3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

5 фактов об «Авроре» — самом несчастном корабле Русского флота

Содержание

5 фактов об «Авроре» — самом несчастном корабле Русского флота

Приблизительное время чтения: 2 мин.

120 лет назад (1900) в Санкт-Петербурге был спущен на воду крейсер 1‑го ранга Балтийского флота «Аврора». Многие привыкли, что крейсер — просто символ революции, но его судьба куда интереснее и куда несчастнее.

1. «Крестным отцом» символа революции был. ее будущая жертва Николай II

Император лично выбирал именование нового крейсера. Его корабль получил в честь парусного фрегата «Аврора», который прославился во время Крымской войны. Во время спуска на воду 24 мая 1900 года на палубе крейсера находился 78-летний матрос, в свое время служивший на парусном фрегате «Аврора».

2. Крейсер «Аврора» — один из главных символов революции 1917 года

Знаменитый выстрел с крейсера «Аврора» в октябре 1917 года , про который впоследствии говорили, что именно он дал старт штурму Зимнего дворца, стал символом революции. В честь этого события в центре ордена Октябрьской революции изображен крейсер «Аврора». В 1968 крейсер наградили этим орденом.

3. «Аврора» участвовала в трех войнах, а не только стреляла в революцию

Русско-японская, Первая мировая и Великая Отечественная война — крейсер участвовал в каждой. Больше всего он пострадал во время Великой Отечественной: крейсер нес противовоздушную оборону в Ораниенбауме (сейчас Ломоносов) под Ленинградом и постоянно подвергался налетам немецкой авиации. От прямых поподаний крейсер получил пробоины и сел на грунт. Орудия с «Авроры» передали сухопутным войскам на фронт.

Во время Цусимского сражения (Русско-японская война) С «Авроры» шесть раз сбивали снарядами флаг, но изрешеченное знамя все равно поднимали. За время боя «Аврора» сильно пострадала, но смогла добраться до нейтрального порта в Маниле для ремонта. И только в Первую мировую крейсер не получил серьезных повреждений, несмотря на активную боевую деятельность.

4. В экипаж «Авроры» до революции всегда входил священник

С 1903 по 1916 год на «Авроре» поочередно служили десять священников. А один из них героически погиб при обстреле своими же кораблями. В 1904 году эскадра военных кораблей шла из Кронштадта на помощь осажденному Порт-Артуру. Возле берегов Англии в сильнейший туман русской эскадре «померещились» японские миноносцы, и она случайно обстреляла рыбацкие суда и свой крейсер «Аврора». В крейсер попало пять снарядов. Судовому священнику иеромонаху Анастасию (Рукину) оторвало руку, от чего он позже скончался в госпитале на севере Марокко.

5. Сегодня на революционном корабле проходят православные службы

После окончания капитального ремонта в 1987 году «Аврора» находится на вечной стоянке в Санкт-Петербурге. В 2010 году крейсер вывели из состава ВМФ и передали Центральному военно-морскому музею. На борту находится экспозиция, посвященная трем войнам, в которых участвовал крейсер: Русско-японской, Первой мировой и Великой Отечественной. В 2018 году на борту «Авроры» восстановили корабельный храм, уничтоженный в 1917 году. Сейчас в нем регулярно проводят богослужения. Подробнее об этом читайте в наших материалах «Молитва на крейсере «Аврора»: без деления на красных и белых» и «Литургия на «Авроре».

Подробнее о судьбе крейсера читайте в материале «Аврора верит».

Крейсер «Аврора»: что это за корабль, где находится, год постройки, история

Приехавшим в Санкт-Петербург туристам обязательно предлагают посетить знаменитый крейсер «Аврора», находящийся на вечной стоянке возле Петроградской набережной. Он является кораблём номер один российского военно-морского флота и в настоящее время превращён в музей.

Читать еще:  Рагнар лодброк – легендарный конунг викингов

Старшему поколению не нужно рассказывать о роли, которую сыграло это судно в истории России, однако всем без исключения будут интересны исторические факты, относящиеся к крейсеру «Аврора».

Строительство корабля

Конец XIX века ознаменовался очередным обострением международных отношений. В числе противников России верхние строчки списка традиционно занимали Англия, признанная владычица морей, и активно наращивавшая своё влияние Германия. Из-за этого в 1895 году были внесены изменения в 20-летнюю программу развития российского флота, который должен был пополниться ещё тремя крейсерами.

Для постройки «Авроры», которая стала третьим по счёту крейсером проекта «Диана», была выбрана верфь «Новое Адмиралтейство», известная сегодня как завод «Адмиралтейские верфи». Подготовительные работы начались осенью 1896 года, однако официальная закладка корабля состоялась только в первых числах лета 1897 года. Спустя три года он был спущен на воду, после чего ещё в течение трёх лет продолжалась достройка на плаву. «Авроре» повезло: к тому времени были выявлены ошибки в конструкции первых двух кораблей серии, что позволило их устранить в процессе достройки третьего судна. Крейсер вошёл в состав Российского императорского флота в июне 1903 года.

Характеристики крейсера «Аврора»

Название «Аврора» было дано крейсеру лично императором Николаем II в честь фрегата «Аврора», совершившего кругосветное путешествие и участвовавшего в героической обороне Петропавловска от нападения англо-французской эскадры. Постройка крейсера обошлась казне в фантастическую сумму – 6 миллионов золотых рублей. Это был один из наиболее мощных кораблей российского флота, длина которого составляла 126,7 м, ширина – 16,8 м, а водоизмещение – 6,731 тысяч тонн.

Крейсер был вооружён 42 орудиями разных калибров, а мощность его двигателей равнялась 12 тысячам лошадиных сил. Максимальная скорость корабля составляла 19 узлов, или чуть более 35 км/ч. Команда состояла из 20 офицеров и около 550 нижних чинов.

«Аврора» в русско-японской войне

В составе отряда контр-адмирала А. Вирениуса «Аврора» осенью 1904 года вышла в плавание, чтобы по его завершении войти в состав Тихоокеанского флота. После тяжёлого перехода, продлившегося несколько месяцев, в мае 1905 года эскадра вошла в Корейский пролив и практически сразу попала в сражение, которое впоследствии было названо Цусимским. Японская эскадра поджидала русские корабли, заранее извещённая об их прибытии.

Исход сражения был предрешён до его начала: в составе японского флота насчитывалось 89 кораблей, причём это были современные быстроходные суда, оснащённые мощным скорострельным вооружением. В распоряжении Вирениуса было всего 38 судов, большинство из которых представляли собой устаревшие и слабо вооружённые модели. Крейсер «Аврора» был практически единственным, кто мог противопоставить силам японцев адекватную боевую мощь.

Команда проявила в этом бою настоящий героизм. Так, из-за попадания японского снаряда был перебит силовой кабель, ведущий к рубке управления, и корабль потерял подвижность. Под огнём противника матрос-электрик сумел восстановить электроснабжение, однако за это время корпус крейсера получил более десяти пробоин. Погибли 15 членов экипажа, в том числе капитан Е. Егорьев. «Аврора» была одним из двух русских кораблей, которым удалось уцелеть в ходе Цусимского сражения. Корабль ушёл на Филиппины и после ремонта вернулся в Санкт-Петербург.

Первая мировая война

После окончания русско-японской войны и длительного ремонта крейсер «Аврора» был передан в распоряжение Морского корпуса как учебное судно, на котором проходили практику гардемарины и кадеты. Корабль совершил несколько походов в Средиземное море, Таиланд, Египет и т.д.

После начала первой мировой войны «Аврора» участвовала в боевых действиях на Балтийском море: несла крейсерскую службу, устанавливала минные заграждения, участвовала в десантной операции в Рижском заливе. Установленное на корабле вооружение позволяло довольно эффективно выполнять функции ПВО, сбивая самолёты противников.

Революция 1917 года

Осенью 1916 года крейсер «Аврора» вернулся в Петроград для длительного ремонта. В столице нарастали революционные настроения, и матросы не остались в стороне. В феврале 1917 года на корабле вспыхнул бунт, во время которого были убиты капитан Никольский, старший офицер Огранович и матрос Осипенко, а ещё несколько матросов получили ранения. Команда полностью перешла на сторону революционно настроенных масс.

Во время Октябрьской революции 1917 года, как известно, именно выстрел пушки «Авроры» подал сигнал к вооружённому выступлению, результатом которого стало свержение Временного правительства и установление власти большевиков. Однако на самом деле это не более чем красивая легенда. Орудия «Авроры» действительно в ту ночь сделали несколько холостых выстрелов, однако они были произведены, чтобы предупредить другие суда о повышении бдительности. Сигналом к выступлению восставших были залпы орудий Петропавловской крепости, прозвучавшие через несколько часов после выстрелов с «Авроры». Однако именно революционный крейсер остался в памяти как судно, давшее старт одному из наиболее значительных событий ХХ века.

Читать еще:  Как правильно выбрать туристический нож

В последующие годы крейсер «Аврора» использовался как учебное судно, принимал участие в обороне Ленинграда, а в 1960 году получил статус историко-революционного памятника. С 1956 года на борту корабля существует музей, который ежегодно посещают не менее полумиллиона экскурсантов. Корабль перенёс несколько ремонтов, последний состоялся в 2014-16 годах. В настоящее время судно находится в Санкт-Петербурге на набережной Невы, 127-метровый участок которой предоставлен на 99 лет Центральному военно-морскому музею.

Обычно период эксплуатации военных крейсеров не превышает 25 лет. Однако судно прослужило 45 лет. За это время «Аврора» поучаствовала в обороне Кронштадта от фашистов. На вечную стоянку крейсер отправили только в 1948 году.

С момента «выхода на пенсию» судно стало музеем. За годы его существования в нем побывали Юрий Гагарин и Валентана Терешкова , принцесса Монако , Маргарет Тэтчер и многие другие.

Музей состоит из шести залов. Пускают даже в машинное и котельное отделения. На борту крейсера хранятся более 500 экспонатов: уникальные фотографии , боевые снаряды и корабельное обмундирование , предметы из жизни на корабле.

Во время капитального ремонта судна , его подводную часть пришлось полностью заменить. Однако есть и то , что сохранилось до наших дней в своем первоначальном виде , например , кают-компания.

История службы

Боевое крещение «Аврора» получила во время Русско-японской войны — она была одним из двух русских кораблей, уцелевших в Цусимском сражении в мае 1905 г. После войны в 1906 г. крейсер вернулся в Санкт-Петербург и стал учебным кораблем, на котором проходили практику кадеты и гардемарины Морского корпуса. С корабля была частично снята малокалиберная артиллерия, добавлены два орудия калибра 152 мм.

С началом Первой мировой войны в 1914 г. крейсер вошел в состав 2-й бригады крейсеров Балтийского флота, проводил артиллерийские стрельбы и нес дозорную службу. К лету 1914 г. на «Авроре» были установлены четырнадцать 152-мм орудий и четыре 75-мм зенитных пушки.

Легендарный корабль, популярный музей

Некоторые корабли считаются едва ли не символами наций, которыми они были построены — например, британский Victory. В России такая судьба оказалась суждена крейсеру «Аврора». В советское время этот легендарный корабль воспринимался, главным образом, как материальное воплощение «Великого Октября», сегодня же он выглядит хранителем традиций российского флота.

В рядах Императорского флота

Бронепалубный крейсер «Аврора», третий корабль типа «Диана», был заложен 23 мая 1897 года (здесь и далее даты до февраля 1918 года приводятся по «старому стилю») на верфи «Новое Адмиралтейство» в Санкт-Петербурге. 11 мая 1900 года крейсер спустили на воду в присутствии императора Николая II, но его достройка по ряду причин сильно затянулась. В строй «Аврору» ввели только 16 июня 1903 года, первым командиром корабля стал капитан 1-го ранга И.В. Сухотин. На тот момент крейсер 1-го ранга (как он официально классифицировался) имел следующие основные характеристики:

3 паровых машины (11610 л.с.), 24 котла

Дальность хода, миль

4000 на 10 узлах

8×152-мм, 24×75-мм, 8×37-мм (состав вооружения неоднократно менялся на протяжении службы корабля)

1 надводный и 2 подводных 381-мм торпедных аппарата (демонтированы в ходе модернизаций), 8 торпед

бронепалуба — 38-мм, боевая рубка — до 152-мм

В сентябре 1903 года «Аврора» начала переход на Тихий океан в составе отряда контр-адмирала А.А. Вирениуса. После начала русско-японской войны поход прервался в Средиземном море, в апреле 1904 года корабли вернулись обратно на Балтику. В октябре того же года «Аврора» повторно отправилась на Тихий океан в составе Второй Тихоокеанской эскадры. 14 мая 1905 года корабль принял участие в Цусимском морском сражении, ведя перестрелку с японскими крейсерами. «Аврора» получила 16 попаданий, погибли командир капитан 1-го ранга Е.Р. Егорьев и 14 нижних чинов. По итогам боя «Аврора» с крейсерами «Олег» и «Жемчуг» смогла успешно покинуть поле боя. 21 мая корабли прибыли в Манилу, где интернировались по требованию властей США.

Читать еще:  Ту-104 — описание первого советского пассажирского самолета

«Аврора» вернулась на Балтику в феврале 1906 года. После капитального ремонта с модернизацией корабль активно использовался для учебных походов и демонстрации флага. Крейсер ходил в Средиземное море (1910, 1912 годы), в Индийский и Тихий океаны (1911-1912 годы), принимал на борту августейших особ из различных стран. С началом Первой мировой войны морально устаревшая «Аврора» обеспечивала оборону российских минно-артиллерийских позиций на Балтике, оказывала поддержку сухопутным войскам на побережье Рижского залива. Крейсер практически не контактировал с силами противника, и ярких боевых эпизодов с его участием не зафиксировано.

С сентября 1916 года «Аврора» проходила ремонт и модернизацию в Петрограде, где оказалась в центре революционных событий. Экипаж активно поддержал Февральскую революцию (в ходе волнений был убит командир корабля), затем попал под влияние большевиков, и 24 октября 1917 года перешёл в распоряжение Военно-революционного комитета. Вечером 25 октября с крейсера был сделан знаменитый холостой выстрел из 152-мм орудия, в популярной интерпретации ставший сигналом к штурму Зимнего дворца.

Под советским флагом, превращение в музей

В годы Гражданской войны «Аврора» отстаивалась в Петрограде и Кронштадте, члены экипажа воевали на сухопутных фронтах. В 1923 году корабль прошёл восстановительный ремонт и влился в состав Морских сил Балтийского моря. К 10-летию Октябрьской революции он был награждён орденом Красного Знамени. «Аврора» активно эксплуатировалась в роли учебного корабля и совершила ряд дальних заграничных походов с заходом в иностранные порты (Норвегия, Дания, Швеция, Германия). С 1935 года безнадёжно устаревший и утративший боевую ценность крейсер использовался как несамоходная учебная база военно-морских училищ и плавбаза подлодок, планировалось его списание.

С началом Великой Отечественной войны «Аврора» участвовала в противовоздушной обороне Кронштадта и Ораниенбаума. Постепенно моряки направлялись воевать на сушу, а вооружение демонтировалось. В сентябре 1941 года в обороне Ленинграда участвовала батарея «А», вооружённая десятью снятыми с крейсера 130-мм орудиями (большинство личного состава батареи погибло), одно 130-мм орудие позднее было установлено на бронепоезде «Балтиец». Стоявший в Ораниенбауме крейсер обстреливался немецкой артиллерией, подвергался ударам авиации и в конце сентября 1941 года во избежание гибели был посажен командой на грунт на мелководье. Заметной роли в дальнейших событиях разоружённая «Аврора» не играла, хотя символически сохраняла боеспособность на протяжении всей обороны Ленинграда (имелась одна 76-мм зенитка, был поднят военно-морской флаг).

В июле 1944 года старый крейсер подняли и поставили в ремонт в Ленинграде. Планировалось сохранить его в качестве корабля-памятника и учебной базы Ленинградского Нахимовского училища. В ноябре 1948 года «Аврора» встала на вечную стоянку в истоке Большой Невки на Петроградской стороне, где и находится до сих пор. В 1956 году корабль-памятник стал филиалом Центрального военно-морского музея и перестал использоваться в учебных целях, во внутренних помещениях была создана музейная экспозиция. При этом он формально сохранялся в составе ВМС. Высокую символическую ценность «Авроры» зафиксировало награждение крейсера орденом Октябрьской Революции в 1968 году.

В 1984-1987 годах крейсер прошёл капитальный ремонт и реставрацию, методы и итоги которой вызвали противоречивые оценки у историков флота и кораблестроителей (в первую очередь то, что подводная часть корпуса была фактически построена заново). Как бы то ни было, внешний вид корабля приблизился к состоянию начала ХХ века, была создана новая музейная экспозиция. Следующий капитальный ремонт с реконструкцией и очередная реэкспозиция «Авроры» состоялись в 2014-2016 годах. В настоящее время крейсер формально входит в корабельный состав ВМФ РФ и имеет военный экипаж, но сохраняет статус публичного музея (филиала Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого).

Внешний вид корабля-памятника

Корабль-музей «Аврора» неизменно находится на вечной стоянке у берега Петроградской стороны (ближайшая станция метро — «Горьковская»). Крейсер является популярным туристическим объектом и пользуется большой популярностью у посетителей. Это приводит к тому, что при визите стоит учитывать немалую вероятность попадания в очередь, особенно в выходные дни. Формальный статус военного корабля заметного влияния на посещение не оказывает.

В настоящее время рядовому посетителю доступны для свободного осмотра верхняя палуба «Авроры» и залы постоянной музейной экспозиции. В машинное отделение крейсера допускаются только групповые экскурсии. Восстановленные корабельная церковь и медицинский пункт входят в состав экспозиции, но также доступны лишь для экскурсантов.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector