3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В

Легкий военно-транспортный самолет Ил-112В. История создания и характеристики

ТАСС-ДОСЬЕ. 17 августа 2021 года в районе аэродрома Кубинка (Московская область) во время тренировочного полета потерпел крушение военно-транспортный самолет Ил-112В. Согласно информации источника ТАСС, на борту находились три члена экипажа. По предварительным данным, все они погибли.

ТАСС подготовил материал об этой модели воздушных судов.

Ил-112В — российский легкий турбовинтовой военно-транспортный самолет. Предназначен для транспортировки и воздушного десантирования до 5 т легких образцов вооружения и военной техники, грузов и личного состава; также возможна транспортировка широкой номенклатуры грузов при коммерческой эксплуатации. Создается в качестве замены российского парка самолетов Ан-26 (созданы в 1960-х годах на базе пассажирского Ан-24, 80% Ан-26 планируется вывести из эксплуатации до 2030 года). Разработку Ил-112В с начала 1990-х годов с перерывами ведет ПАО «Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина» («Ил», Москва, головная компания дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации, ОАК, в составе госкорпорации «Ростех»). Главный конструктор — Николай Таликов. Первый полет опытного экземпляра состоялся 30 марта 2019 г. в Воронеже. Планируется, что серийное производство будет налажено с 2023 года на ПАО «Воронежское акционерное самолетостроительное общество» (ПАО «ВАСО», входит в дивизион транспортной авиации ОАК). На ВАСО с участием головной компании дивизиона транспортной авиации ПАО «Ил» идут работы по запуску Ил-112В в серийное производство. В частности, реализуется проект по созданию поточной линии сборки самолета на базе существующих производственных площадей. К выпуску самолет планируется в двух модификациях: для гражданской авиации (Ил-112Т) и военно-транспортной авиации (Ил-112В). Также предусмотрена экспортная модификация Ил-112ВЭ.

История создания

В конце 1980 годов советскими вооруженными силами активно использовались три транспортника: Ан-12, Ан-24 и Ан-26. Все они к тому времени уже начали устаревать и могли создавать определенные проблемы, выражающиеся в качестве их эксплуатации и надежности. Поэтому идея запуска проекта нового самолета для правительства казалась очевидной.

На тот момент разрабатывался Ил-112 в качестве среднемагистрального пассажирского авиалайнера, который должен был заменить имеющиеся Ту-134 и Ту-154 для выполнения внутренних авиарейсов. Конструкторы предложили использовать его за основу и создать укороченную версию Ил-114. Но трудное финансовое положение в стране заставило отложить все проекты.

Предложенный вариант укороченного Ил-114 создан не был, а военно-воздушные силы так и не получили легкий транспортник. Начало 2000-х годов изменило ситуацию. Тогда был запущен новый проект по созданию самолета Ил-112В. Официальным его началом считается апрельский конкурс 2004 года, где выбирался военный транспортник от лица Минобороны.

Ил-112В победил, оставив позади МиГ-110, М-60ЛВТС и Ту-136Т. В майском интервью В. Денисов, исполняющий обязанности командующего одного из воздушных подразделений, заявил о подъеме самолета в воздух уже через год и большой госзакупке к 2015. Но финансирование внезапно сократили, а продвижение проекта резко замедлилось, что заставило значительно сдвинуть сроки.

Читать еще:  Глефа: история оружия, его описание и особенности использования

Первостепенной задачей для разработчиков стала сборка четырех тестовых образцов. Два предназначались для летных испытаний, а вторая пара – для наземных. По словам руководства ВАСО, первый образец должен был стать готовым к 2010, а через год планировался запуск серийного производства.

Незадолго до подготовки первого экземпляра Минобороны РФ отказалось от дальнейшего финансирования проекта, предложив авиационному комплексу имени Ильюшина вкладывать собственные средства. Спустя год было решено вообще исключить заказ Ил-112В из плана закупок и приобрести вместо него модифицированный Ан-140. Все работы над самолетом были заморожены.

В начале 2013 года проект был вновь запущен после переговоров Главкомата ВВС РФ и министра обороны С. Шойгу. К 26 июня конструкторы отправили заявку на создание новых турбовинтовых двигателей, а через месяц официально подтвердили размораживание разработки. 23 декабря стало известно о заключении контракта с Минобороны.

