0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Убийца С-400; против; обнулителя; системы ПРО

«Убийца С-400» против «обнулителя» системы ПРО. Сравниваем американский В-21 и российский ПАК ДА

В создание американской малозаметной машины B-21 вложено немало средств. Даже с учётом уже принятых на вооружение самолётов проект может оказаться сложным и крайне дорогим. Российский ПАК ДА создаётся по похожей технологии, но заметно отличается от В-21.

Коллаж © LIFE. Фото © Shutterstock, Militaryarms.ru

Одним — пенсия, другим — служба

После недавнего заявления о том, что разрабатываемый в США бомбардировщик В-21 может стать «самым крутым в мире» самолётом, военные эксперты по всему миру начали гадать, как и чем сможет воевать уникальная машина. Разрабатывать В-21 Raider (именно под таким названием машина должна пойти в серийное производство) начали ещё в 2015 году. Концептуально машина значительно отличается от предшественника — малозаметного бомбардировщика В-2 Spirit. Принятый на вооружение в конце 90-х В-2 в основном применялся для нанесения массированных бомбовых ударов и даже успел повоевать в Югославии, Ираке, Афганистане и Ливии. B-21 Raider будет значительно отличаться от этого самолёта. Бывший министр ВВС США Дебора Ли Джеймс отмечала, что В-21 станет «высокоточной ударной платформой».

Отставание или прорыв? Каким будет наследник «Белого лебедя» Ту-160

Одна из главных причин повышенного внимания к В-21 — стремительно стареющий и постоянно ломающийся парк стратегической и дальней авиации. Основа воздушного «ядерного копья» США — самолёты В-52 Stratofortress. Эти самолёты начали летать раньше, чем советские Ту-95, и именно B-52 составляют основу ядерных сил США в Европе. Эксперт РСМД Александр Ермаков пояснил, как именно американские военные планируют обновить стратегическую и дальнюю авиацию.

В первую очередь необходима физическая замена вырабатывающим ресурс B-52 и B-1. Эти самолёты требуют замены при первой же возможности. У первых — предельный возраст и выработанный ресурс, вторые оказались наименее востребованным типом самолёта для боевых действий. Вероятно, ВВС США оставят какое-то количество В-52 на службе, поскольку самолёт обладает уникальными возможностями по использованию тяжёлых ракет. Вместе с B1 спишут и B2, которые при небольшой серии не будет смысла эксплуатировать параллельно с B-21

Читать еще:  Bell p-39 airacobra: история создания, конструкция самолёта, технические характеристики истребителя (ттх)

Военный эксперт РСМД

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/16/393107113435.88214.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2020/10/16/393107113435.88214.jpg» loading=»lazy» />

При этом боевые возможности «Райдера» окажутся скромнее, чем у его предшественника — стелс-бомбардировщика В-2. Боевой радиус новой машины (возможность слетать «туда-обратно») на полной заправке топливом может уменьшиться почти на полторы тысячи километров — с 5300 километров до 3800. При этом, как отмечают американские военные, в машине применяются не только новые материалы, но и новые топливосберегающие двигатели.

Российский перспективный авиационный комплекс дальней авиации (ПАК ДА) создавали по тем же причинам, что и в США. Принято считать, что в современной войне на первый план вышли не сами самолёты, а ракеты, особенно гиперзвуковые. Для того чтобы доставить их до противника, больше не нужна огромная скорость, как у Ту-160, а необходима малозаметность. Решение российских специалистов из ОКБ Туполева, занятых проектированием ПАК ДА, перейти на «летающее крыло» вместо классической схемы в этом смысле вполне понятно и объясняется теми же задачами, что и у американских военных, — доставить ядерное оружие до цели максимально скрытно и по возможности вернуться на аэродром базирования. Военный эксперт Антон Лавров пояснил, что, после того как «летающие крылья» будут приняты на вооружение, почти все «Белые лебеди» Ту-160 могут кануть в Лету.

Концепция быстрого прорыва на «сверхзвуке» постепенно уходит. Теперь можно подвесить что-то сверхдальнобойное и даже гиперзвуковое и не рисковать машиной и людьми зря

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/0/26/440930002894.16486.jpg» loading=»lazy» />

» ratio=»1/1″ src=»https://static.life.ru/publications/2021/0/26/440930002894.16486.jpg» loading=»lazy» />

Однако от виртуальной чертёжной доски до принятия на вооружение и американского В-21, и российского ПАК ДА пройдёт немало лет. Вероятно, даже десятилетие. С учётом того что американским военным понадобилось почти 20 лет на то, чтобы разработать собственный малозаметный бомбардировщик, разработка ПАК ДА, особенно с учётом программы производства и модернизации Ту-160, вряд ли будет быстрой. Вопрос о количестве необходимых для дальней и стратегической авиации ПАК ДА по-прежнему открыт. Всего в составе ВКС числится 60 бомбардировщиков Ту-22 (в разных модификациях), 17 Ту-160 (включая ещё не принятый на вооружение Ту-160М) и 64 Ту-95 (МС и МСМ). Если исходить из того, что первыми под списание попадут «Медведи», то только на первом этапе ВКС РФ может потребоваться не менее 40–50 ПАК ДА.

