Боевой сокол» F-16: насколько хорош, если не смотреть на цифры
Содержание
«Боевой сокол» F-16: насколько хорош, если не смотреть на цифры?
Подвергать сомнению то, что F-16 – реально хороший самолет, не стоит. Я бы сказал, что из когорты однодвигательных истребителей он вообще лучший.
Себастьян Роблин из известного нам The National Interest придерживается абсолютно такой же точки зрения, что неудивительно.
И можно с ним согласиться в том, что F-16 действительно обладает большим количеством достоинств. Например, он легкий, маневренный, двигатель надежный и имеет прекрасное соотношение тяги к весу. Приличный комплект вооружения.
Есть и недостатки. Из-за того, что самолет легкий, а двигатель один, дальность не блестящая и полезная нагрузка тоже весьма ограниченная, если сравнивать с двухдвигательными истребителями.
Делает это F-16 лучшим истребителем мира? Нет. Это просто самолет с набором характеристик. Воюют все-таки не только цифры, но и факты.
А вот с фактами у нас дело обстоит весьма специфично. Для начала немного статистики боевого применения «Сокола». Сразу стоит отметить, что у разных реальных экспертов подход разный, но наши В. Ильин и В. Марковский, как лица совершенно незаинтересованные в плане цифр, мне кажутся наиболее заслуживающими доверия.
Итак, боевое применение F-16. Тут стоит смотреть даже не на то, сколько было сбито и потеряно самолетов, а кому они принадлежали. Это, на мой взгляд, самый важный момент.
1. Война в Ливане
Ливанская война в 1982 году стала дебютом F-16 в качестве боевого самолета.
Согласно исследованиям В. Ильина, в этой войне Израиль потерял 6 самолетов F-16. На долю израильских F-16 приходится 43 сбитых самолета ВВС Сирии и 1 вертолет, то есть фактически половина всех летательных аппаратов, сбитых израильскими летчиками.
Противниками F-16 были МиГ-21 и Миг-23 различных модификаций.
Кроме этой войны, F-16 постоянно применялся в качестве истребителя-бомбардировщика по целям на территории Сирии, что в итоге вылилось в потерю еще одного F-16I, сбитого сирийской ракетой с ЗРК С-200.
2. Венесуэла
Во время путча 1992 года лояльные правительству летчики на F-16 сбили два легких штурмовика OV-10 и один учебно-боевой истребитель AT-27 мятежников.
Во время войны с наркобаронами в промежутке с 2013 по 2015 годы F-16 ВВС Венесуэлы сбили три легких самолета, перевозивших наркотики.
3. Югославия
В 1999 году F-16 применялись в Югославии повсеместно в составе контингента НАТО и здесь произошли первые столкновения с МиГ-29. Пилоты F-16 (американский и голландский) сбили два МиГ-29.
Собственные потери F-16 составили 1 самолет от ЗРК С-125.
4. Война в Персидском заливе
Здесь F-16 выполняли в основном боевые задачи, более характерные для штурмовиков и бомбардировщиков. Потому потери были в основном от зенитно-ракетных комплексов.
Один F-16 был сбит ракетой, запущенной с МиГ-23, в ответ ракетой с F-16 был сбит иракский МиГ-25ПД.
Вообще, потери F-16 в той войне примечательны тем, что кроме одной воздушной потери еще 6 «Соколов» были сбиты ЗРК, а 7 были безвозвратно потеряны по техническим причинам. То есть пополам.
Последовавшая иракская война обошлась без побед и потерь по причине того, что ВВС Ирака на войну не пришли.
5. Афганская война/Пакистан
ВВС Пакистана приняли весьма деятельное участие в войне в Афганистане, постоянно осуществляя «охрану» своих воздушных рубежей от посягательств советских и афганских самолетов. F-16 ВВС Пакистана одержали несколько побед с период с 1986 по 1988 год.
Первая победа – ракетой с F-16A был сбит афганский Су-7б, оказавшийся над территорией Афганистана.
Над территорией Афганистана были сбиты 2 самолета Су-22 и пассажирский Ан-26.
Отдельно стоит рассматривать единственный советский Су-25, сбитый в 1988 году.
ВВС Пакистана потеряли один самолет F-16A, сбитый ракетой ЗРК.
6. Индо-пакистанский конфликт
27 февраля 2019 года произошёл воздушный бой между авиационными группами ВВС Индии и ВВС Пакистана. Со стороны ВВС Индии в столкновении приняли участие 8 истребителей: четыре Су-30 МКИ, два МиГ-21УПГ, два Dassault Mirage 2000. От ВВС Пакистана присутствовали в общей сложности 16 самолётов: восемь F-16, четыре Dassault Mirage III, четыре JF-17 Thunder. И еще 8 самолетов в виде группы прикрытия в бою не участвовали.
Был сбит один F-16 ВВС Пакистана и один индийский МиГ-21.
7. Греческо-турецкий конфликт
Вялотекущая череда конфликтных ситуаций, в которых с обеих сторон применялись F-16. Три самолета потеряли турки, столько же было потеряно греками.
8 октября 1996 года греческим истребителем Мираж 2000 был сбит турецкий F-16D. 23 мая 2006 года в 15 км от острова Карпатос произошло столкновение греческого и турецкого F-16, оба самолёта разбились.
8. Гражданская война в Сирии
Гражданская война была в Сирии, что совершенно не мешало Турции погрязнуть в ней по самые лонжероны. В мае 2013 года турецкий F-16 рухнул при невыясненных обстоятельствах в районе сирийско-турецкой границы. 23 марта 2014 года турецкие F-16 сбили сирийский истребитель МиГ-23МЛ, якобы вторгшийся в воздушное пространство Турции. Обломки самолёта были найдены на территории Сирии.
В аналогичной ситуации 24 ноября 2015 года был сбит российский Су-24, упавший на территории Сирии.
Вообще, в ходе гражданской войны в Сирии F-16 теряли многие страны.
1 декабря 2014 года на территории Иордании после выполнения боевого вылета в Сирии упал американский истребитель F-16C, пилот-американец погиб.
24 декабря 2014 года над сирийским городом Ракка был сбит иорданский истребитель F-16, пилот попал в плен международных террористов и был убит.
10 февраля 2018 года сирийским ЗРК С-200 был сбит израильский F-16I.
Согласно официальной статистике ВВС США и НАТО, F-16 одержали в общей сложности 8 воздушных побед. Все победы были одержаны в Ираке и на Балканах. Официальная информация ВВС Израиля говорит о том, что израильскими F-16 было одержано около 40 воздушных побед над самолётами ВВС Сирии.
Если суммировать все вышеперечисленное, то получается, что F-16 под управлением пилотов из США, Израиля и стран НАТО сбили около 50 самолётов.
4 604 изготовленных за 40 лет самолета.
Скажем так, немного в общем, но и использовали F-16 не только как истребитель. Но главное не это. Главное – против кого применяли этот самолет. И вот здесь начинается поле нюансов, на котором, в принципе, репутация «лучшего одномоторного» самолета несколько «не взлетает».
Судим сами исходя из списка приведенных побед. Особенно интересуют самолеты производства СССР, почему – будет видно ниже.
Су-7б. Выпускался с 1957 по 1972 годы.
Су-22, который Су-17. Выпускался с 1969 по 1990 годы.
Су-25. Выпускался с 1975 года.
МиГ-23. Выпускался с 1969 по 1985 годы.
МиГ-25. Выпускался с 1969 по 1982 год.
МиГ-29. Выпускается с 1982 года.
В целом, если посмотреть на список, то станет ясно: F-16 воевали не просто с устаревшими самолетами производства СССР, а еще и с экипажами, скажем так, не высшего качества.
Можно, конечно, что-то сказать о подготовке сирийских пилотов, которые проходили ее в советских училищах. Летные училища СССР – это хорошие учебные заведения. Сирийцы просто не самые лучшие ученики. Это касается и зенитчиков, и танкистов, и летчиков.
Очень сложно сказать и предугадать, что получилось бы, сойдись F-16 в маневренном бою с более современными самолетами (типа того же МиГ-29, только с буковками или Су-27), в кабинах которых сидели бы выпускники, скажем, из Борисоглебска, Волгограда или Армавира. Вполне мог бы быть результат несколько иного плана.
По сути же, на равных летчики на F-16 сражались даже не в одном конфликте, а в одном бою, когда турецкий и греческий летчики докружились до столкновения в воздухе. Ну и нечто похожее на бой в исполнении индийцев и пакистанцев.
В любом случае, оба момента выглядят… слабовато.
То, что израильтяне накрошили арабских МиГов, – это, конечно, да. Говорит в первую очередь о том, что подготовка пилотов израильских ВВС намного выше, чем у сирийских. Впрочем, мнение о уровне боевой выучки сирийцев я уже озвучил.
В итоге американские летчики и их израильские коллеги, возможно, садятся за штурвал лучшего самолета в мире. Но реальное доказательство — не победы в боях с арабскими летчиками Ирана, Ирака и Сирии на самолетах более старшего поколения, а на одноклассниках, с коллегами, скажем, из России или Китая в кабинах.
Вот тогда можно было бы сравнить. А пока же F-16 «Боевой сокол» можно считать вполне хорошим самолетом с большим количеством достоинств. Который можно очень эффективно применять против ВВС стран третьего и четвертого миров.
Но так как воюют все-таки реальные самолеты с реальными пилотами, то цифры ТТХ можно не принимать за истину в последней инстанции. Цифры хорошо показывают, но очень плохо летают.
«Боевой сокол» из F-16 получился. Но не стоит безапелляционно заявлять, что это один из лучших самолетов в мире. Такие заявления обычно требуют реальных доказательств.
Летно-технические параметры
F-16 может без посадки пролететь почти 4000 км со скоростью 2120 км/ч и подняться на расстояние 12000 и 18000 метров. Боевой радиус машины — 1361-1759 км. Дальность полёта с конформными топливными баками (3,9 тыс. л в ПТБ) — 3,9 тыс. км, без конформных топливных баков (5,5 тыс. л в ПТБ) — 4,4 тыс. км.
Экипаж
Истребитель пилотируется одним человеком. Некоторые модели были переоборудованы в 2-местные (F-16В, F-16D, F-16I).
Скорость
- крейсерская скорость — 0,93 М;
- максимальная скорость — 2 145 км/ч;
- макс. скорость у поверхности — 1 432 км/ч;
- макс. скороподъёмность — 18 900 м/мин.
Пpактический потолок
Воздушное судно способно подниматься на высоту 17–18 тыс. метров. Практический потолок — 14000–16000 метров. Скорость подъема — 275 м/с.
Габаpиты самолёта
- длина — 15,03 м;
- высота — 5,09 м;
- размах и площадь крыла — 9,45 м и 27,87 кв. м;
- нагрузка на крыло — 781,2 кг/кв. м;
- вес порожнего — 7–9 т;
- макс. взлётный вес — 17–21 т;
- объём топ. баков — 3,9 тыс. л.;
- вес топлива — 2,5–3,2 т;
- тип мотора — Pratt & Whitney F100 или General Electric F110;
- мощность — 129,40 Кн;
- вес внешней нагрузки — 8,7 т;
- общий вес боевой нагрузки на всех 9 узлах подвески —5,42 т.