Согласно планам, в самолете должны были использоваться двигатели ТВ7-117СТ, а эксплуатация не подразумевала капитальных ремонтов, ограничиваясь минимальными вложениями для поддержания базовой летной годности.

Подготовка к производству началась в 2016 году. Для модернизации заводов пришлось потратить более 1,3 млрд рублей, без которых осуществлять сборку Ил-112В с необходимой скоростью было бы невозможно. Первый фюзеляж собрали к концу года, а к середине 2017 опытный образец был готов полностью.

После этого конструкторы сконцентрировались на устранении нестыковок с документацией и доработку отдельных деталей. 12 декабря 2018 года произошла первая выкатка самолета на взлетно-посадочную полосу для проверки работы основных систем и двигателей. С последними возникла проблема – один из моторов отказал. Затем Ил-112В получил ряд доработок, избавивших его от выявленных проблем.

Первый полет прошел 30 марта 2019 года. Ил-112В сделал три круга, сымитировав посадку на последнем. Основная часть полета завершилась успешно, самолет двигался в сопровождении Ил-114, чтобы можно было определить точную скорость и выявить ошибки в показаниях приборов. Когда испытание закончилось, Ил-112В пошел на снижение.

Опустив самолет до 30 метров, летчик заметил срабатывание сигнализации. Один двигатель переключился с автоматического управления на гидромеханическое, значительно понизив обороты. Машину получилось нормально посадить и пригнать на стоянку.

После этого был проведен анализ записей с камер наблюдения, который помог прояснить ситуацию. Несмотря на отказ двигателя, он продолжил работать, хоть и были использованы пониженные обороны. Наличие резервной гидравлической системы помогло избежать авиакатастрофы, что продемонстрировало ее надежность и важность в каждом самолете.

Несмотря на вполне успешные испытания, Ил-112В имеет одну серьезную проблему. Еще на момент составления проекта на бумаге было ясно, что самолет получит перевес. Трудности, связанные с финансированием, заставили закрыть глаза на этот недостаток и приступить к работе сразу после получения денежных средств.

Читать еще:  Коллиматорный прицел lider ljm-2: характеристики, устройство, фото

Но Минобороны само обратило внимание на наличие в документации ошибок и превышение общей массы самолета на 2,5 тонны. Постепенно конструкторы стараются снизить вес, каждому за это гарантируется премия. Также АК имени Ильюшина попросил продумать уменьшение массы отдельных элементов конструкции у их изготовителей. Уже удалось облегчить двигатели на 90 кг, которые изначально получились также более тяжелыми.

К середине 2019 года уменьшили вес самолета на 2082 кг. Предполагается, что после модернизации, замены системы управления и оптимизации гидросистемы, назначенных на ближайшее время, масса сократится еще на 500 кг. Не исключен переход с дюралевых сплавов на алюминиево-литиевые, что поможет уменьшить вес примерно на 150 кг.

До весны 2020 года самолет должен быть доработан с учетом всех выявленных недостатков и новых требований. Третий опытный образец должны представить в течение 2020 или 2021 года. Первые поставки могут начаться спустя несколько месяцев после завершения испытаний.

Перспективы Ил-112

Согласно мнению ряда высокопоставленных военных, транспортный самолёт Ил-112 имеет весьма неплохие перспективы в составе Вооруженных Сил России. При этом стоит отметить, что основной предпосылкой к успеху самолёта является то, что на сегодняшний день транспортный авиационный парк машин в Российской Армии состоит в основном из устаревших Ан-12, Ан-22 и Ан-26, которые постепенно выводятся из эксплуатации. В такой ситуации армия просто остро нуждается в новом самолёте, который будет способен решать задачи, связанные с транспортировкой грузов и личного состава. Также не стоит упускать из виду и качественное обновление российской авиации, благодаря чему с большой долей уверенности можно сказать, что на этот раз Ил-112 точно будет выпущен и пойдёт в серийное производство.

Ил-112 имеет также и неплохой потенциал для различных модификаций, благодаря чему могут также быть созданы самолёты радиоэлектронной борьбы и разведки, телеметрии, самолёты для нужд МЧС и даже воздушные командные пункты на его основе. Конечно, Ил-112 впереди ещё ожидает период государственных испытаний, однако главным остаётся то, что в модели был замечен потенциал, и она имеет все шансы занять свою нишу в составе Военно-Воздушных Сил Российской Федерации.