Читать еще:  Boeing 777 — описание и технические характеристики пассажирского самолета

Копьё «Охотника». Как будет воевать российский ударный беспилотник?

При этом ударные возможности машины относительно Ту-160 будут снижены. Вместо 40 тонн бомбовой и ракетной нагрузки ПАК ДА сможет принимать на борт до 30 тонн высокоточного вооружения.

Сам себе телохранитель

Об особенностях американского В-21 известно крайне мало. Достоверной информации о конструкции ПАК ДА ещё меньше, однако источники, близкие к ВПК, сообщают, что помимо комплексов радиоэлектронной борьбы и средств активной обороны (ЛТЦ, датчики и лазерные системы) ПАК ДА может получить и ракеты «воздух — воздух». Военные лётчики отмечают, что с таким арсеналом для ПАК ДА практически исчезнет необходимость в вооружённом эскорте: самолёт сможет самостоятельно «отбиваться» от любого нападения.

«Авангард» против «Стрелы». Почему в США опасаются российских гиперзвуковых ракет

При этом специалисты по аэродинамике отмечают, что у аэродинамической схемы, по которой в США строят «Райдер», а в России — ПАК ДА, есть как достоинства, так и серьёзные недостатки. Ключевое свойство самолёта на «летающем крыле» — способность выполнять полёты на малых высотах и быть практически невидимым для радаров. Однако проблем тоже хватает: например, при разработке В2 Spirit компания Northrop столкнулась с чудовищной управляемостью и низкой стабильностью в полёте. Первые прототипы B2 (по одному миллиарду долларов за самолёт) могли свалиться в штопор, что называется, на ровном месте. Проблему решили применением сложного компьютера: с помощью датчиков и постоянного контроля В2 научили стабилизироваться в полёте, но до «грации лебедя» добраться так и не удалось. Машина по-прежнему плохо маневрирует даже на низких скоростях, и будет ли эта проблема решена в самолёте В-21, пока не понятно.

Точный облик B-21 и ПАК ДА будет известен примерно через пять лет. С учётом того что работы по двум машинам идут практически параллельно, появление обеих машин на рубеже 30-х годов может перераспределить военный паритет между США и Россией. Любопытно, что вместе с самолётами предыдущего поколения (B-52, B2, Ту-160 и Ту-95) могут уйти в небытие и традиционные дозвуковые крылатые ракеты. Вооружение носителей ядерного оружия гиперзвуковыми ракетами практически полностью изменит характер боевых действий будущего и заставит военных как в России, так и в США адаптироваться к новой реальности.

Читать еще:  Российский бронетранспортёр бтр-70

Интеграторы

Судя по всему, дела с B-21 Raider идут неплохо. По словам главы Управления по вопросам оперативного потенциала, производство планера бомбардировщика происходит параллельно с тестированием программного обеспечения (ПО) для авионики и других систем испытательного образца самолета, а прогресс по программе B-21 Raider достигается за счет использования гибких инструментов разработки ПО, позволяющих ускорить готовность соответствующих систем бомбардировщика и их интеграцию. Подобный подход Northrop Grumman в разработке B-21 Raider прямо противоположен применявшемуся при создании истребителей пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II, когда ВВС США в параллельных разработке и производстве самолетов видели риски задержек в выполнении и удорожания соответствующей программы.

Аналитик Института Митчелла Марк Ганцингер отмечает, что для «сокращения затрат и времени программа максимально использует преимущества других проектов, зрелых технологий и даже компонентов, разработанных для иных систем оружия. Другими словами, на данном этапе развития B-21 гораздо более зрелый, чем [было с] F-35 и программа [стратегического бомбардировщика Northrop] B-2 [Spirit]».

В отличие от программы F-35, я хотел бы сказать, что B-21 — это скорее вопрос интеграции, чем изобретений

Таким образом, разработка и производство американским военно-промышленным комплексом (ВПК) самолетов вроде B-21 Raider становится рутинным и относительно недорогим занятием, а те государства, которые до сих пор не располагают подобными возможностями, остаются далеко и надолго позади.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector