Боинг-727 – «Туполь» по-американски
Боинг-727 – «Туполь» по-американски
Пассажирский узкофюзеляжный авиалайнер Боинг-727, созданный в одно время с советским самолетом Ту-154, имел практически идентичную компоновочную схему. Оба самолета составляли костяк внутренних авиаперевозок в США и СССР соответственно , активно поставлялись на экспорт и продержались в эксплуатации практически по 50 лет.
К декабрю 1977 года машины модели 727 перевезли первый миллиард пассажиров, что до этого не удавалось ни одной пассажирской машине. К моменту прекращения пассажирских перевозок лайнеры обеспечили доставку не менее 4 млрд. пассажиров.
- История создания
- Конструкция
- Модификации
- Летно-технические характеристики и безопасность самолета Боинг-727
- В культуре и искусстве
- Видео
Галерея
Boeing 727 — трехдвигательный узкофюзеляжный авиалайнер, разработанный фирмой Boeing в начале 1960-хх. Производился в период с 1962 по 1984 год. Единственный трехдвигательный авиалайнер Boeing.
История
1950-ые и 1960-ые годы были периодом начала бурного роста объемов гражданских авиаперевозок. Количество пассажиров по всему миру и, естественно, в США постоянно росло и авиакомпаниям нужны были самолеты большей вместимости. Эта задача была решена фирмой Boeing созданием модели 707. Четырехдвигательный самолет был вместительным и вполне удовлетворял заказчиков. Однако, в мире было очень много аэропортов, которыми пользовались люди, но которые не могли принимать такие большие самолеты, как Boeing 707. Да и вместимость его на таких рейсах, зачастую, оказывалась излишней.
В то время, троица самых крупных американских авиакомпаний: United Airlines, American Airlines и Eastern Air Lines предъявили Boeing пакет довольно серьезных и, часто, протеворечивых требований к новой машине. United Airlines нужен был четырехдвигательный самолет, способный летать на высокогорные аэродромы. American Airlines — активный эксплуатант модели 707, хотел двухдвигательный лайнер, который был бы экономичен. Eastern Air Lines хотели аналогичный по размерам самолет, но с третьим двигателем для обеспечения возможности полетов на Карибские острова (в то время требования ETOPS запрещали двухдвигательным самолетам летать над морем более 60 минут). В конце концов, проанализировав требования, Boeing инициировали проект 727.
В 1959 году лорд Уильям Дуглас — глава British European Airways предложил Boeing объединить усилия над проектом с британской de Havilland Aircraft (которая позже стала частью в Hawker Siddeley). В то время, британцы создавали свой трехдвигательный D.H.121 Trident, который был конструкционно аналогичен Boeing 727. Кроме того, Boeing для своего самолета планировал использовать двигатели Allison AR963 — моторы, производившиеся по лицензии в США и являвшиеся копиями Rolls-Royce RB163 Spey — тех самых, что планировалось ставить на Trident. Фирмы обменивались наработками и даже посылали на заводы своих представителей, но проект Trident опережал в реализации 727 и британцы предлагали просто организовать в США его лицензионное производство. Американцы решили все же продолжить свой проект и совместная работа этим ограничилась.
Кроме того, некоторые авиакомпании так же рассматривали вариант оснащения своих самолетов новыми двигателями Pratt & Whitney JT8D. Будучи аналогами британских двигателей Spey, они были более эффективны. В начале, Boeing не рассматривали этот вариант, так как модель Pratt & Whitney еще не была готова к серийному производству. Однако, позже, фирма все же согласилась предлагать его в качестве опции. Спустя некоторое время, двигатели JT8D стали базовой силовой установкой Boeing 727.
Первый Boeing 727-100 оторвался от земли в феврале 1963 года и получил сертификат типа от FAA в декабре того же года. Коммерческие полеты начала авиакомпания Eastern Air Lines в феврале 1964 года с рейсов между городами восточного побережья США.
Boeing 727 был очень удачным самолетом. Изначально, он занимал нишу ну ступеньку ниже четырехдвигательных лайнеров (вместимость первых серий была достигала 124 человек). Однако, со временем, увеличенные версии самолетов стали активно заменять как большие лайнеры Boeing 707 и Douglas DC-8, так и старые поршневые самолеты (DC-4, DC-6, DC-7 и Lockheed Constellation).
Конструкция
Boeing 727 — узкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер с низкорасположенным крылом малой стреловидности и Т-образным хвостовым оперением.
Одним из главных преимуществ самолета было крыло и хвостовое оперение с очень высоким аэродинамическим качеством и развитой механизацией. Благодаря тому, что двигатели распологались на фюзеляже, крыло удалось оснастить более эффективными аэродинамическими элементами, что позволило самолету летать на низких скоростях иболее эффективно работать на аэродромах с короткими взлетно-посадочными полосами (в то время большинство полос региональных аэропортов вообще не предполагали обслуживания реактивных авиалайнеров).
Силовая установка — три турбореактивных двигателя Pratt & Whitney JT8D нескольких версий в зависимости от модификации самолета. Два двигателя (№1 и №3) подвешены по бокам в хвостовой части фюзеляжа. Третий двигатель (№2) расположен внутри хвостовой части фюзеляжа. Воздухозаборник двигателя расположен над фюзеляжем.
Boeing 727 изначально был разработан для полетов в небольшие региональные аэропорты. В связи с этим, Boeing уделял много внимания системам, позволяющим минимизировать зависимость самолета от инфраструктуры. Одним из решений стала установка собственного трапа в хвостовой части самолета. Причем, трап мог быть выпущен даже в полете: именно так скрылся известный в США преступник Д.Б. Купер — выпустил трап и выпрыгнул из летящего самолета с парашютом и деньгами (после этого инцидента Boeing модифицировали самолет, что бы выпускать трап в полете было нельзя).
Помимо этого, Boeing 727 первым получил газотурбинную ВСУ для поддержания энергоснабжения на земле (она расположена в центроплане возле основной опоры шасси). Сейчас эти системы устанавливаются почти на все крупные самолеты.
Фюзеляж самолета круглого сечения имеет диаметр 3,8 метров. Салон имеет классическую для узкофюзеляжных самолетов Boeing компоновку с шестью креслами в ряд (3+3).
Шасси трехопорное с передней поворотной стойкой. Опционально, тормозные механизмы могли устанавливаться не только на основные опоры, но и переднюю, что позволяло сократить дистанцию пробега (после посадки) на 150 метров.
Наряду с большими достоинствами у самолета были и недостатки, самый главный из которых — шумовое загрязнение. Boeing 727 — один из самых «громких» авиалайнеров. Это стало проблемой в 1972 году, когда в США были приняты новые нормативы шумности авиаперевозок, которым лайнер не соотвествовал. Попытки заменить двигатели JT8D но новые модели были неудачными: двигатели с большей степенью двухконтурности имели большие габариты и не помещались в хвост самолета. В итоге, Boeing внес ряд корректировок в конструкцию и установил на двигатели элементы шумоподавления, что решило проблему хотя бы частично. К началу XXI века Boeing 727 не может летать во многие аэропорты мира из-за его несоответствия нормам шума.
Boeing 727 — рабочая лошадка. История и описание.
Модификации
У Boeing 727 имеется две основные серии. Серия -100, разработанная изначально и выведенная на рынок в 1964 году, а так же серия -200, выведенная на рынок в 1967 году.
Boeing 727-100 — базовая модификация лайнера. Всего был поставлен 571 лайнер этой серии (+ 1 прототип). У самолета так же было несколько конвертируемых грузо/пассажирских версий (-100C, -100QC и -100QF). Модификации C-22A и С-22B использовались силовыми структурами в качестве специальных транспортов.
Boeing 727-200 — модернизированная версия лайнера с удлиненным (на 6,1 метра) фюзеляжем. Размах крыла при этом аналогичен. Оригинальные модели -200 так же имели такую же максимальную взлетную массу, что и базовые версии -100, однако, в процессе развития, самолет получил форсированные двигатели и стал тяжелее.
Первый борт взлетел в 1967 году и был быстро сертифицирован. Стартовым заказчиком была Northwest Airlines. Базовых Boeing 727-200 было поставлено 310 единиц до их замены в производстве улучшенной версией -200 Advanced. У самолета так же были грузовые и специальные версии, как у модели -100.
Эксплуатация
В течение десятка лет после выхода на рынок Boeing 727 был самым массовым реактивным самолетом в мире, уступив лишь место наследнику — Boeing 737. Всего, до 1984 года, авиакомпании получили 1831 самолет этой модели.
Boeing 727 был крайне популярным самолетом на большинстве ближних и средних магистралей. Наличие трех двигателей так же было преимуществом на международных рейсах средней дистанции в регионе. Из-за требований безопасности ETOPS над океанами (например, в Карибском бассейне) могли летать только четырехдвигательные реактивные лайнеры или большие поршневые самолеты.
Особенную популярность, особенно на закате эксплуатации, самолет завоевал в нише грузовых перевозок. FedEx Express представил самолеты в 1978 году и они были костяком парка вплоть до начала XXI века (сейчас их сменили грузовые Boeing 757).
Возможность 727-ого выпускать трап в полете нашло применение не только у угонщиков, но и у спецслужб. Во время Вьетнамской войны ЦРУ использовало самолет для десантирования агентов в тылу противника.
На 2017 год в эксплуатации находится около 150 самолетов всех версий, летающих в парках, преимущественно, развивающихся стран.
Компоновка пассажирского салона
Количество мест в салоне Боинг 727 варьируется от 131 до 189 в зависимости от модификации и схемы компоновки. На большей части самолетов данной серии предусмотрено двухклассовое разделение. Поэтому рассмотрим расположение мест именно для такого случая.
Бизнес класс
Расположен в носовой части самолета. Занимает ряды с 3 по 5. Места в данном классе характеризуются повышенной комфортабельностью. Центральный проход имеет большую ширину, благодаря чему увеличены габариты сидений.
Наиболее комфортными местами бизнес-класса являются кресла, расположенные в 4 ряду. Их преимущество заключается в отдалении от туалетных и технических помещений и перегородок, отделяющих от соседнего эконом-класса. Наименее комфортными можно назвать места в 3 ряду, в связи с непосредственной близостью к туалетам и постоянно горящим светом.
Эконом класс
Следует сразу за бизнес-классом, от которого отделен тонкой перегородкой. Поскольку сидения установлены по схеме 3+3, в этой части салона довольно узкий центральный проход. Расстояние между креслами составляет 80 см. Даже в эконом-классе сидения отличаются мягкостью и возможностью регулировки. Для 60-х годов это было настоящим прорывом в области комфорта авиаперевозок.
Наиболее комфортабельными местами эконом-класса являются сидения, расположенные в 6 ряду. Перед ними нет соседних кресел, что дарует большее пространство для ног и отпадает вероятность, что сосед спереди откинет спину, существенно уменьшив зону комфорта. Наименее удачными являются места в 27 ряду, так как они расположены рядом с туалетом.
Аварии и катастрофы
Основная статья: Авиационные происшествия с Boeing 727
По данным сайта Aviation Safety Network по состоянию на 15 марта 2019 года в общей сложности в результате катастроф и серьёзных аварий были потеряны 119 самолётов Boeing 727.[2] Boeing 727 пытались угнать 182 раза, при этом погибли 90 человек. Всего в этих происшествиях погибло 4211 человек.[3]
Крупнейшей по числу жертв катастрофой Boeing 727 стало крушение самолёта авиакомпании Mexicana Airlines в Мексике 31 марта . В нарушение инструкций одна из шин была накачана воздухом, а не азотом, и после перегрева при взлёте взорвалась. На борту находилось 167 человек, все они погибли.