Чтобы представить перспективы транспортного самолета Ил-112, достаточно просмотреть его технические параметры:

Максимальная взлетная масса20.4 — 21 т
Максимальная полезная нагрузка5 — 6 т
Емкость топливных баков7200 л
Длина23.49 — 24.15 м
Высота8.9 — 8.89 м
Размах крыла25.74 — 27.6 м
Площадь крыла (трапеция)65 м²
Диаметр фюзеляжа3.29 м
Колея шасси4 м
Количество двигателей2
Тип двигателяТВД ТВ7-117СТ
Максимальная мощность двигателя3500 л.с.
Мощность на валу винта2800 л.с.
Расход топлива500 — 550 кг/ч
Крейсерская скорость450 — 500 км/ч
Дальность полета с полезной нагрузкой• 6 т – 1000 км
• 3.5 т – 2400 км
• 2 т – 4800 км
Максимальная высота полета7600 м
Длина разбега660 м
Длина пробега550 м
Потребная длина ВПП1200 м
Летный экипаж2
Размеры грузовой кабины• длина с рампой 11.28 м
• максимальная ширина 2.45 м
• максимальная высота 2.4 м
Ресурс самолета• календарный 35 лет
• количество полетов 30000
• количество летных часов 45000
Читать еще:  Су 17, легендарный самолёт: истребитель-бомбардировщик, тактико-технические характеристики (ттх)

Гордостью стал новый двигатель, разработка АО «Климов», увеличивающий топливную эффективность в 2.4 раза от соответствующей характеристики Ан-26. ТВ7-117СТ уже прошел испытательный период и с 2018 г. начнет серийно выпускаться на Омском моторостроительном объединении.

Комплекс электронного оборудования, или, как его называют в самолетостроении, авионика, отечественный, но предусмотрена установка зарубежного аналога, если потребует заказчик.

КРЭТ, филиал Ростеха, работает над оборонительным комплексом, который защитит от ракет класса «воздух-воздух», «земля-воздух», что повысит боевые качества самолета. Планируется, что перспективная разработка останется актуальной до 2025 года. Основой стал комплекс «Витебск». Сам же самолет будет собираться в Воронеже, на ВАСО.

Срок службы машины составит 35 лет без капитального ремонта при налете 45 тыс. часов. Проводятся работы для сокращения количества вредных веществ и снижения шумов при работе всех систем.

Особенности конструкции самолета Ил-112

Машина изготовлена по схеме моноплана, на котором высоко расположены крылья прямой формы. Машиной должны управлять два пилота. Пассажирский вариант самолета Ил-112 вмещает в салоне 44 человека, а грузовая модель имеет возможность подъема 6 тонн груза. Нормальная масса аппарата при взлете должна достигать 20,4 тонны. Топливные баки имеют возможность вместить 7,9 тысяч литров топлива.

Силовая установка состоит из двух двигателей турбовинтового типа, которые обозначаются как ТВ7-117СТ. Каждый двигатель выдает мощность в 2800 лошадиных сил. На самолете Ил-112 установлен воздушный винт, состоящий из шести лопастей, размещенных в одном ряду, с обозначением АВ-112. Общая тяга силовой установки составляет 3645 кгс. При форсажном режиме полета тяга достигает значений в 4145 кгс. При нормальной крейсерской скорости в 480 км/ч самолет Ил-112 расходует 500 килограммов топлива в час.

Пассажирский лайнер Ил-112 может развивать максимальную скорость в 550 км/ч, а максимальная дальность полета составляет одну тысячу километров. При перегоне аппарата дальность полета может составлять 5,2 тысячи километров за счет установки дополнительных топливных баков. Максимальная высота, на которую может подняться самолет, − 7,6 километров. При взлете самолет нуждается в 870 метрах взлетной полосы. При посадке аппарату достаточно всего лишь 600 метров для полной остановки.

Ил-112 характеристики:

Максимальная полезная нагрузка, кг 6000

Максимальная дальность полета, км 6000 Крейсерская скорость, км/час 550-600

Длина самолета, м 20,65

Высота самолета, м 7,90

Размах крыла, м 23,45

Поперечное сечение грузовой кабины, м 2,4×2,4

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector