Российский БТР-82А: история создания, описание и технические характеристики
Российский БТР-82А: история создания, описание и технические характеристики
БТР-82 и БТР-82А – это российские бронетранспортеры, разработанные на рубеже прошлого и нынешнего десятилетия. По сути, создание этих машин является очередной попыткой модернизации старой и заслуженной боевой машины БТР-80. Конструкторы ставили перед собой задачу сделать на базе БТР-80 машину с более высоким уровнем защиты, огневой мощи и подвижности, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики бронетранспортера.
Разработка новых машин началась в 2009 году, а уже через год БТР-82 и БТР-82А были переданы на испытания, после прохождения которых обе модификации бронетранспортера были приняты на вооружение.
Серийное производство БТР-82 и БТР-82А налажено на Арзамасском машиностроительном заводе. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 единиц, кроме того, БТР-82А эксплуатируется еще в вооруженных силах Республики Казахстан (190 штук), а в 2020 году его планировала закупить Беларусь. Причем Казахстан закупил бронетранспортеры еще до того, как они были приняты на вооружение российской армией. БТР-82А поставляется в Сирию, хотя точное количество бронетранспортеров, отправленных в эту страну, неизвестно.
Базовой считается модель БТР-82, бронетранспортер БТР-82А отличается от нее только боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72. Всего существует четыре модификации бронетранспортера.
По мнению отечественных экспертов, проведенная модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортеров. В 2014 году, по мнению авторитетного международного издания Army Technology, российский БТР-82А вошел в десятку лучших мировых машин подобного класса.
- История создания
- Описание конструкции
- Оценка проекта
- Характеристики
Конструкция
Броневой корпус БТР-82А достался ему от предшественника без изменений. Он сваривается из катаной стальной брони толщиной 7-10 мм. По современным меркам такой защиты может не хватать даже для защиты от бронебойных пуль нормального калибра. Выживаемость экипажа и десанта, впрочем, повышена за счёт появления внутреннего противоосколочного подбоя из кевлара. Уязвим бронетранспортёр и для кумулятивных зарядов, вплоть до 40 мм гранат.
Конструкция башни изменилась – теперь это унифицированный модуль, оснащённый системой стабилизации вооружения в двух плоскостях и электрическими приводами. Оптический прицел 1ПЗ-2 с четырёхкратным увеличением заменён на комбинированный прибор ТКН-4ГА с дневным и ночным каналами.
На модификации прицела ТКН-4ГА-03 ночной канал заменён тепловизионным. Старую рацию Р-173 заменила Р-168, входящая в состав комплекса «Акведук» и способная принимать цифровую информацию.
На смену командирскому прибору наблюдения ТКН-3 пришёл ТКН-АИ с лазерной подсветкой. Оснащён БТР-82А и спутниковой навигацией.
Восьмицилиндровый дизель КАМАЗ-740 развивает 300 л.с. (двигатель БТР-80 выдавал 260 л.с.), за счёт чего подвижность бронетранспортёра не снизилась даже при возросшей массе. Ходовая часть изменилась незначительно – в конструкцию внедрили новые карданы, заменили устаревшие редукторы.
Коробка передач осталась механической, с пятью ступенями. А вот вспомогательная силовая установка на российские бронетранспортёры раньше не устанавливалась. Теперь электронное оборудование бронемашины может функционировать на стоянках, не нагружая двигатель и не разряжая аккумуляторы.
Размещение экипажа осталось прежним – механик-водитель и командир на передних сиденьях, за ними наводчик и мотострелки. Из-за того, что башня стала необитаемым модулем, оператор вооружения сидит не прямо в ней, а в боевом отделении.
Сохранились шесть бортовых амбразур для ведения огня из индивидуального оружия.
Не изменился у БТР-82А и способ высадки десанта — через бортовые двери либо люки в крыше. Уровень комфорта в бронетранспортёре повысился: во-первых, фильтровентиляционная установка может работать в качестве кондиционера, во-вторых, кевларовый подбой обеспечивает некоторую термо- и шумоизоляцию.
Живучесть бронетранспортёра при поражении обеспечивает и новая система пожаротушения. Но средства противоминной защиты остаются ограниченными. Старый корпус не обладает оптимальной для гашения ударной волны конфигурацией. А его малая высота не позволяет установить противокомпрессионные сиденья.
Как создавался новейший российский бронетранспортер
Идея о создании для собственных вооруженных сил нового, более эффективного бронированного транспортного средства давно витала в кабинетах Генштаба и Министерства Обороны РФ. Имеющиеся на оснащении частей и подразделений Вооруженных сил РФ в огромном количестве бронетранспортеры БТР-70 и БТР-80 не отвечали новым оперативно-тактическим требованиям. Исходя из опыта применения легкобронированной техники в Афганистане и в ходе Первой чеченской войны, стало ясно – бэтээры советского образца не способны решать возложенные на них задачи. Техника не обладает необходимым запасом живучести. Машины не способны надежно защитить экипаж и перевозимое стрелковое подразделение.
Только последняя советская версия – БТР 80 еще могла считаться вполне современной боевой машиной, однако и ее ресурс был существенно ограничен. В таких условиях было принято решение заняться модернизацией машины. Базой для нового бронетранспортера стал БТР 80, конструкция которого позволяла начать работы в большом объеме по модернизации. Здесь сыграли свою роль богатый конструкторский опыт и слаженная работа инженеров Горьковского автозавода и Арзамасского машиностроительного завода.
Вся техническая документация на БТР-80 была передана в конструкторское бюро в Арзамасе, который был выбран местом для последующей постройки нового бронетранспортера. Несмотря на внешнюю схожесть, которой отличается новая разработка, от своего предшественника БТР 80 новая машина унаследовала только привычную 8-ми колесную схему. Все остальное, начиная с корпуса и моторной базы, заканчивая системой управления и комплексом вооружений – совершенно новые разработки.
Несмотря на то, что серийное производство БТР 80 не прерывалось ни на один день, работы по созданию новой бронированной транспортной боевой машины велись интенсивными темпами. Уже в 2009 году были готовы первые два опытных экземпляра – машины с индексами 82 и 82А. На следующий год опытные образцы начинают заводские испытания, которые закончились принятием решения о начале серийного производства. В 2011 году первые серийные машины были получены армейскими частями российской армии. Военные, оценив бронетранспортер в полевых условиях, ознакомившись с его реальными тактико-техническими характеристиками и огромной огневой мощью, незамедлительно поспешили в 2013 году принять новую технику на вооружение.
Интересный факт в истории с бронетранспортером БТР 82А состоит в следующем. Первыми новый БТР приняли на вооружение вооруженные силы Республики Казахстан (2010 год). С 2012 года после запуска основного производственного цикла начались поставки машины в Казахстан в рамках международного заказа. Российские вооруженные силы, включая армию, флот и подразделения Российской гвардии, стали получать новую машину только с 2013 года.
Огромную роль в быстром освоении производства нового БТР сыграл тот факт, что серийное производство базовой машины БТР 80 продолжается. За годы серийного выпуска накоплен огромный практический опыт в области разработки и создания систем жизнеобеспечения и живучести машины. Технические данные от базовой модели использовались при создании корпуса нового БТР.
О конструкции
БТР-82А представляет собой модернизированный советский бронетранспортер БТР-80. Как утверждают эксперты, своей формой, размерами и компоновкой корпуса новая бронированная машина практически не отличается от аналога.
Местом для управленческого отделения по-прежнему осталась носовая часть, средняя – для боевого отделения, в котором дислоцируется десантный экипаж. Корма бронетранспортера отведена для моторно-трансмиссионного отсека. Экипаж представлен механиком-водителем, наводчиком и командиром. В десантном отсеке могут располагаться полностью экипированные и с оружием семь человек. В бронетранспортере имеется двухстворчатая боковая дверь, через которую десантируются бойцы. Нижняя створка используется в качестве подножки. Конструкция верхней позволяет ее открывать во время движения машины, благодаря чему десантирование из бронетранспортера возможно на ходу. Крыша в корпусе оборудована двумя дополнительными десантными люками. В управленческом отсеке имеются отдельные люки для водителя и командира. С целью обеспечить свободный доступ к силовому агрегату, трансмиссии и лебедке корпус бронетранспортера оснастили еще несколькими служебными люками. В отличие от своего аналога, БТР-82А оборудовали кондиционером.
БТР-82 и БТР-82А – это российские бронетранспортеры, разработанные на рубеже прошлого и нынешнего десятилетия. По сути, создание этих машин является очередной попыткой модернизации старой и заслуженной боевой машины БТР-80. Конструкторы ставили перед собой задачу сделать на базе БТР-80 машину с более высоким уровнем защиты, огневой мощи и подвижности, а также значительно улучшить эксплуатационные характеристики бронетранспортера. Разработка новых машин началась в 2009 году, а уже через год БТР-82 и БТР-82А были переданы на испытания, после прохождения которых обе модификации бронетранспортера были приняты на вооружение. Серийное производство БТР-82 и БТР-82А налажено на Арзамасском машиностроительном заводе. В настоящее время на вооружении ВС РФ находится более 1200 единиц, кроме того, БТР-82А эксплуатируется еще в вооруженных силах Республики Казахстан (190 штук), а в 2018 году его планировала закупить Беларусь. Причем Казахстан закупил бронетранспортеры еще до того, как они были приняты на вооружение российской армией. БТР-82А поставляется в Сирию, хотя точное количество бронетранспортеров, отправленных в эту страну, неизвестно.
Базовой считается модель БТР-82, бронетранспортер БТР-82А отличается от нее только боевым модулем с 30-мм автоматической пушкой 2А72. Всего существует четыре модификации бронетранспортера. По мнению отечественных экспертов, проведенная модификация значительно улучшила тактико-технические характеристики бронетранспортеров. В 2014 году, по мнению авторитетного международного издания Army Technology, российский БТР-82А вошел в десятку лучших мировых машин подобного класса.
БТР-80 был разработан в начале 80-х годов на базе бронетранспортёра БТР-70, с учетом всех недостатков, которые были выявлены в тяжелых условиях Афганистана. Серийное производство машины началось в 1984 году. БТР-80 – одна из наиболее известных и заслуженных советских бронемашин, также ее можно назвать одной из наиболее удачных. БТР-80 имел хорошие технические характеристики, достойный уровень броневой защиты, обладал хорошей маневренностью и приличной огневой мощью. БТР-80 активно использовался в Афганской войне, позже эта боевая машина участвовала во всех конфликтах на постсоветском пространстве. Бронетранспортер активно экспортировался, в настоящее время он состоит на вооружении 26 армий мира. Однако с момента принятия бронетранспортера на вооружение прошло уже более тридцати лет, за это время требования к машинам подобного класса несколько изменились. Современные бронетранспортеры отличаются высокой огневой мощью, продуманной эргономикой, существенно вырос уровень их защищенности. Особенное внимание уделяется защите бронетранспортеров от мин и фугасов.
Исходя из всего вышесказанного, неудивительно, что у руководства российских вооруженных сил появились планы по глубокой модернизации БТР-80, машины, которая уже давно стала одной из основных «рабочих лошадок» сухопутных войск РФ. Решение о начале работ по модернизации было принято в 2008 году, исполнителями работ были выбраны компания «Военно-инженерный центр» и ОАО «Арзамасский машиностроительный завод». В начале 2009 года начались проектные работы, в июле того же года проект новой машины был утвержден на научно-проектном совете, и изготовитель приступил к производству нового бронетранспортера, который получил наименование БТР-82. Зимой 2010 года машина прошла государственные испытания, после чего БТР-82 был принят на вооружение. В 2011 году она начала поступать в строевые части Южного военного округа. В 2010 года БТР-82А был принят на вооружение ВС Казахстана, поставки машин в эту страну начались в 2012 году.
БТР-82 (и БТР-82А) – это глубокая модернизация советского бронетранспортера БТР-80, форма, размеры и компоновка корпуса полностью соответствуют советской боевой машине. Отделение управления расположено в носовой части бронетранспортера, боевое отделение, в котором размещаются десантники – в средней части, а моторно-трансмиссионный отсек находится в корме машины. Экипаж БТР-82 и БТР-82А состоит из трех человек: механика-водителя, наводчика и командира машины. В десантный отсек могут уместиться семь бойцов в полной экипировке с оружием. Десантирование бойцов происходит через двустворчатую боковую дверь (как на БТР-80), верхняя створка которой открывается вперед по ходу движения, а нижняя служит подножкой. Таким образом, десантники могут покидать бронетранспортер на ходу. Кроме того, еще два десантных люка расположены на крыше корпуса. Водитель и командир машины имеют собственные люки для эвакуации, которые находятся прямо над их сидениями. Также в корпусе размещены многочисленные люки для удобного доступа к трансмиссии, двигателю и лебедке. В машине установлен кондиционер. Масса бронетранспортера увеличилась из-за установки на него более мощного вооружения, однако это не привело к уменьшению подвижности машины. На ней был установлен новый, более мощный дизельный двигатель КАМАЗ-740.14 300 (300 л. с.). Двигатель многотопливный, если необходимо его можно заправлять даже тепловозным топливом. Разработчикам удалось несколько увеличить защищенность машины, покрыв внутреннюю поверхность корпуса кевларовой тканью. Это не только позволяет уберечь экипаж и десант ВДВ от пуль и осколков, но и повышает уровень теплоизоляции и снижает шум внутри машины. Хотя, уровень защиты нового бронетранспортера так и остался прежним – противопульным. Противоминная защита БТР-82 и БТР-82А была несколько увеличена по сравнению со старым БТР-80 за счет использования внутри корпуса специальных энергопоглощающих ковриков, задача которых взять на себя часть энергии взрыва. Однако подобная защита может выручить только при подрыве небольшого заряда (противопехотная мина), БТР-80 и БТР-82А не имеют уровня защиты от мин и фугасов MRAP. В некоторых источниках подается информация о том, что места членов экипажа и десанта оснащены так называемыми противокомпрессионными сидениями. Они не крепятся к полу, а подвешиваются внутри корпуса. Это стандартный способ увеличить защиту военнослужащих, находящихся внутри боевых машин, от взрывной волны. Однако для установки подобных сидений требуется значительная высота корпуса машины. Именно поэтому современные броневые машины, сделанные по стандартам MRAP, имеют высокий силуэт. Корпус БРТ-82А, спроектированный 35 лет тому назад, попросту не имеет места для их установки. Сидения в БТР-82 были установлены современные, но не противокомпрессионные. На БТР-82 и БТР-82А установлена современная система пожаротушения, которая заметно снизила их взрывоопасность. По мнению экспертов, комплекс проведенных работ позволил повысить общую защищенность новых машин примерно на 20%.
На БТР-82А установлен новый боевой модель, что позволило существенно повысить боевую мощь машины. В его состав входит автоматическая 30-мм пушка 2A72 и пулемет ПКТМ. Штатное место наводчика переместилось из башни в корпус машины. Модуль оснащен двухплоскостным стабилизатором, что позволяет наводчику вести огонь во время движения машины, и электроприводами. Кроме того, на БТР-82 и БТР-82А установлен комбинированный круглосуточный стабилизированный прицел ТКН-4ГА, что дает возможность применять оружие боевого модуля как днем, так и ночью. Прицел оснащен каналом дистанционного подрыва боеприпасов. Боекомплект пушки составляет 300 снарядов. Из-за повышения массы бронетранспортера разработчикам пришлось серьезно переделать ходовую часть машины. На БТР-82 были установлены новые колесные редукторы, современные карданные валы. На бронетранспортер были установлены амортизаторы с повышенной энергоемкостью. БТР-82 оснащен ведущими мостами с шестеренчатым принудительно блокируемым дифференциалом. БТР-82 оснащен дополнительной силовой установкой мощностью 5 кВт, она обеспечивает энергией все системы машины во время остановки. Пробег бронетранспортера до первого капитального ремонта составляет 50 тыс. км.
Бронетранспортеры БТР-82 и БТР-82А – это, безусловно, большой шаг вперед по сравнению с его предшественником — БТР-80. Новые машины обладают более высокой огневой мощью, несколько улучшилась их защищенность и подвижность машины. Однако, все же, назвать БТР-82А «прорывом» не поворачивается язык. По сути, это старый добрый БТР-80 с новым боевым модулем, более мощным двигателем и переделанной ходовой частью. В бронетранспортере сохранена старая компоновка советской машины, что можно смело отнести к одному из главных его недостатков. Из-за заднего расположения моторно-трансмиссионного отделения выход для десантников пришлось оставить сбоку. Кроме того, он достаточно узкий и неудобный. Большинство современных машин подобного класса имеют просторный выход в корме. Места для экипажа не отличаются особым удобством. Если механик-водитель будет убит или ранен достать его с рабочего места будет очень проблематично. Не меньше вопросов вызывает качество обзора с места водителя (особенно назад). Десантный отсек бронетранспортера тесный, нет энергопоглощающих кресел, которые сегодня являются практически неизменным атрибутом бронетранспортеров. Недостаточным является и защищенность машины, особенно от воздействия взрывной волны.
Масса, т – 15,4
Мощность двигателя, кВт (л.с.) – 220 (300)
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч – до 100
Максимальная скорость движения на плаву, км/ч – 9
Запас хода по топливу по шоссе, км – 600
Вооружение:
30-мм автоматическая пушка 2А72 (б/к 300 выстрелов в двух лентах)
7,62-мм пулемет ПКТМ (б/к 2000 патронов в одной ленте)
Ночной прицел ТКН-4ГА-02
Двигатель – Турбодизель КАМАЗ-740.14-300