеты комплекса «Тополь-М»:

  • Баллистическая ракета – 15Ж65;
  • Дальность поражения – 12000 км;
  • Стартовая масса ракеты – 47,1 т;
  • Скорость – 7 км/с;
  • Длина ракеты – 22,6 м;
  • Длина ракеты без боевой части – 17,5 м;
  • Максимальный диаметр корпуса – 1,81 м;
  • Масса ракеты в ТПУ – 76 т;
  • Масса боевой части – 1,2 т;
  • Круговое вероятное отклонение – 200 м;
  • Тип топлива – Твердое топливо;
  • Боевая часть – ядерный заряд мощностью 550 т.

ТТХ тягача МЗКТ-79221:

  • Модель двигателя – ЯМЗ-847.10;
  • Грузоподъемность – 80 т;
  • Мощность двигателя – 800 л.с.;
  • Масса – 44 т;
  • Длина – 22,7 м;
  • Ширина – 3,4 м;
  • Высота – 3,3 м;
  • Дорожный просвет – 475 мм;
  • Радиус поворота – 18 м;
  • Преодолеваемый брод – 1,1 м;
  • Запас хода – 500 км;
  • Объем топливного бака – 875 л;
  • Максимальная скорость – 45 км/ч.
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector