0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Consolidated B-24 Liberator – ветеран, оставшийся в тени

Consolidated B-24 Liberator – ветеран, оставшийся в тени

Символом американской бомбардировочной авиации времён Второй Мировой войны стал B-17 фирмы «Боинг». И произошло это не спустя годы после войны – уже в 40-е годы люди, говоря о тяжёлых бомбардировщиках США, думали именно о B-17.

А между тем, самым многочисленным стратегическим «бомбовозом» американских ВВС была вовсе не «Летающая крепость», а B-24, носивший имя «Либерейтор» («Освободитель»). Он шире применялся, пользовался большим успехом при продаже на экспорт. B-24 не только не уступал B-17 по основным параметрам – он и создавался, как лучший, для своего класса, самолёт. И всё же ему выпало остаться в тени «Боинга».

  1. История создания
  2. Конструкция
  3. Основные модификации
  4. Боевое применение
  5. Технические характеристики
  6. Видео

История создания

В 1938 году ВВС США (тогда ещё Корпус Армейской Авиации) обратились к фирме «Консолидейтед Эйркрафт» с просьбой развернуть на своих производственных мощностях лицензионный выпуск бомбардировщика B-17. Рассмотрев предложение, глава фирмы Рубен Флит выдвинул ответное – разработать самолёт, превосходящий «Летающую крепость» по своим характеристикам.

У «Консолидейтед» имелось «ноу-хау» — молодой инженер Дэвид Дэвис разработал уникальный профиль крыла с высокой эффективностью (малое сопротивление воздуху, большая подъемная сила и т.д.). Его и предстояло использовать на бомбардировщике, получившем рабочее название «модель 32». Работы возглавил главный конструктор фирмы Айзек Лэддон.

Ознакомившись с наработками «Консолидейтед», Корпус Армейской Авиации «задним числом» оформил для «модели 32» техзадание, и контракт на строительство прототипа. Это произошло весной 1939 года, а в последние дни декабря того же года прототип, получивший армейский индекс XB-24, поднялся в воздух.

Масштабные испытания самолёта проводились до середины лета 1940 года, и подтвердили его высокие лётные качества.

В Европе тем временем набирала обороты война, и Франция вместе с Британией, испытывая потребность в современных тяжёлых бомбардировщиках, заказали их именно у «Консолидейтед». Тогда же появилось собственное имя B-24 – Рубен Флит выбрал название «Либерейтор» для британского заказа, подразумевая освобождение Европы.

Читать еще:  Президент аргентины — самый опасный пост в мировой истории

Французы не успели получить свой заказ до капитуляции, а Британия в 1940 году получила (в рамках контракта на поставку шести самолётов) предсерийную партию из самолётов YB-24, которые должны были отправиться на войсковые испытания. Седьмой YB-24 всё-таки достался американской авиации.

К массовому производству «Либерейторов» привлекли ещё две авиастроительные компании – «Дуглас» и «Норт Американ», а так же «Форд». К 1942 году B-24 производился на трёх заводах и собирался из готовых узлов – на двух.

Технические характеристики

B-24 можно сравнить с его соотечественником и конкурентом – B-17, который «Либерейтор» так и не смог полностью вытеснить.

B-24J LiberatorB-17G Flying Fortress
Взлётная масса, тонн29,529,7
Потолок, км8,510,8
Максимальная скорость, км/ч488462
Крейсерская скорость, км/ч346293
Боевая нагрузка, тонн2,3 (на дальность около 1300 км), 1,2 (на дальность около 1900 км)2 (на дальность около 1300 км), 7,8 (в перегруз)

Главные преимущества «Либерейтора» были известны ещё при его проектировании. Он действительно летал быстрее «Летающей крепости», а на ту же дальность мог довезти чуть больше бомб (либо достать ту цель, до которой B-17 добраться не мог вовсе). Но B-24 был сложнее в управлении, плохо летал на низких скоростях, имел меньший потолок. Кроме того, узлы самолётов, произведённых на разных предприятиях, могли различаться вплоть до невзаимозаменяемости. К тому же, брать бомбы «в перегруз» он практически не мог.

B-24 был хорошим самолётом и, в других обстоятельствах, вполне смог бы вытеснить B-17. Однако обстоятельства военного времени оказались таковы, что выгоднее было производить и иметь оба эти самолёта.

Помимо этого, на базе «Либерейтора» проектировала бомбардировщик B-32 «Доминейтор», способный заменить B-29, если тот окажется неудачным. Однако до конца войны они использовались очень ограниченно, а после победы стали не нужны вовсе.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector