3 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

А330-300 – легенда авиаперевозок

А330-300 – легенда авиаперевозок

Авиамаршруты, опутавшие планету, неотъемлемая часть современной жизни. Перевозкой пассажиров и грузов занимаются десятки авиакомпаний, и каждая заинтересована в экономичности, надежности и высоких технических характеристик используемых машин.

Изготовители самолетов, конкурируя между собой и создавая новые типы машин, двигают вперед технику. Большой вклад в самолётостроение внесла европейская фирма Эирбус, чей самолет, Аirbus А330 300, является лидером среди машин, летающих на значительные расстояния.

  1. Создание самолета
  2. Как устроен самолет
  3. Конкуренция с аналогичными машинами
  4. Самолеты на базе А330
  5. Роль в мировой авиации
  6. Видео

Галерея A330

Airbus A330 — средне- и дальнемагистральный широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер, разработанный концерном Airbus Industrie в начале 1990-хх. A330 является дальнейшим развитием широкофюзеляжных лайнеров Airbus A300 и A310, став наиболее совершенным представителем своего класса среди европейских самолетов. Так же, A330 стал базой для создания первого четырехдвигательного самолета A340.

История

Еще на этапе проектирования своего первого лайнера A300, концерн Airbus Industrie проводил активную работу по обеспечению максимальной широты рыночного охвата своими самолетами. Было создано множество модификаций базового A300, которые довольно серьезно друг от друга отличались. Один из них, модель A300B10 позже переросла в самостоятельный самолет — Airbus A310. Доведя семейство до вполне конкурентоспособного состояния, европейцы переключились на создание среднемагистрального самолета, переросшего в сверхуспешное семейство Airbus A320. Однако, к концу 1980-хх появление прямого конкурента — лайнера Boeing 767, а так же новых технологических новшеств, было решено создать новое поколение, названное A330.

Помимо выпускаемых серийно модификаций и версии A300B10, Airbus проводил изыскания по проектам, названным B9 и B11. Модель B9 должна была иметь удлиненный фюзеляж, а так же два новых, самых мощных двигателя, какие только были в то время. Модель B11 была радикальным решением — дальность значительно возрастала за счет увеличения взлетной массы, а силовая установка включала уже 4 двигателя. Со временем, эти проекты было решено реализовать и они получили наименования TA9 и TA11 (TA — Twin Aisle — два прохода в салоне).

Первые спецификации по этим моделям появились еще в 1982 году. Они должны были перевозить до 410 пассажиров, а так же иметь большие объемы грузовых отсеков (почти вдвое больше, чем у L-1011 Tristar и DC-10). Фюзеляж при этом был почти на 8,5 метров длиннее, чем у A300. В 1985 году проектируемые самолеты получили кабины экипажа и электродистанционные системы управления от так же создававшихся в то время Airbus A320.

В процессе разработки рассматривались некоторые революционные концепции, в том числе возможности изменения аэродинамического профиля выпуклости крыла, а так же аэродинамическая схема нового ламинарного крыла. Этими работами занимали в British Aerospace. Потенциально, это могло снизить расход топлива и повысить скорость самолетов, но эти идеи были отклонены — стоимость изготовления таких конструкций оказалась слишком высокой.

Airbus в то время уже стал признанным авиастроителем и борьба за контракт на двигатели для новых самолетов развязалась серьезная. В тендерах участовали General Electric со своим CF6, Rolls Royce с двигателями Trent 700, а так же Pratt & Whitney с их PW4168. Тяга двигателей была почти одинаковой и варьировалась в районе 31-32 тс.

Читать еще:  Бронепалубный крейсер «варяг»: описание и история корабля

В 1986 году во время пресс-конференции, Airbus анонсировал проект новых самолетов. Впервые, они получил официальные названия A330 и A340. Концерн объявил о создании пула авиакомпаний, для совместной проработки детализированных требований к будущим лайнерам.

Испытания и производство

Новые самолеты потребовали серьезных инвестиций в модернизацию производства. В Великобритании British Aerospace потратил около £12 млн. (всего, в разработку крыльев было вложено около £450 млн.) в модернизацию заводов по производству крыльев. Немецкая Messerschmitt-Bölkow-Blohm (MBB) вложила $255 млн. в обновление заводов в Бремене и Гамбурге. Больше всего потратились французы: $411 млн. потратили на создание новой сборочной площадки Airbus в пригороде Тулузы.

В 1992 году А330, оснащенный двигателями GE CF6-80E1 прошел церемонию выкатки. В конце года он совершил первый полет. Вплоть до появления Boeing 777, A330 был самым большим двухдвигательным самолетом в мире. После года интенсивных испытаний, модель получила сертификат типа от авиационных властей ЕС и США.

В 1994 году произошла катастрофа. Во время испытательного полета с двигателями Pratt & Whitney самолет разбился неподалеку от Тулузы. Двое пилотов и 6 инженеров, находившихся на борту погибли. При расследовании выяснилось, что катастрофа произошла из-за неправильной настройки автопилота и ошибочных действиях экипажа при попытке перехватить управление. В итоге, ряд систем управления самолетом подверглись модификации во избежание подобных случаев в будущем.

В январе 1994 года A330 вышел на регулярные рейсы французской авиакомпании Air Inter. Вторым эксплуатантом самолетов стала Thai Airways.

Airbus A330 — первый флагман. История и описание самолета. Видео канала Skyships

Конструкция

Airbus A330 — широкофюзеляжный двухдвигательный авиалайнер с низкорасположенным крылом малой стреловидности. Многие элементы конструкции, включая хвостовое оперение поверхности управления и топливные баки выполнены из композиционных материалов (порядка 10% сухой массы лайнера).

Шасси трехопорное: передняя двухколесная поворотная стойка и основная опора шасси — две четырехколесные опоры.

Фюзеляж A330, как и A340 создан на базе фюзеляжа A300-600, с большим количеством общих элементов конструкции и одним диаметром — 5,64 метра. Салон имеет два прохода с расположением сидений 2-2-2 в бизнес — классе и 2-4-2 в эконом — классе.

Кабина экипажа «стеклянная» и унифицирована с остальными лайнерами линейки.

Модификации

A330-200 был создан в 1998 году. Эта модель имеет укороченный фюзеляж и увеличенную дальность полета. Самолет способен перевезти 253 пассажира на расстояние до 13400 км. Длина фюзеляжа 58,82 метра. Высокая дальность была достигнута установкой дополнительного бака (от A340) и увеличения массы топлива до 139 тонн.

В 2008 году, с появлением лайнера Boeing 787, Airbus провела модернизацию модели -200, с увеличением массы на 5 тонн и дальности еще на 560 км. Самолеты стали поставляться в авиакомпанию Korean Air с 2009 года.

В 2012 году была проведена еще одна модернизация. Масса возросла еще на 2 тонны и достигла 240 тонн. Дальность так же возросла на 270 км. Благодаря новшествам в аэродинамике, удалось снизить расход топлива на 2%.

На 2017 год авиакомпании располагают более, чем 600 лайнеров модели A330-200 при средней стоимость в $230 млн. за борт. Главными конкурентами являются самолеты Boeing 767-400ER и Boeing 787. Самолет так же является базой для VIP-модификации ACJ330.

A330-300 — создан с применением элементов удлиненной версии A300. Имеет длину фюзеляжа в 63,69 метров. Самолет способен перевозить до 295 пассажиров в трехклассовой компоновке и до 440 в одноклассовой на расстояние до 10500 км. Самолет является первым в серии и начал летать в 1994 году.

Читать еще:  Винтовка MAS Mle 1936 (Винтовка МАС образца 1936 года)

В 2010 году в процессе модернизации масса самолета возросла до 240 тонн, а дальность на 640 км. Аэродинамика так же была улучшена.

На 2017 год порядка 687 лайнеров A330-300 действует в парках десятков авиакомпаний. Средняя стоимость лайнера — $260 млн. Главный конкурент — лайнер Boeing 777-200.

A330-200F — грузовая модификация модели -200. Способен перевозить до 65 тонн грузов на расстояние до 7400 км или до 70 тонн на 5900 км. У самолета есть еще одна особенность. Передняя стойка шасси расположена на небольшом горбу под фюзеляжем, что приподнимает носовую часть. Это сделано для обеспечения горизонтальности грузового отсека и упрощения погрузки (базовые самолеты имеют небольшой крен на нос).

В 2017 году Airbus поставил 36 самолетов этого типа по средней цене в $203 млн. Так же, часть пассажирских лайнеров были конвертированы в грузовые. Главными конкурентами самолета являются грузовые лайнеры серий 767-300F и 777F.

A330-800neo — заменит собой устаревающий A330-200. Оптимизация пассажирского салона позволит разместить 6 дополнительных мест. Самолеты будут оснащаться двигателями Rolls-Royce Trent 7000 тягой до 33 тс. Аэродинамика и часть конструкции пройдут глубокую модернизацию с применением решений, использованных при создании новейшего Airbus A350, в том числе и шарклетов. Самолет должен будет доставлять 257 пассажиров на расстояние до 13900 км. Начало поставок запланировано на 2018 год.

A330-900neo — заменит собой устаревающий1 A330-300. Салон вместит 10 дополнительных мест. Модификации систем и конструкции будут аналогичны с A330-800neo и позволят на 14% снизить расход топлива (на одного пассажира), чем модель -300. Самолет сможет доставлять до 287 пассажиров на расстояние до 12130 км.

Beluga XL — грузовая модификация для перевозки крупногабаритных деталей собираемых самолетов. Разрабатывается с 2014 года для замены созданного на базе A300 самолета Beluga.

Военные модификации

Airbus A330 MRTT — многоцелевой транспорт и танкер, созданный на базе A330-200. В роли танкера имеет возможность заправлять союзные самолеты в воздухе. 46 самолетов поставлены в состав ВВС Австралии, Франции, Саудовской Аравии, Сингапура, Великобритании и ОАЭ.

KC-45 — созданная совместно EADS и Northrop Grumman модификация A330 MRTT участвовала в военном тендере ВВС США на поставку воздушных танкеров. Тендер был выигран фирмой Boeing с их моделью KC-767.

Особенности данной модели

По компоновке воздушное судно представляет собой низкоплан с одним килем (рулем направления).

Схема самолета А330-300 и А330-200

В самолете использована кабина, аналогичная типу ВС А320, который на тот момент был передовым самолетом. Борт был оснащен так называемой стеклянной кабиной, то есть приборы выводились на экраны перед летчиками, а не представляли собой циферблаты со стрелками.

Летно-технические характеристики

Основные модификации самолета имеют незначительные различия. Версия 200 получила габариты 58,82×17,39 м, а модель 300 – 63,69×16,83 м. Ширина фюзеляжа в обоих случаях одинаковая и составляет 5,64 м. Размах крыла равен 60,3 м при стреловидности 30°, а его площадь достигает 361,6 м². Предельная взлетная масса для обоих самолетов одинакова и ограничена отметкой 242 тонны. Посадочный вес для 200-ой модели не должен превышать 182 тонны, а для 300-ой – 187 тонн. Собственная масса составляет 119,6 и 124,5 тонн соответственно.

На обеих моделях могут стоять разные двигатели. Их тяга варьируется от 70000 до 72000 кгс, но на базовых характеристиках отличия не сказываются. Все могут разгоняться до 871 км/ч в крейсерском режиме. Предельная скорость ограничена отметкой 913 км/ч. Самолет способен преодолеть расстояние в 13400 км в двухсотой версии и 11300 км – в трехсотой. Высота полета при этом не превышает 13000 м.

Читать еще:  Ружье комб. sabatti forest 20х76: отзывы, цена, технические характеристики, обзор

История создания Airbus A330

Официально программа самолета взяла свое начало в 1987-ом году. Ее первоначальной целью было составить конкуренцию самолетам Boeing. В 1992-м году были выпущены версии А330-200 и А330-300. Первоначально они отличались только длиной.

Самолеты были представлены в 1992-ом году. Затем А330-300 был использован для прохождения летных испытаний ETOPS. На их протяжении самолет летел с одним включенным двигателем над Атлантикой на протяжении 6 часов. После этого А330-300 стал популярен у множества авиалиний.

В 1997-м году свой первый полет произвела и версия А330-200.

Позже Airbus Industrie собиралась сконструировать модель А350, видоизменив крылья, двигатель и носовую часть. Но проект не удался, зато увидела свет совершенно другая версия А350XWB.

В 2014-м году Airbus Industrie начал разработку серии самолетов А330neo. Как объяснил разработчик, это будут усовершенствованные самолеты А330.

Авиакомпании-эксплуатанты самолета Аэробус 330

Комфортабельные пассажирские самолеты из линейки Аэробус А330 успешно эксплуатируют многие мировые авиаперевозчики. Российские авиакомпании задействуют современные лайнеры для перелетов по внутренним и международным направлениям на средне- и дальнемагистральных авиалиниях.

Аэрофлот

В самолетном парке крупного российского перевозчика 22 Аэробуса А330. Из них 5 лайнеров модели А330-200 с двухкомпоновым салоном на 229 пассажиров.

В парке авиации также находятся17 самолетов А330-300 с двухклассовыми салонами вместимостью на 296, 301 и 302 человека.

I fly

Российская чартерная авиакомпания I fly эксплуатирует 6 Airbus 330-200. Одноклассовый салон эконом рассчитан на перелет 311 пассажиров. В заказе еще 2 лайнера данной модели.

В парке авиации перевозчика также находится один самолет А330-300 с салоном экономичного класса вместимостью на 387 человек.

Nordwind Airlines

Российская авиакомпания Nordwind, выполняющая чартерные и грузовые рейсы из Москвы, имеет в самолетном парке 2 Аэробуса 330-200. Салон двух классов обслуживания вмещает 279 человек. 24 посадочных места находятся в бизнес-секторе.

Турецкие авиалинии

Флагманский перевозчик Турции эксплуатирует на своих маршрутах 17 Аэробусов 330-200. Салон двух классов обслуживания. Общее количество посадочных мест – 250.

В парке авиации также находятся 37 моделей А330-300, рассчитанные на перелет 289 пассажиров в салоне двухклассовой компоновки.

Finnair

Государственный авиаперевозчик Финляндии эксплуатирует на своих рейсах гражданские Аэробусы А330-200 (1 самолет) и А330-300 (8 единиц техники).

В двухклассовом салоне А330-200 могут осуществлять комфортабельный перелет 260 пассажиров.

Лайнеры А330-300 оснащены салонами на три класса обслуживания на 263/289 человек.

Air China

Правительственная авиакомпания Китая эксплуатирует 30 Аэробусов А330-200 с двухклассовыми пассажирскими салонами на 237 и 283 человека.

В авиационном парке также находится 29 лайнеров А330-300. Самолеты этой модели оборудованы комфортабельными салонами трех классов обслуживания, рассчитанные на перелет 301/311 пассажиров.

Hainan Airlines

Китайская авиакомпания Hainan Airlines содержит в парке самолетов 9 Аэробусов А330-200. Салон двух классов обслуживания оснащен 222 посадочными местами.

Также в эксплуатации 18 лайнеров А330-300 вместимостью на 292 человека. Салон разделен на два класса обслуживания – бизнес и эконом.

China Airlines

В эксплуатации национальной авиакомпании Тайваня 24 Аэробуса 330-300.

Надежные, эргономичные и комфортабельные гражданские авиалайнеры Airbus 330 успешно эксплуатируют и другие известные мировые перевозчики. По данным на 2018 год, более 1400 самолетов этой линейки выполняют чартерные и регулярные рейсы по разным направлениям мира. Серийное производство продолжается.

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:
Adblock
detector